Эксперты СПбГУ приняли участие в разработке «закона-спутника», обеспечивающего реализацию реформы контрольно-надзорной деятельности
Ученые Санкт-Петербургского университета продолжают экспертную работу по анализу разрабатываемых законодателем проектов нормативных актов. В прошлом году одним из самых значимых документов, проанализированных специалистами СПбГУ, стал «закон-спутник», обеспечивающий реализацию новой модели контрольно-надзорной деятельности в нашей стране. Что это за закон, какие замечания по его проекту были высказаны Университетом и кто входил в команду экспертов рабочей группы, рассказала доцент СПбГУ, директор Междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности в СПбГУ Екатерина Дмитрикова.
Екатерина Александровна, расскажите, что такое «закон-спутник»? Какую цель преследовал законодатель при его разработке?
Применительно к реформе контрольно-надзорной деятельности в качестве ключевых федеральных законов обычно называют Федеральный закон «Об обязательных требованиях в РФ» и ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». По значимости в одном ряду с ними так называемый закон-спутник, закон без которого невозможна реализация новой модели контрольно-надзорной деятельности, — закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле"». Более чем в 100 федеральных законов, положения которых регулируют контрольно-надзорную деятельность в отдельных сферах, были внесены изменения. Главной целью закона является приведение положений федеральных законов в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
С чего началась работа над экспертизой?
Проект поступил на рассмотрение в рабочую группу по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования. Ректор СПбГУ Николай Кропачев является членом рабочей группы, эксперты СПбГУ в 2020–2021 годах подготовили более 100 заключений по проектам нормативных правовых актов, разработанных Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Результаты экспертной работы опубликованы в сборнике «Новая структура нормативного регулирования в сфере образования».
Но «закон-спутник» будет регулировать не только сферу образования?
Да, вы правы. Учитывая сферу деятельности рабочей группы, можно было бы ограничиться только оценкой изменений в Федеральный закон «Об образовании». Замечания и предложения в части тех проектируемых положений, которые касались государственной регламентации образовательной деятельности, то есть вопросов лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора в сфере образования, были оперативно подготовлены, заключение направлено в рабочую группу. Но вместе с тем было решено подготовить заключение по проекту «закона-спутника». В результате междисциплинарного взаимодействия экспертами Санкт-Петербургского университета дана оценка отдельных положений законопроекта, нацеленных на актуализацию норм отраслевых федеральных законов, совершенствование правового регулирования в различных сферах, связанных с организацией и осуществлением государственного и муниципального контроля.
Это был наш первый опыт, когда помимо юристов, экономистов, политологов и социологов участие в работе приняли еще и специалисты по экономической, социальной, политической географии, менеджменту массовых коммуникаций и даже цистологии и гистологии.
В ходе работы эксперты СПбГУ проанализировали законодательство об образовании, о СМИ, о промышленной безопасности, об энергосбережении и энергетической эффективности, об охране окружающей среды, нормы из сфер прокурорского надзора, строительного надзора, муниципального контроля, лицензионного надзора в сфере обращения лекарственных средств, контроля качества биомедицинских клеточных продуктов, государственной кадастровой оценки, государственного и муниципального контроля в отношении резидентов Арктической зоны. Кроме этого, мы рассмотрели нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности резидентов территорий с особым статусом: особых экономических зон, ИНТЦ «Сколково», свободной экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток.
Тексты заключений опубликованы в Репозитории СПбГУ и на странице Междисциплинарного центра исследования контрольно-надзорной деятельности.
Что происходило после того, как замечания и предложения к закону были готовы?
Заключение было направлено председателю Комитета по контролю и регламенту Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Именно этот комитет был ответственным за подготовку «закона-спутника».
Ваши замечания были учтены?
Те замечания, которые были учтены (а отдельные были учтены уже на этапе обсуждения в рабочей группе), очень важны. Нельзя не отметить замечания к положениям, которые определяли последствия выявления нарушений обязательных требований, установленных в сфере образования. Например, исключение в результате учета замечаний возможности применения в отношении образовательных организаций мер принуждения, несоразмерных выявленным нарушениям, или применение мер до принятия решения о привлечении образовательной организации или должностного лица к административной ответственности.
Наша рабочая группа высказывала не только замечания, но и предложения. Это отличает все заключения, подготовленные экспертами СПбГУ. Результат нашей работы опубликован в открытом доступе на нашей странице.
Что ждет документ теперь?
Закон был принят, вступил в силу.
Расскажите, что поменяет «закон-спутник» в сфере образования?
Закон важен в части изменения положений, которые регулируют вопросы государственной регламентации образовательной деятельности. Применительно к организации государственного контроля (надзора) в сфере образования: уточнен предмет, законодательно закреплено применение риск-ориентированного подхода в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда или ущерба установленным законом ценностям, определены последствия выявления нарушений обязательных требований. Также законодательные изменения потребовали разработки соответствующих подзаконных актов, в том числе положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования.