Эксперты СПбГУ рассказали коллегам из вузов о том, как запустить бесплатную онлайн‑школу для русскоязычных учащихся за рубежом
В Санкт‑Петербургском университете в формате видео‑конференц‑связи состоялся круглый стол Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт‑Петербургского государственного университета (Ассоциация ведущих университетов), а также Совета ректоров вузов Северо‑Западного федерального округа. Главной темой мероприятия стало обсуждение вопросов реализации общеобразовательных программ с использованием современных цифровых технологий среди школьников, проживающих за рубежом.
В июле в СПбГУ завершился прием заявлений от русскоязычных школьников со всего мира в рамках уникального проекта Санкт‑Петербургского университета при поддержке Аппарата Правительства и Министерства просвещения и Российской Федерации «Онлайн‑школа СПбГУ». Университет получил почти 300 заявок на обучение от школьников из 44 стран, конкурс составил 2,5 человека на место. Обучение в онлайн‑школе будет проводиться за счет внебюджетных средств Университета и станет бесплатным для поступивших. Заявки пришли из США, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Канады и многих других стран. Одна из главных целей проекта — способствовать развитию русского языка во всем мире, особенно в условиях возрастающей русофобии.
Необходимость сохранения присутствия русского языка в зарубежном социокультурном поле и важность совместной работы профессорско‑преподавательского сообщества отметил в приветственном слове заместитель начальника Управления президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству Сергей Маленко. Он также добавил, что обеспечение системы непрерывного учебного процесса в странах‑партнерах, готовых взаимодействовать с Россией, оказывать всяческую поддержку в развитии русского языка среди иностранных школьников и отвечать на вызовы современности, является одним из приоритетных направлений в образовательной отрасли.
Вопросы гуманитарной сферы в новом мире, строящемся сегодня на наших глазах, и сохранения российской культуры, философской мысли, науки не могут быть решены без понимания того, что такое русский язык.
Заместитель начальника Управления президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству Сергей Маленко
«Дети наших соотечественников, студенты, иностранцы, которые заинтересованы в изучении национального языка нашей страны, в участии в культурно‑экономической деятельности совместно с нашими компаниями, ставят сегодня перед Российской Федерацией очень важный вопрос: каким образом русскоязычное образование и преподавание гуманитарных дисциплин будет сохраняться в новых мировых условиях», — отметил Сергей Маленко.
С приветственным словом также выступили заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов и директор департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Усман Рассуханов.
Павел Шевцов отметил, что мотивация иностранных граждан, изучающих русский язык, сильно отличается в странах даже одного региона, будь то Западная Европа, Ближний Восток или север Африки. В связи с этим для успешной деятельности по продвижению русского языка важно правильно определить цели в каждом макрорегионе, и Россотрудничество готово сыграть в этом процессе экспертную роль, предоставив накопленную аналитику. При этом невозможно обойтись без университетов, которые являются основной «гуманитарной единицей» с точки зрения как реализации онлайн‑образования и создания образовательного контента, так и с точки зрения социокультурной адаптации.
Сегодня в мире действует 17 центров открытого образования на русском языке, еще 65 будут открыты в 56 странах до конца 2023 года, сообщил Усман Рассуханов. Он подчеркнул, что для выполнения такой масштабной работы ресурсов Минпросвещения окажется недостаточно, поэтому к ней планируется подключить университеты. Ранее при их участии представителям ведомства удалось посетить более 40 государств, где проявляют высокий интерес к обучению на русском языке.
Обращаясь к участникам встречи, председатель Ассоциации ведущих университетов, председатель президиума Совета ректоров вузов Северо‑Западного федерального округа, ректор СПбГУ член‑корреспондент РАН Николай Кропачев подчеркнул, что в работе по созданию русскоязычных школ для иностранных граждан должны быть задействованы не только крупнейшие вузы страны, но и педагогические институты, региональные учебные учреждения и органы государственной власти.
«Проект онлайн‑школы, реализуемый Санкт‑Петербургским университетом, нашел поддержку со стороны Министерства просвещения, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, что дает нам уверенность в правильности наших действий. Форма дистанционного обучения требует, чтобы вузы смогли удовлетворить желание ребят, проживающих за границами России, получить российское образование», — сообщил ректор СПбГУ Николай Кропачев.
Русский язык для нас — это язык качественного современного образования, язык общения, науки, высоких цифровых технологий, потому что Россия не отстает от мира в решениях, связанных с технологическим развитием.
Директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова
Об опыте Санкт‑Петербургского университета в организации обучения по образовательным программам основного, общего и среднего общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), учитывающим национальные ценности и традиции отечественного обучения, рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема СПбГУ Александр Бабич.
Он подчеркнул, что с начала реализации проекта «Онлайн‑школа СПбГУ» в качестве дополнительной программы количество учащихся, получающих образование дистанционно, увеличилось в 38 раз — с 70 школьников до 2700 слушателей, а также расширилась география программы. В этом году в учебный процесс были вовлечены слушатели из Латвийской, Киргизской, Французской республик, Египта, Испании, Армении, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Эстонии. Увеличился и перечень образовательных предметов: в 2018 году учащиеся проходили обучение по трем направлениям — русскому языку, истории России и литературе, а сейчас их число достигло 11 (биология, всемирная история, география, естествознание, математика, физика, химия и обществознание).
Проект «Онлайн‑школа СПбГУ» для зарубежных школьников в формате школы выходного дня стартовал в 2018 году.
За время работы онлайн‑школы, позволившей русскоязычным школьникам, находящимся за рубежом, получать знания на русском языке и обучаться по программам российской школы, Санкт‑Петербургскому университету удалось выявить сформировавшуюся потребность аудитории в открытии полноценной школы, по окончании которой выпускники получат российский аттестат. Он позволит зарубежным школьникам поступить в высшие учебные заведения России без прохождения процедуры признания документа об образовании.
Санкт‑Петербургский университет направил предложение генеральному директору акционерного общества «Просвещение» Наталье Третьяк о том, чтобы объединить усилия для реализации образовательного проекта и рассмотреть возможность предоставить школьникам доступ к электронным учебникам на безвозмездной основе.
С докладом о принципах современной педагогической науки и влиянии виртуальной среды на качество получения знаний выступила директор Института педагогики Санкт‑Петербургского университета Елена Казакова.
Мы развиваем нашу онлайн‑школу в том числе для того, чтобы работать над улучшением педагогической и социологической клиник, чтобы студенты Университета имели возможность реализовывать важные, значимые задачи с опытными наставниками. Мы точно понимаем, что нужно создать такую школу, в которой человек будет учиться культуре благополучия, ответственности за себя, свое близкое окружение и вкладыванию в собственный образовательный мир.
Директор Института педагогики Санкт‑Петербургского университета Елена Казакова
Кроме того, участники круглого стола выявили ряд проблем, препятствующих грамотной и качественной реализации общеобразовательных программ в дистанционном формате, в их числе — языковой барьер, недостаток комплексных платформенных решений в цифровом пространстве, вопросы необходимого числа компетентных педагогов, мотивации школьников к концентрации на учебном процессе. И обсудили пути их решения.
На круглом столе прозвучали выступления представителей других вузов — например, с докладами выступили начальник Управления межрегионального сотрудничества в области образования Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Елена Спасская и заведующая кафедрой русского языка как иностранного Национального исследовательского Московского государственного строительного университета Мери Даниелян.