Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
К 70-летию Победы
В СПбГУ 5 мая в 12:00 пройдет «Единая минута молчания», посвященная памяти погибших защитников Родины и тружеников тыла, во всех зданиях СПбГУ, в которых ведется учебная, научная и административная деятельность. И. о. ректора Е. Г. Чернова проинформировала об этом и других мероприятиях, которые пройдут в Университете к 70-летию Победы. Состоятся встречи с ветеранами и представителями старшего поколения, уроки памяти, в которых примут участие, студенты, аспиранты, выпускники, преподаватели и сотрудники Университета. А 7 и 8 мая пройдут торжественные мероприятия. Расписание в эти дни изменено так, чтобы студенты и научно-педагогические работники смогли присоединиться к этим праздникам.
О совете образовательной программы «Венгерский язык»
По инициативе ректора СПбГУ Н. М. Кропачева и при поддержке чрезвычайного и полномочного посла Венгрии в России Яноша Баллы в Университете создается совет образовательной программы «Венгерский язык». Этот вопрос обсуждался на встрече ректора с преподавателями кафедры финно-угорской филологии СПбГУ. Преподаватели предложили ввести в этот совет работодателей: сотрудников венгерских предприятий и банков, базирующихся в Санкт-Петербурге.
Е. Г. Чернова отметила, что идея создания советов образовательных программ может распространяться. Если кто-то из работодателей заинтересован в том, чтобы Университет выпускал квалифицированных специалистов в определенной сфере, они могут выступить в качестве заказчиков соответствующей образовательной программы. Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова добавила, что в СПбГУ работают советы по другим образовательным программам: по клинической психологии, математике (см. Материалы ректорского совещания от 12.01.2015, п. 2). Таким образом, имеется определенный опыт, которым могут пользоваться коллеги.
О расширении информации о вузе на портале СПбГУ
Перечень информации о вузе, которая должна быть размещена на портале Университета, будет расширен в соответствии с инструктивным письмом от заместителя руководителя Рособрнадзора А. Ю. Бисерова, которое поступило в СПбГУ. Е. Г. Чернова сообщила, что в ближайшее время будет публиковаться дополнительная информация на портале СПбГУ и будут переформатироваться некоторые страницы портала. И. о. ректора поручила директорам институтов и деканам факультетов заранее направлять необходимую для публикации информацию начальнику управления по связям с общественностью О. Л. Тульсановой.
Впиши свою строку в летопись Университета
Каждый универсант имеет возможность участвовать в создании единой летописи Университета на портале СПбГУ. Е. Г. Чернова отметила, что пока универсанты не проявляют должной активности и скудно наполняют этот раздел контентом. И это при том, что в Университете постоянно происходят значимые события: например, недавно был международный симпозиум, посвященный 75-летию со дня основания Экономического факультета, с открытой лекцией выступал министр финансов А. Г. Силуанов. Войдут или нет те или иные события в летопись Университета? Теперь это будет зависеть от активности универсантов. Есть возможность восполнить пробелы. Доступ на эту страницу имеет каждый студент или сотрудник Университета, нужно только зарегистрироваться.
См. также: Материалы ректорского совещания от 24.02.2016, п. 2; Быть в тренд (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 1); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 20).
Об истории России и истории Университета
К новому учебному году будут созданы учебный онлайн-курс по истории России и курс «Введение в университетскую жизнь». Директор института истории А. Х. Даудов напомнил, что у его коллег немалый опыт преподавания истории России, есть кафедра истории России для естественнонаучных факультетов. Создана рабочая группа, которая разрабатывает новый учебный онлайн-курс, который станет обязательным для всех студентов Университета (подготовленные методические пособия и видеозаписи позволят изучить историю России). Этот курс будет готов к началу нового учебного года.
Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова напомнила, что, поступив в СПбГУ, студенты 1 курса знакомятся с историей Университета. Иногда такие занятия продолжаются и позже. Есть кураторы, которые знакомят студентов с правилами университетской жизни. Материалов много. Есть курсы историков, посвященные университетской истории, брошюра для абитуриентов, подготовленная нашими экономистами. Есть учебно-методические материалы и видеоконтент на эту тему. А теперь реализуется недавняя идея (см. Материалы ректорского совещания от 10.03.2015, п. 5): свести все источники воедино и создать комплект материалов для самостоятельного освоения. Чтобы первокурсники понимали среду, в которую они попадают, поступив в СПбГУ, и приобщались к университетскому мировоззрению, которое должно влиять на них и на их подход к учебе...
