Материалы ректорского совещания
Ученые СПбГУ награждены премией РАН имени Б. Б. Голицына
18 мая решением президиума РАН премия РАН РФ имени Б. Б. Голицына за выдающиеся научные работы в области геофизики присуждена ученым СПбГУ: доктору геолого-минералогических наук К. В. Титову, кандидату геолого-минералогических наук Г. В. Гурину и кандидату геолого-минералогических наук П. К. Коносавскому за цикл научных работ «Развитие теории, экспериментальной базы и методики применения поляризационных методов геоэлектрики (естественного электрического поля и вызванной поляризации»).
Цикл научных работ «Развитие теории, экспериментальной базы и методики применения поляризационных методов геоэлектрики (естественного электрического поля и вызванной поляризации)» включает 37 статей в российских и международных рецензируемых высокорейтинговых журналах и представляет собой результат фундаментальных и прикладных исследований авторского коллектива в области динамично развивающегося направления геофизики — поляризационной геоэлектрики.
О текущих проблемах организации учебного процесса
Участники совещания отметили важность соблюдения мер эпидемической безопасности: масочного режима, социального дистанцирования и др. С начала пандемии новую коронавирусную инфекцию перенесли 668 сотрудников Университета, из них выздоровели 608 человек. При этом болезнь и ее последствия унесли жизни 18 человек. Среди обучающихся за аналогичный период заболели 405 человек, летальных исходов не было (Таблица).
Проректор по организации работы с персоналом напомнил, что универсантам, завершившим вакцинацию, важно своевременно представлять информацию об этом в управление кадров. Эта информация учитывается при принятии решений о формате работы организации. На дату ректорского совещания вакцинацию прошли 1624 сотрудника СПбГУ. Количество полностью вакцинированных студентов, по информации, поступившей от обучающихся, — 542 человека.
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 37 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 12 вопросов учебно-методического характера), 30 обращений поступило на электронную почту проректора.
Обращения на различные темы: о сроках загрузки рецензий на ВКР в систему Blackboard, о процедуре перевода и восстановления, о возможности перезачета дисциплины, о количестве зачетов в семестре и учебном году, о различии образовательных программ СПбГУ, о церемонии вручения дипломов выпускникам 2021 года, о возможности получения информации о выпускной квалификационной работе, о получении информации об аккредитации Университета, о несогласии с результатами промежуточной аттестации — 15 обращений, об изменении формата проведения зачетов и экзаменов с использованием ИКТ (как просьбы проводить экзамены / зачеты в офлайн-формате, так и просьбы проводить экзамены /зачеты в онлайн-формате) — 6, о предоставлении индивидуального графика прохождения государственной итоговой аттестации, о получении документов из личного дела, о возможности получения красного диплома, о процедуре защиты ВКР. По всем обращениям обучающихся проводятся проверки при участии сотрудников различных служб Университета.
По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения. Например, обучающаяся четвертого курса бакалавриата по направлению «Геология» выразила обеспокоенность тем, что ежегодно обучающиеся, которые проходят полевые практики, уезжают из города на практику. Таким образом, часть выпускников не может присутствовать на торжественной церемонии вручения диплома, а это очень важное событие. Она спрашивала: есть ли возможность выдавать документы об образовании в июне?
Санкт-Петербургский государственный университет выдает документы об образовании и о квалификации собственного образца на русском и английском языке с официальной символикой Российской Федерации. До заседания государственной аттестационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ осуществляется внесение в документ об образовании информации о результатах обучения (перечень освоенных учебных дисциплин с указанием общей трудоемкости, количество зачетных единиц и итоговая оценка). Также в документ об образовании необходимо внести множество иной информации, в том числе информацию о пройденной итоговой аттестации: итоговые государственные экзамены, защита выпускной квалификационной работы. Внесение результатов итоговых аттестационных испытаний возможно только после проведения заседаний государственных аттестационных комиссий. Заседание ГЭК о прохождении государственной итоговой аттестации по программе, по которой обучается заявитель, назначено на 17.06.2021. Обработка информации и печать документов об образовании в среднем занимает около двух недель. Документы об образовании подписываются председателем ГЭК, а также ректором или иным уполномоченным им должностным лицом. Председателями ГЭК являются представители организаций-работодателей, иногда не находящиеся в Санкт-Петербурге, в связи с чем для организации подписания ими документов также требуется время.
Документы об образовании выдаются выпускникам после оформления документа на бланке, получения всех необходимых подписей, проставления печатей и сканирования для дальнейшего хранения и загрузки в федеральную информационную систему. В среднем подготовка документов об образовании собственного образца СПбГУ занимает не менее трех недель.
Согласно графику вручения документов об образовании и о квалификации, документов об образовании выпускникам 2021 года, вручение по направлению «География, геология, геоэкология и почвоведение» назначена на 09.07.2021. В случае невозможности присутствия на торжественном вручении документов об образовании получить диплом можно лично или через доверенное лицо по заверенной в установленном порядке доверенности у сотрудников отдела итоговой аттестации Учебного управления СПбГУ в любое время после оформления диплома.
Обучающаяся первого курса магистратуры по направлению подготовки «История» образовательной программы магистратуры «Россия и Франция в пространстве истории и культуры / La Russie et la France dansl’espace del’histoire et de la culture» интересуется допустимым количеством сдаваемых обучающимися зачетов в семестр или в год. По словам заявителя, в первом семестре она сдала шесть зачетов, все они имеют оценку по системе ECTS, из них — два зачета по практикам. В весеннем семестре (согласно учебному плану) — 12 зачетов. Зачеты стоят в расписании, вместе с тем продолжаются занятия по другим предметам. По мнению обучающейся, такие условия прохождения аттестации вызывают проблемы.
