Материалы ректорского совещания

№ 131
от 18.11.2013

Повестка совещания

    Премии Правительства РФ 2013 года в области образования

    Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил, что работникам Санкт-Петербургского университета присуждены премии Правительства РФ 2013 года в области образования:

    • Гайворонскому Ивану Васильевичу, профессору СПбГУ, доктору медицинских наук, заведующему кафедрой
    • Ничипоруку Геннадию Ивановичу, доценту СПбГУ, кандидату медицинских наук
    • Яблонскому Петру Казимировичу, профессору СПбГУ, доктору медицинских наук, декану Медицинского факультета

    С. П. Туник сообщил, что премии были присуждены за научно-практическую разработку «Инновационные формы наглядной научно-просветительской работы по сохранению здорового образа жизни и изучению основ медицинских знаний в образовательных учреждениях» (см. распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2013 года).

    Поздравления в адрес коллег с высокой наградой и пожелания новых профессиональных успехов были встречены аплодисментами.

    Собственные ученые степени СПбГУ: новые защиты и первые дипломы

    С. П. Туник сообщил, что 15 ноября в СПбГУ были защищены две диссертации на соискание ученой степени Ph. D. СПбГУ по геологии (Ph. D. SPbSU, Earth Sciences). Их защитили аспиранты кафедры кристаллографии:

    • Елена Житова — на тему «Кристаллохимия природных слоистых двойных гидроксидов» (Crystal Chemistry of Natural Layered Double Hydroxides)
    • Анна Пахомова — на тему «Кристаллохимия природных и синтетических кислородных соединений титана и молибдена» (Crystal Chemistry of Natural and Synthetic Titanium and Molybdenum Oxocompounds)

    Обе диссертации были защищены по европейским стандартам: у каждой из диссертанток было не меньше четырех публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science. Этот путь, подчеркнул С. П. Туник, приведет к признанию собственных ученых степеней СПбГУ в мировом научном сообществе.

    Проректор сообщил также, что на данный момент защищены уже 8 диссертаций на соискание степени Рh. D. СПбГУ. На заседании Ученого совета СПбГУ 18 ноября состоится церемония вручения первых пяти дипломов Рh. D. Санкт-Петербургского государственного университета в области математики и в области биологии. Статус обладателей этих дипломов внутри Университета уже обозначен:

    • при проведении конкурса на замещение должностей НПР диплом Рh. D. СПбГУ приравнивается к диплому кандидата наук
    • при оформлении трудовых отношений для обладателей дипломов Рh. D. СПбГУ предусматривается установление индивидуального коэффициента 1,2 к должностному окладу на должности НПР СПбГУ
    • наличие в коллективе НПР, имеющих степень Рh. D. СПбГУ, будет приниматься в расчет при определении эффективности деятельности коллектива факультета, а также при расчете стимулирующих фондов коллективов факультетов

    См. также: Быть в тренде (ответ 3); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 3); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 3); Он был первым (ответы 7–9, 22).

    Участие СПбГУ в III форуме «Диалог Россия — Республика Корея»

    Ректор напомнил, что 12–13 ноября в Сеуле прошел III форум «Диалог Россия — Республика Корея». Главная тема форума ДРРК — «Сотрудничество между Россией и Кореей на пороге открытия новой эры Евразии». Около 160 участников форума, представители разных секторов гражданского общества России и Республики Корея, рассматривали широкий спектр различных вопросов, актуальных для обеих стран и для развития их партнерства.

    Санкт-Петербургский государственный университет с самого начала поддержал инициативу создания ДРРК и все время существования ДРРК (с 2010 года) обеспечивает организационное сопровождение и экспертную функцию. Ведущие специалисты СПбГУ руководят или входят в состав комиссий и рабочих групп форума, российский координационный комитет форума ДРРК возглавляет ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, технический секретариат форума работает под эгидой СПбГУ. Кроме уже традиционных комиссий и групп, в этот раз по инициативе Санкт-Петербургского государственного университета в рамках ДРРК состоялся Форум ректоров корейских и российских университетов. Ректоры обсуждали две ключевые темы: реформирование высшей школы и поиск путей сотрудничества между университетами и бизнесом. На пленарном заседании III форума «Диалог Россия — Республика Корея» с участием президентов двух стран 13 ноября Президент России В. В. Путин отметил значимую роль Санкт-Петербургского государственного университета в подготовке и организации ДРРК.

    Н. М. Кропачев отметил ряд особенностей этого форума. В нем принимали участие представители всей России — от Калининграда до Владивостока. Комиссии и рабочие группы форума работают постоянно, в течение всего года. Растет взаимопонимание сторон, общение в рамках ДРРК существенно изменилось, стало более теплым и более конструктивным.

    Кроме того, подчеркнул ректор, форум ДРРК позволяет реализовать интересы Университета, продвигать научные и образовательные программы СПбГУ. Сейчас формируется план работы ДРРК на следующий год. Ректор поручил деканам направлять предложения по участию в работе комиссий и рабочих групп форума.

