Современные проблемы дизайна среды: от терапии до реновации
В Музее-квартире архитектора Леонтия Бенуа прошел круглый стол «Современные проблемы дизайна: на примерах выпускных квалификационных работ по программе "Дизайн среды"».
Мероприятие объединило студентов и преподавателей трех вузов города — Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
Семинар состоялся во второй раз. Миссия проекта — создание площадки для обобщения и обсуждения методик и особенностей научных подходов к проблемам архитектуры и дизайна в контексте программы «Дизайн среды», создание условий для апробации магистерских исследований в кругу профессионалов и коллег, налаживание межпрограммных и научных коммуникаций.
В 2020 году в рамках приема на ООП «Дизайн среды» выделено десять бюджетных мест и пять мест по договору в магистратуре. В рамках бакалавриата — три бюджетных места и семь мест на платной основе.
В первой части круглого стола проект представил магистрант программы «Дизайн среды» СПбГУ Василий Ситников. Он рассказал о принципах регенерации территорий выработанных городских карьеров. В качестве объекта исследования обучающийся выбрал Шуваловский карьер в Приморском районе. Василий отметил, что подобные объекты, будучи в бесхозном, опасном состоянии, стихийно используются местными жителями, которых в этом районе становится все больше из-за активного ввода в эксплуатацию больших жилых комплексов. Таким образом, возникает социальный запрос на реновацию выработанных карьеров. Василий Ситников предложил три сценария развития территории, требующих различных объемов ресурсов. Сам исследователь наиболее вероятным назвал наименее затратный путь развития — создание пейзажного прогулочного парка с минимальным включением новых архитектурных форм.
Другая обучающаяся магистратуры Университета Анастасия Золотова представила доклад на тему «Модель инновационных центров рециклинга на базе объектов "серого пояса" Санкт-Петербурга». Анастасия предложила модель, которая позволяет сохранить промышленные предприятия в городской черте и при этом сделать производственные территории экологичными, технологичными и открытыми. Внимание магистрантка сосредоточила на создании сети заводов по сортировке твердых коммунальных отходов, которые могут расположиться в «сером поясе» во всех районах Петербурга. Это помогло бы удовлетворить острую потребность в организации системы сортировки мусора для дальнейшей транспортировки к перерабатывающим предприятиям, которые в силу санитарных норм находятся за пределами города. Ориентируясь на датские и австрийские практики, Анастасия предложила концепцию промышленных объектов в рамках четырех уровней: организация «умного» производства, создание общественных пространств, запуск учебных центров и сохранение исторического облика.
Обучающиеся других университетов представили концепции развития территорий Сортавалы, Шлиссельбурга и Балакова.
Вторая часть мероприятия была посвящена презентации и обсуждению исследования руководителя ООП «Дизайн среды» Евгении Петрашень «Концепция личностно-ориентированной модели подготовки дизайнеров среды в СПбГУ». В представленном докладе содержатся диссертационные исследования в области педагогических наук Евгении Павловны, которая является руководителем программы на протяжении десяти лет.
Евгения Петрашень создала матрицу, описывающую систему подготовки специалистов в области дизайна среды и смежных профессий в вузах Петербурга.
Оказалось, что подготовкой кадров по дизайну среды занимается больше вузов, чем по любой другой программе из «семьи» архитектурных профессий. Я думаю, что здесь можно выделить две причины. С одной стороны, нечеткость образовательного стандарта дает вузу маневр и неопределенность в требуемых результатах проектной деятельности студентов. С другой — ощущение большого, нераскрытого потенциала этой профессии в нашей стране.
Руководитель образовательной программы «Дизайн среды» Евгения Петрашень
Теоретическую базу составили работы, опубликованные в зарубежных источниках, в том числе в рамках деятельности международных дизайнерских ассоциаций вузов Cumulus и Desis, в которые входит СПбГУ.
Педагог и исследователь предприняла попытку сформулировать «ценностную платформу» обучения современных дизайнеров, найдя ответ в концепции устойчивого развития. Вокруг этого «стержня» она выстроила личностно-ориентированную модель, в которой выделяются приоритетные и базовые направления развития компетенций. При этом учитываются индивидуальные характеристики и интересы обучающегося, в том числе входной уровень, это позволяет избежать необходимости дробления учебной программы на узкие профили.
В заключение состоялось обсуждение доклада всеми участниками процесса — преподавателями, студентами и работодателями.