Материалы ректорского совещания
Повестка дня
Встреча выпускников СПбГУ в Москве
Продолжаются встречи выпускников СПбГУ в разных городах мира (Лондоне, Нью-Йорке, Ереване, Берлине, Мюнхене, Вашингтоне и др.). В недавней встрече, которая прошла в Москве, приняли участие более 130 выпускников Университета. Выступая перед ними, первый проректор И. А. Дементьев отметил, что каждый из выпускников помнит свой Университет. Но с тех пор, как они вышли из стен альма-матер, СПбГУ существенно изменился и продолжает меняться. О том, что и как меняется в Университете, каковы приоритеты и направления развития, чем может быть интересен Университет для своих выпускников, каждый может узнать не только на такого рода встречах, но и на университетском портале. И для выпускников, и для партнеров, ранее не имевших отношения к Университету, созданы возможности для активного участия в университетской жизни. Мы создаем новые традиции и ждем наших выпускников.
Больше 17 000 заявок!
10 июня завершилась подача заявок научно-педагогических работников СПбГУ и внешних преподавателей через электронный сервис «Регистрация на курсы» об учебных дисциплинах, которые они хотели бы преподавать в СПбГУ в следующем 2017/18 учебном году (Материалы ректорского совещания от 29.05.2017, п. 1). Новым онлайн-сервисом (впервые в России!) воспользовалось более 1 700 научно-педагогических работников СПбГУ и 38 преподавателей других вузов. Всего было подано 17 783 заявки на 5 420 дисциплин (лекций и семинаров). Самыми активными были преподаватели иностранных языков, экономисты, биологи, физики (см. Какие курсы читать в СПбГУ — выбирают преподаватели).
Полученные сведения о заявках будут использоваться для подготовки расписания на новый учебный год. Появилось большое количество информации, которую надо учитывать при распределении педагогических поручений. В том числе есть заявки от тех преподавателей, которые раньше не вели какие-то дисциплины. Это создает возможность организации конкурса — можно оценить претендентов через проведение ими открытой лекции или семинарского занятия. Это реальная возможность повысить качество преподавания (Материалы ректорского совещания от 09.10.2017, п. 6, от 05.09.2017, п. 2).
Как тестировать иностранных студентов?
Проведен анализ предложений директоров и деканов о порядке аттестации иностранных обучающихся, подавших заявление о переводе в СПбГУ из иностранных образовательных организаций (Материалы ректорского совещания от 29.05.2017, п. 3). Одно из предложений: необходимо «на входе» тестировать иностранных студентов на уровень владения русским языком (если образовательная программа реализуется на русском языке). Кроме того, многие иностранные студенты заинтересованы изучить русский язык в России (хотя они обучаются на образовательных программах, которые реализуются на английском языке), и это обучение можно организовать в СПбГУ. Второе предложение: предъявлять к иностранным обучающимся те же требования, что и к российским (проводить аттестацию при переводе в СПбГУ). Третье: тестировать иностранных студентов по основному предмету на русском языке. Предлагались и смешанные формы тестирования по предметным областям. Эти предложения будут учтены при организации аттестации иностранных обучающихся при переводе их для обучения в СПбГУ.
Кроме того, недавно в СПбГУ введено в эксплуатацию новое здание на территории бывшего Первого кадетского корпуса, в котором начала работать приемная комиссия для иностранных абитуриентов. Директорам и деканам дано поручение: осмотреть новое здание и направить предложения о его использовании для презентации образовательных программ в течение всего года.
Напомним, в 2011 году универсанты с энтузиазмом восприняли весть о передаче Университету территории и зданий, ранее занимаемых Военной академией тыла и транспорта имени А. В. Хрулёва, строили планы об их использовании.
Жизнь студентов — в дипломах СПбГУ
Начиная с 2016 года, в дипломах выпускников СПбГУ размещается QR-код. С его помощью, используя любой гаджет, можно выйти на личную страницу выпускника на портале СПбГУ, где размещены электронная копия его диплома и текст выпускной квалификационной работы. Кроме того, QR-код позволяет сообщать дополнительную информацию, в том числе о поощрениях и взысканиях выпускника. Например, в этом году было поощрено более 900 обучающихся: им объявлены благодарности, выданы премии за победы в олимпиадах, других интеллектуальных конкурсах и соревнованиях (более 1,5 млн рублей только за 2017 год). В этом году издано 42 приказа о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности (более 80 замечаний, четыре выговора, один студент отчислен) — за нарушение Правил внутреннего распорядка (в том числе за курение на территории СПбГУ), Правил проживания в общежитии. В настоящее время эта информация опубликована на портале СПбГУ в разделе «Информация для работодателей», возможность получить ее через QR-код в дипломе значительно облегчит потенциальным работодателям поиск сведений о конкретном выпускнике.
Об ученых советах
Завершается формирование структуры нового Факультета иностранных языков. Избран Ученый совет Факультета, сформированы учебно-методическая и научная комиссии, объявлены выборы декана. В состав Ученого совета Факультета иностранных языков вошли два представителя иных коллективов (1 — Восточного факультета, 1 — Филологического). В свою очередь в соответствии с решением Ученого совета Университета в состав ученых советов институтов и факультетов включаются представители коллектива Факультета иностранных языков.
