Материалы ректорского совещания

№ 315
от 11.09.2017

Повестка совещания

    СПбГУ в международных рейтингах

    В очередном общем рейтинге Times Higher Education СПбГУ находится в группе 400–500. В рейтинге QS Graduate Employability Ranking по результатам анализа трудоустройства выпускников вузов СПбГУ продвинулся вверх — в группу вузов на позициях 141–150 (в 2016 году был на позициях 151–200). Движение произошло благодаря активной работе руководства Университета: увеличению числа договоров с работодателями и расширению информации на портале СПбГУ.

    В международном рейтинге Financial Times Global Master in Management СПбГУ занял 23 позицию среди лучших вузов мира. В последние годы позиции Университета устойчиво росли: с 65 места в 2013 году до 23 — в этом. Всё это время СПбГУ был и остается единственным представителем России в престижном рейтинге магистерских программ в области менеджмента (Подробнее читайте в интервью ректора: «Университету кризис не страшен», ответы 1 и 6, Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 7).

    Визиты в СПбГУ

    8 сентября СПбГУ посетил руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев. Он принял участие в торжественном открытии в СПбГУ кафедры теории и практики антимонопольного регулирования. Игорь Артемьев выступил перед профессорами и студентами Университета с лекцией о компетенциях антимонопольной службы в России и обеспечении конкуренции в российской экономике. Сотрудничество Университета и ФАС будет развиваться по нескольким направлениям. Эксперты СПбГУ будут принимать участие в обсуждении ряда сложных вопросов, подготовке законопроектов об особенностях государственных закупок в сфере образования и об особенностях защиты конкуренции в цифровой экономике, в мониторинге реализации на практике мер по поддержке конкуренции. Запланирован визит группы директоров и деканов СПбГУ в ФАС для обсуждения сотрудничества.

    9 сентября в Университете было подписано соглашение о сотрудничестве между СПбГУ и Следственным комитетом РФ. Давние партнерские отношения были официально оформлены в ходе визита председателя СК РФ Александра Бастрыкина в Петербург. Планируется расширить работу по подготовке научных заключений для Следственного комитета РФ — с участием юристов, психологов, международников, историков, журналистов, программистов, экологов, медиков, социологов, генетиков и других специалистов. Председатель СК РФ Александр Бастрыкин сообщил, что он планирует привлечь ученых Университета к проведению экспертизы по исследованию останков императорской семьи.

    Конкурс научных проектов молодых ученых

    РФФИ объявил конкурс научных проектов, выполняемых молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации. В соответствии с правилами фонда победители этого конкурса должны пригласить в качестве исполнителя гранта молодого ученого (аспиранта или соискателя) без ученой степени, не работающего в Университете и не проходящего обучение в российских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, российские научные фонды постепенно развивают практику привлечения в российские организации новых сотрудников.

    Напомним, что несколько лет назад в Университете прошёл первый в России конкурс постдоков. По условиям конкурса на должности постдоков могли претендовать только ученые, не работающие в СПбГУ. Тогда запрет учёным Университета претендовать на должности постдоков вызвал критику со стороны научно-педагогических работников СПбГУ. Несмотря на это, руководство Университета пошло дальше. В Университете стали регулярно проводиться конкурсы на создание научных лабораторий, в которых могли принимать участие только внешние ученые. Кроме того, все университетские конкурсы научных грантов открытые, и в них может участвовать любой учёный мира. Опыт Университета показывает, что научно-педагогические работники, пришедшие в Университет в результате победы в конкурсах, демонстрируют гораздо более высокий уровень эффективности работы, в три-пять раз превышающий уровень коллег (Подробнее читайте в интервью ректора: Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответы 5 и 9,  Сделать из хорошего – отличный, ответ 2-4, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 1).

    Подготовка к новому учебному году

    На балансе СПбГУ находится 356 зданий, 84 из них являются объектами культурного наследия регионального и федерального значения. 75 % объектов требует текущего и капитального ремонта кровель, фасадов, мест общего пользования, наружных и внутренних инженерных и технических систем. В том числе 16 из 21 общежития требуют капитального и текущего ремонта фасадов, инженерных сетей, мест общего пользования, жилых блоков.

