Материалы приема граждан

от 05.09.2017

Во вторник, 5 сентября, прошел прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Обязанности ректора исполняла проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова.

    Тесты — свои. Вопрос о создании системы тестирования по иностранным языкам

    Преподаватели-филологи в письме в адрес ректора СПбГУ Н. М. Кропачева обратились с предложением о создании национальной системы итогового квалификационного оценивания результатов обучения иностранным языкам в российских вузах. Они предложили реализовать в СПбГУ идею единого федерального языкового экзамена для выпускников вузов. С этим вопросом профессор И. Ю. Павловская, доцент Т. Е. Доброва, и. о. декана факультета иностранных языков С. Ю. Рубцова пришли на прием к ректору. По их мнению, существующие сегодня в России тесты по иностранным языкам копируют британские тесты и предлагают задания по общему английскому языку. Они не отвечают требованиям российского вуза, выпускающего специалистов разных направлений подготовки. И в Университете, как они считают, необходимо разработать и применять тесты на владение профессиональным иностранным языком. С этой целью посетители предлагают создать в СПбГУ кафедру тестологии и методики преподавания иностранных языков.

    И. о. ректора М. Ю. Лаврикова подчеркнула, что предлагаемые вопросы (система тестирования по иностранным языкам и создание кафедры тестологии) слабо связаны между собой, их следует решать по отдельности. Кафедра — это коллектив ученых, работающих по определенной научной тематике, она не является самостоятельным ресурсом для решения учебных задач, а служит для развития научного направления. Разработка системы тестирования по иностранным языкам — вопрос приоритетный. И, конечно же, этими вопросами надо заниматься. Есть возможность реализовать эти идеи в виде, например, прикладного научного исследования группы разработчиков. К этой работе нужно привлекать специалистов в разных областях. Нужно делать научные публикации по этой теме. В ответ на предложение преподавателей должностным лицам будут даны соответствующие поручения ректора, о результатах рассмотрения вопроса их информируют.

    И. Ю. Павловская сообщила, что группа специалистов-тестологов разработала около 30 рабочих программ учебных дисциплин для магистрантов образовательной программы «Тестология» и 12 дополнительных образовательных программ по тестологии и методике преподавания иностранных языков. Планируется разработка унифицированного и в то же время вариативного выпускного экзамена с общенаучным и специализированными модулями, предназначенными для выпускников СПбГУ, специалистов в разных областях знания. А также создание оригинальных инструментов измерения не только по английскому, но и по другим иностранным языкам, включая русский язык как иностранный, для студентов, аспирантов и преподавателей. Научная секция «Тестология» в рамках международной филологической конференции СПбГУ работает уже 15 лет. Достигнута договоренность с международными организациями о проведении в 2019 году конференции по языковому тестированию. Научный сборник «Тестология» выходит с 2004 года. Планируется реорганизовать его, и выпускать журнал «Тестология» с регистрацией его в базах РИНЦ и Scopus.

    М. Ю. Лаврикова посоветовала преподавателям обязательно регистрировать свои методические разработки, фиксировать свои научные идеи в репозитории СПбГУ, после этого будет возможность продвигать эти разработки по лицензионному соглашению. Идею проведения научной конференции Марина Юрьевна предложила обсудить с проректором по научной работе С. В. Аплоновым. Также было дано поручение директору издательства СПбГУ Е. В. Лебёдкиной: помочь реализовать идею создания журнала «Тестология».

    Кто принимает решение? Вопрос о педагогической нагрузке профессора

    Профессор кафедры семитологии и гебраистики В. В. Емельянов сообщил, что работа по специальности у него практически закончилась. Раньше на кафедре было отделение ассириологии, но в прошлом учебном году он выпустил последнего аспиранта. Теперь у него осталось только два часа в неделю: общие лекции по истории Древнего Востока у историков первого курса плюс элективный курс по специальности для аспирантов (педагогическая нагрузка — 284 часа в год). В магистратуре по направлению «Религии народов Азии и Африки» нет аспирантов, изучающих ассириологию. В СПбГУ, да и во всем городе, кандидатских защит по ассириологии не было уже 20 лет, и 12 лет нет докторских защит (последними были защиты В. В. Емельянова).

    И. о. ректора М. Ю. Лаврикова напомнила посетителю, что в мае-июне у научно-педагогических работников СПбГУ и внешних преподавателей была возможность предложить те учебные курсы, которые они хотели бы вести в Университете, через электронный сервис «Регистрация на курсы» (Материалы ректорского совещания от 26.06.2017). В. В. Емельянов ответил, что он записался на учебные курсы по аккадскому и шумерскому языкам. Но в этом учебном году шумерский язык, как он сообщил, отдали ассистенту кафедры Древнего Востока, который, по мнению посетителя, не знает этого языка, не имеет научных работ по этой теме. А ему, единственному квалифицированному шумерологу в Петербурге, эти лекции и занятия, по словам посетителя, не дают вести. И. о. ректора дала поручение начальнику Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву организовать проверку квалификации специалиста, ведущего занятия по шумерскому языку.

