Материалы ректорского совещания

№ 385
от 03.06.2019

Повестка дня

    Полная победа СПбГУ в конкурсе на получение контрольных цифр приема на программы среднего профессионального образования

    СПбГУ участвовал в конкурсе по распределению контрольных цифр приема по специальностям и (или) укрупненным группам специальностей среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020/21 учебный год и победил. Конкурсная заявка СПбГУ удовлетворена в полном объеме: «Сестринское дело» (15 мест) и «Физическая культура» (80 мест).

    Результаты совещания в Министерстве образования и науки РФ об итогах конкурса на получение КЦП по программам высшего образования

    Не все вузы России успешно участвовали в конкурсе по распределению контрольных цифр приема по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020/21 учебный год. Конкурсные заявки ведущих вузов России удовлетворены не в полном объеме (Материалы ректорского совещания от 20.05.2019, п. 4). На совещании в Министерстве образования и науки проинформировали о том, как сработал механизм конкурсного распределения КЦП, который предусмотрен постановлением правительства РФ 2015 года (без так называемого ручного управления).

    Попытки руководителей некоторых ведущих вузов оспорить результаты конкурса не увенчались успехом. Представители СПбГУ и других вузов говорили о необходимости учитывать программы развития ведущих университетов, которые утверждены постановлениями правительства РФ и другими нормативными актами, которые в данном случае не были учтены. При этом для ведущих вузов показатели программ развития определяют, например, необходимое соотношение приема в бакалавриат и магистратуру. Участники совещания также отметили проблему сокращения КЦП в сфере востоковедения (резкое сокращение КЦП по этим направлениям может привести к закрытию десятка образовательных программ).

    Конкурс по распределению КЦП считается состоявшимся, и результаты не будут пересматриваться. Надо учитывать, что по результатам конкурса несколько тысяч мест остались не распределенными. Эти места будут распределены министерством в процессе утверждения вузам объемов государственного задания.

    Организация целевого приема

    Распоряжением правительства РФ от 18 мая 2019 года № 979-р установлена квота приема в 2019 году на целевое обучение в вузы за счет бюджетных ассигнований. Она введена во исполнение изменений, внесенных в закон «Об образовании в РФ», которые вступили в силу с 1 января 2019 года. Такой документ правительством Российской Федерации выпускается впервые.

    Правом направлять на целевой прием в вузы обладают федеральные организации и государственные органы (перечислено девять позиций). Впервые предоставляется возможность регионам давать свои заявки на целевой прием в любой вуз России, и региональные власти вправе направлять на целевое обучение абитуриентов из любого населенного пункта.

    Университету поручено установить соответствующую квоту целевого приема в процентах от общего числа мест приема на соответствующие образовательные программы (10–20 %), а в ординатуре по некоторым программам (например, токсикология, детская урология и андрология) — до 100 %. Всего установлено 644 квотированных места на все образовательные программы СПбГУ, в том числе в бакалавриате — 236 мест (из общего объема КЦП 2009 мест), в магистратуре — 298 (из 2131 места), в аспирантуре — 56 (из 470), в ординатуре — 54 (из 72). Эти параметры вывешены на сайте СПбГУ 1 июня.

    Если число абитуриентов, идущих по квоте целевого приема, на каких-то образовательных программах будет больше установленного числа мест, то для них будет проводиться отдельный конкурс (ранжирование по баллам их ЕГЭ). При этом балл ЕГЭ абитуриента по каждой дисциплине должен быть выше минимального балла ЕГЭ, который установлен в Университете на эту программу. А если квотированные места на какой-то программе окажутся невостребованными, они переходят в общий конкурс (в рамках той же программы или укрупненной группы).

    О дополнительных вступительных испытаниях при приеме в СПбГУ

    В Университете действуют более 140 советов образовательных программ. И СПбГУ обладает правом проводить дополнительные вступительные испытания при приеме в СПбГУ. По итогам состоявшихся заседаний советов образовательных программ было решено в этом году не вводить дополнительные вступительные испытания для абитуриентов СПбГУ.

    Как избежать конфликта интересов?

    Заведующий кафедрой этики СПбГУ, доцент В. Ю. Перов через Виртуальную приемную сообщил о потенциальном конфликте интересов: он должен проводить экзамен в одной из учебных групп образовательной программы «Философия», где обучается его дочь. В целях предотвращения конфликта интересов создана независимая комиссия, состоящая не только из преподавателей кафедры этики, которая и проэкзаменует 11 июня дочь доцента.

