Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О координационных советах по областям образования
В соответствии с Федеральным законом № 273–ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1061 от 12.09.2013 утвержден перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, который разделил все направления подготовки и специальности на 57 укрупненных групп, объединенных в девять областей образования. Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что теперь учебно-методические объединения (УМО) создаются для каждой из 57 укрупненных групп. Кроме того, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках 9 областей образования формируются координационные советы (см. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1605 от 22.12.2014). Задачей каждого координационного совета является определение образовательной политики в соответствующей области («Математические и естественные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки», «Гуманитарные науки», «Искусство и культура», «Оборона и безопасность государства. Военные науки»), реализацию которой будут обеспечивать создаваемые УМО. В состав координационных советов в значительной части входят представители работодателей, общественных объединений, в том числе профессиональных.
М. Ю. Лаврикова особо подчеркнула, что новая политика Министерства образования и науки РФ, ориентированная на активное вовлечение работодателей, проводится СПбГУ уже не первый год. Представители работодателей не только традиционно приглашаются в состав государственных аттестационных комиссий или привлекаются к реализации практических дисциплин в рамках образовательных программ. Они уже включены в состав целого ряда учебно-методических и научных комиссий. М. Ю. Лаврикова отметила, что без активного вовлечения в нашу деятельность работодателей мы не сможем адекватно оценить востребованность и качество наших образовательных программ и обеспечить их совершенствование. М. Ю. Лаврикова подчеркнула и необходимость корректировки образовательных стандартов после появления профессиональных стандартов. Сегодня во взаимодействии с работодателями мы должны добиться, чтобы профессиональная подготовка в Университете соответствовала постоянно изменяющимся требованиям рынка труда.
И. о. ректора И. А. Дементьев подчеркнул, что с учетом принятых Министерством образования и науки РФ решений привлечение к деятельности учебно-методических комиссий работодателей перестает быть рекомендацией, а становится обязанностью. Два года назад в Университете было время и на «раскачку», и на борьбу с теми из коллег, которые не желали «усложнять себе жизнь» и советоваться с работодателями. Представители работодателей включались в учебно-методические и научные комиссии принудительным образом (см. Материалы ректорского совещания от 23.09.2013, п. 5; от 23.12.2013, п. 1; от 31.03.2014, п. 4; от 28.04.2014, п. 3). Многие восприняли в штыки поручение о включении представителей работодателей в учебно-методические и научные комиссии и всячески противодействовали ему. Теперь по пути включения в состав координационных советов представителей работодателей пошло и Министерство образования и науки РФ. Теперь такова государственная политика в сфере образования, и мы должны четко соответствовать заявленным требованиям (см. также: Материалы ректорского совещания от 26.01.2015, п. 2; от 30.03.2015, п. 1; от 13.04.2015, п. 2; от 12.05.2015, п. 2).
Об утверждении состава совета образовательной программы «Математика»
По инициативе самих научно-педагогических работников в Университете продолжается создание советов образовательных программ. Как известно, первым в свое время был создан совет образовательной программы «Свободные искусства и науки». Потом был создан совет образовательной программы «Клиническая психология». Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова сообщила о подготовке приказа об утверждении состава совета основной образовательной программы бакалавриата «Математика». В него войдут сотрудники институтов РАН и ведущих университетов мира (в том числе Оксфорда, Университета Стони Брук штата Нью-Йорк (США), Университета Лилля и др.). Состав совета формируется, прежде всего, исходя из задачи обеспечения высокого уровня подготовки и реализации образовательной программы.
См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 13); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3); Материалы ректорского совещания от 09.02.2015, п. 4; от 25.02.2015, п. 5; от 27.04.2015, п. 2; от 12.05.2015, п. 2.