В связи с этим обращением разъяснялось: указанная программа реализуется по модели двух дипломов совместно с Университетом Сорбонны. Согласно утвержденному учебному плану 20/5830/1 «Россия и Франция в пространстве истории и культуры / La Russie et la France dansl’espace del’histoire et de la culture», количество дисциплин с формой аттестации «зачет» составляет 11, и есть еще одна факультативная дисциплина.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301, формы и порядок проведения промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией. Ограничения по количеству зачетов и экзаменов указанными нормативными правовыми актами и локальными актами СПбГУ не предусмотрены. Вместе с тем все ограничения по объему трудоемкости учебного плана соответствующей программы соблюдены.
Насыщенность второго семестра аттестациями объясняется тем, что указанная программа включает требования двух университетов (СПбГУ и Сорбонны), и на второй год обучения (3 и 4 семестры) обучающиеся, успешно сдавшие текст научно-исследовательской работы на французском языке, отбираются для направления в Университет Сорбонны с целью продолжения обучения там. За первый год обучения необходимо освоить все обязательные дисциплины для формирования компетенций, предусмотренных образовательным стандартом СПбГУ, который не может быть ниже действующего ФГОС.
С учебным планом, определяющим состав промежуточной аттестации на каждый семестр, можно ознакомиться на официальном сайте СПбГУ при поступлении. И еще до поступления на соответствующую образовательную программу абитуриентам целесообразно оценить свою готовность осваивать программу, которая предполагает особенности условий для получения дипломов двух университетов.
По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, промежуточная и итоговая аттестация проходят согласно расписанию, особых проблем не возникало.
Руководители многих учебно-научных подразделений сообщили, что за прошедшую неделю встречи со студенческими советами не проводились. На встречах директора Высшей школы журналистики и декана факультета социологии со студенческими советами обсуждались вопросы о ходе промежуточной аттестации и ГИА, а также о дате и формате вручения дипломов.
В период с 28 мая по 4 июня проведены защиты ВКР у 1247 обучающихся бакалавриата, специалитета и магистратуры.
№ |
Направление |
Бакалавриат |
Магистратура |
Специалитет |
Общий итог |
1 |
Биология |
39 |
24 |
|
63 |
2 |
Журналистика и массовые коммуникации |
94 |
31 |
|
125 |
3 |
Науки о Земле |
38 |
9 |
|
47 |
4 |
Искусства |
24 |
9 |
|
33 |
5 |
История |
13 |
26 |
|
39 |
6 |
Математика и механика |
12 |
7 |
|
19 |
7 |
Политология |
0 |
32 |
|
32 |
8 |
Процессы управления |
54 |
9 |
|
63 |
9 |
Психология |
0 |
32 |
9 |
41 |
10 |
Свободные искусства и науки |
111 |
46 |
|
157 |
11 |
Социология |
50 |
14 |
|
64 |
12 |
Физика |
13 |
23 |
|
36 |
13 |
Филология |
0 |
52 |
|
52 |
14 |
Философия |
24 |
33 |
|
57 |
15 |
Химия |
57 |
45 |
|
102 |
16 |
Экономика |
128 |
57 |
|
185 |
17 |
Юриспруденция |
0 |
132 |
|
132 |
|
Общий итог |
657 |
581 |
9 |
1247 |
Прошли заседания 234 государственных экзаменационных комиссий (ГЭК):
№ |
Направление |
ГЭК по приему государственного экзамена |
ГЭК по защите ВКР |
Итог |
1 |
Биология |
10 |
10 |
|
2 |
Журналистика |
16 |
16 |
|
3 |
Искусства |
3 |
3 |
|
4 |
История |
6 |
6 |
|
5 |
Математика и механика |
3 |
3 |
|
6 |
Международные отношения |
14 |
14 |
|
7 |
Науки о Земле |
4 |
14 |
18 |
8 |
Политология |
10 |
10 |
|
9 |
Процессы управления |
12 |
12 |
|
10 |
Психология |
9 |
9 |
18 |
11 |
Свободные искусства и науки |
23 |
23 |
|
12 |
Связи с общественностью |
4 |
4 |
|
13 |
Социология |
8 |
8 |
|
14 |
Стоматология и медицинские технологии |
2 |
2 |
|
15 |
Физика |
6 |
6 |
|
16 |
Филология |
9 |
9 |
|
17 |
Философия |
13 |
13 |
|
18 |
Химия |
11 |
11 |
|
19 |
Экономика |
20 |
20 |
|
20 |
Юриспруденция |
2 |
26 |
28 |
|
Общий итог |
31 |
203 |
234 |
Из 1247 защитивших ВКР получили оценки «отлично» — 920 человек (73,8 %), «хорошо» — 275 человек (22,1 %), «удовлетворительно» — 50 человек (4 %), «неудовлетворительно» — два (0,2 %):
№ |
Направление |
Бакалавр |
Магистр |
Специалист |
Итог |
||||||
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
неудовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
хорошо |
отлично |
|
||
1 |
Биология |
|
5 |
34 |
|
1 |
4 |
19 |
|
|
63 |
2 |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
7 |
15 |
72 |
|
|
8 |
23 |
|
|
125 |
3 |
Институт наук о Земле |
1 |
9 |
28 |
|
1 |
3 |
5 |
|
|
47 |
4 |
Искусства |
|
4 |
20 |
|
|
1 |
8 |
|
|
33 |
5 |
История |
2 |
|
11 |
|
1 |
3 |
22 |
|
|
39 |
6 |
Математика и механика |
|
2 |
10 |
|
|
|
7 |
|
|
19 |
7 |
Политология |
|
|
|
|
|
7 |
25 |
|
|
32 |
8 |
Процессы управления |
2 |
7 |
45 |
|
|
2 |
7 |
|
|
63 |
9 |
Психология |
|
|
|
|
1 |
5 |
26 |
3 |
6 |
41 |
10 |
Свободные искусства и науки |
2 |
16 |
93 |
|
1 |
14 |
31 |
|
|
157 |
11 |
Социология |
2 |
16 |
32 |
|
4 |
7 |
3 |
|
|
64 |
12 |
Физика |
|
4 |
9 |
|
|
1 |
22 |
|
|
36 |
13 |
Филология |
|
|
|
1 |
1 |
10 |
40 |
|
|
52 |
14 |
Философия |
1 |
6 |
17 |
|
|
8 |
25 |
|
|
57 |
15 |
Химия |
|
4 |
53 |
|
|
4 |
41 |
|
|
102 |
16 |
Экономика |
11 |
39 |
78 |
|
|
19 |
38 |
|
|
185 |
17 |
Юриспруденция |
|
|
|
1 |
12 |
49 |
70 |
|
|
132 |
|
Общий итог |
28 |
127 |
502 |
2 |
22 |
145 |
412 |
3 |
6 |
1247 |
От обучающихся поступило семь заявлений в апелляционные комиссии:
- по результатам сдачи государственных экзаменов: 3 — от бакалавров по направлению «Психология»
- по результатам защиты ВКР: 1 — от обучающегося магистратуры по направлению «Свободные искусства», 2 — от обучающихся магистратуры по направлению «Юриспруденция», 1 — от обучающегося бакалавриата по направлению «Экономика»
Апелляции удовлетворены не были.