    О безвозмездной передаче книг и помощи пострадавшим

    Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин напомнил, что, начиная с сентября, наш Университет оказывает помощь районам Дальнего Востока, пострадавшим от наводнений. Ректор СПбГУ сразу же поговорил с коллегами-ректорами ДВФО, и выяснил, какая помощь пострадавшим может быть оказана. Уже приходят отклики: например, ректор Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета недавно прислал благодарность за помощь (по инициативе проректора Е. Г. Черновой в адрес этого университета была направлена посылка из книг по экономике и менеджменту).

    Весь Российский союз ректоров, в который входят руководители полутора тысяч вузов России, собрал для пострадавших 7 млн рублей).

    Кроме того, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и председатель профкома сотрудников СПбГУ Л. О. Иванов выступили с инициативой сбора средств в помощь пострадавшим. Собрано более семисот тысяч рублей, которые будут переданы в Благовещенский государственный педагогический университет, Дальневосточный государственный аграрный университет и Амурский государственный университет (см. Материалы ректорского совещания от 09.09.2013, п. 3; от 23.09.2013, п. 2).

    А. А. Заварзин выразил признательность универсантам за инициативы коллективов и должностных лиц, за помощь пострадавшим на Дальнем Востоке.

    Об институте «Высшая школа менеджмента» СПбГУ и единстве Университета

    И. о. декана ВШМ И. Н. Баранов сообщил, что 13 ноября состоялось собрание коллектива ВШМ СПбГУ (см. Приказ № 2221/1 от 19.06.2013 «Об ученом совете Высшей школы менеджмента СПбГУ»), которое приняло решение ходатайствовать о создании нового учебно-научного структурного подразделения СПбГУ — «Института "Высшая школа менеджмента"». Он отметил, что создание института, с одной стороны, позволит расширить полномочия директора института (то есть повысить эффективность и оперативность решений на этом управленческом уровне), а с другой стороны, обеспечит единство многотысячного коллектива СПбГУ.

    Декан Философского факультета С. И. Дудник сообщил, что 12 ноября на заседании ученого совета Философского факультета обсуждался вопрос о создании на базе двух факультетов учебно-научного структурного подразделения СПбГУ — Института истории и философии СПбГУ, и члены ученого совета единогласно приняли решение ходатайствовать о такой инициативе. Декан Исторического факультета А. Х. Даудов рассказал, что 14 ноября тот же вопрос обсуждали на заседании ученого совета Исторического факультета. Большинство членов ученого совета (16 «за», 4 «против», двое воздержались) поддержали эту инициативу. Деканы сообщили, что они не стали на прошлой неделе направлять выписки из решений ученых советов факультетов в секретариат Ученого совета Университета, поскольку приняли решение дополнительно объяснить позицию на заседаниях кафедр.

    Ректор подчеркнул, что вопрос о создании института «Высшая школа менеджмента» по инициативе наших менеджеров включен в повестку дня Ученого совета Университета. Ректор напомнил, что введение в свое время должностей проректоров по направлениям призвано было «сломать решетки и стены», разделявшие коллективы факультетов и студентов, повысить эффективность использования материальных ресурсов СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 12.09.2011, п. 5). Еще в сентябре 2011 года, говоря о так называемых «общежитиях для физиков» и «общежитиях для юристов», ректор подчеркивал, что «все университетские ресурсы: общежития, оборудование, программное обеспечение и т. д. — должны быть равнодоступны для всех студентов, преподавателей и сотрудников Университета...» (см. Материалы ректорского совещания от 05.09.2011, п. 5). Металлические решетки разделяли наших историков и философов в здании Университета по адресу Менделеевской линии, д. 5. Не образные, а настоящие стены разделяли наших международников, социологов и политологов в помещениях Университета в Смольном (см. Материалы ректорского совещания от 17.09.2012, п. 3). Примеры можно продолжать... Но ситуация изменилась кардинально. И сегодня оборудование в ресурсных центрах доступно для всех, места в общежитиях распределяются по предложениям студсоветов на основании успеваемости, а не принадлежности к юристам или физикам, в здании Университета на 22-й линии, д. 7, занимаются не только будущие юристы, но и будущие медики, там находится отраслевой отдел медицинской литературы Научной библиотеки имени М. Горького, проходят заседания ученых советов трех факультетов, и т. д., и т. п.

    Университет — большая и сложная организация, поэтому зачастую необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении ресурсы для того, чтобы обеспечить решение важнейших задач. Так например, в 2008–2009 годах для решения вопросов поддержания необходимого уровня заработной платы в отдельных коллективах были использованы внебюджетные средства, которые Университет получил от платного обучения студентов по образовательным программам «Юриспруденция» и «Экономика». Н. М. Кропачев заметил, что он тогда ещё сохранял позицию декана Юридического факультета, а первый проректор по экономике И. П. Бойко был деканом Экономического факультета. И речь шла о суммах (60 млн руб.), существенных даже по сегодняшним меркам.

