Роль театра как драйвера трансформации культурного ландшафта регионов России обсудили на ПМЭФ
На Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная сессия «Развитие городского пространства: национальный театр как экономическая модель». Заседание, организованное по инициативе Национального драматического театра России (Александринского театра) и СПбГУ, было посвящено смене классических подходов к театральному менеджменту и интеграции культурного института с бизнесом.
Участниками дискуссии стали специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош и директор Национального академического театра имени Габриэла Сундукяна Вардан Мкртчян. Модератором выступил директор Александринского театра Сергей Емельянов.
Пересматривая управленческие подходы в пользу модернизации и рационализации операционных процессов, ведущие культурные институты решают в первую очередь кадровые задачи.
Директор Александринского театра Сергей Емельянов
«Кто будет выстраивать новые для сферы искусства экономические модели? Какими должны быть команды, которые будут адаптировать лучшие бизнес-практики и вместе с тем сохранять творческое ядро учреждений? Это вопросы, актуальность которых оценивается равнозначно и для региональных, и для федеральных институций», — отметил в ходе дискуссии Сергей Емельянов.
Минкультуры: Посещаемость театров достигла допандемийных показателей
Решением аналогичных задач, по его словам, заняты и коллеги из стран-партнеров. На эти вопросы каждый топ-менеджер в сфере культуры и искусства имеет свои ответы — от сотрудничества с ведущими научными школами и подготовки кадров с нуля, играя вдолгую, до реализации просветительских проектов, решающих кадровые задачи по принципу «здесь и сейчас» при поддержке грантовых фондов.
В 2022 году на полях Петербургского международного экономического форума Университет заключил соглашение с Александринским театром о сотрудничестве, основными направлениями которого стали реализация образовательных программ в области арт-менеджмента и совместных творческих проектов.
О реализации уникального проекта «Национальная театральная школа», который в прошлом году СПбГУ запустил с Александринским театром при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, чтобы заняться совместной подготовкой нового поколения креативных управленцев для театров в регионах России, рассказала Анастасия Ярмош. Первый сезон проекта позволил подготовить более 450 театральных менеджеров из России и стран-партнеров — Республики Сербской, Армении, Туркменистана, каждый из которых получил документ о прохождении образовательной программы СПбГУ.
В Москве с 3 по 9 июля пройдет Российская креативная неделя
По мнению Анастасии Ярмош, сегодня при обучении театральных менеджеров необходимо осознавать, что это должен быть специалист, который понимает существо того, с чем он работает, — природу исполнительского мастерства и спектакля, но в то же время он должен чувствовать экономику пространства. В ходе освоения короткой интенсивной образовательной программы управленцы национальных театров субъектов Российской Федерации и культурных институтов за ее пределами получают возможность по-другому посмотреть на предмет своей деятельности.
Например, в процессе обучения они узнают, что не надо работать только над продажами спектаклей — это цель кассира, маркетолога, пиарщика. Задача культурного, театрального менеджера — посмотреть шире на то, какие потребности и запросы сегодня есть у зрителя, и попробовать в междисциплинарном партнерстве создать добавочную стоимость, дополнительный продукт, который, возможно, позволит привлечь того зрителя, который до этого был не готов прийти в национальный театр.
Проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош
«Это огромная целевая аудитория. Мы показали бы им театр по-другому, познакомили с более легкими форматами, а потом они бы все-таки заглянули на основную сцену», — поделилась проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ.
В завершение Анастасия Ярмош подчеркнула, что необходимо организовать системную подготовку новых кадров, которые не утратят чувство национальной культурной ценности и сумеют преподнести ее зрителю. Именно такая задача стоит перед новым поколением культурных менеджеров, которые придадут импульс развитию национального театра страны.
В ходе панельной дискуссии участники также искали ответы на вопросы о том, как современным театрам России и государств-партнеров перестроить свою операционную деятельность по аналогии с крупными игроками бизнес-сообщества и можно ли сохранить идентичность национального театра одновременно с интеграцией международного опыта классической школы современного менеджмента в сферу исполнительского искусства.