Мероприятия в рамках ПМЭФ
2–5 июня состоялся XXIV Петербургский международный экономический форум. В рамках форума подписаны соглашения СПбГУ:
- о сотрудничестве с российским обществом «Знание» (СПбГУ и общество «Знание» заключили соглашение о сотрудничестве)
- с администрацией Санкт-Петербурга — соглашение о намерениях по созданию и развитию инновационного научно-технологического центра СПбГУ «Невская дельта» (СПбГУ и Администрация Санкт-Петербурга заключили на ПМЭФ соглашение о создании ИНТЦ «Невская дельта»)
- серия соглашений с крупными высокотехнологичными компаниями (ПАО «Банк ВТБ», АО «Лаборатория Касперского», ПАО «Газпром нефть», ОАО АФК «Система» и ПАО АК «АЛРОСА») о их участии в создании и развитии инновационного научно-технологического центра СПбГУ «Невская дельта» (ПМЭФ-2021: СПбГУ заключил серию соглашений о создании и развитии ИНТЦ «Невская дельта», ВТБ подписал с СПбГУ соглашение об участии в создании инновационного научно-технологического центра «Невская дельта», «Газпром нефть» и СПбГУ намерены развивать технологическую долину Санкт-Петербурга, АФК «Система» поддержит создание инновационного центра СПбГУ)
- соглашение о сотрудничестве с группой «Интерфакс» (ПМЭФ-2021: СПбГУ заключил соглашение о сотрудничестве с группой «Интерфакс»)
- ректор СПбГУ Н. М. Кропачев на полях ПМЭФ провел переговоры и подписал соглашения о сотрудничестве, предусматривающие стажировки студентов и преподавателей, с президентом Университета Катара и президентом Университета Хамад Бин Халифа (Катар). Ректор Университета также подписал соглашение о взаимодействии с компанией «Майкрософт рус» и была достигнута договоренность о заключении соглашения с компанией Philips
СПбГУ — лучший университет России по качеству финансового менеджмента
Министерство финансов РФ подвело итоги годового мониторинга качества финансового менеджмента за 2020 год. По его результатам СПбГУ находится в группе организаций, получивших максимальную оценку, и занимает первое место среди российских вузов (СПбГУ — лучший университет России по качеству финансового менеджмента).
В мониторинге Министерства финансов РФ участвуют 94 учреждения, являющихся главными администраторами доходов федерального бюджета. Средняя оценка в 2020 году составила 75,7 балла. СПбГУ расположился на второй строчке в общероссийском рейтинге с результатом в 91,05 балла и вошел в группу ААА (максимальная оценка качества финансового менеджмента). Впереди только РФФИ (95,35 балла). Для сравнения: в следующей ниже группе АА (отличная оценка качества финансового менеджмента) — РАН (89,21 балла), РАНХиГС (81,98 балла); в группе А (высокая оценка качества финансового менеджмента) — МГУ (78,44 балла), Государственный Эрмитаж (72,56 балла), Минобрнауки России (71,09 балла), НИЦ «Курчатовский институт» (70,89 балла).
При составлении рейтинга учитываются такие оценивающиеся по множеству особых критериев параметры, как качество управления расходами и доходами бюджета (вес направлений в итоговой оценке — 0,5 и 0,2 соответственно), качество ведения учета и составления бюджетной отчетности, качество внутреннего финансового аудита и качество управления активами (вес последних трех направлений — по 0,1). Кроме того, СПбГУ вошел в семерку организаций, представивших полную финансовую отчетность за год, прочие 87 участников мониторинга представили собственную финансовую отчетность не в полном объеме или с существенными недостатками.
Высокая эффективность расходования бюджетных средств дает Университету возможность претендовать на получение дополнительного финансирования. Так, высокий результат в мониторинге, достигнутый СПбГУ по итогам 2019 года (87,32 балла), помог Университету получить в 2020 году дополнительные бюджетные ассигнования из средств резервного фонда Правительства РФ общим объемом 441,2 млн рублей — значительно больше, чем, например, МГУ, получивший лишь 94,1 млн рублей (Материалы ректорского совещания от 07.12.2020).
Стратегическая сессия, посвященная созданию кампусов мирового уровня
31 мая под руководством вице-премьера Правительства РФ Д. Н. Чернышенко состоялась стратегическая сессия Минобрнауки, посвященная созданию в России университетских кампусов мирового уровня. В ней приняли участие министр науки и высшего образования В. Н. Фальков, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства И. Э. Файзуллин, ректоры ведущих вузов. На этом совещании были выработаны десять критериев, которые будут учитываться при создании кампусов мирового уровня. Среди них — межвузовский характер, связь со стратегиями развития субъекта России и вузов, наличие нескольких университетов в городах реализации проекта, готовность региона финансово обеспечить кампус инженерными сетями и транспортной инфраструктурой и многое другое (Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков провели стратегическую сессию по созданию университетских кампусов мирового уровня). К августу будет определено не менее пяти территорий для создания кампусов мирового уровня.