    В 83 учебных зданиях размещено 1455 помещений аудиторного фонда общей площадью 129 753 м2 Капитального ремонта требует 5 % учебных помещений, до 50 % помещений аудиторного фонда требует текущего ремонта, до 60 % — замены оконных заполнений, 50 % мест общего пользования требует ремонта или модернизации.

    К сожалению, большую часть выделяемых финансовых средств приходится тратить главным образом на выполнение предписаний контрольных органов (КГИОП, ГАТИ, КГА, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Госпожнадзор), нормативные требования которых постоянно меняются и возрастают. Например, только на устранение предписаний Государственного пожарного надзора требуется 262 млн рублей, а предписаний КГИОП — 8 млрд 921 млн рублей.

    Тем не менее, руководство СПбГУ принимает меры по ремонту аудиторного фонда и мест проживания студентов. Удается увеличить объемы финансирования, направляемые из бюджетных и внебюджетных источников: на ремонт аудиторного фонда (10,1 млн рублей в 2015 году, 16,2 млн рублей — в 2016, 25 млн рублей — в 2017) и общежитий (19,852 млн рублей — в 2016 и 28,1 млн рублей — в 2017; кроме того, было выделено 380 млн рублей в 2014–2016 гг. на капитальный ремонт общежития № 12).

    К началу нового учебного года были подготовлены 71 учебное здание и 21 общежитие СПбГУ. Проведена уборка помещений, в учебных помещениях выполнен частичный ремонт мебели, подготовлены места общего пользования. В Академической гимназии подготовлено к заселению 140 мест, выполнен ремонт коридора и спортивного зала. В общежитиях подготовлено к заселению 5200 мест (проведена генеральная уборка, частичный косметический ремонт, проверка исправности и обслуживание санитарных приборов, дезинфекция, комплектация комнат по стандарту). Проведен ремонт душевых в общежитии № 9, выполнен ремонт санузлов в 39 жилых блоках. Запущен аукцион на ремонт 370 мест в четырех общежитиях (№ 2, 3, 19, 20), заключается прямой договор на ремонт душевых Академической гимназии. Заключены контракты на капитальный ремонт (замену) в 2017 году семи лифтов в четырех общежитиях (на ул. Кораблестроителей, Капитанской, Ботанической).

    При подготовке и организации ремонтных работ в этом году сметы пришлось выполнять по новым правилам в федеральных экономических расценках (ФЭР), которые намного ниже территориальных (ТЭР). В связи с этим (из-за малой начальной стоимости большинства работ) ряд аукционов был признан недействительным, ряд аукционов пришлось повторять заново, по ряду работ — искать желающих на прямой договор. Всё это затянуло сроки начала и окончания работ, часть из них перенесена на осень. Кроме того, хозяйственникам пришлось во взаимодействии с коллегами из Учебного управления выводить ряд помещений из учебного процесса для передачи в ремонт.

    Всего отремонтировано 3900 м2 учебных и научных помещений (повторим, что требуют ремонта более 60 тысяч м2 помещений). Готовность учебных помещений к началу учебного года проверена сотрудниками эксплуатационных подразделений с привлечением сотрудников Учебного управления. Предложения директоров и деканов по ремонту учебных помещений и мест общего пользования в зданиях СПбГУ будут учтены при планировании ремонтных работ на 2018 год (Подробнее читайте в интервью ректора: Построить страну «одних уст», ответ 7, Сделать из хорошего – отличный, ответ 1, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 8).

