СПбГУ продолжает работу по переходу к системе непрерывного медицинского образования
Санкт-Петербургский государственный университет все чаще заявляет о себе как современный вуз, занимающийся обучением и научными исследованиями в области медицины и здравоохранения.
Так, например, Университетом получены мегагранты Правительства Российской Федерации для развития медицинской науки в области аутоиммунитета и создания лекарств направленного действия. Также в СПбГУ работает ресурсный центр, занимающийся в том числе разработками в сфере ядерной медицины. Активно развивается трансляционная биомедицина — междисциплинарная область, объединяющая достижения клинической медицины и самые современные разработки биологии, генетики, химии, физики.
Клинический комплекс, выделенный из состава Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова, присоединился к СПбГУ — с начала 2018 года медицинская клиника работает в составе Университета: не только принимает пациентов, но и проводит научные исследования, ориентированные на конкретные результаты, которые можно применять в лечебной деятельности. Санкт-Петербургский университет продолжает развивать сотрудничество с клиническими базами — медицинскими организациями города и области, где проводится практическая часть обучения студентов и ординаторов в течение учебного года.
На сегодняшний день для обеспечения практического обучения студентов программы «Лечебное дело» с базами заключено около 90 договоров, для «Стоматологии» — еще около 20. Одним из направлений, которые вызвали необходимость обновления всей работы в последние годы, стал переход к системе непрерывного медицинского образования (НМО).
Что такое НМО?
Сообщество врачей называет непрерывное медицинское образование процедурой профессионального формирования врача. Другими словами, НМО — это новая для России форма непрерывного обучения (в том числе повышения квалификации) медицинских работников. От старой ее отличает в первую очередь непрерывность, а также использование новейших технологий, в том числе электронных, дистанционных и симуляционных. Важно также, что участник модели НМО сам выстраивает свою траекторию обучения, что позволяет получать те знания и компетенции, которые необходимы именно ему. Важным условием участия в модели является соблюдение общей трудоемкости: вне зависимости от индивидуального учебного плана участник должен освоить 250 академических часов (зачетных единиц трудоемкости) за пять лет, ежегодно — не менее 50 часов. Из них 36 часов — это образовательные программы, а оставшиеся 14 — научно-образовательные мероприятия: конференции и семинары. В итоге врач получает возможность учиться и совершенствовать знания и навыки, система здравоохранения — компетентные медицинские кадры, а пациент — как результат — качественное лечение.
Допуск к работе
С начала 2016 года в России на смену процедуре сертификации врача пришла и постепенно внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности — аккредитация специалиста. Четыре этапа перехода к ней продлятся до 2025 года. Свою первую в жизни аккредитацию молодые врачи проходят, выпускаясь из университетов. Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета направления «Лечебное дело» впервые проходили первичную аккредитацию специалиста в 2017 году и получили допуск к профессиональной деятельности на пять лет. Выпускники-стоматологи СПбГУ аккредитацию получали уже второй год. Со следующего года аккредитацию будут проходить и обучающиеся программы среднего профессионального образования «Сестринское дело».
Для успешного прохождения аккредитации обычно нужно пройти три этапа:
- компьютерный тест
- демонстрация практических навыков на фантомах (специальных тренажерах) на нескольких «станциях»
- собеседование и решение междисциплинарных ситуационных клинических задач
В состав комиссий экзаменаторов, которые формирует Минздрав, ежегодно входят независимые авторитетные специалисты в медицинских областях — руководители медицинских организаций, заведующие отделениями, врачи больниц, поликлиник, медицинских центров. Причем формирование комиссий ведется так, чтобы обеспечить полную объективность и независимость в оценке качества подготовки выпускников вуза.
Но аккредитация — это допуск к работе не только молодых специалистов, только что окончивших обучение. Врач на протяжении всей своей профессиональной жизни каждые пять лет будет проходить испытания, призванные доказать уровень компетенций, позволяющий врачу работать с пациентами на основе современного научного знания и современных технологий. Момент успешного прохождения первой (или очередной) аккредитации — это момент входа в пятилетний цикл непрерывного медицинского образования. Для каждого врача будет составлен свой индивидуальный план: обучение по дополнительным образовательным программам, а также участие в конференциях, семинарах, мастер-классах и вебинарах.
Обучение универсантов
Санкт-Петербургский государственный университет как один из крупнейших в стране образовательных и научных центров ведет работу по внедрению модели НМО сразу по нескольким направлениям. Все направления такой работы получили документальную основу в виде приказа ректора. Так, активно ведется работа по разработке и актуализации учебно-методической документации программ по направлениям «Медицина» и «Стоматология», «Сестринское дело» — содержание и требования программ позволяют студенту к моменту выпуска быть готовым к прохождению аккредитации. Ведется информационное сопровождение этой работы. Информация об образовательных программах и мероприятиях СПбГУ размещается на интернет-портале НМО. Разрабатываются новые и совершенствуются имеющиеся дополнительные образовательные программы для врачей и других специалистов.
Важно отметить, что образовательную программу «Лечебное дело» СПбГУ отличает несколько важных особенностей, в том числе фундаментальность и — что не менее важно — междисциплинарность подготовки. Занятия по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам ведут преподаватели разных научных коллективов, институтов, факультетов. Так, например, иностранный язык студенты медицинских программ изучают до уровня В2 Общеевропейской шкалы иноязычной коммуникативной компетенции с преподавателями-филологами. Тот же подход используется при обучении стоматологов.