На ректорском совещании отмечалось: хотя концепция территории развития СПбГУ создавалась в 2017–2020 годах, она полностью соответствует всем этим критериям.
Разъяснены вопросы, связанные с Программой развития СПбГУ
Ранее сообщалось об обсуждении индикаторов Программы развития СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 17.05.2021). Тогда участники ректорского совещания задали вопросы о разъяснении содержания индикаторов. Ответы на вопросы были подготовлены проректорами.
Расчет показателей № 1, 3, 4, 12, 14, 17, 23 тривиален и не имеет существенных особенностей исчисления, заслуживающих упоминания.
Показатель № 2 «Доля научно-педагогических работников в возрасте до 35 лет от общего числа научно-педагогических работников» рассчитывается как отношение численности научно-педагогических работников (к которым относятся работники профессорско-преподавательского состава и научные сотрудники) возрастом до 35 лет к общей численности научно-педагогических работников по состоянию на 31 декабря отчетного года в процентном исчислении.
Показатель № 5 «Доля научно-педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов» рассчитывается как отношение численности научно-педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ других организаций, к общей численности научно-педагогических работников по состоянию на 31 декабря отчетного года в процентном исчислении. При этом членство в государственной экзаменационной комиссии не является участием в реализации образовательных программ (государственная итоговая аттестация проводится по окончании реализации образовательной программы в целях определения соответствия результатов ее освоения требованиям, установленным образовательным стандартом), а работа по совместительству (если она связана с участием в реализации образовательных программ) — является.
Показатель № 6 «Доля обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, проходящих обучение по индивидуализированным образовательным траекториям» рассчитывается по данным первичного учета обучающихся в модуле «Обучающийся» ИС «Обучение» как отношение численности обучающихся по индивидуализированным образовательным траекториям к общей численности обучающихся по состоянию на 31 декабря отчетного года. Следует отметить, что в индивидуальную образовательную траекторию (приказ СПбГУ от 09.08.2018 № 7828/1 «Об утверждении Образовательного стандарта высшего образования Санкт-Петербургского государственного университета») в установленном порядке включаются освоенные, в том числе факультативно, элементы образовательных программ СПбГУ и других образовательных организаций, включая онлайн-курсы. Вместе с тем освоение элективных дисциплин, обязательных к выбору, не учитывается в качестве индивидуализации образовательной траектории.
Показатель № 7 «Доля практико-ориентированных на реальный сектор экономики образовательных программ, обеспечивающих получение обучающимися профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требованиям рынка труда» рассчитывается как отношение числа практико-ориентированных на реальный сектор экономики образовательных программ к общему числу образовательных программ по состоянию на 31 декабря отчетного года в процентном исчислении. Перечень практико-ориентированных программ утверждается и актуализируется первым проректором по учебной и методической работе.
Показатель № 8 «Количество реализованных дополнительных образовательных программ (включая онлайн-обучение)» рассчитывается по данным первичного учета обучающихся на дополнительных образовательных программах в ИС «Студент-ДОП» как совокупность (сумма) реализованных дополнительных образовательных программ (включая онлайн-обучение) по состоянию на конец отчетного периода (в случае введения квартальной отчетности) либо на 31 декабря отчетного года.
Показатель № 9 «Количество основных образовательных программ, прошедших общественную аккредитацию» определяется как совокупность (сумма) основных образовательных программ СПбГУ, имеющих действующие международные аккредитации по состоянию на конец отчетного периода (в случае введения квартальной отчетности) либо на 31 декабря отчетного года.
Показатель № 10 «Доля преподавателей, реализующих учебные дисциплины, курсы (модули) на иностранном языке» рассчитывается как отношение количества преподавателей по образовательным программам, реализующих дисциплины на иностранном языке, к общему количеству преподавателей, участвующих в реализации образовательных программ в соответствии с п. 3.1.1 приложения № 2 к приказу СПбГУ от 11.03.2021 № 1708/1 «Об утверждении перечня плановых показателей внутренней оценки образовательных программ и методики их расчета» по состоянию на 31 декабря отчетного года в процентном исчислении.
Показатель № 11 «Количество иностранных граждан, обучающихся по программам высшего образования» определяется по данным первичного учета обучающихся в модуле «Обучающийся» ИС «Обучение» по состоянию на конец отчетного периода (в случае введения квартальной отчетности) либо на 31 декабря отчетного года.
Показатель № 13 «Планируемый объем сделок по коммерциализации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, программ для ЭВМ, баз данных, права на которые принадлежат СПбГУ (в том числе при совместном правообладании), за отчетный год» и № 14.1 «Количество патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, зарегистрированных за отчетный год» представляют собой объемные показатели, которые формируются за отчетный год по мере заключения договоров и получения охранных документов по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Показатель № 14 «Общее количество патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, зарегистрированных за отчетный год» определяется по данным первичного учета объектов интеллектуальной собственности и формируется нарастающим итогом с учетом предыдущих периодов по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Показатель № 15 «Количество журналов СПбГУ, включенных в международные базы данных (Web of Science, Scopus), нарастающим итогом» определяется по данным первичного издательского учета по состоянию на конец отчетного периода (в случае введения квартальной отчетности) либо на 31 декабря отчетного года.
