Чрезвычайный и полномочный посол Индии в России возглавит совет образовательной программы СПбГУ
Санкт-Петербургский университет посетили чрезвычайный и полномочный посол Индии в Российской Федерации Паван Капур и генеральный консул Индии в Санкт-Петербурге Кумар Гаурав. В ходе встречи с ректором СПбГУ стороны рассмотрели вопрос о создании совместных с индийскими партнерами образовательных программ и обозначили приоритетные направления развития сотрудничества.
С приветственным словом к гостям обратился ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев. Он отметил, что количество индийских студентов, выбирающих Санкт-Петербургский университет с целью получения качественного российского образования, увеличивается с каждым новым учебным периодом. В этом году число абитуриентов из Индии, отправивших заявления в СПбГУ, составило 166 человек.
Индия — наш друг, и мы рады, что у нас преподаются ваши языки, изучается индийская история, культура и литература. Санкт-Петербургский университет готов принимать большее количество ваших студентов, потому что Индия является одной из приоритетных стран для нас.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
Одной из ключевых тем встречи стало предложение ректора расширить изучение индийского языка с узкопрофильных лингвистических направлений на образовательные программы в области истории, философии, психологии, медицины, туризма. «Санкт-Петербургский университет готов развивать преподавание предметов, посвященных современной Индии, ее традициям и социальному развитию, — сообщил Николай Кропачев. — Мне кажется, что индийский компонент должен проникнуть во многие наши образовательные программы в области естественных и общественных наук. Мы бы хотели использовать больше индийской литературы в образовательном процессе, совместно готовить учебные материалы и создавать онлайн-курсы, а также развивать обмены обучающимися и научно-педагогическими работниками».
В ответ на инициативу чрезвычайный и полномочный посол Индии в Российской Федерации Паван Капур выразил готовность оказать поддержку в создании совместных образовательных программ и способствовать внедрению в них элементов индийской культуры. «Я согласен, что знания об Индии должны найти свое место в вашем Университете и занять определенную нишу в учебных программах. Мы можем также взаимодействовать на уровне обмена профессорско-преподавательскими кадрами, отправлять наших лекторов на один семестр или дольше», — сообщил дипломат.
Санкт-Петербургский университет поддерживает активные академические связи с вузами и научно-исследовательскими центрами Индии. За последние пять лет исходящая мобильность научно-педагогических работников между СПбГУ и индийскими учебными заведениями составила 29 человек, в то время как из Индии в Университет за данный период прибыло 60 специалистов.
Помимо этого, ректор СПбГУ отметил необходимость заключения прямых договоров сотрудничества с Министерством образования Индии. На примере подписания соглашения с Министерством образования Китая в 2015 году Николай Михайлович рассказал, какие возможности открываются не только перед Университетом, но и перед учебными заведениями страны-партнера.
Так, за восемь лет взаимоотношений с КНР количество образовательных программ с китайским компонентом увеличилось в десять раз. Сейчас в СПбГУ реализуется порядка 90 программ с углубленным изучением языка, права, экономики, туризма и культуры Китая. Число студентов из КНР увеличилось практически в пять раз: на текущий момент в Санкт-Петербургском университете проходит обучение более 2000 китайских граждан, раньше их количество не превышало 500 человек. Свыше тысячи русскоязычных студентов изучают китайский язык. «Нам эффективно удается развивать отношения с вузами и организациями тех стран, где у нас есть прямые соглашения с министерствами образования», — отметил Николай Кропачев.
Уверен, что в случае заключения договора с Министерством образования Индии мы стремительно продвинемся в нашем взаимодействии. Университет в этом заинтересован. Мы понимаем, что Индия — это то направление, которое мы должны развивать.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
Кроме того, ректор предложил гостю принять участие в работе советов образовательных программ, которые призваны укрепить контакт между Университетом и потенциальными работодателями. Николай Кропачев добавил, что универсанты не должны ограничиваться только изучением языков Индии (СПбГУ является лидером в Европе по количеству изучаемых языков Индии): индийский компонент, как и китайский, венгерский или турецкий, должен проникнуть в преподавание самых разных дисциплин с ориентиром на межкультурную коммуникацию.
«Мы будем обращаться к вам, зная ваш потенциал и ваши возможности. Это касается не только переводов или центров по изучению языка и культуры, а всех вариантов взаимодействия, которые мы обсуждали. Я буду лично следить за развитием наших отношений в этих направлении», — ответил на предложения ректора дипломат и согласился возглавить совет образовательной программы «Россия и Индия: межкультурная коммуникация».
В ходе встречи был также определен ряд проблемных вопросов, над решением которых должны в равной степени работать обе стороны. Николай Кропачев подчеркнул, что, несмотря на активную деятельность центров языкового тестирования (на текущий момент в 53 странах мира работает 120 центров Университета), СПбГУ не имеет права принимать экзамен по хинди и выдавать сертификат государственного образца после успешной сдачи. «Мы бы с радостью поучаствовали в разработке системы тестирования в Индии и были бы готовы принимать такой экзамен, чтобы наши преподаватели, студенты и граждане России могли учиться или работать в Индии», — сообщил ректор СПбГУ.
В свою очередь, Паван Капур выразил благодарность за радушный прием и выступил с предложением о передаче 51 книги по культуре, истории, политико-экономической ситуации и религии Индии Санкт-Петербургскому университету. Чрезвычайный и полномочный посол Индии отметил, что стартом взаимоотношений может послужить организация индийского уголка. Подобное литературное пространство, по его убеждению, со временем может превратиться в полномасштабный центр индийской культуры. «Все, что мы обсуждали, — очень интересные проекты и привлекательные предложения, но они требуют тщательного осмысления и проработки. А индийский уголок может прямо сейчас стать началом нашего взаимодействия», — выразил свое мнение господин Паван Капур.
Индийский посол заметил, что сторонам необходимо определиться с приоритетными направлениями работы, чтобы сформировать более корректный и точный запрос для министерств и других представительств, и сконцентрировать ресурсы на конкретных задачах.
По итогам встречи было решено направить официальные предложения по развитию образования, науки и международного сотрудничества в Посольство Индии в РФ, а также инициировать сотрудничество с Министерством образования стороны-партнера.