Об итогах открытых конкурсов СПбГУ на создание лабораторий под руководством ведущих ученых и на финансирование фундаментальных исследований
Проректор по научной работе С. П. Туник проинформировал о результатах открытых конкурсов на финансирование научных исследований из средств СПбГУ:
- на создание в СПбГУ исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых: приказ № 7826/1 от 24.12.2014 «Об утверждении результатов открытого конкурсного отбора заявок на финансирование создания и деятельности коллективов исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых за счет средств СПбГУ»
- на финансирование фундаментальных научных исследований (по Мероприятиям 1 и 2): приказ от 31.12.2014 № 8073/1
На открытый конкурс СПбГУ на создание исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых поступило 30 заявок. Университет отказался от самостоятельного проведения экспертизы и привлек к ее организации компанию «Инконсалт», которая проводит экспертизу заявок на конкурс мегагрантов Правительства РФ и которая осуществила экспертизу заявок для Университета в соответствии с теми же стандартами и с привлечением ведущих мировых экспертов. С. П. Туник отметил высокий уровень экспертизы проектов: по каждому из девяти пунктов анкеты было дано обоснованное заключение. На первом этапе по результатам жесткой экспертизы было выделено 10–12 проектов с примерно равным числом баллов. На втором этапе из них выбрали пять проектов, которые будут финансироваться из средств СПбГУ. Победители конкурса возглавят новые исследовательские лаборатории, которые откроются в Университете:
- центр биоинформатики и алгоритмической биотехнологии (Center for Bioinformatics and Algorithmic Biotechnology), руководитель лаборатории — Павел Певзнер (University of California San Diego, USA)
- спин-орбитальное и обменное взаимодействие в формировании электронной и спиновой структуры топологических наносистем для использования в наноэлектронике и спинтронике (Spin-orbit and exchange interaction as a driving force in formation of electronic and spin structure of new materials /topological nanosystems for using in nanoelectronics and spintronics), руководитель лаборатории — Евгений Чулков (University of the Basque Country, Spain)
- транснационализм и миграционные процессы: сравнительный и институциональный анализ (Transnationalism and Migration Processes: Comparative and Institutional Analysis), руководитель лаборатории — Питер Кивисто (University of Turku, Finland)
- эффективность экономики и окружающая среда (Economic Performance and the Environment), руководитель лаборатории — Фредерик ван дер Плоег (University of Oxford, United Kingdom)
- интернационализация политически аффилированных фирм из стран с растущей экономикой (Internationalization of politically connected firms from emerging markets), руководитель лаборатории — Накум Лилак (City University of New York, USA)
По итогам обсуждения с руководителями лабораторий детализированных смет проектов будет обеспечено предоставление необходимых помещений и оборудования для проведения поддержанных в конкурсе исследований. Проректор еще раз подчеркнул очень высокий уровень заявок, поданных на конкурс (особенно в социогуманитарных областях науки). В нем принимали участие ученые не только из России, но и из других стран. С руководителями других проектов, которые не победили в конкурсе, ведутся переговоры, чтобы пригласить их работать в Университете.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, на какой срок рассчитано финансирование лабораторий. С. П. Туник ответил, что финансирование из средств Университета предусматривается на срок до трех лет. Вместе с тем, работа лабораторий не должна ограничиваться только заявленным проектом: руководители лабораторий должны обеспечить привлечение внешнего финансирования для проведения НИР в объеме не менее 25 % от университетского. Это хороший старт, за три года лаборатории «встанут на ноги», и в результате в Университете будут развиваться исследования в самых перспективных областях науки.
На открытый конкурс СПбГУ на финансирование фундаментальных научных исследований было подано 254 заявки:
- по Мероприятию 1 «Проведение фундаментальных исследований по шести приоритетным направлениям Программы развития СПбГУ» — 31 заявка
- по Мероприятию 2 «Проведение фундаментальных исследований по направлениям подготовки специалистов (инициативные проекты)» — 223 заявки
С. П. Туник отметил, что этот конкурс становится привлекательным не только для универсантов: было подано 214 заявок от сотрудников СПбГУ и 40 заявок от сотрудников внешних организаций. Все заявки прошли независимую внешнюю экспертизу, по каждой заявке было получено не менее 2 рецензий. Дополнительную экспертизу выполнили члены Экспертной комиссии СПбГУ. По результатам такого двухступенчатого контроля качества заявок был составлен рейтинг проектов, поданных на конкурс, и отобраны проекты, которые будут поддержаны Университетом. Из 28 победителей этого этапа конкурса (четыре — по Мероприятию 1, 24 — по Мероприятию 2) 24 являются сотрудниками СПбГУ, четыре — сотрудниками других организаций, не состоявшими до этого в трудовых отношениях с СПбГУ.
