Эксперты в сфере performing arts обсудили будущее образования представителей творческих профессий
Как обучать юных музыкантов, актеров и танцоров? Каково будущее творческих профессий? Какие перспективы у музыкального и театрального образования? Помогут ли начинающим артистам философия Аристотеля, йога и айкидо?
Ответы на эти вопросы искали ведущие эксперты творческих школ России, США, Китая, Японии и Европы на стратегической сессии «Экосистема творческого образования в сфере сценических искусств», которая прошла в рамках секции «Образование» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.
«Сегодня как в культурной политике, так и в творческом образовании пришло время сместить фокус с вопросов тактической, локальной конкуренции в область поиска стратегии решения глобальных задач. Вектор развития образования в области сценических искусств в Санкт-Петербургском университете направлен на вовлечение ведущих творческих образовательных институций мира в российскую культурную орбиту», — отметила председатель Программного комитета сессии, пианист, доцент СПбГУ Галина Жукова.
Сессия открылась в Академии русского балета имени А. Вагановой дискуссией «ProEX: новые технологии в performing arts», модератором которой выступил преподаватель СПбГУ Александр Халюта (кафедра театрального искусства). Спикеров и участников приветствовали ректор академии Николай Цискаридзе и проректор Светлана Лаврова.
В ходе мероприятия преподаватели Академии театральных искусств Кракова Бартош Ченява и Катаржина-Анна Малаховская поделились секретами проведения занятия по сценическому движению. А исследователь Королевской центральной школы сценической речи и драматического искусства Великобритании Кики Селиони рассказала, как артисту могут помочь в осознании своего тела философия Аристотеля и творческие подходы Рудольфа фон Лабана.
На площадке СПбГУ прошло ключевое событие первого дня — панельная дискуссия «Дизайн образовательных программ будущего в сфере performing arts». Открыл обсуждение профессор СПбГУ Вадим Лобанов (кафедра театрального искусства), который рассказал, каким образом творческие специальности могут стать частью системы классического университета.
Открывая новую образовательную программу «Актерское мастерство» в СПбГУ, мы руководствовались желанием дать возможность получить качественное образование тем, кто по каким-то параметрам не подошел под жесткие критерии театральных вузов.
Профессор СПбГУ Вадим Лобанов
Театральные педагоги из Польши Бартош Ченява и Катаржина-Анна Малаховская рассказали о существующей системе театрального образования в своей стране и отметили, что, по их мнению, в актерской среде все чаще встает вопрос работы с собственным телом. «Молодые актеры принадлежат к поколению интернета и онлайн-общения. Они не понимают ценности прикосновений, не умеют двигаться на сцене. Приходится учить их азам. Для опытных артистов же актуально беречь тело и осознать имеющиеся физические ресурсы», — считает Бартош Ченява.
Обсуждая наметившиеся перспективы артистического образования, профессор РГИСИ Сергей Черкасский рассказал о нововведениях в своем вузе и подчеркнул важность интегрированного подхода в образовательном процессе.
Прелесть театральных вузов в том, что там встречаются студенты с разным багажом знаний и опыта. И подобная совместная работа дает потрясающие результаты.
Профессор РГИСИ Сергей Черкасский
«Необходимо налаживать диалог между актерскими и режиссерскими отделениями в вузах. Молодые актеры и молодые режиссеры должны работать вместе и учиться друг у друга», — считает актер, исполнительный директор Института Мейснера в Лос-Анджелесе Скотт Трост. Спикер считает приоритетным обучить студентов-актеров позиционировать себя на рынке труда, успешно проходить кастинги и находить проекты, где раскрылись бы их таланты.
Обсуждая намечающийся конфликт между традиционными и цифровыми образовательными технологиями в театральных вузах, участники встречи выказали мнение, что в процессе обучения актерским техникам очень важно не терять контакт со своими студентами.
Дискуссию, посвященную музыкальному образованию, открыли преподаватели кафедры органа, клавесина и карильона СПбГУ доцент Галина Жукова и профессор Хаазен Йозеф Виллем.
