Ректоры вузов СЗФО обсудили, как университеты могут помогать своим регионам

В онлайн-формате состоялось совещание Совета ректоров вузов СЗФО, в ходе которого были представлены методика расчета региональных рейтингов «Три миссии университета» (MosIUR) и результаты пилотного выпуска для вузов Северо-Западного федерального округа. Участие в дискуссии также приняли заместители руководителей и представители администраций субъектов СЗФО, аппарата полномочного представителя президента РФ в СЗФО, администрации Санкт-Петербурга.

Обращаясь со вступительным словом, председатель президиума Совета ректоров вузов СЗФО, ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев подчеркнул, что политика зарубежных рейтинговых агентств ведет к исключению из рейтингов представителей российской высшей школы. Именно поэтому сегодня чрезвычайно важно развитие национальной системы рейтингов «Три миссии университета», в том числе появление в ней специального регионального выпуска.

Отличие «Трех миссий университета» от других мировых рейтингов заключается в том, что он ориентирован на учет социальных задач, которые выполняют вузы. А кто понимает это лучше региональных лидеров?

Ректор СПбГУ Николай Кропачев

Ректор СПбГУ обратил внимание на то, что идея локальных рейтингов и их методик была разработана рабочей группой Российского союза ректоров по стратегическому академическому лидерству, а не представителями органов государственной власти российских регионов. В связи с этим он предложил представителям органов государственной власти СЗФО высказать замечания и предложения по совершенствованию системы, которые позволят доработать критерии рейтинга таким образом, чтобы они стимулировали университеты развиваться в интересах регионов.

С презентацией вы можете ознакомиться здесь.

Генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов, советник президента Российского союза ректоров Дмитрий Гришанков представил доклад «Позиции вузов СЗФО в пилотном выпуске локальных рейтингов вузов 2021 года из экосистемы рейтингов "Три миссии университета"».

«Часто к рейтингу относятся как к академическому упражнению, однако помимо этого он является для вузов неким ориентиром, ― заметил Дмитрий Гришанков. — Мы стараемся объективно отразить реальность и таким образом меняем ее, поскольку участники рейтинга начинают более или менее активно ориентироваться на измеренные показатели. На мой взгляд, совершенно неправильно своей самой главной задачей ставить рост в рейтинге, но учитывать его необходимо. Я бы советовал относиться к рейтингу как к математической модели, которая формирует понимание о том, что такое хорошо и плохо. Однако полученный ответ будет зависеть от того, какие мы зададим критерии, поэтому я полностью поддерживаю позицию Николая Кропачева в том, что здесь важно мнение регионов».

Международный московский рейтинг «Три миссии университета» был впервые запущен в 2017 году. Сегодня он представляет собой целую экосистему, содержащую рейтинги международного, российского и регионального уровней: международный «Три миссии университета» (MosIUR) с широким российским сегментом, Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 и локальные рейтинги российских вузов (по федеральным округам).

Каждый из них основывается исключительно на объективных показателях, но количество критериев различается: так, например, для оценки позиции российских университетов в мире используется 17 критериев, а для их сравнения между собой — около 40. Это позволяет более корректно учитывать национальные особенности российской системы высшей школы. В то же время показатели, которые использовались для анализа качества работы вузов, входящих в российский топ-100, не всегда позволяли сделать объективные выводы о деятельности региональных или узкопрофильных университетов. В связи с этим в декабре 2021 года была представлена серия локальных рейтингов, из которых вузы группы топ-100 исключены.

Хотя инструментарий в каждом случае ориентирован на конкретные задачи, все рейтинги семейства «Три миссии университета» объединяет общий подход: каждый из них ставит перед собой задачу ответить на вопрос, какие университеты наиболее гармонично развиваются в сфере реализации образовательной, научной и социальной миссий.

В этом заключается уникальность MosIUR, поскольку другие международные рейтинги университетов концентрируются только на одной сфере — науке или образовании с точки зрения его интернационализации.

Чтобы рейтинг был адекватным и смог завоевать доверие российского академического сообщества и сообщества работодателей, составители постарались учесть все основные показатели государственной программы «Приоритет-2030». Методология разрабатывалась в ходе заседаний рабочей группы по стратегическому академическому лидерству Российского союза ректоров, а также консультаций с зарубежными коллегами. В настоящее время при оценке позиций вузов учитываются три категория ― образование (вес 45 %), наука (25 %) и связь с обществом (30 %). В своем докладе Дмитрий Гришанков рассказал, какие показатели учитываются в каждой из групп и почему были выбраны именно они.

Говоря о социальной миссии университетов, генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов отметил, что методология ее оценки сегодня более других нуждается в совершенствовании, и выступил с предложением провести эту работу на базе Совета ректоров вузов СЗФО. В число новых критериев могут войти в том числе и предложения ректора СПбГУ ― деятельность студенческих строительных и педагогических отрядов, волонтерская деятельность, работа университетских клиник по самым разным направлениям (например, оказание психологической, юридической и других видов помощи населению региона), организация творческих коллективов, сотрудничество с бизнесом и другие. Дмитрий Гришанков подчеркнул, что при активном участии представителей субъектов СЗФО в совершенствовании методологии рейтинга уже в следующем году при оценке вузов будут учитываться критерии, созданные в интересах региональных органов власти и промышленности.

Подводя итоги, ректор СПбГУ Николай Кропачев отметил, что, как показало обсуждение Совета ректоров вузов СЗФО, многое в рейтинге еще требует доработки совместными усилиями учебных заведений и представителей региональной власти.

«Три миссии университета» отличаются от других мировых рейтингов акцентом на том, как работает вуз для общества. Воспитательная работа предусматривается законом об образовании как обязательная часть его деятельности, и это еще одна важнейшая социальная задача.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев

«Думаю, если мы посмотрим законодательство других стран, то не встретим там подобных требований. Учитывается ли это в нашем рейтинге? Как только в нем появятся соответствующие критерии, вместе с ними возникнет необходимость развивать эту деятельность в университетах», — рассказал Николай Кропачев.

Завершая выступление, ректор СПбГУ обратился к представителям полпредства и администраций субъектов Северо-Западного федерального округа с предложением создать экспертную группу, состоящую из представителей регионов, на встречах которой они смогут разработать свои предложения по совершенствованию критериев рейтинга.