Материалы ректорского совещания

№ 319
от 09.10.2017

Повестка совещания

    О работе репозитория СПбГУ

    Была проанализирована работа репозитория СПбГУ. По состоянию на 01.10.2017 в репозитории размещено 7138 документов. Количество посещений репозитория за сентябрь — около 2000. Основные источники пополнения: коллекции Academic Journals и Digital Collections of Scientific Library (подраздел Law Collection), предметные коллекции книг, вышедших в Издательстве СПбГУ, а также тексты выпускных квалификационных работ студентов (в этой коллекции в настоящее время содержится 3827 документов).

    Несмотря на то, что уровень распространения результатов исследований университетских сотрудников и обучающихся не слишком высок (в целом в год публикуется чуть более трех тысяч аффилированных с Университетом статей в изданиях, индексируемых в Web of Science и Scopus) и, как следствие, не очень высок уровень их цитируемости, пополнение коллекций по инициативе самих научно-педагогических работников и обучающихся практически не происходит.

    С целью повышения доступности результатов исследований университетских ученых для партнеров и экспертов, а также для обучающихся теперь в репозитории в обязательном порядке будут размещаться публикации и отчеты по научным грантам, финансируемым за счет средств Университета; ссылки на статьи научно-педагогических работников СПбГУ, индексируемые в WoS CC и Scopus и иных международных информационных базах, которые были использованы для расчета стимулирующих надбавок и премий; ссылки на учебно-методические материалы в Blackboard и другие аналитические и информационные материалы на портале СПбГУ.

    В правления РНФ, РФФИ, РГНФ направлены обращения с предложением о размещении в репозитории СПбГУ научных отчетов научно-педагогических работников СПбГУ по грантам этих фондов. Уже получено согласие Министерства образования и науки РФ на размещение в репозитории отчетов наших сотрудников по грантам министерства.

    Все эти меры принимаются для повышения уровня открытости информации о деятельности Университета и создания дополнительных условий для того, чтобы ученые России и мира больше знали о проводимых в СПбГУ научных исследованиях (Сделать из хорошего – отличный, ответ 2-4, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 1, Николай Кропачев: будущее образования — в открытости и междисциплинарности, ответ 7).

    Информация о правилах жизни СПбГУ должна быть понятна иностранным абитуриентам, студентам, аспирантам, ученым

    В целях повышения информационной открытости и содействия академической мобильности издан Приказ № 9989/1 от 04.10.2017 «О публикации переводов текстов локальных актов Санкт-Петербургского государственного университета на английский язык». Предложено также публиковать ссылки на локальные нормативные акты СПбГУ в репозитории Университета, чтобы у любого иностранца — абитуриента, студента, аспиранта, потенциального участника университетских конкурсов научных грантов, конкурсов на приглашение постдоков и других— была возможность понимать правила университетской жизни.

    Олимпиады школьников СПбГУ

    В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2017 № 866 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2017/18 учебный год» олимпиада школьников Санкт-Петербургского университета вошла в перечень по 16 предметам и комплексам предметов (из них семь — первого уровня, шесть — второго уровня, три — третьего уровня). При этом эксперты оценивают вузовские олимпиады по нескольким критериям: насколько олимпиада обеспечена методическими материалами (в том числе методическими материалами для учителей школ), каково качество заданий. СПбГУ входит в лидирующую тройку вузов — организаторов олимпиад школьников. В настоящее время в министерстве рассматриваются изменения в правила определения уровня олимпиад школьников и льгот победителям и призерам олимпиад при поступлении в вузы.