Проректор подчеркнул: анализ поданных на конкурс заявок показывает, что многие руководители заявляемых проектов недостаточно внимательно и скрупулезно отнеслись к задаче по составлению сметы. К сожалению, такой подход скорее традиционен для российских ученых, тогда как в западных странах, например, в США, до 30% суммарной оценки экспертами заявки составляет оценка того, насколько четко проработана ее смета заявляемого проекта. Поэтому принято решение: до 20 января с победителями этого конкурса будут проведены собеседования по вопросу оптимизации и уточнения сметы. Будут обсуждаться индикаторы выполнения сметы по каждому проекту. С. П. Туник не исключил и тот вариант, что по результатам этих обсуждений может быть принято решение о финансировании других проектов — следующих в рейтинговом списке.
Также С. П. Туник отметил, что Университет переходит на традиционную современную модель формирования гранта, когда средства на заработную плату направляют для приема на работу на время проекта внешних работников (например, постдоков), а также аспирантов и студентов, но не сотрудников СПбГУ. Работники Университета уже получают заработную плату, и для них существует целый набор инструментов стимулирования (стимулирующие фонды подразделений, конкурс доплат за научные публикации и др.).
См. также: Материалы приема граждан 27.01.2015, п. 1; Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 2); Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 10); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 3); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответы 15–16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 2 и 5); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 12); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 2 и 5).
И. о. ректора И. А. Дементьев подвел итоги: Университет финансирует (а не поддерживает) исследования и сотрудников! Проверка реальности сметы — это одна из ступеней экспертизы проекта. Сегодня руководители проектов указывают круглые суммы сметы, потому что рассчитывают на то, что это конкурс «для своих», а потом они «сумеют договориться». Опыт РНФ и других научных фондов по анализу качества составления сметы проектов будет учтен, и требования к точному формированию сметы проекта обязательно будут введены в условия следующего конкурса СПбГУ.
О предложениях директоров институтов и деканов факультетов по развитию международного сотрудничества
Директорам учебно-научных институтов и деканам факультетов были даны поручения направить предложения о сотрудничестве с университетами Ирана (см. Материалы ректорского совещания от 08.12.2014, п. 3) и предложения по возможным направлениям подготовки и иностранным образовательным организациям, с которыми целесообразно организовать взаимодействие по созданию совместных вузов за рубежом. И. о. ректора И. А. Дементьев отметил, что хотя уровень исполнительской дисциплины вырос (66 % руководителей направили свои предложения), однако сами полученные предложения в подавляющем большинстве неконкретные и не проработанные. Например, из формулировки «неплохо бы посмотреть на Исфаханский университет» неясно, кто же будет смотреть, на что будет смотреть, как долго будет смотреть, какие действия необходимо предпринять и кто будет привлечен для выполнения этих действий.
По второму вопросу полученные от директоров институтов и деканов факультетов предложения касаются главным образом тем совместных проектов с зарубежными вузами и не содержат информации:
- о потенциальном названии создаваемого за рубежом вуза
- о название вуза-партнера за рубежом, выступающего совместно с СПбГУ учредителем создаваемого вуза
- об уровне проработки вопроса с предполагаемым вузом-партнером
- об обосновании направлений подготовки в создаваемом вузе (необходимые ресурсы со стороны СПбГУ, вуза-партнера, привлечение преподавателей, рыночная конъюнктура и т. д.)
См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 2); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответы 2 и 4).
И. А. Дементьев обратил внимание на крайне низкий уровень большинства предложений, касающихся вопросов развития международного сотрудничества с зарубежными вузами. Он подчеркнул важность обсуждаемых вопросов и поручил директорам институтов и деканам факультетов в течение двух недель доработать предложения с учетом обсуждавшегося на совещании.
