Материалы приема граждан
В среду, 21 июня, прошел прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Его вел ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. В беседе принимала участие первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк.
Двери открыты! Вопрос о создании «межфакультетских» магистерских программ
Почетный профессор СПбГУ Г. Н. Белозерский, профессор кафедры геоэкологии и природопользования, проанализировал ситуацию в области создания междисциплинарных магистерских программ в СПбГУ, в других российских и зарубежных вузах и направил аналитическую записку в адрес ректора. По его мнению, есть потребность в интеграции ученых естественнонаучного блока и блока наук об обществе (которые пока работают изолированно). В Университете необходимо готовить специалистов, работающих в сфере наук об обществе, которые обладают фундаментальными знаниями естественнонаучных дисциплин. Профессор Г. Н. Белозерский считает, что качество обучения по некоторым профилям (в первую очередь он обратил внимание на программы в области менеджмента, управления, бизнеса и юриспруденции) может существенно улучшиться, если магистранты будут обладать современными знаниями о биосфере, ее ресурсах, полезных ископаемых, энергетике, воздействии человека на биосферу и об обратной реакции, о глобальных изменениях, методах оценок воздействий и т. д. Но, по его словам, профессор столкнулся с трудностями и поэтому пришел на прием к ректору с просьбой помочь преодолеть их.
Ректор спросил посетителя, что сделать, чтобы междисциплинарных магистерских программ было больше? Что мешает этому? Профессор Г. Н. Белозерский ответил: местничество. По его словам, заведующий кафедрой формирует учебные дисциплины, убирая одни и ставя другие, ни с кем не советуясь. Кроме того, посетитель общался на эту тему с коллегами и пришел к выводу, что все преподаватели имеют определенную педагогическую нагрузку и дополнительной нагрузки извне им не нужно. Трудность в том, что профессор не видит путей решения вопроса: как найти среди менеджеров или экономистов преподавателей, заинтересованных в разработке совместных междисциплинарных программ?
Н. М. Кропачев напомнил посетителю некоторые инструменты преодоления местничества, которые имеются у научно-педагогических работников СПбГУ, и которых нет в других российских вузах. Во-первых, в СПбГУ у научно-педагогических работников (впервые в России!) появилась возможность подать заявки через электронный сервис «Регистрация на курсы» об учебных дисциплинах (лекциях и семинарах), которые они хотели бы преподавать в следующем 2017/18 учебном году (см. Материалы ректорского совещания от 29.05.2017, п. 1). Этот ресурс позволяет высказать свои пожелания, как преподавателям СПбГУ, так и внешним кандидатам. Е. Г. Бабелюк сообщила, что в этом году новым онлайн-сервисом воспользовалось более 1700 научно-педагогических работников СПбГУ и 38 преподавателей других вузов. Всего было подано почти 17 000 заявок на 5420 дисциплин. 10 июня подача заявок завершилась, эти сведения будут использоваться для подготовки расписания на новый учебный год (см. Какие курсы читать в СПбГУ — выбирают преподаватели).
Профессор Г. Н. Белозерский знал о такой возможности, но не воспользовался ею, поскольку, как он сообщил, не было прописано, что и как нужно делать. Ректор ответил, что профессор, если ему непонятно что-то в каком-то приказе СПбГУ, может обратиться к автору приказа через Виртуальную приемную и получить официальное разъяснение. Такая возможность имеется только у работников и студентов СПбГУ, и многие ею пользуются. Приказы по СПбГУ заканчиваются не только традиционной фразой «Контроль за исполнением приказа возложить на...», но и другой: «За разъяснениями содержания настоящего приказа обращаться посредством сервиса "Виртуальная приемная" к...». Кроме того, в тексте приказа есть и такие слова: «Предложения по изменению и (или) дополнению настоящего приказа направлять по адресу...».