Показатель № 16 «Количество созданных новых коллективов научно-педагогических работников, не менее чем 30 процентами которых руководят молодые перспективные исследователи в возрасте до 39 лет, в отчетном году» рассчитывается по данным первичного кадрового учета по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Показатель № 18 «Увеличение доли аспирантов, представивших к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук при освоении программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по сравнению с показателем по итогам 2018 года» определяется по данным первичного учета обучающихся (в ходе сверки списков выпускников аспирантуры и списков лиц, подавших или защитивших диссертации в диссертационных советах СПбГУ в отчетном году, представляющихся сотрудниками отдела обеспечения деятельности диссертационных советов) и годового отчета № 1‑НК по состоянию на 31 декабря отчетного года как превышение доли аспирантов, представивших к защите диссертации при освоении программ аспирантуры за отчетный год, в сравнении с аналогичной долей по итогам 2018 года в процентном исчислении.
Показатель № 19 «Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя)» определяется по данным первичного бухгалтерского и кадрового учета по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Показатель № 20 «Количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы» определяется по данным первичного учета объектов интеллектуальной собственности по состоянию на 31 декабря отчетного года; реестр востребованных технологий утверждается и актуализируется проректором по научной работе.
Показатель № 21 «Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки» рассчитывается по данным финансового учета и учета научных исследований как отношение объема расходов, связанных с проведением научных работ по заказу сторонних организаций и физических лиц, за отчетный год к объему расходов, связанных с проведением научных работ в рамках государственного задания СПбГУ, полученных грантов фондов поддержки науки и грантов министерств и ведомств по состоянию на 31 декабря отчетного года. Следует подчеркнуть, что средства РФФИ и РНФ не учитываются в качестве внебюджетных источников финансирования по методологии Росстата и Минобрнауки России.
Показатель № 22 «Число публикаций в высокорейтинговых журналах, индексируемых международными системами научного цитирования» определяется по данным наукометрических ресурсов за отчетный год с технологическим лагом в шесть месяцев, обусловленным необходимостью завершения процедур индексации публикаций.
В заключении следует отметить, что в настоящее время осуществляется подготовка обращения в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (осуществляющее контрольные функции в отношении реализации Программы) о согласовании разработанной сотрудниками СПбГУ методики расчета значений целевых показателей программы, преимущественно ориентированной на легко верифицируемые сведения регулярных отчетных форм статистического наблюдения. После получения согласования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и информации о порядке сбора отчетных данных (ежеквартальная или годовая основа) представителям учебно-научных коллективов будет незамедлительно направлено соответствующее уведомление. Для обеспечения оперативной обратной связи на официальном сайте СПбГУ предполагается организовать методический раздел, в котором будут размещаться сведения, касающиеся программы (в том числе актуальные методические материалы и ответы на часто задаваемые вопросы, перечень практико-ориентированных программ, реестр востребованных технологий и т. д.). В системе электронного документооборота «Дело» также предполагается ввести специальные теги для облегчения поиска сведений и переписки должностных лиц о программе.
Взаимодействие СПбГУ и МГУ в области дистанционного обучения
В соответствии с договором, заключенным между Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом, каждый учебный год для обучающихся вуза-партнера предлагается перечень онлайн-курсов для изучения.
В 2020/21 учебном году МГУ предложил для освоения студентам СПбГУ следующие онлайн-курсы:
- Медицинская грамотность. Оказание первой помощи
- Введение в цифровую медицину
- Физиология и современная медицина
Для студентов МГУ доступны онлайн-курсы СПбГУ:
- Транскрипция и мир РНК
- Генетика развития растений
- Основы рационального использования агроландшафтов
- Симбиогенетика. Принципы формирования растительно-микробных генетических систем
В этом семестре возможностью использования онлайн-курсов обоюдно воспользовались чуть более десятка студентов. При этом соглашение позволяет более активно использовать онлайн-курсы МГУ при условии их включения в рабочие программы дисциплин в список рекомендованных к освоению материалов, а также в общий список онлайн-курсов, рекомендованных к перезачету в СПбГУ.
УМК и преподавателям рекомендовано активнее включать онлайн-курсы МГУ в рабочие программы учебных дисциплин СПбГУ. Напомним, что перечень онлайн-курсов МГУ и СПбГУ, к которым на бесплатной основе получают доступ обучающиеся обоих вузов, обновляется и согласовывается ежегодно.
Кто получит стипендии Правительства Российской Федерации?
Для получения стипендий Правительства РФ в 2021/22 учебном году в мае от СПбГУ в Министерство науки и высшего образования РФ были направлены документы 34 кандидатов из числа студентов и 20 кандидатов из числа аспирантов (из нескольких сотен обучающихся-отличников). В связи с этим сообщалось о конкурсном отборе претендентов на получение более 20 видов именных стипендий, учрежденных Правительством РФ, Министерством науки и высшего образования РФ, Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с нормативно-правовыми актами, утверждающими положения о соответствующих стипендиях, установлены следующие размеры стипендий:
Стипендия Президента Российской Федерации |
студенты |
2200 руб. в месяц |
аспиранты |
4500 руб. в месяц |
|
Стипендия Правительства Российской Федерации |
студенты |
1440 руб. в месяц (ВО), 840 руб. в месяц (СПО) |
аспиранты |
3600 руб. в месяц |
|
Стипендия Президента Российской Федерации по приоритетным направлениям |
студенты |
7000 руб. в месяц |
аспиранты |
14000 руб. в месяц |
|
Стипендия Правительства Российской Федерации по приоритетным направлениям |
студенты |
5000 руб. в месяц |
аспиранты |
10000 руб. в месяц |
|
Персональная стипендия имени А. И. Солженицына |
студенты |
1500 руб. в месяц |
Персональная стипендия имени Е. Т. Гайдара |
студенты |
1500 руб. в месяц |
Персональная стипендия имени Д. С. Лихачева |
студенты |
5000 руб. в месяц |
Персональная стипендия имени А. А. Собчака |
студенты |
5000 руб. в месяц |
Персональная стипендия имени В. А. Туманова |
студенты |
2000 руб. в месяц |
Персональная стипендия имени А. А. Вознесенского |
студенты |
1500 руб. в месяц |
Именные стипендии Правительства Санкт-Петербурга, в том числе: |
||
Именная стипендия Правительства Санкт-Петербурга студентам |
студенты |
2000 руб. в месяц (ВО), 1600 руб. в месяц (СПО) |
Стипендия имени Г. В. Старовойтовой |
студенты |
2000 руб. в месяц |
Стипендия студентам-соотечественникам из стран Балтии |
студенты |
2000 руб. в месяц |
Стипендия студентам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
студенты |
2000 руб. в месяц |
Стипендия имени А. П. Петрова |
студенты |
2000 руб. в месяц |
Стипендия в области языкознания и литературоведения имени Д. А. Гранина |
студенты |
2000 руб. в месяц |
Стипендия в области физических наук имени Ж. И. Алферова |
студенты |
2000 руб. в месяц |
Именная стипендия в сфере информационных технологий |
студенты |
5000 руб. в месяц |
Именная стипендия в области физики |
студенты |
5000 руб. в месяц |
Именная стипендия в области математики |
студенты |
5000 руб. в месяц |
Именная стипендия в области химии |
студенты |
5000 руб. в месяц |
Именная стипендия в области русского языка |
студенты |
5000 руб. в месяц |
С информацией о порядке и сроках проведения отбора по каждой стипендии можно ознакомиться на портале Университета в разделе «Внеучебная деятельность».