Каждый из преподавателей вводит студентов в свою профессию, отметила М. Ю. Лаврикова. Но обучающиеся реализуют не только свои профессиональные устремления, когда они поступают в наш Университет. Они попадают в новую для них университетскую среду — они должны научиться ощущать и понимать ее. Причастность к Университету будет с ними на всю оставшуюся жизнь. Создана рабочая группа, которая разрабатывает концепцию программы учебного курса «Введение в университетскую жизнь» с углубленным изучением Университета. Помощь разработчикам оказывают члены коллективов управления-службы информационных технологий и управления по связям с общественностью.
И. о. ректора Е. Г. Чернова отметила, что историки года два назад предложили «Введение в университетскую жизнь» как спецкурс или дисциплину по выбору. Но его изучали далеко не все. А теперь все универсанты будут иметь возможность получить важные сведения об истории СПбГУ. А изучив на портале материалы учебного онлайн-курса по истории России, обучающиеся смогут пройти тестирование по этой дисциплине... Кроме того, не все сотрудники СПбГУ окончили наш Университет — а теперь они тоже будут иметь возможность познакомиться с историей Университета. Специалисты СПбГУ начали подготовку такого же курса по истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
О студенческом стандарте качества образования
На заседании комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки РФ обсуждался вопрос создания студенческого стандарта качества образования (наряду с федеральными образовательными стандартами и профессиональными стандартами). Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что Университет работает по собственным образовательным стандартам, а студенты СПбГУ активно занимаются вопросами качества образования, работая в составе учебно-методических комиссий и студсоветов. На федеральном уровне было предложено создавать советы обучающихся по качеству образования. В СПбГУ такие советы уже созданы, но не как отдельная структура: комиссия по качеству образования есть в составе Студсовета СПбГУ. Проректор напомнила директорам институтов и деканам факультетов об их обязанности регулярно встречаться со студсоветами и обсуждать со студентами вопросы качества образования, вопросы эффективной реализации собственных образовательных стандартов СПбГУ.
См. также: В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15 и 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14).
Проректор М. Ю. Лаврикова сообщила, что в последнее время учебно-методические вопросы активно обсуждаются студентами. Они хотят понимать, что происходит с университетскими стандартами, как они развиваются, как включаются в учебные планы вариативные дисциплины, как при этом учитываются интересы студентов. Их интересуют современные методики образования. М. Ю. Лаврикова стала организовывать встречи со студсоветами институтов и факультетов (прошли уже пять таких встреч, и с каждым студсоветом обсуждали вопросы методики не меньше двух часов!). Есть активные члены УМК, но порой их не слышат другие члены комиссий. Студенты и преподаватели хотели бы раньше узнавать о планах УМК, о повестке дня заседаний. Не так давно в связи с серьезными нарушениями в работе одного из ученых советов первым проректором по учебной и научной работе издан приказ об открытости в работе ученых советов (см. Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 2). В работе учебно-методических комиссий тоже необходима гласность и открытость. Как известно, председатели учебно-методических комиссий обязаны заранее информировать на портале СПбГУ о повестке дня заседания совета, а после заседания совета — информировать о принятых на заседании комиссии решениях.
Академическая гимназия СПбГУ среди 100 лучших школ России
В 2014 году Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского университета вошла в список 100 лучших школ России по всем предметным областям (профили: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический) и стала первой в стране по уровню преподавания по биолого-географическому направлению: Наука стала ближе к гимназистам СПбГУ. По оценке проректора Е. Г. Бабелюк, этот результат был достигнут благодаря тому, что у школьников АГ СПбГУ теперь есть возможность намного шире, чем ранее, использовать различные ресурсы СПбГУ, электронные, библиотечные, лабораторное и научное оборудование (см. Материалы ректорского совещания от 29.09.2014, п. 13; от 13.10.2014, п. 8; от 16.02.2015, п. 3). Проректор особенно отметила важность участия наших школьников в научных исследованиях, о которой теперь стали чаше говорить и на федеральном уровне. Например, научно-исследовательская практика недавно появилась в школьном стандарте образования РФ. Директора школ города и области теперь ищут места для проведения такой практики. Мы готовы предоставить им такую возможность.