Профессор Московской государственной консерватории Александр Бондурянский высказал мнение, что в музыкальном образовании большую роль играют творческие школы. «К сожалению, сейчас понятие "школа" размывается, — считает Александр Бондурянский. — В силу глобализации происходит очень глубокое взаимопроникновение разных стилей. И порой мы можем констатировать что уникальные черты некоторых школ, например школы русского исполнительства, утрачиваются».
Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории Сергей Урываев высказал мнение, что глобализация обогащает современных артистов опытом разных школ. С ним не согласился профессор Шанхайской государственной консерватории Андрей Иванович. «Сравнивая отношение к искусству в России и в Китае, я наблюдаю не глобализационные процессы, а какой-то пространство-временный разрыв. Китай — это совсем другая территория, где идти со скрипкой или флейтой в школу — престижно», — посетовал спикер.
Вопрос популярности филармонических концертов среди молодежи затронул генеральный секретарь Австрийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Эрих Пойнтнер.
«Чтобы не было отторжения классического репертуара, надо самим воспитывать публику с малых лет, — поделилась свои опытом руководитель общевузовского центра творческих проектов Московской консерватории Ксения Бондурянская. — Надо создавать программы для детей, объяснять им азы и учить наслаждаться музыкой, а не пугать пшикающими тетушками в фойе».
Необычным опытом работы со студентами творческих специальностей поделился профессор Университета Цукубы (Япония) Масаки Оно, который рассказал об использовании в образовательных подходах своего вуза философии айкидо, в основе которой лежит гармония тела, духа и языка.
В ходе обсуждения проблему разобщенности между профессиональным сообществом и остальными людьми, не обладающими особыми музыкальными знаниями и навыками, поднял композитор и преподаватель колледжа Святой Розы в Олбани (США) Тимоти Данн.
Мы должны понимать, что все наше наследие может погибнуть, если мы не будем интегрироваться в современное общество. Надо обучать уже в средней школе фундаментальным основам гармонии и теории музыки, не подавая это как сакральное знание. Это приведет к большей осведомленности и росту популярности классических подходов.
Преподаватель колледжа Святой Розы в Олбани (США)Тимоти Данн
Завершился первый день работы сессии открытыми мастер-классами по актерскому мастерству и творческой программой, в рамках которой Андрей Иванович блестяще исполнил произведения Сергей Рахманинова, а выпускники Московской государственной консерватории — лауреаты международных конкурсов — представили мультимедийный музыкально-театральный проект «Русский триптих: вселенная Рахманинова».
Во второй день работы сессии продолжились мастер-классы, в рамках которых Скотт Трост, опираясь на опыт работы в Голливуде, поделился секретами актерского мастерства, а Ксения Бондурянская подготовила мастер-класс по менеджменту культурных проектов, опираясь на свой опыт работы в попечительском совете Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Педагогической работе с юными музыкантами посвятили себя Александр Бондурянский и Сергей Урываев.
Завершил программу сессии круглый стол «Конвергенция искусства и науки в работе Совета молодых ученых», в ходе которого председатель Совета молодых ученых СПбГУ доцент Александр Крылатов (кафедра математического моделирования энергетических систем) рассказал об итогах совместной работы советов молодых ученых Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского государственного университета. Договор о сотрудничестве между советами был подписан на полях Культурного форума прошлого года и был реализован в ходе работы совместных семинаров «Нелинейный мир: измеряя алгебру гармонией».
Участникам мероприятия был представлен творческий отчет и перформанс проекта «Арт-Инкубатор», созданный при поддержке преподавателей СПбГУ Вадима Лобанова, Анатолия Пузырева и Семена Фридлянда (кафедра актерского мастерства).
Вопросы музыкального детского образования в регионах были подняты в выступлении Анны Гришко, руководителя проекта «Музыкальные надежды Арктики», участники которого — юные музыканты из Мурманской области — выступили перед собравшимися и получили экспертную оценку своих достижений.
Завершая заседание круглого стола, председатель Совета молодых ученых Санкт-Петербургской государственной консерватории Михаил Черниговский выразил мнение о необходимости более активного участия педагогов и учащихся из регионов в музыкальной жизни страны. «Наши дети очень талантливы, они очень много могут дать миру», — убежден Михаил Черниговский.