Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ 23 декабря состоялись выборы заведующих кафедрами, рассмотрен вопрос о присвоении ученых званий, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников, присуждены премии СПбГУ «За педагогическое мастерство», «За учебно-методическую работу», «За научные труды». С научным докладом «Социология времен постглобализации и поствиртуализации» выступил профессор СПбГУ Д. В. Иванов.
Поздравления
За заслуги перед СПбГУ медаль «Санкт-Петербургский государственный университет» ректор СПбГУ Н. М. Кропачев вручил почетному профессору СПбГУ, заведующей кафедрой дифференциальной психологии СПбГУ Ларисе Арсеньевне Головей.
Члены Ученого совета поздравили юбиляра — члена Ученого совета СПбГУ.
6 декабря исполнилось 60 лет члену Ученого совета профессору СПбГУ Дмитрию Юрьевичу Мадаю.
Премии «За педагогическое мастерство»
На соискание премий «За педагогическое мастерство» за 2019 год было выдвинуто шесть научно-педагогических работников СПбГУ. Председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе профессор И. А. Балова сообщила, что в соответствии с Положением о премии СПбГУ «За педагогическое мастерство» соискатели представили видеозаписи своих лекций для размещения на сайте СПбГУ. Постоянная комиссия Ученого совета по учебно-методической работе на заседании 2 декабря рекомендовала три кандидатуры в соответствии с выстроенным ею рейтингом (Материалы к повестке дня заседания Ученого совета СПбГУ от 23.12.2019. Присуждение премий Санкт-Петербургского государственного университета «За педагогическое мастерство» и «За учебно-методическую работу».pdf).
В результате тайного голосования на заседании Ученого совета 23 декабря премии «За педагогическое мастерство» были присуждены:
- старшему преподавателю кафедры физической химии А. А. Киприанову
- профессору кафедры российской политики И. В. Радикову
- профессору кафедры связей с общественностью в бизнесе Д. В. Гавре
Премии «За учебно-методическую работу»
На соискание премий «За учебно-методическую работу» за 2019 год было выдвинуто пять научно-педагогических работников и авторских коллективов СПбГУ. Председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе профессор И. А. Балова сообщила, что в соответствии с Положением о премии СПбГУ «За учебно-методическую работу» соискатели представили материалы для размещения на сайте СПбГУ. Постоянная комиссия Ученого совета по учебно-методической работе на заседании 2 декабря рекомендовала три кандидатуры работников и авторских коллективов в соответствии с выстроенным ею рейтингом (Материалы к повестке дня заседания Ученого совета СПбГУ от 23.12.2019. Присуждение премий Санкт-Петербургского государственного университета «За педагогическое мастерство» и «За учебно-методическую работу».pdf).
В результате тайного голосования на заседании Ученого совета 23 декабря премии «За учебно-методическую работу» были присуждены:
- старшему научному сотруднику лаборатории «Центр алгоритмической биотехнологии» М. П. Райко — за онлайн-курс «Введение в биоинформатику: метагеномика»
- коллективу авторов (руководитель — доцент Н. В. Кузнецов, заместитель директора Института философии СПбГУ) — за онлайн-курс «Философия» на базе национальной платформы «Открытое образование»
- профессору кафедры социальной психологии С. Д. Гуриевой — за монографию «Тактики и стратегии ведения переговоров»
Премии «За научные труды»
На соискание премий «За научные труды» за 2019 год было выдвинуто десять работ в категории «За фундаментальные достижения в науке» и десять работ в категории «За вклад в науку молодых исследователей». Заместитель председателя постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе профессор С. И. Лопатин сообщил, что в соответствии с Положением о премиях, присуждаемых СПбГУ за научные труды, выдвинутые на конкурс работы и сопутствующие документы были размещены на сайте СПбГУ (Конкурс премий за научные труды).