Информация о научной деятельности СПбГУ — открытая
На запрос СПбГУ получен положительный ответ из Министерства образования и науки РФ. И теперь в репозитории на портале СПбГУ будут публиковаться отчетные документы и информация о результатах НИР, выполненных по заказу Минобрнауки (не только о текущих работах, но и о прошлых, с 2012 года). Это будет способствовать обеспечению прав научно-педагогических работников СПбГУ на результаты интеллектуальной деятельности. И теперь научно-педагогические работники будут больше знать о работе коллег, что поможет организации их сотрудничества, эффективной совместной работе.
О разграничении административных и академических полномочий
Решение административно-хозяйственных вопросов в Университете уже много лет входит в обязанности должностных лиц, работающих в соответствующих службах, а вовсе не научно-педагогических работников (в том числе заведующих кафедрами и деканов факультетов). Вместе с тем до сих пор к своим коллегам, таким же профессорам и доцентам, обращаются члены коллективов факультетов и институтов для того, чтобы решить возникающие проблемы. Более того, иногда нерадивые работники административных служб пытаются переложить свою работу на деканов или заведующих кафедрами. И то, и другое совершенно недопустимо. Впрочем, стоит отметить позитивную тенденцию — количество таких запросов постепенно снижается.
Некоторым руководителям коллективов удалось четко разграничить административные и академические полномочия. Например, первый заместитель декана Факультета свободных искусств и наук, профессор Т. В. Черниговская систематически объясняет коллегам в коллективе, что решением интересующих их вопросов должны заниматься те специалисты, в чью компетенцию входят эти вопросы: документооборотом — сотрудники организационного управления, вопросами безопасности — сотрудники службы охраны, составлением смет — финансисты и т. п. Первое время это воспринималось как отказ коллегам в помощи, однако постепенно наладилось прямое общение, без декана в роли посредника, в том числе через «Виртуальную приемную». И в последние месяцы со стороны административных и научно-педагогических работников не предпринималось попыток привлечь первого заместителя декана к решению вопросов, входящих в обязанности совершенно других работников.
В качестве другого примера: директор Института химии, профессор И. А. Балова недавно сообщила, что начальник отдела охраны труда поручил ей составить списки преподавателей для прохождения медицинского осмотра. В итоге должностное лицо было наказано за попытку переложить свои обязанности на научно-педагогического работника.
Преодолеть местничество
В рамках еженедельного личного приема почетный профессор СПбГУ Г. Н. Белозерский обратился к ректору с инициативой создания междисциплинарных магистерских программ в СПбГУ. Обращение к ректору, по мнению профессора, было совершенно необходимо, поскольку в коллективе одного факультета (кафедры) он не нашел возможности решить такой вопрос. Столкнувшись с «проблемой местничества», он и пришел на прием к ректору с просьбой о помощи. Н. М. Кропачев объяснил профессору возможные инструменты преодоления местничества, которые имеются у научно-педагогических работников СПбГУ, и которых нет в других российских вузах (см. Двери открыты! Вопрос о создании «межфакультетских» магистерских программ).
Особенно стоит отметить, что разъяснениям прав и возможностей, созданных в нашем Университете для научно-педагогических работников, уделяется большое внимание и в ходе совещаний, и на заседаниях ученых советов, и на университетском портале. Именно эти права и возможности призваны создавать в Университете условия для развития современных (в том числе междисциплинарных) образовательных программ. Поэтому каждому стоит посвятить немного времени для того, чтобы узнать об этом (см. Основные права научно-педагогических работников Санкт-Петербургского государственного университета).
Благодарность Н. Ю. Рассказовой
За многолетнюю и плодотворную работу по руководству коллективом Юридического факультета СПбГУ доценту Н. Ю. Рассказовой объявлена благодарность ректора. С 26 июня 2017 года исполнение обязанностей декана Юридического факультета возложено на директора НИИ проблем государственного языка С. А. Белова.
Организация хранения личных книг работников
Разработана типовая форма договора о передаче личных книг научно-педагогических работников на временное ответственное хранение в Научную библиотеку СПбГУ. Таким образом Университет расширяет книжные фонды научной и учебной литературы, которыми могут пользоваться читатели (для сравнения: студенты не сдали в библиотеку около сотни тысяч книг!). Договор имеет возмездный характер, но для работников он бесплатный, хотя Университет несет затраты на хранение, учет, книговыдачу. Правда, Университет не будет компенсировать утрату или порчу книг по вине читателей (Материалы ректорского совещания от 11.09.2017, п. 6).
На пути к WoS и Scopus
В соответствии с утвержденным планом развития периодических изданий СПбГУ на 2017 год (Материалы ректорского совещания от 28.11.2016, п. 3) три серии журнала «Вестник СПбГУ» («История», «Искусствоведение» и «Прикладная математика. Информатика. Процессы управления») прошли первый этап технической экспертизы на включение их в базы данных WoS и Scopus. А серия «Математика. Механика. Астрономия» уже индексируется в этих базах. Редколлегии еще трех серий журнала («Экономика», «Философия и конфликтология», «Право») подали заявки о включении в эти базы данных. Но некоторые редколлегии не смогли подать заявки (например, «Российского журнала менеджмента» — из-за задержки выпуска номеров в конце 2016 года и в начале 2017).
Встречи со студентами
Директора институтов и деканы факультетов в случае необходимости готовы провести встречи с каждым из студентов СПбГУ, задержанных во время проведения публичных мероприятий. Такие встречи проводятся с участием сотрудников Юридической клиники СПбГУ и должны помочь молодым людям разобраться в ситуации. Такая практика и ранее имела место в СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 12.12.2011, п. 9).