    О дополнительных обязанностях руководства ВШМ СПбГУ

    Хорошо известно к чему привело в конце 1990-х — середине 2000-х годов отсутствие контроля за работой должностных лиц СПбГУ, которым были выданы доверенности на ведение финансово-хозяйственной деятельности. При этом доверенности были генеральными, а какого-либо учета указанных документов не велось. В отсутствие прозрачной системы контроля руководство Университета было неспособно контролировать облеченных полномочиями сотрудников, что приводило к многочисленным нарушениям, и не могло не отразиться на жизни Университета. Так, к 2007 году оказалось, что в Университете практически нет какого-либо современного научного оборудования, нет доступа к электронным научным ресурсам, более 1 млн 300 тысяч книг переданы / выбыли из фондов библиотеки (Нам удалось остановить беспредел), в общежитиях предназначенные для студентов комнаты заняли более 1000 незаконно проживающих (Студгородок: прошлое и настоящее).

    В это же время на территории Университета успешно работали частные российские, частные и государственные иностранные образовательные организации (Неожиданные открытия: как на территории СПбГУ закрыли чужую образовательную организацию и создали свою образовательную программу), рестораны, сауны, гостиницы, автомастерские, конфетная фабрика, мебельная фабрика. Нашлось место даже для рынка и мастерской по изготовлению надгробий (Аренда университетского имущества: прошлое и настоящее)! Бесконтрольное разбазаривание доверенностей и полномочий привело к тому, что в Университете не было достоверных сведений о числе сотрудников, состоянии материально-технической базы, количестве кафедр, студентов, образовательных программ (Почему до сих пор не оформлены права СПбГУ на объекты недвижимости?; Электронные сервисы СПбГУ в образовательной деятельности: прошлое и настоящее; Прежняя «система оплаты труда»: оплата труда преподавателей и сотрудников ректората; Прежняя «система оплаты труда»: оплата труда научных сотрудников; На пути к единому Университету: проректоры по направлениям).

    В 2010 году, когда начался процесс объединения ресурсов Университета, не были зарегистрированы права на 226 объектов из 364 (то есть почти на две трети объектов!). Площадь подвергшихся незаконным перепланировкам, реконструкциям и даже незаконно возведенных объектов составляла порядка 100 тысяч квадратных метров (Несанкционированные перепланировки и реконструкции помещений в зданиях Университета). А в настоящее время ситуация обратная: из 454 объектов недвижимости права Университета не зарегистрированы только на 27 объектов (менее шести процентов). В соответствии с требованием Счетной палаты Университету запрещено эксплуатировать незарегистрированные здания. Теперь все здания и помещения, оборудование, электронные научные ресурсы, общежития, книги, базы отдыха стали общими или, как говорили раньше, общеуниверситетскими. Определены открытые для всех правила использования этих ресурсов, условия доступа к этим ресурсам.

    И только теперь, после наведения порядка, стала возможной постановка задачи о наделении правами юридического лица некоторых структурных подразделений Университета. Ближе всех к этому в настоящий момент — Клиника высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова и институт «Высшая школа менеджмента» СПбГУ. Как первый шаг к решению этой задачи можно рассматривать выдачу доверенностей назначенным руководителям на ведение определенной деятельности. Указанное нововведение даст руководителям большую самостоятельность, но и степень их ответственности перед Университетом за принимаемые решения возрастет (Материалы ректорского совещания от 29.04.2019, п. 4).

    В частности, в целях повышения эффективности реализации дополнительных образовательных программ в области менеджмента доверенность уже выдана первому заместителю директора ВШМ СПбГУ К. В. Кротову. Директор и его первый заместитель будут иметь широкие права в области организации и обеспечения реализации дополнительных образовательных программ (ДОП) по направлению «Менеджмент»:

    • принимать решение об открытии ДОП
    • утверждать расписание занятий
    • устанавливать размер и порядок оплаты обучения
    • осуществлять подбор профессорско-преподавательского состава
    • осуществлять необходимую международную деятельность
    • распоряжаться финансовыми средствами, полученными от реализации ДОП, в том числе принимать решение об установлении премий и доплат научно-педагогическим работникам

    Компенсация затрат на публикацию научных статей

    С 2015 года проводится компенсация затрат научно-педагогическим работникам СПбГУ на публикацию научных статей в высокорейтинговых научных журналах (Мероприятие 9). В 2015–2018 гг. осуществлена компенсация затрат на 128 статей, в том числе 89 — в квартиле Q1, 16 — в Q2, 12 — в Q3, 7 — в Q4 и еще четыре — в сборниках, индексируемых в WoS и Scopus. Израсходовано 5 526 595,29 рублей.