Второй инструмент, способствующий преодолению местничества: любой научно-педагогический работник СПбГУ может войти в состав учебно-методической и научной комиссии любого института и факультета (например, в комиссию экономического, юридического факультета или Института ВШМ). Для этого достаточно написать заявление, объяснил Н. М. Кропачев. Или еще проще: вначале подать заявление с просьбой обсудить вопрос о создании новой междисциплинарной магистерской программы на ближайшем заседании учебно-методической комиссии, например, Института ВШМ. И попросить пригласить на это заседание заинтересованных преподавателей. По его заявлению Е. Г. Бабелюк включит вопрос в повестку заседания УМК. Профессора пригласят на заседание, этот вопрос обсудят, а затем опубликуют отчет об обсуждении на портале СПбГУ, и все желающие будут об этом знать.
Профессор Г. Н. Белозерский считал, что УМК — это технический орган. Ректор объяснил, что УМК давно уже не является техническим органом, именно здесь обсуждаются вопросы изменения действующих дисциплин, вопросы создания новой образовательной программы, новой дисциплины, нового курса. И обсуждение всех этих вопросов может инициировать любой преподаватель Университета. Ректор также объяснил посетителю, что в СПбГУ нет и не может быть «межфакультетских программ» (этот термин употреблял профессор), нет и «факультетских программ». Но есть программы междисциплинарные. Е. Г. Бабелюк дополнила: в Университете нет ни одной основной образовательной программы, которая реализовывалась бы силами членов коллектива какого-то одного факультета или института. Именно поэтому уже более пяти лет в СПбГУ все основные образовательные программы делятся по направлениям подготовки (см. Каталог образовательных программ).
Еще одно средство: профессор может открыть список научно-педагогических работников на портале СПбГУ или на страницах институтов и факультетов, выбрать того специалиста, который ему интересен, и написать коллеге по адресу корпоративной электронной почты. Прямые контакты без посредников — самые эффективные. И не надо предварительно выяснять мнение ректора, проректоров, декана факультета или директора института.
Ректор сообщил еще об одном эффективном средстве против местничества: любой сотрудник Университета, независимо от того, членом коллектива какого института или факультета он является, может пользоваться любым научным оборудованием Университета. Раньше, например, юрист или социолог мог воспользоваться оборудованием физиков или химиков только с разрешения заведующего кафедрой или лабораторией, декана. А теперь научно-педагогические работники могут проводить исследования на любом оборудовании. Для этого достаточно зарегистрироваться на портале Университета. Профессор Г. Н. Белозерский вспомнил, что когда-то было трудно получить научные журналы. А теперь есть электронная библиотека, большая подписка по разным областям науки, набор журналов и монографий, который, по его мнению, соответствует ресурсам хорошего немецкого университета. Точно так же, отметил ректор, профессор может использовать оборудование Научного парка СПбГУ.
Н. М. Кропачев напомнил и о других средствах преодоления местничества: профессор может участвовать в университетских конкурсах на создание научных лабораторий. Или в конкурсах на издание учебников, монографий. Может для этого объединиться с коллегами, создать междисциплинарную группу из ученых разных областей знания, пригласить единомышленников из других вузов и научных организаций. Оценивать их заявку на конкурс и принимать решение будет не ректор, проректор, декан факультета, а независимые эксперты, которые станут оценивать потенциал каждой научной группы.
Подводя итоги, ректор отметил, что создание междисциплинарных магистерских программ в СПбГУ происходит по инициативе научно-педагогических работников. Двери открыты. Задача администрации вуза — создать условия для работы и правила, регламенты использования ресурсов. Например, в СПбГУ создан мощный Научный парк с уникальным исследовательским оборудованием, для доступа к которому достаточно оформить электронную заявку, и электронные научные ресурсы, которые не уступают ресурсам Гарварда. Ежегодный анализ показывает, что количество сотрудников Университета, активно использующих эти ресурсы, пока невелико, что сказывается и на эффективности научной деятельности. Но нельзя никого принуждать. Невозможно издать приказ, чтобы с 1 сентября все работали хорошо, эффективно, творчески. Все зависит от самих работников. Ректор в беседе описал некоторые (далеко не все) средства решения проблемы местничества, но решить ее может только сам профессор — вместе со своими коллегами.