Форум труда: «В фокусе внимания всегда остается человек‑созидатель и его труд»
Дефицит кадров во всех отраслях экономики — от IT до транспортной сферы — заставляет систему образования меняться в соответствии с требованиями работодателей. В то же время он повышает ценность сотрудников, которые, осознавая это, чаще оказываются готовы отстаивать свои трудовые права. Об этом и многом другом рассказали эксперты СПбГУ на IX Санкт‑Петербургском международном форуме труда.
Человеческий капитал и труд — фундамент будущего страны
Санкт‑Петербургский университет является соорганизатором и стратегическим научным партнером форума и на протяжении девяти лет выносит на обсуждение наиболее актуальные проблемы в сфере труда и занятости. В этом году под эгидой экспертов СПбГУ подготовлены 50 сессий и круглых столов, организована серия событий‑сателлитов выставки «КУБ» и открыта библиотека форума. В нулевой день на площадке Университета прошел Молодежный международный форум труда, собравший свыше 1500 участников.
На IX Форуме труда рассматривается широкий спектр тем, но в центре внимания экспертов оказались вопросы адаптации общества, бизнеса и государства к вызовам будущего, отметила в ходе большого пленарного заседания ученый секретарь СПбГУ, заместитель председателя Ученого совета СПбГУ Елена Григорьевна Чернова.
«Сегодня человеческий капитал, труд граждан и его результаты являются фундаментом благонадежного будущего нашей страны в наступающие десятилетия. Несмотря на стремительное развитие технологий, автоматизацию производства, переход к решениям в области искусственного интеллекта, в фокусе внимания всегда остается человек‑созидатель и его труд. Во многом именно этим идеям посвящена ключевая тематика форума», — отметила Елена Григорьевна.
Модернизация высшего образования для подготовки кадров
При поддержке Государственной инспекции труда в Санкт Петербурге СПбГУ провел на Форуме труда международную научно практическую конференцию «Человеческий капитал: образование, труд, занятость в современном обществе». Пленарную сессию открыла первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Юрьевна Лаврикова, на протяжении многих лет выступающая экспертом Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
«Сегодня сфера образования реформируется в контексте необходимости наполнить кадрами рынок труда, испытывающий острейший дефицит во всех сферах. Он наблюдается не только в областях, которые были востребованы всегда, например IT или финансовой сфере, но и в производстве, в здравоохранении, вообще в бюджетной сфере и других. Везде требуются молодые силы, которые восполнят кадровый дефицит для развития нашей страны», — рассказала Марина Лаврикова.
Марина Лаврикова: «Когда на рынке труда острый дефицит, каждый человек представляет особую ценность»
В связи с этим на протяжении последних лет к университетам предъявляется требование мотивировать выпускников трудоустраиваться на нужные для российской экономики специальности, однако зачастую молодежь делает совершенно другой выбор. Многие студенты после завершения обучения рассматривают возможность платформенной занятости или становятся самозанятыми, поскольку рассчитывают зарабатывать больше, не обременяя себя при этом жесткими трудовыми регламентами. Перед вузами возникла дилемма: как реформировать образование, чтобы создать у молодежи мотивацию идти на традиционные рабочие места и при этом сохранить лучшие наработки в этой области.
Тему адаптации высшего образования к новым потребностям рынка труда продолжила директор Научно‑исследовательского института развития образования Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Лариса Владимировна Константинова. Как отметила эксперт, молодежь традиционно считается одной из наиболее дискриминируемых групп на рынке труда в силу отсутствия профессионального опыта, который, как правило, является главным требованием при трудоустройстве. Осуществить вход в профессиональную сферу помогает высшее образование, которое имеется почти у 30 % представителей нового поколения и определяет их конкурентоспособность. Именно поэтому проблема соответствия высшего образования потребностям рынка труда остается такой острой на протяжении всего постсоветского периода.
К вузам предъявляется претензия, что в силу консервативности они не успевают за изменениями рынка труда и больше сосредоточены на теоретической подготовке. Вместе с тем сами работодатели не всегда могут четко сформулировать свои требования к высшим учебным заведениям с точки зрения количества необходимых кадров и их компетенций, дистанцируются от сферы образования.
Директор Научно‑исследовательского института развития образования Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Лариса Константинова
Особенности современного этапа институциональной трансформации высшего образования заключаются в принципиальной смене ее целей, отметила спикер. Если в период болонских реформ в России она заключалась в том, чтобы унифицировать систему в соответствии с зарубежными моделями для повышения мобильности выпускников на международном рынке труда, то сегодня задача заключается в формировании национальной системы высшего образования, соответствующей потребностям отечественного рынка труда, экономики и социокультурным особенностям.
О новых задачах, стоящих перед высшим образованием в области наук о Земле, рассказал вице‑президент Русского географического общества, директор Института наук о Земле СПбГУ Кирилл Валентинович Чистяков. Он отметил, что в последние годы отраслевые и научные эксперты отмечают тревожный уровень нехватки профессиональных навыков у специалистов на рабочих местах. Несмотря на расширенные объявления о вакансиях, значительная доля позиций остаются незаполненными (или же на них принимаются плохо подходящие кандидаты).
Еще одна проблема связана не столько с подготовкой выпускников для добывающих отраслей хозяйства, сколько в их дальнейшем «укоренении» в профессии. Согласно статистике, около 40 % специалистов уходят из отрасли в среднем после 4,35 лет работы. Причиной тому становятся низкая зарплата (ожидания растут быстрее, чем зарплаты, и это один из факторов выгорания), отсутствие карьерных треков, игнорирование со стороны руководства.
«В высшем образовании по наукам о Земле уже начались значительные преобразования, вызванные технологическим прогрессом и меняющимися ожиданиями общества, — сказал Кирилл Чистяков. — Одним из вызовов является интеграция искусственного интеллекта и машинного обучения в высшее образование за рамками административных задач. Для наук о Земле это может быть актуально при работе с большими данными — в климатологии, океанологии, гидрологии, геологии и геофизике, нефтегазовом деле, социально‑экономической географии, геоинформатике и картографии».
Сверхурочная занятость в эпоху дефицита кадров
На научной секции «Образование, управление и занятость как социальное пространство человеческого капитала: сохранение ценностей безопасного труда», состоявшейся в СПбГУ, эксперты обсудили проблемы российской сферы труда и занятости, связанные как с развитием, так и с управлением человеческим капиталом и безопасностью труда как условием его реализации.
По мнению модератора секции профессора СПбГУ Елены Тарандо (кафедра экономической социологии), сверхурочная занятость зачастую носит принудительный характер. «Работодатели создают условия, чтобы работник был вынужден трудиться сверхурочно, причем задействуют для этого целый комплекс социальных и экономических ресурсов, таких как неоправданно высокие нормы труда, ценности корпоративной культуры, небольшие доплаты за сверхурочный труд. Эта ситуация в настоящее время смягчается дефицитом кадров на рынке труда, когда работодателю все труднее найти работников на рабочие места, а работники, понимая свою ценность, оказываются в состоянии отстаивать свои трудовые права», — отметила Елена Тарандо.