Материалы ректорского совещания

№ 413
от 23.12.2019

    Дополнения в правила приема на программы магистратуры

    Во многих образовательных программах магистратуры СПбГУ предусмотрено поступление на основе портфолио, при этом учитывается профильность предыдущего диплома (бакалавра): добавляются баллы.

    Приемная комиссия расширила перечень бакалаврских дипломов, которые будут учитываться как профильные (не только в рамках того же направления подготовки). При поступлении, например, на магистерскую программу «Управление персоналом» как профильные будут учитываться бакалаврские дипломы по направлениям подготовки «Психология», «Экономика управления», «Социология и социальная работа». Эти дополнения теперь внесены в правила приема на образовательные программы магистратуры СПбГУ. Они будут учитываться в следующем году при приеме на все программы, где поступление проходит на основе портфолио.

    Образовательные программы в области технологий распределенных реестров

    Для реализации федеральной программы «Цифровая экономика РФ» в образовательных программах Университета разработаны формулировки универсальной (базовой) компетенции цифровой экономики, компетенция включена в стандарт СПбГУ для образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Разработана универсальная для программ бакалавриата дисциплина «Цифровая культура» для реализации в электронной форме (Blackboard), которая содержит минимально необходимый набор тем для общего понимания цифровых технологий и проблем цифровой реальности, а также аналогичные дисциплины для программ магистратуры и аспирантуры (Материалы ректорского совещания от 10.12.2018, п. 1).

    В СПбГУ в этом году впервые состоялся прием на магистерскую программу «Цифровая трансформация с использованием технологий распределенных реестров». Кроме того, открыты три новые дополнительные образовательные программы «Разработка программного обеспечения с применением распределенного реестра NEO», «Технологии распределенных реестров для школьников» и «Основы технологий распределенных реестров».

    Каковы минимальные требования в сфере высшего образования?

    Обсуждались вопросы отмены (в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности) некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (Материалы ректорского совещания от 16.12.2019, п. 3). Рассматривались также требования к вузам, которые являются минимальными и общими для всех образовательных организаций. Например, может ли вуз самостоятельно в зависимости от особенностей организации учебного процесса определять время для подготовки к экзамену, или эти правила (например, не менее трех дней для подготовки к экзамену) должны быть едиными и обязательными для всех вузов? Можно ли без каких-то зачетов сдавать экзамены или нельзя? Экзаменационную сессию нужно проводить два раза в год, или вуз может установить, например, четыре сессии в год, как предлагают наши математики? Как в этом случае назначать стипендию: по итогам каждой сессии или только летней? Итак: какие правила должны быть общими для всех российских вузов, а какие — могут устанавливаться вузом самостоятельно?

    Директорам и деканам дано поручение: направить предложения о минимальных требованиях в сфере высшего образования, которые должны быть общими для всех вузов.

    24 гранта президента РФ — молодым ученым СПбГУ

    Декан биологического факультета академик И. А. Тихонович рассказал об итогах заседания совета по грантам президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации. В конкурсе приняли участие 1600 претендентов, разделенных на три части по десяти направлениям. Размер гранта для кандидатов наук (до 35 лет) — 600 тысяч рублей ежегодно на два года, а для докторов наук (до 40 лет) — 1 млн рублей.

    Ученые СПбГУ получили 24 гранта в конкурсе для молодых кандидатов наук — больше, чем ученые других российских вузов (для сравнения: МГУ — 21 грант, УрФУ — 12), намного опередив остальных участников, среди которых ведущие вузы и институты России.

    Наибольший процент выигранных грантов — среди химиков СПбГУ (9 из 15 заявок). Здесь конкурс: 58 грантов на 196 заявок. Университетские ученые по направлению «Общественные и гуманитарные науки» получили семь грантов (из 15 заявок). А конкурс был: 64 победителя на 333 заявки. Успехом пользуются конкретные работы, отвечающие потребностям общества, актуальным задачам, которые приходится решать.

    На совещании было отмечено, что активность ученых разных научных сфер весьма различна. Всего по несколько грантов (от одного до трех) было получено по каждому из направлений естественных наук: по математике, физике и астрономии, биологии, техническим наукам, информатике. Нет, к сожалению, даже поданных заявок на гранты по медицине и сельскому хозяйству, хотя, например, по медицине есть заявка от Политехнического университета Петра Великого. Подчеркивалось: важно искать свою нишу даже в тех направлениях, которые, казалось бы, для Университета не характерны.

    Было отмечено также, что возможности нашего Университета далеко не исчерпаны. Например, ученые СПбГУ подали на конкурс для молодых докторов только четыре заявки и не получили ничего. Почти не было заявок на конкурс для ведущих школ — всего две. Есть все основания для того, чтобы активизировать эту работу на следующий год.

    Выигранные гранты позволили получить Университету до 15 млн рублей в год, но эта сумма могла бы быть в 2–3 раза выше за счет большей активности «естественников». Важно также учесть, что на гранты выдвигаются авторы лучших успешно защищенных диссертаций по инициативе ВАК. В СПбГУ существует свой порядок защит диссертаций, которые по своему уровню вполне могли бы претендовать на получение грантов. Директорам и деканам, научным руководителям аспирантов, членам наших диссертационных советов было предложено учесть эту возможность и активизировать участие молодых ученых в этих конкурсах.

    Методика оценки научной деятельности

    20 декабря на заседании межведомственной комиссии по оценке ведущих организаций была выработана методика оценки научной деятельности образовательных и научных организаций. Введены три критерия (удельное количество публикаций научно-педагогических работников, индексированных в WoS CC; число патентов; объем привлеченного финансирования). На их основе все организации будут разделены на четыре группы: ведущие организации, лидеры науки, с удовлетворительными и неудовлетворительными результатами работы. При этом все оценки будут выставляться по областям знаний, и, например, химики (математики, физики или юристы) СПбГУ будут конкурировать с химиками (математиками, физиками или юристами) других вузов. Объемы бюджетного финансирования будут зависеть от группы, в которую по результатам экспертизы будет включена организация.

    О назначении Ю. А. Купиной

    Ю. А. Купина, работавшая советником ректората СПбГУ по вопросам развития музейной деятельности, назначена директором Российского этнографического музея.

    По результатам жалобы студентов

    Была проведена проверка жалобы студентов магистратуры на неэтичные действия и высказывания профессора. В ходе разбирательства информация подтвердилась, но до комиссии по этике дело не дошло. Преподаватель признал свою неправоту, а после этого принял решение об увольнении.

    На ректорском совещании было принято решение о создании комиссии, которая сформулирует нормы корпоративной этики преподавателей Университета (председатель — декан факультета психологии А. В. Шаболтас). Студенческому совету СПбГУ предложено направить своего представителя для работы в этой комиссии.