    Организация медицинской помощи обучающимся СПбГУ

    Проведен анализ результатов востребованности медицинской помощи обучающимися СПбГУ в 2016/17 учебном году. Медицинская помощь оказывалась в здравпункте по адресу: 7-я линия, д. 16–18 и в клинике по адресу: Кадетская линия, д. 13–15. Исходили из того, что все первокурсники должны пройти медосмотр для выбора вида нагрузки на занятиях физкультурой. Но из 13 тысяч студентов пришли на осмотр только 4,5 тысячи, а врачи сидели и ждали пациентов. Живого потока студентов не получилось. Из 700 заявленных студентов-спортсменов обратилось лишь 75! А штат врачей был задействован (только на зарплату было израсходовано 40 млн рублей из средств Санкт-Петербургского медицинского центра, на расходные материалы — еще 6 млн рублей).

    На основе этого анализа разработан порядок медицинского обслуживания студентов СПбГУ в 2017 году. Теперь первичная медицинская помощь обучающимся СПбГУ оказывается в рабочие дни в двух здравпунктах.

    1. Здравпункт № 1 ( Санкт-Петербург, 7 линия, д. 16–18), запись на прием: +7 (812) 676–25–25 (сообщить, что вы являетесь обучающимся СПбГУ).
    2. Здравпункт № 2 (Петергоф, Университетский пр., д. 35), запись на прием: +7 (812) 428–45–30, +7 (812) 428–45–31 (сообщить, что вы являетесь обучающимся СПбГУ). Ближайшая станция метро — Автово, далее на маршрутном такси № 224, № 424 или автобусе № 210 до конечной остановки. От Балтийского вокзала — на электричке до остановки «Платформа Университет».

    Врач здравпункта проконсультирует заболевшего пациента, назначит лечение, в случае необходимости госпитализирует, передаст под наблюдение участковому врачу территориальной поликлиники, поможет сориентироваться по тактике обследования и лечения.

    Выполнение программы государственных гарантий в части медицинского обслуживания граждан РФ (в том числе студентов) возлагается на территориальные / участковые поликлиники, которые в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) являются базовыми амбулаторно-поликлиническими учреждениями и соответственно финансируются. Для получения амбулаторной медицинской помощи в объеме государственных гарантий студенту необходимо выбрать поликлинику (как правило, ближайшую к месту его проживания) и прикрепиться к ней. Для прикрепления необходимо посетить поликлинику, предъявить действующий полис ОМС и написать заявление на имя главного врача с просьбой о прикреплении на обслуживание.

    Все студенты СПбГУ, являющиеся гражданами РФ, застрахованы по программе ОМС и обязаны иметь на руках полис ОМС единого образца, действующий на всей территории РФ. Иногородние студенты при желании могут получить полис ОМС одной из петербургских страховых компаний. Студентам СПбГУ, проживающим в общежитиях в Петергофе на участке обслуживания поликлиники Николаевской больницы г. Петергофа, рекомендовано прикрепиться к этой поликлинике. Студентам СПбГУ, проживающим в общежитиях на Васильевском острове на участке обслуживания поликлиники № 3 Василеостровского района, рекомендовано прикрепиться к этой поликлинике.

    Как известно, присоединение к СПбГУ Санкт-Петербургского медицинского центра имени Н. И. Пирогова еще не завершено (должно завершиться к 01.01.2018). В том случае, если в 2018 году ходатайство СПбГУ в Территориальный фонд ОМС будет удовлетворено, и амбулаторно-поликлиническая служба СПбГУ получит статус базовой поликлиники и соответствующее финансирование, обучающиеся СПбГУ будут оповещены о возможности прикрепления на обслуживание непосредственно к новой университетской клинике.

    Профилактические медицинские осмотры обучающихся и сотрудников СПбГУ проводятся в плановом порядке в соответствии с отдельно изданным приказом.

    Медицинская помощь иностранным гражданам в угрожающих жизни ситуациях оказывается службой скорой помощи (телефон — 03), любым лечебным учреждением РФ, в том числе здравпунктами (в рабочие часы). Всё дальнейшее обследование и лечение иностранных граждан, обучающихся в СПбГУ, проводится при наличии полиса добровольного медицинского страхования по согласованию со страховой компанией.