    В 2019 году компенсация этих затрат продолжается (приказ от 06.03.2019 № 1760/1 «О правилах компенсации научно-педагогическим работникам СПбГУ затрат на публикацию научных статей). Однако с учетом статистики по качеству журналов (их квартиль) и необходимости улучшения качества публикуемых научных статей принято решение о внесении изменений в правила компенсации научно-педагогическим работникам СПбГУ затрат на публикацию научных статей. Теперь расходы будут компенсироваться при публикации статей только в журналах первого и второго квартиля (приказ № 4966/1 от 15.05.2019).

    Заявка на компенсацию затрат по Мероприятию 9 подается через систему Pure СПбГУ до 18:00 2 декабря 2019 года.

    Неэффективное использование научного оборудования

    Проверка, проведенная по жалобе обучающегося СПбГУ И. В. Трофимова, показала, что научное оборудование, закупленное по заявке доцента кафедры оптики А. А. Кудрявцева, действительно не используется, больше года оно стоит не распакованное. Принято решение о передаче оборудования, закупленного в 2017 и 2018 годах для А. А. Кудрявцева, в Научный парк СПбГУ для организации доступа пользователей. Оборудование определено в четыре ресурсных центра: «Физические методы исследования поверхности», «МРЦ по направлению «Нанотехнологии», «Геомодель», «Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники». Также принято решение: закупки по проектам доцента А. А. Кудрявцева в дальнейшем осуществляться не будут.

    На ректорском совещании обсуждался этот случай вопиющей неэффективности использования научного оборудования. Подчеркивалось: основная претензия состоит в том, что доцент не информировал должностных лиц СПбГУ о сложившейся ситуации. При своевременном информировании должностные лица оказали бы помощь в решении проблемы.

    И эта ситуация не единственная, в работе находится пять случаев выявленного простоя оборудования (с разными объяснениями действий работника). Типичным случаем является неудовлетворенность маркой прибора, купленного в результате конкурентных процедур, несмотря на то, что прибор соответствует заявленным параметрам. В конкретных случаях борьба за определенную марку прибора (в случае успеха заявителя) привела бы к увеличению затрат СПбГУ в четыре и более раз.

    Директорам и деканам поручено сообщать о неиспользованном оборудовании (если такое имеется) и разъяснять коллективам принципы объективного (конкурентного) выбора оборудования для достижения научных целей.

    О работах в Ботаническом саду

    До недавнего времени Ботанический сад СПбГУ в результате отсутствия должного ухода за территорией открытого грунта (в течение 20 лет) был в сильном запустении. На совещании вспоминали и о том, как автохозяйство из двора здания по адресу: Университетская наб., д. 11 было переведено в здание за Ботаническим садом (около циклотрона). Машины чадили, а остатки бензина и отработанного масла сливались тут же... Профессор И. А. Горлинский, который был в те годы деканом биолого-почвенного факультета, обращался с жалобами к руководителям хозяйственных служб и к ректору, но его не слушали. В ответ на его призывы позаботиться о спасении Ботанического сада рассказывали о планах оборудовать там ресторан, чтобы посетители... гуляли по аллеям Ботанического сада (а вы, биологи, еще и деньги, говорили, за это будете получать...).

    С июня 2018 года здесь проводятся работы по возрождению Ботанического сада. К работам привлекаются специалисты КГИОП, лицензированные организации и специалисты СПбГУ (ботаники и орнитологи). А на субботник по обустройству Ботанического сада в апреле этого года пришло очень много желающих поработать на природе (Ботанический сад СПбГУ обновляется после зимы).

