Перезагрузка: Клиника завтрашнего дня уже сегодня
К Университету присоединен Санкт-Петербургский многопрофильный клинический комплекс, выделенный из состава Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова. Познакомимся поближе с университетской клиникой — будущим центром организации междисциплинарных исследований.
10 февраля председатель Правительства РФ Д. А. Медведев подписал распоряжение Правительства РФ
Хотелось посмотреть своими глазами, что же получил Университет.
Преимущества «маленькой рыбки»
«Время китов, акул и прочих гигантских монстров уже давно прошло, крупная малоподвижная рыба продемонстрировала свою неповоротливость и неэффективность. Сегодня время мобильных маленьких рыбок. Они гораздо более динамичные, быстрее плавают, больше успевают "добыть" и в итоге выигрывают! — считает доктор медицинских наук Ю. Н. Федотов, директор Санкт-Петербургского многопрофильного клинического комплекса, заслуженный врач России. — Наша клиника это не раз доказывала результатами своей деятельности в последние 15 лет. Если сравнивать нас с крупными лечебными центрами России, то видно, что возможности небольшого самостоятельного хозяйствующего субъекта на несколько порядков выше».
Юрию Николаевичу есть с чем сравнивать. За 14 лет, которые он руководит клиникой, эта больница по воле Минздрава четыре раза меняла свой облик. И он рад, что теперь, войдя в состав СПбГУ, многопрофильный клинический комплекс не только сохранил свою самостоятельность, но и получил огромные возможности для развития.
Каковы же преимущества этой клиники?
Первое: здесь создано высокоэффективное медицинское учреждение. Традиционно «производительность» и мощность больницы в России оценивают по количеству «коек». Но ведь кровати людей не лечат! Важна эффективность работы медперсонала, убежден Ю. Н. Федотов. За прошедший год в клинике проведено 10,5 тыс. операций — то есть больше 50 операций в день. А здесь всего 170 хирургических коек.
Например, в отделении травматологии этой клиники всего 39 коек, а за 2014 год здесь провели 2261 операцию. Получается, что здесь делали больше девяти операций каждый день! В среднем на одного прооперированного больного здесь приходится всего-навсего 5,2 койко-дня. В отделении эндокринологии еще меньше: 3,2 койко-дня (там 29 коек, и за 2014 год там провели 2442 операции: около десяти операций в день). Как такое стало возможным?..
Ю. Н. Федотов предложил мне вспомнить традиционную российскую больницу (с которой каждый из нас имел дело — либо сам лечился, либо навещал больных друзей, родственников). Перед операцией пациент ложится в клинику, и ему начинают делать заново все анализы (порой один-два анализа в день). И так проходит несколько дней, иногда около недели — особенно если он лежит в VIP-палате или на «коммерческой» койке. Только после этого принимают решение об операции. А после операции пациент лишь на третий-четвертый день переходит из реанимации в обычную палату, а затем лежит в больнице еще недельку под неусыпным наблюдением врачей... И мы все к этому привыкли! Но, оказывается, может быть совсем иначе.
«У нас решение о проведении операции врач принимает заранее: за неделю, иногда за месяц, когда ставит диагноз и сообщает пациенту о необходимости оперативного вмешательства. Утром в день операции пациент поступает в клинику, в 12 часов дня его оперируют (или в 14, 15, 17 — как указано в расписании), к вечеру переводят в палату, а через два-три дня уже выписывают, — объяснил Ю. Н. Федотов. — Например, после эндопротезирования (замены коленного или тазобедренного сустава) пациент в нашей клинике встает на ноги и ходит на следующий день! А в других больницах — только через два-три дня... Поэтому коек у нас немного, но лечим мы эффективно и надежно. В результате, если говорить на профессиональном языке, так называемый "оборот койки" у нас увеличен за счет современной эффективной организации труда».
Второе преимущество: здесь делают сложные операции, оказывают специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь. В клинике около 20 отделений, а лечебных направлений около 40, от офтальмологии и лучевой диагностики до ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). Самое молодое — отделение кардиохирургии, открытое в прошлом году.
«Кардиохирургию мы создали "с чистого листа" всего за два с половиной месяца. И уже сделали больше 90 операций на открытом сердце, — рассказал Ю. Н. Федотов. — В июне 2014 года было принято решение, а в середине ноября уже провели первую операцию... Наше отделение эндокринологии — первое в России по объемам проводимых операций и по организации врачебной помощи и на третьем-четвертом месте в Европе».