    Сохранность движимого имущества СПбГУ

    Проанализированы проблемы учета и обеспечения сохранности университетского имущества, в том числе портативной техники, предметов декоративно-прикладного искусства, библиотечных книг и пр.

    Как известно, первая за многие десятилетия масштабная плановая инвентаризация имущества была проведена в Университете в 2012 году. Именно по итогам этой инвентаризации были обнаружены случаи, когда имущество числилось в недостачах уже более десяти лет, то есть недостача была установлена еще, например, в 2001 году. При этом информация о фактах хищений, как правило, не доводилась до сотрудников, подчиненных заместителю ректора по безопасности. Интересно, что в отдельных случаях не по инициативе администрации Университета, а по инициативе конкретных сотрудников СПбГУ предпринимались попытки самостоятельно подать заявление в правоохранительные органы. Но такая активность сотрудников, которые в силу своих должностных обязанностей не были уполномочены на совершение подобных действий, служила основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, и Университет утрачивал возможность своевременно защитить свои имущественные интересы.

    Причины массовых недостач разнообразны. Например, портативная техника (именно это имущество является основным видом недостачи) «исчезала» из Университета:

    • после переездов или перемещения (временного и / или постоянного) сотрудников из одного здания / помещения в другое, например, в связи с проведением ремонта
    • после увольнения сотрудника, в пользование которому имущество было предоставлено
    • в результате хищений
    • в результате приемки (без замечаний) по контракту товара ненадлежащего качества с последующим возвратом товара (при этом возврат товара довольно часто не сопровождался возвратом денежных средств, уплаченных Университетом за этот товар)

    Причина безалаберности при увольнении работников проста — долгие годы в Университете не было установлено простое правило: сотрудники управления кадров должны обязательно информировать материально ответственных лиц о факте перевода или увольнения каждого сотрудника Университета, в пользовании которого могло находиться движимое имущество. В соответствии с нормами законодательства такое правило должно было действовать в Университете и в прошлом, и в позапрошлом веке. Почему требование закона не было исполнено, неизвестно. Но можно точно сказать, что невыполнение в течение многих лет этого требования федерального законодательства повлекло причинение многомиллионного ущерба Университету, а следовательно — и Российской Федерации (Материалы ректорского совещания от 20.03.2017).

    Заметим, что в то же самое время жестко соблюдалось правило обходного листа при отчислении обучающегося или окончании Университета обучающимся. Выпускник или отчисленный из СПбГУ ранее не мог получить диплом об окончании Университета и / или, соответственно, аттестат об окончании школы без предъявления обходного листа (практика обходного листа была отменена в связи с прямым предписанием законодательства позже того периода, на который приходятся выявленные в 2012 году недостачи).

    Если говорить о хищениях, можно вспомнить историю с учетом редких книг. По результатам проводимых в Университете по инициативе Н. М. Кропачева с 2007 года и по настоящее время многочисленных проверок в области обеспечения сохранности библиотечных фондов и соблюдения установленных законодательством требований в указанной области, было выявлено значительное число допущенных в период 1990–2007 годов нарушений в области учета и контроля за использованием библиотечных фондов СПбГУ, которые создали предпосылки для хищений и уничтожения ценнейших библиотечных ресурсов.

    В связи с этим можно вспомнить следующие наиболее значимые факты:

