Эксперты Культурного форума обсудили будущее классического музыкального образования

На панельной дискуссии «Классическое музыкальное образование: традиции и перспективы», которая состоялась в СПбГУ в рамках Международного культурного форума, эксперты поделились своими взглядами на то, как и чему учить будущих композиторов и исполнителей в современном мире.

Открывая встречу, главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга народный артист России Сергей Стадлер отметил, что музыкальное искусство особенно важно для россиян, несмотря на то, что аудитория людей, понимающих и любящих классическую музыку, не так многочисленна. Именно поэтому так необходимо уделять внимание вопросам образования, понимая, что это процесс длительный и требует очень бережного к себе отношения, — любые изменения должны быть взвешенными. С момента поступления ребенка в музыкальную школу до его выпуска из консерватории проходит 16 лет, поэтому если процесс обучения будет изменен сейчас, то результат этого проявится только к 2035 году.

«Перед нами стоит задача не только сохранить богатое наследство, которое мы получили от наших предков, но и развивать его в будущем, а это большая ответственность, ― сказал Сергей Стадлер. — Мир очень резко и быстро изменился. Раньше любая информация добывалась трудно, сегодня же любую постановку или концерт можно послушать дома на диване. Мы живем в музыкальном шуме: вокруг нас постоянно что-то звучит, и люди не всегда отдают себе отчет в том, что они слушают. Время, когда жили большие художники, закончилось на наших глазах, и сейчас мы не представляем, как будет развиваться наше будущее. И помочь нам может именно музыкальное образование».

В рамках панельной дискуссии Сергей Стадлер анонсировал открытие в СПбГУ новой образовательной программы «Инструментальное исполнительство на скрипке». Прием поступающих начнется уже летом 2019 года.

Знаменитая русская скрипичная школа начиналась в Санкт-Петербурге — именно сюда был приглашен великий скрипач Генрик Венявский, который официально является ее основателем. Мы должны сохранять и развивать это наследие, и я рад, что в СПбГУ, одном из крупнейших университетов мира, будет поддерживаться скрипичное искусство.

Главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга народный артист России Сергей Стадлер

Вопросы традиции и перспектив развития классической музыки предложил обсудить декан факультета музыки Университета Мельбурна (Австралия) и композитор Барри Конингэм. За последние 140 лет в области музыки произошли значительные изменения: благодаря изобретению фонографа люди получили возможность записи звука в любой момент, а после создания радио его воспроизведение стало более доступным, что навсегда изменило природу исполнения музыки для всего человечества. Вместе со становлением массовой аудитории появилась популярная коммерческая музыка, составляющая сейчас основную часть от всего объема. В то же время люди по всему миру получили возможность слушать и классическую музыку. Но как это повлияло на музыкальное образование?

Мне кажется, мы не готовим композиторов и музыкантов нового времени. Суть музыки не изменилась — это коммуникация, обмен эмоциями и воспоминаниями. Но если ее роль осталась прежней, то восприятие и распространение происходит иначе, и эти новшества должны стать неотъемлемой частью нашей работы.

Декан факультета музыки Университета Мельбурна Барри Конингэм

«Наши программы по подготовке классических музыкантов должны объяснять будущим композиторам, как люди будут слушать их произведения. Они должны понимать, каким образом поддерживать связь с аудиторией, которая может находиться в любой точке земного шара. Благодаря интернету мы носим в кармане всю мировую музыку, миллионы часов воспроизведения, и современные музыканты должны с этим считаться, если они хотят, чтобы их голос был услышан», ― рассказал Барри Конингэм.

Своим мнением о том, как свободный доступ к информации влияет на скрипичное образование, поделился декан оркестрового факультета Университета музыки Карлсруэ (Германия) Нахум Эрлих. Он напомнил, что мультимедийные технологии не всегда приносят исключительно пользу. Так, многие студенты зачастую даже не думают о том, чтобы сходить и послушать выступление известного исполнителя, поскольку все можно посмотреть в интернете. Кроме того, раньше общение между преподавателем и обучающимся было более тесным, а сейчас начинающие музыканты постоянно меняют учителей в поисках лучшего наставника, постоянно переходят из одной школы в другую, чтобы в своем резюме указать как можно больше громких имен. «В XX веке существовало четыре основные школы игры на скрипке — немецкая, российская, французско-бельгийская и американская. Я думаю, что в наше время есть только две традиции — хорошая и плохая, — заметил Нахум Эрлих. — Хорошая построена на фундаменте прошлого и включает в себя новые прочтения, а плохая забывает его величие и уходит в крайности, безвкусицу и интерпретации без необходимой технической подготовки».

Для гостей встречи состоялся мастер-класс по скрипичному искусству, который провели Сергей Стадлер, Нахум Эрлих и декан оркестрового факультета Московской государственной консерватории народный артист России Владимир Иванов. Вечер завершил концерт виртуозной скрипичной музыки, Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера исполнил классические произведения, а также работы выдающихся современных композиторов — участников дискуссии.