У наших гимназистов такие возможности имеются. Вот несколько примеров. Выпускник гимназии Сергей Брыгин и преподаватель СПбГУ А. А. Флоринский написали совместную статью «О динамике растягивающихся отображений вещественной прямой», которая была опубликована в международном журнале «Дифференциальные уравнения и процессы управления». А по результатам школьных исследований ветряных двигателей для электростанций Крайнего Севера другого выпускника нашей гимназии, победителя Балтийского научно-инженерного конкурса Максима Бебенина, в Нарьян-Маре была создана ветряная электростанция... На географические и геоэкологические практики для изучения ландшафтов Ленинградской области гимназисты едут на университетскую учебно-научную базу «Саблино». А в ресурсном центре «Методы анализа состава вещества» они проводят исследования в области аналитической химии. Подобралась активная группа аспирантов, заинтересованных в общении со школьниками, потому что для них это тоже является ценным опытом. Недавно директор гимназии Н. В. Серова встречалась со студентами и предложила проводить «Турнир юных физиков» и «Турнир юных химиков» на тех приборах и на той базе, которые есть в образовательных ресурсных центрах по направлениям физика и химия. Со школьной скамьи гимназисты проводят исследования на базе Научного парка СПбГУ. С 8–9 класса они ориентированы на то, чтобы продолжать свое обучение в Университете уже в роли студентов. Правительство РФ недавно утвердило Программу развития АГ СПбГУ, и теперь приобщение гимназистов к научным исследованиям пойдет еще эффективнее.
О содержании трудовых договоров с научно-педагогическими работниками СПбГУ
Трудовые обязанности научно-педагогических работников СПбГУ разнообразны: это и учебная работа, и методическая, и научная, и экспертная, и воспитательная (например, кураторство). Как правильно организовать планирование и распределение всех этих видов работ? Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев отметил, что планирование всех этих видов деятельности должно происходить на единых организационных началах, силами не только сотрудников главного управления по организации работы с персоналом, но и директоров институтов, деканов факультетов. При этом каждый вид работы научно-педагогического работника (научная, методическая, учебная, экспертная, воспитательная) имеет свою специфику, имеет разные возможности для учета, разные формы отчетности и т. д. Постепенный переход к индивидуальным контрактам означает постепенный переход и к индивидуальным трудовым заданиям. Сделать это довольно трудно. И в СПбГУ, и во всех вузах России с советских времен привыкли к тому, что в коллективе «делят ставки», устанавливают надбавки на год вперед «за хорошее выполнение трудовых обязанностей» (см. Материалы ректорского совещания от 17.10.2011, п. 3; от 24.10.2011, п. 6; от 14.11.2011, п. 3; от 23.09.2013, п. 7; от 04.03.2013, п. 6; от 29.12.2014, п. 3 и др.). А вот успешных примеров индивидуального планирования и учета всех видов учебно-научного труда научно-педагогических работников коллектива вуза и, что еще более важно, примеров справедливой оплаты такого труда пока никто не продемонстрировал.
