Форум труда: споры в коллективе можно не только разрешать, но и предотвратить с помощью медиации

В ходе V Санкт-Петербургского международного форума труда эксперт СПбГУ рассказала, как медиация может помочь решить трудовые споры.

Цифровая трансформация труда, помимо очевидных плюсов и преимуществ, принесла и вызовы. Директор Центра медиации СПбГУ Евгения Васькова заметила, что этот процесс сопровождается социальными трансформациями: «Появились изменения в отношении к гендеру в трудовых отношениях, возрос спрос на технологическое обучение, ускорились темпы приобретения профессиональных навыков, ужесточились требования к адаптации к изменению технологий, заметно увеличились информационные потоки, с которыми сталкивается современный работник».

Вместе с этим, по словам эксперта, сегодня стал заметнее и негативный эффект глобализации: возрос уровень стресса, уровень конфликтности, снизилось качество социализации. Все эти факторы, накапливаясь, приводят к росту трудовых конфликтов.

Одним из способов преодоления таких ситуаций и является медиация, особый способ регулирования конфликтов и споров при участии независимого посредника — медиатора на основе добровольного соглашения сторон и участия всех участников процесса.

Сегодня медиация регулируется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В основе медиативной технологии лежат знания из разных отраслей: психологии, теории конфликта, юриспруденции, основ теории коммуникации.

В трудовых спорах медиация позволяет разрешить конфликт, не задействовав правовые инструменты. Особенно эффективно и часто применима технология, например, в трансграничных конфликтах с иностранными работниками, при работе в экономически сложных объектах, в IT- компаниях и в секторе государственно-частного партнерства.

«Медиация повышает уровень сотрудничества сторон и ориентирована на выстраивание долгосрочных отношений. Это особенно важно в трудовой сфере, поскольку нет четкой структуры субъектов труда: это не только работники и работодатели, но и профессиональные объединения, то есть групповые субъекты, государство, кадровые службы. Взаимодействие между всеми этими субъектами может быть конструктивным и эффективным как с участием медиатора, так и с использованием других методик медиации», — рассказала Евгения Васькова.

Среди основных конфликтов в трудовой сфере сегодня, по словам эксперта, жесткая конкуренция за ресурсы фонда оплаты труда, сокращение штата, сопротивление внедрению инноваций со стороны сотрудников и традиционный управленческий конфликт в случаях усиления контроля сотрудников руководителем, при организации мотивации персонала. И все они могут решиться мирными способами с использованием медиативных технологий. При этом, по мнению экспертов, такие конфликты можно не только урегулировать, но и предотвратить, вовремя трансформируя инструменты разрешения споров в компаниях. Такой «корпоративный формат» решения споров повышает эффективность делового оборота за счет повышения качества общения среди сотрудников, позволяет внедрять инновации и улучшает атмосферу в коллективе.

Напомним, Центр медиации СПбГУ был открыт в Университете в 2018 году. Представители центра — медиаторы и преподаватели СПбГУ — проводят консультации и процедуру медиации в трудовых, коммерческих, корпоративных, медицинских, семейных, жилищных спорах и других конфликтных ситуациях, где нужно участие «миротворца». Подать заявку на консультацию в центре можно онлайн, не выходя из дома.