Постоянная комиссия Ученого совета по научной работе на заседании 9 декабря в соответствии с выстроенным ею рейтингом рекомендовала четыре кандидатуры работников и авторских коллективов в категории «За фундаментальные достижения в науке» и три кандидатуры в категории «За вклад в науку молодых исследователей» (Материалы к повестке дня заседания Ученого совета СПбГУ от 23.12.2019. «Присуждение премий Санкт-Петербургского государственного университета «За научные труды».pdf).
В результате тайного голосования на заседании Ученого совета 23 декабря премии «За научные труды» были присуждены
в категории «За фундаментальные достижения в науке»:
- профессору кафедры источниковедения истории России Б. Н. Миронову — за цикл работ по социально-экономической истории Российской империи, опубликованных в изданиях, индексированных в наукометрических базах данных Scopus и Web of Science Core Collection»
- профессору кафедры математической физики А. И. Назарову — за цикл работ, посвященный исследованию нелокальных операторов типа дробного лапласиана
- доценту кафедры истории русской литературы Н. А. Карпову — за монографию «Романтические контексты Набокова»
- коллективу авторов (руководитель — профессор Л. А. Головей, заведующая кафедрой дифференциальной психологии СПбГУ) — за цикл работ «Комплексное исследование повседневных стрессоров»
в категории «За вклад в науку молодых исследователей»:
- научному сотруднику кафедры общей и неорганической химии Ю. Р. Шакировой — за цикл работ «Разработка методов направленного синтеза люминесцентных комплексов металлов подгруппы меди с заданной структурой»
- младшему научному сотруднику лаборатории «Центр алгоритмической биотехнологии» Д. А. Мелешко и доценту кафедры статистического моделирования А. И. Коробейникову — за статью «MetaSPAdes: a new versatile metagenomic assembler // Genome research. 2017 May 1;27(5):824-34
- ассистенту кафедры новейшей истории России И. В. Петрову — за цикл работ по изучению взаимоотношений РПЦ и советского государства
Дискуссия по этическим вопросам
После выступления председателя постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе И. А. Баловой академик А. И. Русанов сообщил, что одним из претендентов на соискание премии «За учебно-методическую работу» был коллектив авторов под руководством доцента Н. В. Кузнецова, заместителя директора Института философии СПбГУ. И заседание постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе, на котором обсуждались эти премии, вел заместитель председателя комиссии Н. В. Кузнецов. Академик А. И. Русанов спросил, насколько правомочны и насколько этичны такие действия? Председатель комиссии И. А. Балова ответила, что Н. В. Кузнецов вел это заседание, поскольку она в тот день отсутствовала. Голосование по кандидатурам было тайное, и Н. В. Кузнецов не участвовал в этом голосовании.
Председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по правовым вопросам профессор Р. А. Эварестов сказал, что, по его мнению, было нарушение этических норм. Если заместитель председателя комиссии Н. В. Кузнецов был одним из претендентов на соискание премии, он не должен был вести заседание этой комиссии.
Эта дискуссия состоялась до голосования членов Ученого совета. Ректор СПбГУ предупредил членов совета: чтобы не оказывать влияние на итоги голосования, он свою позицию по этому вопросу выскажет только после голосования. И после голосования выступил ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Он напомнил, что распределение средств на выполнение научных исследований в Университете с 2010 года происходит исключительно на конкурсной основе — по результатам проводимой экспертизы (Приказ от 29.09.2010 № 2266/1 «Об утверждении состава Экспертной комиссии СПбГУ»). Отбор заявок проводила экспертная комиссия из наиболее авторитетных ученых СПбГУ и других научных и образовательных учреждений, в том числе институтов РАН (Материалы ректорского совещания от 09.04.2012, п. 1) (раньше деньги, а не гранты распределялись «в тиши кабинетов» руководителей Университета). И профессор Р. А. Эварестов (который был членом той экспертной комиссии) написал заявление на имя ректора с просьбой вывести его из состава комиссии, поскольку он подал заявку на грант и участвовал в конкурсе (Материалы ректорского совещания от 09.06.2014, п. 3). Тогда он был единственным из членов экспертной комиссии, который так поступил. Несмотря на призывы ректора, другие члены комиссии (5–6 человек), руководствуясь и опытом прошлых лет, и тем, что в правилах о проведении заседания комиссии не было соответствующего запрета, не вышли из состава комиссии. Поэтому позднее приказом ректора в Университете было введено правило: ученый, подавший заявку на грант, не может быть членом экспертной комиссии (материалы ректорских совещаний от 23.01.2012, п. 6, от 03.06.2013, п. 3).