    1. В первой половине 1990-х годов представители одной петербургской организации на встрече с ректором заявили о том, что эта организация является правопреемницей Санкт-Петербургского императорского общества естествоиспытателей. В результате прежним руководством Университета без каких-либо реальных правовых оснований (то есть незаконно) этой организации было разрешено забрать из библиотеки ( без какого либо юридического оформления ) «свои» книги — книжное собрание, относящееся к специализированному фонду Научной библиотеки имени М. Горького, обозначенное как «Библиотека общества естествоиспытателей» и включающее в себя несколько десятков тысяч российских и иностранных изданий, выпущенных в основном в период до середины XX века. В конце 2010 года по требованию ректора СПбГУ Н. М. Кропачева эти фонды были возвращены Университету. Но возвращено и поставлено на учет 33 246 книг. Между тем, согласно данным инвентарных книг, в «Библиотеке общества естествоиспытателей» числилось более 43 тысяч книг. Работа по выявлению, видимо, погибших или украденных книг продолжается.
    2. По решению прежнего руководства СПбГУ в 2001–2002 годах на университетский склад в Петродворцовом учебно-научном комплексе СПбГУ по адресу: г. Петергоф, ул. Астрономическая, д. 6, к. 1 было вывезено несколько сотен тысяч книг в строительных мешках. В результате внутренней проверки установлено, что учет этих изданий осуществлялся лишь количественно, без перечисления конкретных изданий.
    3. В 1999 году в целях повышения эффективности использования помещений на основании Приказа ректора от 21.10.1999 № 809/1 библиотека филологического факультета (объем фонда на 01.01.1999 составлял 411 977 экземпляров) была переведена из здания на 1-й линии, д. 26 в один из корпусов СПбГУ по адресу: Университетская наб., д. 7–9, в полуподвальное помещение и небольшое помещение на втором этаже. Предоставленная площадь была в два раза меньшей необходимой для размещения фонда указанного объема, и не была приспособлена под библиотеку, а перемещение книг осуществлялось в срочном порядке, в результате оказался невозможен надлежащий контроль за состоянием фонда (120 тысяч книг и журналов, включая издания XIX века) библиотечными работниками, что стало одной из причин утраты значительного количества книг (Лечебница для книг, материалы ректорского совещания от 13.06.2017 и 25.07.2017).
    4. В помещениях здания СПбГУ по адресу: 10-я линия, д. 33–35 с начала XX века размещается фонд библиотеки бывших Высших женских (Бестужевских) курсов, а также фонд депозитарного хранения Научной библиотеки имени М. Горького (всего около 50 тысяч изданий XIX–XX веков). В 2008 году в ходе очередной проверки сохранности фондов (размещавшихся в помещениях, подвергшихся затоплению) было установлено, что книги хранятся без обеспечения необходимого режима безопасности, надлежащий контроль за доступом к фондам не обеспечен, в помещениях происходили кражи.

    О других хищениях — в материалах ректорских совещаний от 24.10.2016 и 11.07.2016.

    В целях сокращения случаев недостачи, быстрого выявления таких фактов, взыскания ущерба и наказания виновных лиц по поручению первого проректора по экономике приказом начальника ГУЭМТБ № 5208/1 от 18.05.2017 были утверждены «Основные правила работы для материально ответственных лиц», которые учитывают опыт инвентаризаций прошлых лет, и которые, как планируется, повысят эффективность текущей работы материально ответственных лиц.

    Локальный акт с таким содержанием издается в Университете впервые. Правила охватывают 650 сотрудников из числа материально ответственных лиц, в подотчете которых находится около 5,4 млн единиц основных средств на общую сумму 48 450 960 619,80 рублей, из них:

    • транспортные средства — на сумму 153 432 400,10 рублей
    • библиотечный фонд — 4 954 377 единиц на сумму 335 204 257,61 рублей
    • оборудование — 84 882 единицы на сумму 10 089 600 521,73 рублей

    В качестве инструмента для учета имущества на базе программы 1С внедрен модуль: «1С Оперативный учет МОЛ», в котором материально ответственные лица ведут аналитический учет, вносят информацию о местах размещения, номерах помещений. Для комендантов разработаны ежемесячные критерии оценки деятельности, связанной с материальной ответственностью, в зависимости от качества выполняемых обязанностей по учету и обеспечению сохранности закрепленного имущества.

    Наконец, приняты системные меры по учету предметов декоративно-прикладного искусства (ДПИ), находящихся на учете в КГИОП, а также учебно-научных коллекций СПбГУ. ДПИ и коллекции закреплены за материально ответственными лицами и ежегодно инвентаризируются в период проведения плановой инвентаризации.