Важно, что обучение по медицинским программам — практикоориентированное, помимо учебных и производственных практик в течение всей учебы, на завершающем году обучения универсанты проходят многопрофильную субординатуру, включающую дисциплины по хирургии, терапии, акушерству, гинекологии и педиатрии. Кроме того, клиническая подготовка студентов СПбГУ эффективна за счет привлечения современных технологий — интерактивного, дистанционного, симуляционного и тренажерного обучения. Все это позволяет студентам Университета подойти к выпуску с уверенностью в полученных знаниях и навыках и стать полноправным участником модели НМО.
Цель перехода к НМО — сделать так, чтобы образование, которое дают вузы, соответствовало современным требованиям медицинской профессии и науки.
Проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Юрьевна Лаврикова
Наша задача — внести свой вклад в развитие отрасли здравоохранения, в том числе и путем подготовки кадров, обладающих необходимыми компетенциями. НМО в нашем случае — это инструмент сверки часов, показатель того, насколько мы соответствуем современным требованиям» — подчеркнула проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Юрьевна Лаврикова. Проректор отметила, что сегодня образование, наука и практическая деятельность неразделимы, а значит, время диктует такое условие — наука должна развиваться для того, чтобы развивалось лечебное дело.
Повышение квалификации и переподготовка
Сегодня Санкт-Петербургский государственный университет предлагает множество дополнительных образовательных программам, входящих в цикл НМО, среди которых «Современные подходы к первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний», «Коррекция дислипидемии при резистентности и плохой переносимости липидснижающей терапии», «Компьютерная томография в диагностике округлых образований в легких». Эти и многие другие программы повышения квалификации и переподготовки СПбГУ представлены на интернет-портале непрерывного медицинского образования — сайте, позволяющем систематизировать информацию об образовательных организациях и профессиональных сообществах, предлагающих свои программы, по всей России.
«СПбГУ активно представляет свои программы на портале, так же как и сотни других организаций, очень маленьких и очень больших. Система фильтрации на портале дает возможность пользователю выбрать определенный вуз, например СПбГУ, и увидеть все курсы, которые мы предлагаем, или указать специальность — и тогда появятся другие вузы, и можно будет сравнить сроки проведения, цены и другие условия. Наличие программ СПбГУ на портале дает вузу возможность участвовать и в реализации программ, обучение по которым осуществляется за счет средств ФОМС (Фонда обязательного медицинского страхования)», — рассказала Елена Сергеевна Трегубова, заместитель директора по учебной и научной работе Института остеопатии СПбГУ, генеральный секретарь Российской остеопатической ассоциации.
«Портал НМО действительно обеспечивает индивидуальную организацию и учет образовательной активности медицинских работников. Наш Центр ДОП по медицине, медицинским технологиям и стоматологии оперативно размещает на портале новые образовательные программы, отслеживает интерес и привлекает врачей пройти повышение квалификации в СПбГУ», — рассказал директор Центра дополнительных образовательных программ СПбГУ по направлению «Медицина» Сергей Александрович Подсадный.
Современные технологии
Модель НМО предусматривает внедрение самых современных образовательных технологий — различных форм дистанционного и симуляционного обучения. Обучению с помощью вебинаров, записей лекций, электронных тестов и других интернет-технологий уделяется большое внимание, потому что, по словам профессионального сообщества, ситуация с врачами из отдаленных городов до сих пор сложная — зачастую поездка к месту обучения отнимает больше сил и времени, чем сам образовательный процесс. Это помогает сразу в двух направлениях: образовательные учреждения получают большую аудиторию, а врачи сокращают срок отрыва от работы.
Симуляционные же технологии направлены на то, чтобы врачи могли совершенствовать не только теоретические знания, но и практику. Так, например, в случае с обучением оказанию скорой помощи используются формы клинических разборов с обсуждением всех этапов оказания медицинской помощи, вариантов и обоснования того или иного способа реанимации. «При реализации программ повышения квалификации по функциональной диагностике используется непосредственная работа слушателей с теми программами обработки данных функциональных исследований, с которыми им приходится работать в реальной жизни, к примеру суточного мониторирования ЭКГ, — слушатели расшифровывают реальные мониторограммы реальных пациентов. Этот вариант обучения доступен как в очном, так и в дистанционном режиме», — рассказала Валерия Дорофеевна Шурыгина, заместитель по образовательной деятельности Научно-клинического и образовательного центра «Кардиология» Института высоких медицинских технологий СПбГУ.
Также в Санкт-Петербургском государственном университете работает симуляционный центр — в нем обучение ведется на специальных тренажерах — фантомах, позволяющих симулировать виды оказания медицинской помощи пациенту. По словам экспертов, такие практические занятия нужны любому врачу, повышающему квалификацию, вне зависимости от компетентности — даже если ты выдающийся кардиолог с тридцатилетним стажем, практиковать навыки, полученные еще во времена студенчества, обязательно нужно, чтобы эти навыки не забылись.
Будущее модели НМО
Несмотря на то, что образовательные организации и профессиональные сообщества активно участвуют в работе в системе НМО, уже на данном этапе стало ясно — система развивается в режиме реального времени и, значит, требует доработок. В первую очередь, по словам экспертов, необходимо развивать нормативную базу, регулирующую политику внедрения модели непрерывного медицинского образования. Сегодня действует приказ № 66н Министерства здравоохранения РФ о совершенствовании медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков. Принят он был в 2012 году, и с тех пор в него было внесено множество поправок.
«Какой модель НМО будет через день, через месяц, через полгода, представить пока сложно, — считает Елена Сергеевна Трегубова. — Но мы знаем: чтобы быть конкурентоспособными, чтобы предлагать свой продукт врачам, Университету нужно достойно представить свои образовательные продукты, в том числе на портале непрерывного медицинского образования. СПбГУ как учреждение, имеющее отношение как к додипломному образованию, так и последипломному и к повышению квалификации, с вниманием относится к переходу к НМО и делает шаги к внедрению модели».