Преимущество третье: высокий профессионализм персонала. Здесь больше 600 медицинских работников, из них 244 врача, в том числе 20 докторов и 57 кандидатов медицинских наук, восемь заслуженных врачей России. За последние три года врачи клиники защитили пять кандидатских и пять докторских диссертаций. И это практикующие медики, которые проводят те самые 50 операций каждый день.
Ими накоплен огромный клинический опыт, массив научных данных, который необходимо исследовать, обобщать, распространять. Ежегодно делается в среднем 1,5 тыс. операций по эндопротезированию суставов, около 400 артропластик, 2400 операций на щитовидной и околощитовидных железах, 600 эндоскопических операций по поводу мочекаменной болезни, 400 уникальных реконструктивных операций на женском тазовом дне и т. д. За последние три года каждый третий доктор клиники стажировался за рубежом, освоил современные методы лечения. Они читают литературу по своей специальности, познакомились со многими новшествами «в ручном режиме».
Четвертое преимущество: обязательное внедрение инноваций. В распоряжении Правительства РФ 184–р от 10.02.2015 о присоединении к Университету многопрофильного клинического комплекса прямо указана одна из основных целей деятельности комплекса: «...изучение, обобщение и распространение опыта медицинских организаций в области хирургии и смежных с ней областях медицины, а также осуществление инновационной деятельности в области медицины и смежных с ней областях науки и практики, в том числе внедрение новых медицинских технологий» (Распоряжение № 184–р).
Для контраста Ю. Н. Федотов напомнил, как лечили, например, перелом бедренной кости всего-то лет
На заседании Ученого совета Санкт-Петербургского многопрофильного клинического комплекса 11 марта Ю. Н. Федотов выступил с докладом «Текущая работа и перспективы развития будущей университетской клиники СПбГУ», где показал преимущества работы клиники в составе Университета.
Путь навстречу
Университет и клиника долгие годы шли навстречу друг другу. Присоединение к СПбГУ многопрофильного клинического комплекса — это один из этапов создания университетской медицинской клиники как центра организации междисциплинарных исследований (Материалы ректорского совещания от 27.01.2014, п. 2.3). Университетская клиника (один из проектов, который заложен в Программе развития СПбГУ) — это прежде всего современный научный и образовательный, а не просто лечебный центр. Здесь будут проводиться передовые исследования в различных областях науки (химия, физика, математика, менеджмент, психология и т. п.), результаты которых станут основой для создания новых медицинских технологий.
Руководство Университета решает эту задачу разными путями (Материалы ректорского совещания от 05.12.2011, п. 3; Материалы ректорского совещания от 09.04.2012, п. 6; Материалы ректорского совещания от 16.09.2013, п. 1). Ведь в современном Университете, безусловно, должна быть современная медицинская клиника, которая, как сердце, объединяет все части организма Университета: биологов, химиков, физиков, математиков, психологов, юристов, географов, социологов — в единый коллектив ученых, нацеленных на решение самых актуальных проблем: обеспечения здоровья человека, здорового образа жизни, улучшения социальной среды, экологической обстановки. Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев не раз подчеркивал, что здоровье человека — вот что должно быть и, безусловно, станет главным стимулом развития науки в СПбГУ.
Ю. Н. Федотов напомнил, что приказ о том, что Северо-Западный окружной медицинский центр (так тогда называлась эта клиника) является клинической базой для студентов-медиков СПбГУ, был подписан еще в 2006 году. Клиника называлась по-разному (и Бассейновая больница им. Г. И. Чудновского, и Северо-западный окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, и Санкт-Петербургский клинический комплекс ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр имени Н. И. Пирогова Минздрава России»), имела разный уровень самостоятельности, но постоянно развивалась.
Весной 2014 года в адрес ректора СПбГУ поступило письмо из Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова. Руководители центра предложили передать Санкт-Петербургскому университету Санкт-Петербургский многопрофильный клинический комплекс этого центра, включающий два стационара: на Кадетской линии д. 13–15 и наб. реки Фонтанки д.154. Как сообщается в письме, данное предложение было согласовано руководителями центра с министром здравоохранения и социального развития России В. И. Скворцовой. И вот теперь, согласно распоряжению Правительства РФ 184–р от 10.02.2015, Санкт-Петербургский многопрофильный клинический комплекс будет выделен из состава Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова и присоединен к СПбГУ.