В эти же годы в Университете было провозглашено и стало последовательно проводиться в жизнь, в том числе и посредством издания соответствующих нормативных актов, правило о разделении академических и административных полномочий сотрудников Университета. Тем, кто занимает административные должности и обладает административными полномочиями, было запрещено участвовать в конкурсах на получение научных грантов, конкурсов на приглашение постдоков, получать доплату за публикационную активность и много другое (Научный парк: на пути в завтрашний день; Основные права научно-педагогических работников Санкт-Петербургского государственного университета).
Н. М. Кропачев сообщил, что лично он голосовал за присуждение премии коллективу авторов под руководством Н. В. Кузнецова. Но с этической точки зрения Н. В. Кузнецов поступил неверно: он не должен был вести то заседание комиссии.
Ректор напомнил также, что в схожих ситуациях конфликта интересов разные универсанты поступают по-разному. Например, в 2015 году при проведении вступительного испытания на основную образовательную программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре среди экзаменаторов находился родственник одной из поступающих (Материалы приема граждан от 11.08.2015, материалы ректорских совещаний от 07.09.2015, п. 4, от 16.11.2015, п. 4; Решение Комиссии по этике от 21.09.2015). А в июне этого года заведующий кафедрой этики СПбГУ доцент В. Ю. Перов сообщил, что он должен проводить экзамен в одной из учебных групп образовательной программы «Философия», где обучается его дочь. В целях предотвращения конфликта интересов была создана независимая комиссия, которая и проэкзаменовала дочь доцента (Материалы ректорского совещания от 03.06.2019, п. 5).
Еще один пример. Десятилетиями члены ученых советов факультетов и Университета, баллотируясь на должность, ученое звание, участвуя в конкурсах по присуждению университетских премий, по выдвижению на государственные, ведомственные награды и т. д., сами же участвовали в голосовании по всем этим вопросам. И всего несколько последних лет при проведении заседаний советов стало действовать правило, запрещающее участнику конкурса участвовать в голосовании «за себя» (За себя? Не голосуем…).
Ректор подчеркнул, что Университет движется вперед, развивается, и в этом движении этика и право помогают друг другу.
Ректор проинформировал Ученый совет о том, что в связи с результатами проверки жалобы студентов магистратуры на неэтичные действия и высказывания профессора на ректорском совещании 23 декабря было принято решение о создании комиссии, которая сформулирует нормы корпоративной этики преподавателей Университета (председатель — декан факультета психологии А. В. Шаболтас). Студенческому совету СПбГУ предложено направить своего представителя для работы в этой комиссии (Материалы ректорского совещания от 23.12.2019, п. 7).
Выборы
На заседании Ученого совета 23 декабря состоялись выборы заведующего кафедрой (1), рассмотрен вопрос о присвоении ученого звания доцента (2), прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего 4 должности, из них на должность профессора — 4) (Протокол НПР).
Как и на предыдущих заседаниях Ученого совета, основные наукометрические данные претендентов на должности научно-педагогических работников были представлены в сравнении с информацией о достижениях ученых, занимающих в рейтингах по отраслям знаний среди российских ученых не далее сотой позиции. Для сравнения использовалось число публикаций за три года в журналах, индексируемых в РИНЦ, Web of Science Core Collection и Scopus, а также минимальные требования к руководителю гранта РНФ в каждой отрасли знаний (Выборы НПР).