    По результатам инвентаризации и фитосанитарного обследования была составлена ведомость деревьев, подлежащих санитарной рубке. В строгом соответствии с разрешением КГИОП в марте-апреле 2019 года была выполнена санитарная рубка деревьев. Однако проведение шумных работ негативно сказалось на гнездовании птиц в нашем саду. Поэтому по рекомендации приглашенного орнитолога были проведены мероприятия по увеличению количества и видового разнообразия птиц на территории сада (изготовлены и установлены десять дуплянок). Работы по привлечению птиц в сад будут продолжены.

    Также проведены ремонтные работы по оранжереям и отдельным помещениям Ботанического сада; рабочие места сотрудников сада оборудованы компьютерами и оргтехникой; проводятся мероприятия по обследованию оранжерей и обработке от вредителей. Выполняется рабочий проект семенной оранжереи. Известным дизайнером Дмитрием Паршиным разрабатывается эскизный проект (концепция) территории Ботанического сада. Осенью проект будет представлен на всеобщее обсуждение.

    Объекты незавершенного строительства СПбГУ

    На портале Счетной палаты предполагается размещать в открытом доступе сведения об объектах незавершенного строительства, находящихся в ведении главных распорядителей бюджетных средств. На основе анализа указанных сведений Счетная палата будет формировать предложения, направленные на сокращение объема и количества объектов незавершенного строительства (включая предложения о консервации объектов, рекомендации к выделению бюджетных средств для завершения строительства и пр.).

    Единый платежный сервис СПбГУ

    Три месяца назад в Университете появился единый платежный сервис, который дает возможность приема платежей за любую услугу Университета из любой точки мира и который работает на любом устройстве (Материалы ректорского совещания от 01.04.2019, п. 3). А 24 апреля он был введен в промышленную эксплуатацию. Портал развивается, он изменил некоторые бизнес-процессы в Университете и уже упростил жизнь студентам и сотрудникам. Советник ректора Д. Э. Шишмаков сообщил о результатах первых двух месяцев работы после запуска и о дальнейшем развитии единого платежного сервиса.

    В начале апреля сервис принимал платежи за проживание в студгородке, а также организационные взносы за участие в мероприятиях. А сегодня к оплате доступны все услуги студгородка (от копировального центра до бильярдного зала), можно также оплатить Интернет и многое другое. 31 мая появилась возможность оплаты дополнительных образовательных программ. В сервис уже загружено более 500 программ, а 75 из них доступны к оплате.

    Появились и новые возможности (Презентация). Налажена обратная связь со Студсоветом по электронной почте, предложения Студсовета помогают совершенствовать работу единого платежного сервиса. Например, стало возможным оплачивать проживание в общежитии без квитанций всего в три клика. Несмотря на то, что треть заказов приходится на услуги студгородка, его доля в выручке составляет всего около 4 %. Это говорит о том, что студенты предпочитают пользоваться сервисом даже при совершении оплаты на небольшие суммы (это удобно), чем обращаться в сторонние организации. Сервис полностью избавляет от необходимости заказывать квитанции, идти в кассу для оплаты, указывать штрих-код и т. д.

    Благодаря автоматизации существенно упростилась и работа сотрудников. В частности, в студгородке операторам теперь нет необходимости заполнять множество актов и документов в 1С — эти процессы автоматизированы. Это также выгодно отразилось на скорости обслуживания обучающихся.

    За период с 15 февраля по 31 мая совершено более 6400 заказов на сумму свыше 6 млн рублей (больше половины прибыли приходится на май). Заказы совершили 5,5 тысяч покупателей, из которых около 4 тысяч — зарегистрированные, то есть студенты и сотрудники Университета. Сейчас в день поступает более 100 заказов, и это число продолжает расти. К сожалению, несмотря на популяризацию сервиса, часть людей по привычке продолжает вносить плату старыми способами. Но статистика и графики подтверждают, что с каждым днем, благодаря удобству единого платежного сервиса, его аудитория растет. Сервис успешно работает в международном поле. В системе зарегистрированы платежи из 37 стран мира.

    С учетом того, что сервис на сегодняшний день не имеет достойного конкурента, начат процесс регистрации интеллектуальных прав. Это позволит другим университетам по лицензии использовать наше программное решение. В результате Университет сможет не только покрыть все понесенные на разработку расходы, но и получить дополнительную прибыль. Опыт запуска платформы в таком большом университете, как СПбГУ, позволит успешно помогать и другим российским вузам.