Видеть все, знать все, или... Семь шагов к успеху
С заместителем директора по организации медицинской помощи Д. Д. Шкарупой мы прошли по отделениям. Но, признаюсь, ничего особенного увидеть мне не удалось: обычные вроде бы палаты, обычные пациенты, обычные, на первый взгляд, врачи и медсестры. Как же реализуются те преимущества клиники, о которых рассказал директор? Можно ли разглядеть ее отличие от других медицинских учреждений города?
Удалось выяснить: здесь убрали все мнимые «препятствия» между пациентом и клиникой, пошли ему навстречу — именно в этом, по-видимому, источник их успехов.
Шаг первый
Давайте вспомним: обычно (в других больницах) как бывает? Надо ложиться на операцию — а мест в эндокринологической (или гинекологической) операционной нет... В этой клинике создали единый операционный фонд, объединив все десять операционных. Д. Д. Шкарупа рассказывает: «Вот, например, сегодня в одной и той же операционной № 3 сначала проводят урологическую операцию, затем подряд две хирургических, после них — гинекологическую...» В результате возможности операционного стола используются более эффективно, оборудование (одно и то же для разных операций) загружено максимально, работает чуть ли не круглые сутки, медицинские сестры участвуют в различных операциях, их опыт растет. Специфика операционных сохранилась только для ортопедических и кардиохирургических операций — там, где требуется специальное оборудование.
Шаг второй
Вернемся к пациенту. Ему надо ложиться на операцию — а мест, допустим, в отделении травматологии нет, надо ждать... А здесь создали единый коечный фонд. В одной и той же палате лежат пациенты и с урологической патологией, и после травмы, и после операции по удалению щитовидной железы. Койки универсальные. Единственное исключение: в ортопедическом отделении специальные койки, там лежат только «свои» пациенты.
Шаг третий
Но ведь кто-то должен понимать, где какие операции проходят, где какие пациенты лежат. Как управлять этим сложным механизмом, который постоянно изменяется?.. Тайна, как оказалось, скрыта в недрах компьютера. «Всю работу клиники можно увидеть через электронную информационную систему, — показал мне Д. Д. Шкарупа. — В клинике 700 рабочих мест: компьютеры у каждого врача, на каждом сестринском посту, в приемном покое, в каждом кабинете у руководителей». На мониторе мы видим данные по каждой палате, по каждой операционной — и все онлайн. В клинике свой IT-отдел, они сами создали информационную систему «Эконбол–3» (от слов «экономика» и «больница», уже третью версию), вся клиника накрыта профессиональным WiFi-колпаком — поэтому связь между пользователями хорошая.
Шаг четвертый
Дмитрий Дмитриевич наглядно демонстрирует плюсы такой системы: «кликает» для примера какого-то пациента и показывает, что можно проследить весь его путь: от первичного обращения к травматологу до выписки из больницы. Есть результаты всех анализов — не сходя с места, доктор может посмотреть рентгеновские снимки, результаты УЗИ, компьютерную томографию, кардиограмму, анализ крови и мочи и т. п. Есть дата и время операции (три дня назад, эндопротез коленного сустава, доктор такой-то). Переведен в палату № 18 (кстати, на отделении урологии) — есть данные послеоперационного наблюдения. Выписывается сегодня — есть рекомендации для реабилитационных мероприятий, лечебной физкультуры — в другом здании клиники, на Кадетской линии д.13–15... И так по каждому из 270 пациентов, которые находятся в клинике сегодня, и по 1400 пациентам, которые придут в клинику в ближайший месяц, строго по графику. Есть также архив за последние десять лет, в котором данные более чем 1 млн пациентов.
Шаг пятый
Общая электронная информационная система полезна и врачам, и пациентам. Она позволяет бронировать места в стационаре за несколько месяцев. Например, сегодня на мониторе видно, что операционные через три недели загружены примерно на 70 %, но еще «пустые клеточки» кое-где имеются. И каждый доктор, решая вопрос о конкретной операции, выбирает, в какое время он может ее провести. Согласовывает эту дату с пациентом и резервирует место, включая пациента в «лист ожидания» на конкретный день.
Шаг шестой
Но ведь каждого из пациентов нужно осмотреть, с каждым побеседовать, поставить диагноз, принять решение о путях лечения. Как врачи успевают это делать тщательно и продуктивно? Здесь у каждого доктора есть ассистенты, которые проводят первичный осмотр, выслушивают жалобы пациента, собирают анамнез, назначают необходимые анализы, ведут записи в истории болезни, поддерживают контакты с пациентами. Они «разгружают» высококвалифицированных докторов от необходимой, но рутинной работы, дают возможность им действовать эффективно: поставить точный диагноз, при необходимости — принять решение об операции.