    Исполнение материально ответственными лицами обязанностей, возложенных на них в соответствии с утвержденными правилами, затрагивает всех универсантов, а именно:

    1. При обнаружении признаков хищения имущества любому сотруднику необходимо сообщить об этом материально ответственному лицу (как правило, им является комендант здания).
    2. При обнаружении признаков неисправности охранной сигнализации, дверного замка, оконного затвора необходимо сообщить об этом материально ответственному лицу.
    3. Материально ответственные лица обязаны совершать не реже двух раз в год проверку фактического наличия закрепленного имущества. В этой связи была высказана просьба к универсантам с понимаем относиться к таким требованиям материально ответственных лиц как предъявить планшет, ноутбук, выданный на время исполнения служебных обязанностей, а так же оформить сохранную расписку (если она не была оформлена ранее).
    4. В трудовых договорах / дополнительных соглашениях с работниками, заключаемых с 2015 года, предусматривается обязанность самовольно не перемещать стационарно установленное в кабинетах имущество, без предварительного уведомления материально ответственных лиц.

    Издан приказ № 9440/1 от 28.09.2017 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке действий работников СПбГУ при недостаче имущества в результате хищений». Также на портале СПбГУ размещено информационное письмо для сотрудников СПбГУ с приложением формы уведомления, которым сотрудники информируют комендантов о вносе личного имущества, а также имущества, приобретенного за счет средств гранта (если средства гранта ранее были перечислены на банковскую карту грантодержателя для самостоятельного приобретения имущества, без участия Университета).

    Напоминаем также, что сотрудник СПбГУ может передать свои личные книги в библиотеку Университета для хранения и временного использования (Материалы ректорского совещания от 26.06.2017; подробнее читайте в интервью ректора: Честность и открытость, ответ 10, Сделать из хорошего – отличный, ответ 11-12).

    Общественный контроль закупок

    Университет производит за год более девяти тысяч закупок на сумму 4,5 млрд рублей. Для эффективного осуществления этой деятельности важно участие общественности. Представители профкома сотрудников и Студсовета уже принимают участие в приемке товаров, работ и услуг, но на принятие важных решений в сфере закупок может эффективно влиять любой сотрудник или обучающийся. Приказом от 04.10.2016 № 8016/1 «Об обеспечении открытости финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ при осуществлении приемки работ по договорам (контрактам), затрагивающим интересы работников и обучающихся СПбГУ» установлена минимальная сумма закупок, при которой участие общественности в приемке обязательно, — один миллион рублей (Материалы ректорского совещания от 26.09.2016). Однако федеральное законодательство о закупках с каждым годом становится все более сложным. Поэтому Университету необходим не просто общественный контроль за проведением закупок, когда универсанты обеспечивают непредвзятый и заинтересованный взгляд на проблемы закупок. Сейчас возникла острая необходимость в квалифицированном общественном контроле, чтобы представители общественности понимали суть происходящего: что они проверяют, по каким правилам организованы закупки, каковы правовые возможности у должностных лиц СПбГУ. В связи с этим, в Университете подготовлены учебные курсы «Участие научно-педагогических работников СПбГУ в контроле соблюдения правил организации финансово-хозяйственной деятельности в СПбГУ (проведение закупок, приемка результатов ремонтных работ и др.)». Этот курс повышения квалификации проверяющих адаптирован к задачам, решаемым Университетом. На обучение могут прийти все желающие. В ходе обучения будут проанализированы правила, задачи, сложности организации и проведения закупок, юридический и практический смысл проверок. Кроме того, с октября планируется проводить онлайн-трансляции заседаний комиссий по закупкам на портале СПбГУ. Наш Университет станет первой учебно-научной организацией России, которая использует этот современный инструмент общественного контроля. Так что участие общественности будет возможно и в дистанционном режиме.

    Вся информация о закупках СПбГУ размещается на сайте госзакупок. Там можно в любой момент увидеть, что запланировано, какие процедуры проведены, на какой стадии находится исполнение каждого конкурса. Напомним, что на проведение закупки, как правило, требуется 70–80 дней.