Стипендия Правительства РФ для студентов и аспирантов — одна из традиционных. Прием заявок проводился в феврале и марте. В апреле кандидатуры претендентов были утверждены Ученым советом СПбГУ. Для получения стипендий Правительства РФ в 2021/22 учебном году в мае от СПбГУ в Министерство науки и высшего образования РФ были направлены документы 34 кандидатов из числа студентов и 20 кандидатов из числа аспирантов. Среди студентов наибольшую активность проявили обучающиеся по направлениям «Химия» (7 кандидатов), «Биология» (6), «Прикладная математика — процессы управления» (4) и «Науки о Земле» (4). Среди аспирантов наибольшую активность проявили обучающиеся по направлениям «Физика» (6 кандидатов), «Математика» (3) и «Химия» (3).
Отмечалось, что, несмотря на ежегодное информирование студентов и аспирантов о проводимом конкурсном отборе, перевод способа подачи заявок полностью в электронный вид, количество претендентов на эту именную стипендию сократилось по сравнению с 2020/21 учебным годом: у студентов — на 37 %, у аспирантов — на 16 %.
В связи с этим участники совещания отмечали, что многие студенты и аспиранты высказывают неудовольствие размером обычной и даже повышенной академической стипендии, но при этом большинство студентов и аспирантов, имеющих возможность участвовать в конкурсах на получение именных стипендий, даже не пытается участвовать в них. Участники совещания предложили обсудить в научно-педагогических коллективах институтов / факультетов важность работы преподавателей, направленной на мотивацию студентов и аспирантов к участию в стипендиальных конкурсных отборах, выдвижение кандидатур талантливых обучающихся на стипендиальные конкурсы и помощь студентам и аспирантам в оформлении документов и заявок.
Спортивные успехи студентов СПбГУ
29–30 мая прошел финальный этап Санкт-Петербургских студенческих соревнований по регби-7, в котором приняли участие 12 команд. Сборная команда СПбГУ стала победителем чемпионата высших учебных заведений Санкт-Петербурга, обыграв в финале команду Военного института физической культуры со счетом 24:12. Состав команды: Леонид Артемьевич Артемьев, Георгий Михайлович Долгополов, Артем Глебович Журавлев, Михаил Михайлович Зарицкий, Кирилл Юрьевич Кнель, Михаил Зазаевич Конджария, Антон Александрович Кунчулия, Илья Андреевич Махин, Никита Андреевич Махин, Артем Дмитриевич Морозов, Денис Витальевич Семиков, Назар Игоревич Сергеев, Глеб Евгеньевич Стародубцев.
Регбисты Университета вышли в финал Студенческой регбийной лиги, который пройдет в июле 2021 года в Москве. За звание лучшей студенческой регбийной команды будут бороться 16 команд со всей России.
28–31 мая в Центре водных видов спорта «Невская волна» (Санкт-Петербург) прошло первенство России по подводному спорту (дайвинг) среди женщин и мужчин 2003 года рождения и старше. Обучающаяся первого курса магистратуры СПбГУ по направлению обучения «Бизнес-информатика» Елизавета Садыхова заняла первое место в дисциплине «Полоса препятствий» на дистанции 100 метров. Елизавета является членом сборной Российской Федерации по подводному плаванию, мастером спорта международного класса, многократным победителем и призером чемпионатов России и мира.
Коллегия почетных профессоров СПбГУ обсудила деятельность Ассоциации выпускников
Председатель коллегии почетных профессоров СПбГУ профессор Г. Г. Богомазов напомнил участникам совещания, что еще 24 декабря 2020 года по инициативе ректора СПбГУ состоялась встреча представителей Университета с правлением Ассоциации выпускников СПбГУ. Обсуждались вопросы выборов президента и правления ассоциации (Материалы ректорского совещания от 28.12.2020). А 14 января состоялось заседание правления ассоциации, на которое были приглашены ректор СПбГУ и другие представители Университета. Тогда коллег из ассоциации предупредили, что локальные акты этой организации не соответствуют действующему законодательству, однако обсудить этот вопрос не удалось, так как председателю постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по правовым вопросам, декану юридического факультета С. А. Белову отказались предоставить слово, в связи с чем представители Университета были вынуждены покинуть заседание (Материалы ректорского совещания от 18.01.2021).