    Есть, однако, и обратные примеры. И. А. Дементьев напомнил, что в те же годы существовал эндаумент-фонд ВШМ как самостоятельное юридическое лицо и он получил первый доход (17 млн рублей), который не был перечислен в Университет, а был использован для временного увеличения размера эндаумента. И в то же самое время в Университете решалась проблема, связанная с неэффективными решениями при реализации проекта создания кампуса «Михайловская дача» (тогда 17 млн рублей были, по мнению прокуратуры, нецелевым образом использованы для осушения прудов). И эти 17 млн рублей Университет должен был вернуть в бюджет Российской Федерации из собственных внебюджетных средств. Но о существовании доходов эндаумент-фонда ВШМ руководство Университета тогда не знало (лишь несколько недель назад были получены документы о деятельности этого фонда), а руководство факультета ВШМ утверждало, что денег для уплаты долга в его распоряжении нет. В итоге университетский коллектив потерял 17 млн рублей...

    Ректор сообщил также о том, что в ближайшее время будет подписан приказ о создании Института химии СПбГУ (вопрос о его создании обсуждался на заседании Ученого совета СПбГУ 28 октября) и перечислил основные полномочия, которыми будет наделен директор Института химии:

    • в порядке, установленном локальными актами СПбГУ, формировать смету расходов на обеспечение реализации в СПбГУ основных и дополнительных образовательных программ и осуществления научных исследований в области химии
    • определять приоритеты при планировании и проведении текущего и капитального ремонта помещений, зданий, сооружений и оборудования СПбГУ и приобретении расходных материалов, канцелярских товаров, необходимых для обеспечения реализации в СПбГУ основных и дополнительных образовательных программ и осуществления научных исследований в области химии
    • определять приоритеты при решении вопросов о закупке литературы, других информационных ресурсов, включая права доступа к электронным информационным ресурсам, а также дорогостоящего научного оборудования, необходимого для осуществления научных исследований в области химии
    • утверждать составы учебно-методической комиссии Института и научной комиссии Института
    • утверждать составы государственных аттестационных комиссий (за исключением председателя, которого определяет Правительство РФ) и государственных экзаменационных комиссий для проведения итоговой государственной аттестации выпускников основных образовательных программ высшего образования в области химии
    • устанавливать стимулирующие выплаты научно-педагогическим работникам, составляющим коллектив Института
    • устанавливать требования к кандидатам на должности научно-педагогических работников, входящих в коллектив Института
    • устанавливать в соответствии с требованиями локальных нормативных актов СПбГУ условия трудовых договоров с научно-педагогическими работниками, входящих в коллектив Института
    • проводить собеседования с кандидатами на должности научно-педагогических работников, входящих в коллектив Института
    • представлять предложения по созданию советов по защите ученых степеней Санкт-Петербургского государственного университета
    • контролировать надлежащее качество преподавательской работы и научных исследований научно-педагогических работников, входящих в коллектив Института
    • участвовать в работе научно-консультативного совета Экспертного центра СПбГУ
    • проводить работу по привлечению средств в фонд целевого капитала «Развитие СПбГУ» для целей обеспечения образовательной деятельности и научных исследований в области химии
    • еженедельно проводить: приём граждан; встречу с профбюро научно-педагогических работников первичной профсоюзной организации сотрудников СПбГУ; встречу с представителями студенческого совета Института
    • формировать совещательные органы по вопросам, относящимся к компетенции директора Института
    • получать информацию от должностных лиц СПбГУ по вопросам, относящимся к компетенции директора Института
    • формировать предложения о применении мер поощрения или взысканий к работникам, не находящимся в подчинении директора Института, но участвующим в организации или обеспечении образовательной деятельности и научных исследований в области химии
    • в рамках полномочий, предоставленных локальными актами Санкт-Петербургского государственного университета, представлять СПбГУ перед третьими лицами
    • в установленном в СПбГУ порядке вносить предложения о внесении изменений в штатное расписание СПбГУ в части, касающейся коллектива Института

    См.также: Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 7); Честность и открытость (ответ 10); Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответы1–2); Университету кризис не страшен (ответ 15); Материалы ректорского совещания от 05.05.2015, п. 1; от 17.11.2014, п. 5; от 24.08.2015, п. 2; от 25.11.2013, п. 4.

    Н. М. Кропачев отметил, что недостаток информации о предложении ученого совета Химического факультета создать Институт химии зачастую вызывал кривотолки и слухи, например, это подавалось как «закручивание гаек». А предлагаемое общим собранием трудового коллектива создание института «Высшая школа менеджмента» — как «выход менеджеров из состава Университета». События схожие, структурные изменения одни и те же, а реакция — диаметрально противоположная. В связи с этими событиями ректор подчеркнул важность своевременной публикации достоверной и точной информации о деятельности Университета, публикации материалов заседаний ученых советов факультетов, совещаний, которые проводят деканы, материалов приема деканами граждан и их встреч со студенческими советами.