    М. Ю. Лаврикова спросила, где работают выпускники этого направления. В. В. Емельянов ответил, что они могут работать в музеях, преподавать. Раньше, кроме древних языков, им преподавали еще арабский. А теперь живых языков у них нет, преподают только мертвые. И тем самым, по мнению профессора, готовят студентов в никуда!

    Отвечая на вопросы и. о. ректора, В. В. Емельянов объяснил, что учебные планы составляет доцент А. В. Немировская, заместитель заведующего кафедрой Древнего Востока. Посетитель, по его словам, разговаривал об изменении планов с председателем учебно-методической комиссии восточного факультета П. Л. Гроховским, но безрезультатно. М. Ю. Лаврикова объяснила, что содержанием учебных планов занимается не заведующий кафедрой и не его заместитель. Этот вопрос должен обсуждаться и решаться на заседаниях УМК. Это экспертный орган — именно УМК оценивает все методические разработки. Заседания комиссии открыты, и результаты обсуждений публикуются на портале СПбГУ. УМК должна рассматривать все предложения научно-педагогических работников, и для этого не нужно согласовывать вопрос с председателем комиссии. Посетителю просто следует обратиться с заявлением в адрес проректора по учебно-методической работе, например, через Виртуальную приемную.

    Отвечая на вопросы о его научной работе, В. В. Емельянов сообщил, что он является соруководителем гранта РНФ по истории религиоведения в Санкт-Петербурге в конце XIX — начале XX века. Кроме того, он предлагает разработать онлайн-курс по истории и культуре Древней Месопотамии. Кроме того, профессор В. В. Емельянов давно сотрудничает с Гарвардским университетом, где есть центр изучения сравнительной мифологии. Вместе с коллегами из Германии, США, Великобритании он разрабатывает проект, посвященный созданию электронной энциклопедии календаря — от Древнего Востока до славянских языков.

    М. Ю. Лаврикова предложила посетителю участвовать в конкурсе на создание онлайн-курсов, который вскоре будет объявлен в СПбГУ, а также посоветовала привлекать аспирантов в Университет — на средства гранта РНФ, в том числе аспирантов из-за рубежа. Профессор В. В. Емельянов поблагодарил за идею и сообщил, что у него есть ученики за рубежом, и он был научным руководителем аспирантов в других университетах. Искать вовне и привлекать аспирантов в СПбГУ — по его мнению, плодотворная идея, ведь затем их можно подключать к научным изысканиям в Университете.

    Продолжение

    Директор по развитию электронных образовательных ресурсов В. А. Старостенко, рассмотрев предложение профессора В. В. Емельянова, заключил: для создания онлайн-курса «История и культура Месопотамии» на базе Университета в Центре развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ необходимо предоставить более детальную информацию по планируемому курсу и его структуре, с указанием основных тематических разделов, которые вошли бы в данный курс. Основным фокусом образовательных курсов такого типа может быть историко-археологический блок, включающий основные этапы находок и научных гипотез о происхождении и развитии древних цивилизаций Междуречья, а также лингвистический компонент, включающий основные теории возникновения письменности, которые существуют в академической традиции на основе археологических находок, сделанных в данном регионе. Необходимые разъяснения даны профессору В. В. Емельянову.

    Начальник Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев сообщил, что проверка квалификации преподавателя, ведущего занятия по шумерскому языку, показала: эта квалификация подтверждена оценкой «отлично» на экзамене по шумерскому языку в бакалавриате СПбГУ в 2007 году.

    Профессор В. В. Емельянов также приходил на прием к проректору по научной работе С. В. Аплонову с предложением создания вместе с коллегами крупномасштабного энциклопедического проекта — энциклопедии-календаря и календарных праздников. Обсуждались возможности создания научного коллектива и подачи заявки на грант РНФ (Подробнее читайте в интервью ректора: «Университету кризис не страшен», ответы 8-9, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответы 2 и 6).

    Статистика

    5 сентября на прием пришли восемь человек: студенты и абитуриенты (1), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (5), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (2). Рассматривалось пять вопросов, в том числе по темам: образование (1), наука (1), общежития (0), работники и коллективы (2), социальные вопросы (0), Университет и мир (1), прочие (0). Прием начался в 16:36, закончился в 18:47.