    В этом году удалось добиться повышения уровня олимпиады СПбГУ по трем предметам: «История» (со второго в 2016/17 учебном году до первого), «Химия» (с третьего до второго), «Информатика» (присвоен третий уровень). Сохранили свой уровень олимпиады по 12 предметам (комплексам предметов):

    • первый уровень — «Биология», «География», «Иностранный язык», «Математика», «Обществознание», «Право»
    • второй уровень — «Журналистика», «Медицина», «Социология», «Филология», «Экономика»
    • третий уровень — «Инженерные системы»

    Олимпиада школьников СПбГУ проводится в два этапа: отборочный (в дистанционной форме в онлайн-режиме на портале СПбГУ) и заключительный (в очной форме в СПбГУ и в регионах России на базе организаций-партнеров). Отборочный этап стартует 23.10.2017 и продлится до 21.01.2018. Заключительный этап пройдет в феврале-марте 2018 года.

    Кроме того, в перечень Министерства образования и науки вошли олимпиады, организатором или соорганизатором которых является СПбГУ:

    • первого уровня — Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада, Санкт-Петербургская олимпиада школьников по математике
    • второго уровня — Городская открытая олимпиада школьников по физике, Интернет-олимпиада школьников по физике, олимпиада «Курчатов» (по математике и физике), олимпиада Юношеской математической школы при СПбГУ, Санкт-Петербургская олимпиада школьников по химии
    • третьего уровня — Всероссийский химический турнир школьников

    Для сравнения: Олимпиада школьников «Ломоносов» (основной организатор — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) вошла в перечень по 23 предметам (комплексам предметов), из которых 16 — первого уровня, пять — второго уровня и два — третьего уровня.

    Директорам институтов и деканам факультетов дано поручение: представить предложения по вопросам назначения стимулирующих премий научно-педагогическим работникам за методическую работу по подготовке олимпиад (Построить страну «одних уст», ответ 7, Сделать из хорошего – отличный, ответ 1, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 8).

    Каким будет «Личный кабинет преподавателя»?

    Еще несколько лет назад в Университете существовало около 20 информационных систем, никак не связанных между собой, и, что показательно, в ректорате использовалась своя автономная система. В результате к 2008 году в Университете никто не знал точно, сколько в Университете образовательных программ, сколько обучающихся, преподавателей, зданий, аудиторий, книг, оборудования и даже — сколько и кому выдано генеральных доверенностей (более подробно об этом: Электронные сервисы СПбГУ в образовательной деятельности: прошлое и настоящее).

    В настоящее время уже созданы такие электронные сервисы, как «Личный кабинет поступающего» и «Личный кабинет обучающегося». Подготовлен и тестируется новый сервис на портале СПбГУ — «Личный кабинет преподавателя». Это сервис единого окна, позволяющий научно-педагогическим сотрудникам СПбГУ производить ряд актуальных действий:

    • создание и редактирование рабочих программ учебных дисциплин (прошло тестирование на фокус-группе, где выявлены как сильные стороны этого сервиса, так и некоторые недоработки, которые будут устранены в ближайшее время)
    • подача заявок на проведение лекций, семинаров и других работ (в мае-июне 2017 года была произведена апробация сервиса на портале СПбГУ, получено 17 783 заявки)
    • подача заявок на получение справок от бухгалтерии (2НДФЛ, 182Н, о заработной плате и другие) и от управления кадров
    • отображение персонального расписания (сервис реализован на сайте электронного расписания через поиск по Ф. И. О. преподавателя, требуется разработка сервиса для отображения через личный кабинет, при переходе в этот раздел у преподавателя должно отобразиться расписание на текущую неделю)
    • просмотр заявок на научное руководство, поданных обучающимися (с осени 2016 года обучающиеся выбирают научного руководителя через «Личный кабинет обучающегося», для получения обратной связи от преподавателя необходимо разработать сервис, который позволял бы согласовывать заявки обучающихся)
    • внесение предложений о темах выпускных квалификационных работ (с осени 2016 года формируется единый перечень тем выпускных квалификационных работ для последующего размещения в «Личном кабинете обучающегося»)
    • просмотр заявок от обучающихся на консультации, которые могут быть очными или осуществляться через Blackboard (для распределения времени преподавателя можно создать сервис в «Личном кабинете обучающегося», где можно будет подать заявку на очную консультацию, тогда преподаватель через свой «Личный кабинет» мог бы предложить время консультации)

    Директорам институтов и деканам факультетов дано поручение представить предложения по приоритетам: какие еще функции необходимо реализовать в «Личном кабинете преподавателя».