Устав Ассоциации выпускников СПбГУ при ее создании в 2014 году был принят на общем собрании учредителей, проект устава предварительно широко обсуждался в университетском сообществе. В уставе (Устав Ассоциации выпускников СПбГУ от 08.08.2014) было закреплено, что высшим органом управления является общее собрание членов ассоциации. В целом система органов управления была определена в пункте 7.1 устава следующим образом:
- Общее собрание членов (высший орган)
- Исполнительный директор — единоличный исполнительный орган
- Правление — коллегиальный исполнительный орган во главе с исполнительным директором
- Консультативный совет — экспертно-консультационный орган во главе со своим председателем
- Ревизор — контрольно-ревизионный орган
- Президент не является органом управления ассоциацией
К компетенции общего собрания членов как высшего органа управления относились, в частности, изменение устава ассоциации, определение приоритетных направлений деятельности ассоциации, формирование правления ассоциации сроком на семь лет, избрание президента ассоциации (пункт 7.3 устава). Решение принималось большинством голосов при наличии кворума (участия в общем собрании более половины списочного состава членов ассоциации) (пункт 7.5 устава).
Срок полномочий президента ассоциации составляет пять лет (пункт 7.28 устава). После регистрации ассоциации были сформированы органы управления. Также сроком на пять лет был избран президент ассоциации. В 2014 году между Университетом и ассоциацией было подписано соглашение.
В 2016 году на общем собрании членов ассоциации были приняты изменения в устав (Протокол общего собрания членов Ассоциации выпускников СПбГУ от 13.02.2016). В результате система органов управления ассоциацией была описана в пункте 7.1 устава уже так:
- Общее собрание членов
- Исполнительный директор — единоличный исполнительный орган
- Правление — коллегиальный исполнительный орган во главе с исполнительным директором
- Консультативный совет — экспертно-консультационный орган
Компетенция общего собрания членов ассоциации и порядок принятия решений в целом были сохранены. Срок полномочий правления был сокращен до пяти лет (пункт 7.10 устава).
В уставах ассоциации 2014 года и 2016 года предусматривалась возможность проведения общего собрания членов ассоциации в форме конференции, но не раскрывалась процедура ее созыва. В соответствии с законодательством Российской Федерации именно в уставе должен быть закреплен содержательный порядок (процедура) созыва конференции. На сайте ассоциации также нет информации об издании какого-либо нормативного акта ассоциации, которым бы регламентировалось проведение конференции в тот период. Информации о проведении конференции на сайте ассоциации тоже нет.
Между тем, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 7.3.1 устава (Устав Ассоциации выпускников СПбГУ от 13.02.2016) «утверждение и изменение устава ассоциации» относится к компетенции общего собрания членов ассоциации, следующий и действующий устав ассоциации был утвержден в 2019 году решением уже именно конференции (Устав Ассоциации выпускников СПбГУ от 18.05.2019), а не общего собрания членов ассоциации. Как проводилась конференция, кто участвовал, на каком основании — информация об этом на сайте ассоциации отсутствует. Также отсутствует информация о том, на каком основании проводилась конференция вместо общего собрания членов ассоциации. Одновременно на сайте ассоциации размещена выписка в формате Word (без подписей и оттиска печати) с информацией о принятых на общем собрании членов ассоциации решениях.
В «принятом конференцией» новом уставе система органов ассоциации кардинально изменена. Система выглядит следующим образом (пункт 7.1 устава):
- Конференция членов ассоциации — высший орган
- Исполнительный директор — единоличный исполнительный орган
- Правление — коллегиальный исполнительный орган во главе с исполнительным директором
- Консультативный совет — экспертно-консультационный орган
Таким образом, высшим органом управления вместо общего собрания членов стала конференция.
Каким образом избираются делегаты для участия в конференции? В соответствии с пунктом 7.2.2 устава, правом на участие в конференции ассоциации обладает член ассоциации, избранный делегатом для участия в конференции. Нормы и порядок избрания лиц делегатами определяются Положением о порядке созыва и проведения конференции, утверждаемым правлением.
Правление ассоциации такое положение утвердило. В положении предусмотрено, что выборы делегатов для участия в конференции проводятся по квоте: один представитель от 100 членов ассоциации (пункт 2.2 положения).
Информация о том, от каких именно 100 членов ассоциации избирается делегат, положением не определяется, информация об этом на сайте ассоциации также не размещена. Как определяются «округа избирателей», от какого округа баллотируется кандидат и есть ли вообще какие-то округа, такая информация отсутствует. Сколько голосов набрали лица, которые вошли в состав делегатов конференции, такая информация отсутствует.
Участие А. С. Аврутиной в выборах делегатов конференции позволило ей узнать, как в действительности организованы выборы делегатов. Оказалось, что А. С. Аврутиной было достаточно набрать целых три голоса (один из которых — свой, поскольку за себя голосовать можно) для получения статуса делегата конференции. От каких 100 членов ассоциации она была избрана делегатом, никому неизвестно. На сайте ассоциации все еще не опубликованы детализированные результаты голосования, то есть с поименным списком участников и результатами голосования. Нет на сайте ассоциации и информации о хоть насколько-то детализированных результатах голосования, которые проходили после 2018 года.
Президент ассоциации избирается в соответствии с редакцией устава, принятой общим собранием в 2014 и 2016 годах, и даже в соответствии с редакцией устава, «принятой конференцией» в 2019 году, сроком на пять лет. Соответственно, срок его полномочий закончился не позже весны 2020 года (если даже учитывать срок регистрации ассоциации).
Однако лицо, ранее избранное президентом ассоциации, продолжало именовать себя президентом и после окончания срока полномочий (избрания), например, в конце 2020 года. Но президент ассоциации хотя бы не является органом управления.
