«Мы должны учить ответственности за собственное благополучие». Елена Казакова выступила на образовательном семинаре в рамках проекта «Готов к цифре!»
Директор Института педагогики СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова представила научную методологию развития электронных ресурсов для системы онлайн- и офлайн-образования, а также осветила вопросы персонализированного образования в условиях цифровой трансформации общества.
Как отметила Елена Казакова, цифровизация выступает не только целью, которой стремится достигнуть сфера образования, но и является одним из условий нашей современной жизни, хотя несет в себе как возможности, так и риски.
Я не раз говорила на самых разных площадках: тот, кто сегодня не понимает, что мир уже не вернется в обратное состояние, когда мы еще не «отрастили» цифровую реальность, является крайним пессимистом. Существует единственная ситуация, в которой цифровая вселенная, дополнение нашего мира исчезнет. Эта может произойти, только если случится крах цивилизации, который отбросит нас в пещерный век, и мы будем вынуждены снова проходить с нуля этот путь.
Директор Института педагогики СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова
Вопрос о том, как использовать компьютер для эффективной организации работы, волнует ученых с 80-х годов XX века. Так, например, один из признанных экспертов в области педагогики, австралийский ученый Джон Хэтти в своей книге «Видимое обучение» приходит к выводу, что компьютер оказывается позитивным фактором для образования только в ситуации субъектной позиции ученика. Это означает, что обучающийся мотивирован к деятельности, отбирает из предложенных преподавателем учебных целей те, которые ему близки, присваивает их, достигает и самостоятельно себя оценивает. В тех случаях, когда компьютерные технологии используются только для обеспечения наглядности, они не становятся важным фактором. Именно поэтому многие преподаватели сегодня отказываются от технологических решений, на которые ранее возлагались большие надежды, — еще несколько лет назад в их число входили интерактивные доски.
Елена Казакова обратила внимание на то, что система образования выполняет важный заказ общества, поэтому образовательный процесс необходимо выстроить таким образом, чтобы за время обучения в школе и в университете молодые люди научились грамотно ставить перед собой цели и доводить работу до конца, быть высокопроизводительными, готовыми к открытиям и уметь работать в команде. «Какое это имеет отношение к цифровизации? Цифра может разрушить человечество, уничтожить любой из этих факторов, например совместную деятельность или способность человека к самостоятельной деятельности. Компьютер может взять на себя функцию навязывания, контроля и запрета, тем самым воспитывая наученную беспомощность, ― подчеркнула директор Института педагогики СПбГУ. ― Но мы все-таки хотим находить решения, которые будут солидарны с потребностями общества. И поэтому возникает идея о том, что есть ценности, которые всегда были для нас важны. Мы всегда понимали, нет развития там, где нет выбора. Точно так же нет смысла в образовании, если оно не учит ответственному отношению человека к достижению собственного благополучия».
Послушать доклад Елены Ивановны полностью и узнать о том, как построить качественную образовательную среду, вы можете здесь.
Образовательный семинар «Использование и создание электронных образовательных ресурсов в учебном процессе» состоялся в рамках проекта «Готов к цифре!», открытого при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Университета 2035. Организаторами мероприятия выступили Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования и Сетевой университет «Знание».