    Как проводить консультации?

    Первый заместитель декана филологического факультета В. П. Казаков предложил подготовить локальный нормативный акт, регламентирующий проведение индивидуальной контактной работы (консультаций преподавателя). Он рассказал о жалобах студентов, которые говорят, что им порой неудобно беспокоить преподавателей просьбами о консультациях по теме лекций, поскольку те всё время заняты, а студентам бывает неудобно показать свое незнание перед однокурсниками. В. П. Казаков сообщил также о консультациях, которые один из преподавателей-совместителей проводил не в здании Университета, а на стороне (в том числе в отеле). И те студенты, которые присутствовали на таких консультациях, успешно сдали зачет. А другие не смогли сдать. Эта информация стала известна в связи с рассмотрением жалобы обучающегося А. В. Лапина, который сообщил, что консультацию в отеле проводила И. Ф. Савельева. Являясь доцентом кафедры методики обучения иностранным языкам института иностранных языков РГПУ имени Герцена и не состоя с СПбГУ в трудовых или гражданско-правовых отношениях, она вела занятия у магистрантов Университета по просьбе профессора кафедры иностранных языков и лингводидактики СПбГУ Ю. А. Комаровой. По мнению профессора В. П. Казакова, таких ситуаций не могло бы быть, если бы были установлены единые правила и регламент проведения консультаций.

    По итогам обсуждения вопроса участниками совещания ректор дал поручение начальнику Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву подготовить проект соответствующего документа (Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4-6, 8).

    Эффективность самозаписи на учебные дисциплины

    В мае этого года на портале СПбГУ была запущена система для приема заявок научно-педагогических работников на учебные дисциплины, которые они хотели бы преподавать в следующем учебном году. Новым онлайн-сервисом (впервые в России!) воспользовалось более 1700 научно-педагогических работников СПбГУ и 38 преподавателей других вузов. Всего было подано 17 783 заявки на 5420 дисциплин (материалы ректорского совещания от 15.05.2017, 26.06.2017). На совещании был проведен анализ эффективности этого сервиса и предложены пути его дальнейшего развития.

    Анализ ситуации показал, что для повышения эффективности сервиса целесообразно предусмотреть возможность автоматизированного сопоставления квалификации преподавателей и описания дисциплин по унифицированным квалификационным характеристикам. Для этого необходимо начать использовать общий с кадровой базой данных квалификационный каталог для описания в программах дисциплин требований к квалификации преподавателей. С помощью данного сервиса директора институтов и деканы факультетов могут и должны более активно анализировать поступающие заявки.

    В этом году каждый преподаватель мог выбирать любые дисциплины из общего перечня в справочнике, который был сформирован в соответствии с утвержденными учебными планами. Однако имелись случаи, когда преподаватель записывался для чтения дисциплины, выходящей за рамки его квалификации. Например, кандидат филологических наук выбрал математическую дисциплину «Дискретная теория вероятностей». И такие заявки «с нестыковкой» требуют исключительно ручной обработки. Теперь предложены необходимые изменения для совершенствования предложенного сервиса. С одной стороны, для разработчиков (авторов) рабочих программ учебных дисциплин будут предусмотрены возможности указания необходимых квалификационных требований к преподавателям — путем выбора из выпадающего списка. А с другой стороны, преподавателю перед выбором дисциплин будет автоматически предложен перечень, ограниченный его квалификацией (по информации, содержащейся в кадровой базе SAP), и он сможет их выбирать из более краткого списка.

    Директорам институтов и деканам факультетов дано поручение: представить предложения по доработке сервиса самозаписи на учебные дисциплины. По результатам обсуждения на совещании было решено запустить этот сервис как можно раньше (не весной, как в прошлом году, а еще зимой).