Все документы Ученого совета были заранее размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» (Повестка дня заседания Ученого совета СПбГУ) и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам совета.
Решения комиссии по этике
Председатель коллегии почетных профессоров СПбГУ Г. Г. Богомазов сообщил о решении комиссии по этике от 10 декабря, принятом после рассмотрения заявления выпускницы СПбГУ А. А. Элбакян, обучавшейся по магистерской программе «Теория и история языка и языки народов Европы» (Решение Комиссии по этике от 10.12.2019).
Научный доклад
Заведующий кафедрой теории и истории социологии СПбГУ профессор Д. В. Иванов выступил с научным докладом «Социология времен постглобализации и поствиртуализации». Он представил в докладе анализ теоретико-методологических проблем современной социологии, тенденций ее развития в конце XX — начале XXI века, а также актуальные социологические теории и методы эмпирических исследований (в том числе в СПбГУ).
Докладчик отметил, что в начале XXI века происходит сдвиг от глобализации к постглобализации. Вместо ожидавшегося в результате глобализации «мирового общества», «всемирной социальности» сформировалась транснациональная сеть суперурбанизированных анклавов глобальности. Только в мегаполисах социальная жизнь по-настоящему глобальна, то есть не связана границами, подвижна, открыта, мультикультуральна. Глобализация, «обещавшая» структурную гомогенность и культурную унификацию, осталась в прошлом, а реальностью становится локализованное замещение привычных структур индустриального общества сетями и потоками. Новые социальные структуры развиваются наиболее интенсивно в суперурбанизированных анклавах, так как здесь — точки доступа к потокам ресурсов (материальных, финансовых, информационных, человеческих, социальных).
Профессор Д. В. Иванов подчеркнул, что глобализация в конце XX века была вызвана виртуализацией социальных структур. Она происходит, когда социальные отношения принимают форму отношений между образами. Именно виртуализация общества вызывает цифровизацию. В условиях виртуализации общества главная задача — создание и трансляция образов, поэтому главный инструмент деятельности — информационно-коммуникационные технологии и доминирующие структуры (сетевые).
В России две технологические платформы виртуализации. По данным опросов фонда «Общественное мнение», интернет-пользователей в стране большинство (суточная аудитория Интернета в России — 67 %), но доминирующим инструментом виртуализации общества остается телевидение (71 % взрослого населения назвал ТВ среди своих источников информации, интернет-сайты — 44 %, блоги, форумы, социальные сети — 19 %). При этом разные поколения живут в разных виртуальных реальностях: молодежь — на интернет-сайтах, а пожилые — в ТВ.
Докладчик проанализировал также сдвиг от виртуализации к поствиртуализации, который начался во втором десятилетии XXI века. Виртуальная реальность образов и коммуникаций превращается из экзотики в социальную рутину и быт, перепроизводство образов / идентичностей приводит к их обесцениванию. В результате ценностью становится физическое присутствие, непосредственный опыт, тактильность, «аналоговое» в противовес «цифровому».
В СПбГУ главные тренды развития социологии в условиях постглобализации и поствиртуализации положены в основу ряда исследовательских проектов, в числе которых — «Сетевые и потоковые структуры неравенства в современном российском обществе» (грант РНФ, 2014–2016) и «Разработка модели социального развития в условиях постглобализации и поствиртуализации» (грант РНФ, 2018–2020), которыми руководит профессор Д. В. Иванов (Презентация).
Доклад был с интересом воспринят членами Ученого совета, Д. В. Иванов ответил на их вопросы.
Разное
Материалы к вопросам повестки дня в разделе «Разное» были размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» (Повестка дня заседания Ученого совета СПбГУ) и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам Ученого совета. Одним из пунктов был вопрос о переименовании кафедры общего языкознания СПбГУ в кафедру общего языкознания имени Л. А. Вербицкой СПбГУ. Все вопросы в этом разделе не вызвали дискуссии и были решены единогласно путем открытого голосования.