Диагностика и профилактика: решить споры в области здравоохранения поможет Центр медиации СПбГУ
Основы бесконфликтного взаимодействия в медицине обсудили эксперты в ходе XI Международного молодежного юридического форума в СПбГУ.
Количество споров и конфликтов в России в последние годы неуклонно растет, и эта тенденция связана не только с пандемией. «Это обусловлено тем, что мы утрачиваем культуру разрешения споров без суда, что мы не обучаемся в качестве самостоятельного навыка противостоянию агрессии, не всегда способны, не задевая другого, выразить свое неудовлетворение ситуацией, часто не осознаем собственных потребностей и интересов. Все это неуклонно наращивает количество конфликтов во всех сферах», — заметила директор Центра медиации СПбГУ Евгения Васькова.
Участники ММЮФ рассказали, что исключением не является и система здравоохранения, на которую в период пандемии пришлась пиковая нагрузка. Евгения Васькова объяснила это обострение сразу несколькими факторами.
Далеко не каждый из нас может быстро и без последствий справиться с внезапно возникшей дополнительной психологической нагрузкой, беспокойством за здоровье близких, изменением привычного порядка взаимодействия в обществе, нестабильностью экономической ситуации.
Директор Центра медиации СПбГУ Евгения Васькова
Споры в системе здравоохранения Евгения Васькова назвала одними из самых сложных: «Здесь воедино сплетаются административные, трудовые, морально-этические нормы, вопросы финансирования, страхования, применения инновационных технологий. Эта сфера переполнена движением чувств: страх, боль, благодарность, признательность, злость, разочарование, агрессия, безразличие, усталость, гнев». Кроме того, по словам эксперта, в этой сфере очень сложные многосторонние финансово-экономические отношения и специфическое правовое сопровождение. При этом цель функционирования всей системы — жизнь и здоровье каждого человека.
Профессор, заведующий кафедрой организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ, председатель правления Ассоциации медицинского права Петербурга Игорь Акулин рассказал, что многосторонние, сложные споры в медицине возникли в России во время перестройки, с переходом к системе медицинского страхования. Появились рыночные отношения в системе ОМС, связанные с оказанием медицинских услуг.
Сегодня около 44 % населения недовольны качеством медицинских услуг, оказываемых в госучреждениях. В частном секторе удовлетворенность выше, но и там 3 из 10 человек имели негативный опыт.
Профессор, заведующий кафедрой организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ, председатель правления Ассоциации медицинского права Петербурга Игорь Акулин
Вызвано это чаще всего особенностями оказания медицинской помощи: ее безотлагательностью, властью врача, доверием или недоверием пациента, отсутствием однозначных алгоритмов и невозможностью их создания и, конечно, высоким риском.
Возникающие конфликты между участниками системы здравоохранения зачастую решаются в суде. Однако кроме судебного разбирательства, напомнили эксперты, есть множество других вариантов разрешения спорной ситуации, в том числе ассоциации врачей и пациентов, третейский суд и профессиональные медиаторы.
Процедура медиации проводится с помощью специального нейтрального посредника — медиатора. При этом ограничений в ее использовании нет почти никаких: она подходит и для межличностного конфликта медицинского персонала, и для многостороннего конфликта с участием страховой компании, родственников пациента и учреждения здравоохранения.
Медиативная технология сама по себе может иметь значительно более широкое применение: ей можно обучить сотрудников страховых компаний и учреждений здравоохранения, чтобы снизить конфликтность.
Директор Центра медиации СПбГУ Евгения Васькова
С директором Центра медиации СПбГУ согласился и профессор Игорь Акулин: «Две трети конфликтов можно предотвратить или решить в досудебном порядке». Такой способ выбирает все больше людей, особенно после изменения норм о медиации 2019 года. Тогда законодатель предоставил возможность сторонам, если те не обращались в суд, провести процедуру медиации и нотариально удостоверить ее результаты. Такой документ получает силу исполнительного листа. Именно эти изменения мотивировали многих граждан включить в договоры медиативную оговорку — положение, согласно которому при возникновении споров или разногласий стороны договора обращаются за помощью к медиатору.
Примирительные процедуры — процесс более простой и быстрый, чем судебное разбирательство.
Софья Эппель, руководитель юридического отдела медицинской компании BestDoctor, напомнила, что многие услуги уже можно получить с помощью одного клика, например вызвать такси или заказать доставку еды: «Человек получает быстрый результат и остается полностью им удовлетворен». Пусть и не с такой скоростью, но медиация стремится к такому же исходу спора: важно, чтобы каждая сторона конфликта была удовлетворена.
Чтобы решить спор мирным путем, можно обратиться в Центр медиации СПбГУ. В зависимости от запроса, с клиентами работают специалисты в сфере здравоохранения, договорных отношений, семейных отношений, налоговых отношений, споров по интеллектуальной собственности, корпоративных отношений — или целые кросс-функциональные команды экспертов, в том числе с лингвистической поддержкой для споров с международными участниками.