Для того чтобы продвигаться в этом направлении, необходимы усилия не только администрации вуза, но и самих научно-педагогических работников. На первом этапе нам необходимо открыть всю информацию об объемах научной, педагогической, учебной и воспитательной работы. Для начала надо опубликовать объемы такой работы — по крайней мере, по каждому коллективу института / факультета. Как в свое время впервые в истории российских вузов на нашем портале была опубликована информация о зарплате научно-педагогических работников в разрезе коллективов факультетов (см. Материалы ректорского совещания от 03.04.2011, п. 5). Тогда ректоры вузов удивлялись, как наш ректор решился на такой шаг. В некоторых вузах и по сей день такая информация закрыта (см., например, МФТИ; МИСиС). Теперь надо сделать следующий шаг: открыть информацию об объемах работы (учебной, научной, методической, экспертной, воспитательной) коллективов институтов и факультетов. При этом надо, конечно, понимать, что конкретного научно-педагогического работника главным образом волнует справедливая оплата его труда в зависимости от объемов его работы и востребованности его возможностей на рынке труда, а вовсе не соотношение объемов работы научно-педагогических коллективов и соотношение размеров зарплат в этих коллективах. То есть, волнует не только средняя зарплата в СПбГУ и даже не только средняя зарплата в том или ином коллективе научно-педагогических работников, а лично его зарплата и его объем работы. В последние годы научно-педагогических работников, желающих работать в СПбГУ, становится все больше и больше. За последние 2,5 года в Университет пришли почти 300 новых научно-педагогических работников. Их научные показатели весьма высоки (у каждого из них выходит более двух научных публикаций в год в журналах, индексируемых в WoS) по сравнению со средними показателями по СПбГУ (в среднем 0,24 публикации в журналах, индексируемых в WoS). За последние три года число конкурсов на должности на альтернативной основе выросло в несколько раз. И каждый месяц продолжает расти. Мы ожидаем, что через год уже каждый третий (пятый) конкурс на должность будет проходить на альтернативной основе. С каждым годом будет увеличиваться число новых членов нашего коллектива. Растет и конкуренция. Кто-то уходит работать в другие вузы и научные учреждения, и не только зарубежные. Кто-то уходит с научно-педагогической работы и становится преподавателем-практиком. Все это требует создания эффективной системы планирования, учета и контроля объемов трудовых поручений сотрудников, что, в свою очередь, позволит обеспечить более высокий уровень справедливости в оплате их труда. Основное место в объемах трудовых поручений научно-педагогических сотрудников, как правило, занимает педагогическая нагрузка.
Планирование педагогической работы в соответствии с новым приказом Министерства образования и науки № 1601 предполагает планирование в первую очередь и в основном контактной (аудиторной) работы. Вместе с тем соотношение контактной педагогической работы и иных видов деятельности научно-педагогического работника (научной, экспертной, методической, творческой, лечебной и т. д.) должно определяться локальными актами организации. На ректорском совещании 13 апреля проректор М. Ю. Лаврикова отметила, что вступление в силу упомянутого приказа Минобрнауки означает необходимость совершенствования локальных актов СПбГУ с целью исполнения требований этого приказа (см. Материалы ректорского совещания от 13.04.2015, п. 1).
В. В. Еремеев подчеркнул, что обеспечить одновременный переход всего Университета на обновленную систему планирования всех видов деятельности научно-педагогических работников, составляющих их трудовое задание, очень трудно. Предлагается с целью апробации провести эксперимент в трех учебно-научных подразделениях: институте химии, институте ВШМ и на Юридическом факультете. Руководители именно этих подразделений выразили готовность оказать помощь в проведении такой работы… С учетом новизны такого подхода В. В. Еремеев предложил директорам институтов и деканам факультетов к 14 мая представить предложения о перечне видов деятельности научно-педагогических работников, способах оценки результатов этой деятельности, способах получения соответствующих отчетов, а также формах фиксации трудовых заданий научно-педагогических работников. Директор института химии И. А. Баловадля эффективного участия в пилотном проекте попросила коллег, директоров и деканов, помочь ей представить весь объем планируемой нагрузки сотрудников института.
См. также: Материалы ректорского совещания от 05.05.2015, п. 8; Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6).
Е. Г. Чернова отметила, что следующий учебный год будет переходным. Будет проведен локальный эксперимент в трех подразделениях. Они выбраны из-за того, что у них нагрузка и виды работ очень разные по сравнению друг с другом, поэтому можно отследить разные сочетания видов работ.
Объединить ресурсы многопрофильного клинического комплекса и поликлиники СПбГУ
Ресурсы многопрофильного клинического комплекса, который вошел в состав Университета (см. Материалы ректорского совещания от 16.02.2015, п. 1), и поликлиники СПбГУ будут объединены. Е. Г. Чернова напомнила, что СПбГУ получил один из самых высокотехнологичных медицинских центров Петербурга, в котором работает медицинский персонал высокой квалификации (см. Клиника завтрашнего дня уже сегодня). Присоединение комплекса будет происходить в три этапа: сначала он выделится из Центра имени Н. И. Пирогова и получит статус самостоятельного юридического лица, затем войдет в состав СПбГУ, а далее должен оформиться как отдельное юридическое лицо в составе единого учебно-научного комплекса СПбГУ. Все сотрудники СПбГУ, работающие в поликлинике СПбГУ, могут перейди на работу в многопрофильный клинический комплекс. Объединение ресурсов многопрофильного клинического комплекса и поликлиники СПбГУ позволит использовать новые площадки (наб. Фонтанки, д. 154; Кадетская линия, д. 13–15; 7-я линия, д. 16/18; ул. Циолковского, д. 3) для получения студентами и сотрудниками Университета первой медицинской помощи.