О создании биобанка в СПбГУ
Проректор С. П. Туник рассказал о принципах организации биобанка в СПбГУ, создаваемого в рамках реализации проекта «Трансляционная медицина в СПбГУ», поддержанного Российским научным фондом. Проректор отметил принципиальные различия в подходах СПбГУ и МГУ, который анонсировал проект под кодовым названием «Ноев ковчег». Если в МГУ планируют создать биобанк представителей всех живых существ в виде «вечной» коллекции образцов их клеток, то биобанк СПбГУ имеет конкретную практическую направленность и создается для того, чтобы активно использовать собираемый в него материал уже сегодня. Именно поэтому создание нашего биобанка является составной частью крупного проекта «Трансляционная медицина в СПбГУ».
С. П. Туник отметил, что оба проекта (и наш, и МГУ) реализуются в самой востребованной сегодня области — науки о жизни (Life science). До 25 % финансирования РНФ идет на поддержку университетов и научных организаций, реализующих проекты в этом направлении (в том числе в области биологии, медицины, сельского хозяйства и др.). Для реализации проекта в СПбГУ создается институт трансляционной медицины, к его работе будут привлечены и исследователи из других научных центров, в том числе из институтов РАН и зарубежных университетов.
См. также: Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 12); В России появится первая база данных ДНК всех народов РФ (Российская газета, 2 февраля 2015); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 2 и 5).
Декан Факультета стоматологии и медицинских технологий Ю. А. Щербук сообщил, что университетские медики активно сотрудничают с коллегами из НИИ экспериментальной медицины, используют клиническую базу института. Он предложил устроить совместную встречу с коллективом НИИЭМ, чтобы подробно рассказать о новом проекте СПбГУ. С. П. Туник в ответ сообщил, что готовится проведение серии докладов и семинаров, направленных на информирование научного сообщества Петербурга о проекте «Трансляционная медицина в СПбГУ». Эти мероприятия будут открыты для сотрудников академических институтов (в том числе и представителей НИИЭМ).
Журнал СПбГУ признан лучшим печатным вузовским СМИ
По итогам первого Всероссийского конкурса «Медиавуз-2014», поддержанного Министерством образования и науки РФ, журнал «Санкт-Петербургский университет» обошел более 160 конкурентов и занял первое место в номинации «Лучшее печатное издание вуза»: Журнал СПбГУ — лучший в стране!. Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин напомнил, что в начале 2014 года были изменены направленность и стиль журнала «Санкт-Петербургский университет». Теперь журнал стал научно-популярным и полноцветным. Он поздравил коллектив редакции журнала с заслуженной наградой и поблагодарил как журналистов, так и активно сотрудничающих с журналом университетских ученых за высокий уровень подготовки материалов университетского издания.
А. А. Заварзин отметил, что выполнение совместными усилиями журналистов и ученых важной задачи популяризации научных исследований, проводимых в СПбГУ, следует расширять и всячески поощрять. Директора институтов и деканы факультетов должны стимулировать сотрудников коллективов не только за публикации статей в научных журналах, но и за публикации в научно-популярных изданиях, в журнале «Санкт-Петербургский университет» и на портале СПбГУ. Он сообщил, что совместно с проректором по научной работе будут разработаны и критерии оценки таких научно-популярных материалов.
С. П. Туник отметил, что, например, в РФФИ приложение к отчетам 1 страницы в формате pdf с популярным изложением конкретных результатов исследований (в том числе и в графической форме) уже является обязательным требованием к руководителям проектов. Он сообщил, что принял решение в течение двух месяцев затребовать у руководителей внутренних грантов СПбГУ информационные сообщения в популярной форме о результатах их исследований — для публикации на портале СПбГУ и в журнале «Санкт-Петербургский университет». Он привел в пример профессора О’Брайена, который сопровождает пресс-релизом каждый этап своих исследований. Может, поэтому центр трансляционной медицины имени Ф. Г. Добржанского хорошо известен. И. А. Дементьев добавил, что популяризация научных исследований, проводимых в коллективе, — это один из пунктов трудовых договоров с директорами институтов и деканами факультетов.