Единоличным исполнительным органом ассоциации является исполнительный директор. Именно он наделен правом ведения текущей хозяйственной деятельности от имени ассоциации. И после увольнения исполнительного директора или окончания срока его полномочий нужно организовывать выборы нового исполнительного директора, а это значит проведение общего собрания членов ассоциации или конференции, как предусмотрено в уставе, «принятом конференцией» в 2019 году. Но если в уставе (в редакциях 2014 или 2016 года) после ухода исполнительного директора нужно организовать новые выборы, то по уставу, «принятому конференцией» в 2019 году, теперь разрешено выборы не проводить. Устав, «принятый конференцией» в 2019 году, предусматривает возможность назначения со стороны избранного исполнительного директора временно исполняющего обязанности исполнительного директора с передачей всех полномочий не только на период временного отсутствия (командировки, отпуска, временной нетрудоспособности), но и на период после увольнения избранного исполнительного директора. Предельного срока для работы временно исполняющего обязанности исполнительного директора уставом, «принятом конференцией» в 2019 году, не установлено, как не установлено и каких-либо ограничений в его полномочиях.
Временно исполняющий обязанности исполнительного директора фактически должен организовать проведение конференции по выборам нового исполнительного директора, однако (по правилам, установленным правлением ассоциации) именно исполнительный директор (в данном случае временно исполняющий его обязанности) утверждает повестку дня для конференции, а конференция не вправе своим решением принять к своему рассмотрению иной вопрос, внося тем самым изменения в повестку дня. При том, что общее собрание членов ассоциации или конференция — это высший орган управления ассоциации, а потому вправе рассматривать тот вопрос (входящий в его компетенцию), который считает необходимым.
На последней конференции делегатам конференции было отказано в рассмотрении вопроса, который не был включен временно исполняющим обязанности исполнительного директора в повестку дня. Вопрос об изменении повестки дня даже не был поставлен на голосование. Председательствующий на конференции заявил, что повестка была ранее утверждена в установленном порядке и потому изменению не подлежит.
Полномочия конференции были ограничены и в другом направлении: в конкурсе на должность исполнительного директора изъявили желание участвовать десять кандидатов, однако делегатам конференции была представлена только одна кандидатура, по которой было предложено проголосовать «за», поскольку ранее эта кандидатура была одобрена и рекомендована какой-то комиссией, сформированной правлением, руководителем которого является временно исполняющий обязанности исполнительного директора. Никаких внятных объяснений о причинах такого решения, а также о том, почему нельзя рассмотреть всех кандидатов, делегаты конференции от председательствующего не получили. При этом на сайте ассоциации не размещено информации о том, что такая комиссия сформирована, кем и на каком основании. Таким образом, какая-то комиссия, непонятно кем и как сформированная, утвержденная и наделенная не только совещательными полномочиями, выбрала одного нужного кандидата из десяти на должность исполнительного директора. Затем временно исполняющий обязанности исполнительного директора зафиксировал повестку дня голосования с пунктом по голосованию в отношении только одного кандидата на должность исполнительного директора. Еще раз подчеркнем, что именно исполнительный директор как единоличный исполнительный орган осуществляет всю текущую хозяйственную деятельность ассоциации. Соответственно, ситуация в целом выглядит как нарушение базовых демократических принципов при управлении ассоциацией. И если при создании ассоциации демократические принципы были основой деятельности ассоциации, то в последние годы ситуация кардинально изменилась.
Профессор Г. Г. Богомазов сообщил, что 7 июня состоялось заседание коллегии почетных профессоров, на котором была заслушана информация доктора филологических наук, профессора А. С. Аврутиной. Ранее она выдвигала свою кандидатуру на позиции исполнительного директора и президента Ассоциации выпускников СПбГУ. Увидев нарушения процедуры избрания делегатов на общее собрание и процедуры избрания руководства ассоциации, А. С. Аврутина обратилась в Министерство юстиции РФ с просьбой проверить деятельность Ассоциации выпускников СПбГУ. Был получен ответ о проведенной проверке с перечнем нарушений действующего законодательства (Ответ).
Из письма Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу следует:
- Устав ассоциации не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
- В нарушение пункта 2 статьи 65.3, пункта 3 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) определение порядка деятельности высшего органа управления ассоциации передано правлению, утверждение повестки передано исполнительному директору.
- В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ ассоциацией в проверяемом периоде не соблюдены положения устава, регламентирующие порядок формирования и деятельности консультативного совета.
- В нарушение пункта 1 статьи 65.2 ГК РФ утверждение одной кандидатуры, предложенной кадровой комиссией для избрания членам конференции на должность исполнительного директора по результатам собеседования, влечет нарушение прав членов ассоциации на участие в ее управлении — избрании исполнительного директора.
- В нарушение пункта 1 статьи 65.2 ГК РФ существующий порядок подготовки к проведению конференции, порядок избрания делегатов, установленный положением о порядке созыва и проведения конференции, утверждаемым правлением (далее — Положение), влечет нарушение прав членов ассоциации на их участие в управлении ее делами:
- не все члены ассоциации могут располагать информацией о проведении конференции, поскольку пункт 3.6 Положения устанавливает разный порядок их уведомления (уведомление по известным ассоциации адресам электронной почты и (или) посредством опубликования информации на официальном интернет-сайте ассоциации)
- существующий порядок избрания делегатов не позволяет установить, какие конкретно 100 членов представляет избранный делегат
- выбор делегата ограничен очередностью подачи им заявки (при равном количестве голосов за кандидата в делегаты делегатами становятся те кандидаты, которые раньше сформировали свои заявки);кворум по количеству членов, которые должны принять участие в голосовании по выбору делегатов для участия в конференции, не установлен
Обсудив этот вопрос, коллегия почетных профессоров СПбГУ приняла рекомендации: учредить новую Ассоциацию выпускников СПбГУ и ЛГУ (и сформировать для этого соответствующую комиссию), начать работу по расторжению договора СПбГУ с прежней ассоциацией.
Участники ректорского совещания поддержали эти предложения.