См. также: Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответы 2, 3); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 12).
Начинается месячник «Верни книгу домой»
Вопросы развития Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ, проблемы формирования ее фондов не раз обсуждались на ректорских совещаниях:
- о передаче в частные руки без какого-либо документального оформления более 30 тысяч редких книг Императорского общества естествоиспытателей (в том числе атласов и карт, изданных до 1917 г. на русском и иностранных языках). Значительное число книг (в пределах 10–15 тыс. уникальных дореволюционных изданий), видимо, утеряны безвозвратно (см. Материалы ректорского совещания от 03.04.2011, п. 9)
- информация директора библиотеки СПбГУ о состоянии специализированного книжного фонда — о том, что более 500 тысяч книг были вывезены в мешках на склад в ПУНКе, совершенно не предназначенный для их хранения, о состоянии значительной части газетного фонда, о состоянии библиотеки Бестужевских курсов и библиотеки Общества естествоиспытателей (см. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011, п. 10; Книги, возвращенные читателям)
- о 100 тыс. книг, долгое время валявшихся в подвале здания Jeu de paum (Жё-де-пом), где проводятся занятия по физической культуре (см. Материалы ректорского совещания от 08.08.2011, п. 2).
Были и яркие достижения:
- премия Президента РФ в области образования за 2001 год за цикл трудов «Создание новых технологий обучения на базе библиотечного информационно-компьютерного комплекса для учебных заведений высшего профессионального образования» (Указ Президента РФ от 03.10.2002 № 1114 «О присуждении премий Президента РФ в области образования за 2001 год»)
- создание современного информационно-библиотечного комплекса на базе отраслевого отдела по экономике нашей библиотеки (см. Материалы ректорского совещания от 27.02.2012, п. 1)
- объединение трех отраслевых отделов Смольного кампуса в один
Библиотека активно развивается, ищет новые формы работы с читателями:
- Проводится опрос читателей Научной библиотеки (см. Материалы ректорского совещания от 05.11.2013, п. 4)
- Ведется работа по созданию единого учетного каталога всех книг, хранящихся в СПбГУ. Некоторые сотрудники Университета передают на временное ответственное хранение (с правом возвращения) в библиотеку свои собственные книги. На ответственном хранении в библиотеке СПбГУ находится значительное количество личных книг, что позволяет использовать их в учебной и научной работе всеми универсантами (см. Материалы ректорского совещания от 08.08.2011, п. 2)
- Уникальные документы и материалы, раритетные издания конца XIX — начала XX века из Научной библиотеки им. М. Горького оцифрованы на оборудовании Президентской библиотеки и стали доступны миллионам пользователей сети Интернет: (см. Материалы ректорского совещания от 15.09.2014, п. 6; Новая жизнь старинных книг и современных авторефератов)
См. также: Материалы ректорского совещания от 26.10.2015, п. 8; от 22.06.2015, п. 7; Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 19).
И. о. ректора Е. Г. Чернова сообщила, что студенты, выпускники и сотрудники Университета очень часто интересуются перспективами развитием библиотеки через Виртуальную приемную, в том числе вопросами сохранности книжных фондов. По инициативе директора Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ М. Э. Карповой для должников объявлен месячник «Верни книгу домой». Опыт такой есть: например, недавно один из выпускников Университета вернул книги, которыми он пользовался в середине 1980-х, когда учился в ЛГУ (см. Материалы ректорского совещания от 30.03.2015, п. 7). Бывает, что читатели случайно уносили книги с собой, а потом забывали об этом. Никаких репрессивных мер к возвратившим книги применяться не будет. Им просто дается шанс вернуть книги, чтобы другие могли ими пользоваться.