Шаг седьмой
Анализы, кстати, здесь делают амбулаторно, а не в стационаре — это позволяет сократить время пребывания пациента в больнице. Плюс ранняя реабилитация как результат высокотехнологичной медицинской помощи и ранняя выписка пациентов из больницы. «Из данных международных исследований известно, что вероятность заражения так называемыми госпитальными бактериями увеличивается на 10 % каждый день пребывания в клинике! — объяснил Д. Д. Шкарупа. — А это особая резистентная флора, устойчивая к разным видам антибиотиков, с которой очень трудно бороться!.. Поэтому для пациента лучше выписаться и попасть домой как можно раньше (если не требуется круглосуточное наблюдение врача). А для иногородних пациентов лучше выписаться и пожить в гостинице. Там риск заразиться госпитальной флорой намного меньше...»
Есть еще один плюс (Дмитрий Дмитриевич назвал его «вишенкой на торте»). Электронная информационная система предоставляет огромные возможности для анализа деятельности клиники: и в целом, и по подразделениям. Можно анализировать работу операционных (по итогам месяца, квартала, года) с разных сторон. Можно анализировать работу call-центра, который принимает не менее 1000 звонков в день. Можно анализировать работу каждого врача, каждого руководителя отделения. В клинике введен так называемый эффективный контракт, в котором учитывается конкретная работа каждого специалиста за месяц. Тот, кто работает лучше и больше, зарабатывает больше. И значит, стремится работать лучше, эффективнее.
А директор Санкт-Петербургского многопрофильного клинического комплекса Ю. Н. Федотов дополнил картину: управленческие решения он может принимать, находясь в любой точке Земли, где есть Интернет, — хоть в своем кабинете, хоть на конференции в Южной Америке, на совещании в Индии или во время отдыха на острове Бали. Может утвердить платежное поручение в банк, может подписать зарплатную ведомость и т. д.
Путь навстречу — 2
В конце февраля ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и директор Санкт-Петербургского клинического комплекса ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова» Ю. Н. Федотов провели совместную встречу с руководством клинического комплекса. Н. М. Кропачев рассказал о своем видении работы клинического комплекса в составе Университета и о перспективах, которые открываются в связи с решением Правительства как перед врачами, так и перед учеными СПбГУ.
«Для нас важно решить задачу развития современной медицинской науки в России, что невозможно сделать без постоянного взаимодействия практикующих врачей с учеными и специалистами самых разных направлений — от физиков до психологов, от юристов до экономистов, и это может стать реальностью только в классическом университете», — подчеркнул ректор. Ю. Н. Федотов отметил, что в дальнейшем, по мере знакомства и развития сотрудничества университетских ученых и специалистов клиники, будет сформирована долгосрочная программа исследований.
На одном примере Д. Д. Шкарупа (теперь уже как врач-уролог) показал, насколько врачи клиники нуждаются в помощи ученых Университета. В клинике проводят операции пациентам с мочекаменной болезнью (около 600 в год). Достают и дробят камни в почках, в том числе и очень большие, даже гигантские. На экране своего смартфона доктор показал мне фотографию камня, который занимает практически всю почку пациента. «Ученые Университета могли бы сделать подробную трехмерную модель такой почки, — убежден Д. Д. Шкарупа. — И мы бы на этой модели отработали подходы к операции, "покрутили" бы картинку, осмотрели со всех сторон. Тогда во время проведения реальной операции было бы меньше неожиданностей...»
А биохимики, по его мнению, могли бы изучить, из чего состоят камни в почках, как они образуются, какими способами можно на них воздействовать... Такие же трехмерные модели можно делать и перед операциями на суставах (ведь каждый сустав — очень сложный механизм). А для лечения рака надпочечников надо изучить изменение гормонов в крови... Как видите, поле для исследователей огромное.
В последние годы в СПбГУ успешно развиваются проекты в области биомедицины: здесь создали свои лаборатории ряд ученых — мировых звезд: Стефан О’Брайен, Рауль Гайнетдинов, Павел Певзнер, Елена Григоренко и др. Новая форма взаимодействия Университета и клиники позволит использовать не только интеллектуальный потенциал университетских ученых, но и технические ресурсы Университета для развития как лечебной работы, так и научных исследований, ориентированных на практические результаты. Одним из первых совместных проектов станет работа по поиску причин возникновения рака щитовидной железы и рака надпочечников — это также соответствует специализации клинического комплекса, который в настоящее время является ведущим в стране медицинским учреждением по объему выполняемых операций на щитовидной железе.