Более 150 молодых океанологов из 10 стран мира приняли участие в практиках «Плавучего университета»
В Санкт‑Петербургском университете завершилась Зимняя школа «Плавучего университета». Образовательная программа объединила молодых океанологов из Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Индии, Колумбии, Молдовы, Пакистана, Шри‑Ланки и России.
Третий год подряд мероприятие объединяет на площадке Университета самых инициативных и увлеченных студентов из разных стран мира. Приветствуя участников, директор координационного центра «Плавучий университет» Наталья Борисовна Степанова отметила, что основная цель образовательной программы — помочь молодым ученым, интересующимся изучением океана, найти свой коллектив, направление исследований и практику, полезную для будущего трудоустройства.
Зимняя школа является первым этапом годового цикла программы «Плавучего университета» и обязательным шагом для дальнейшего участия в конкурсном отборе в морские экспедиции.
В своих докладах эксперты школы отметили, что в морских науках востребованы ученые разных специальностей: физики, химики, математики, информатики, биологи, географы, геологи, экологи, инженеры и геофизики.

«Преимущества профессии геофизика в ее многогранности. Вы можете сосредоточиться на том, что вам интересно: полевые исследования, обработка данных, разработка новых методов изучения и даже специализированного программного обеспечения и оборудования. Многие студенты образовательных программ, поддержанных Передовой инженерной школой СПбГУ, ходят в морские экспедиции, участвуют в разработке оборудования и новых технологий изучения шельфа», — рассказал директор Передовой инженерной школы СПбГУ доцент Вячеслав Владимирович Половков (кафедра геофизики).
Передовая инженерная школа «Междисциплинарные исследования, технологии и бизнес‑процессы для минерально‑сырьевого комплекса России» была создана на базе Университета в 2024 году. Ее цель — подготовка высококвалифицированных инженеров, чьи достижения позволят создавать новые продукты и решения для сырьевого сектора в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. В планах руководства ПИШ СПбГУ на 2025 год — создание лаборатории прикладной геофизики, занимающейся в том числе морскими инженерно‑геофизическими исследованиями.
Чтобы начинающие ученые в полной мере ощутили все особенности будущей специальности, разработчики программы «Плавучего университета» в этом году сделали акцент на практикоориентированности. В рамках четырех образовательных треков ведущие океанологи, морские геологи и геофизики России провели лекции и мастер‑классы, посвященные актуальным научно‑производственным и инженерным задачам, связанным с изучением океана.
Зимняя школа «Плавучего университета» была организована Санкт‑Петербургским университетом при поддержке сотрудников Передовой инженерной школы (ПИШ) СПбГУ.
Так, программа направления «Геолого‑геофизические исследования на акваториях», включала в себя получение навыков в области обработки и интерпретации геофизических данных. В треке «Программирование и машинное обучение» слушатели изучили основные технологии искусственного интеллекта для обработки и визуализации данных и познакомились со способами применения языка Python в различных областях наук о Земле. Гидробиохимические измерения в морской лаборатории провели студенты программы «Роль океана в углеродном цикле», а в направлении «Изучение разномасштабных процессов в океане при помощи контактных и спутниковых наблюдений» знакомились с методами обработки спутниковых и контактных данных.
Механизмы ТОР и СПВ позволят привлечь более 1 трлн рублей в проекты ДФО и Арктики
Как и в 2024 году, в мероприятиях Зимней школы приняли участие старшеклассники, для которых была организована отдельная секция. Эксперты Университета, в частности специалисты ПИШ СПбГУ, познакомили школьников с карьерными перспективами в различных областях морских исследований и рассказали о собственном опыте.
На базе Санкт‑Петербургского университета разработаны образовательные программы бакалавриата и магистратуры для подготовки высококвалифицированных инженеров нового типа: «Нефтегазовое дело», «Нефтегазовое дело и цифровые технологии», «Управление проектами в сфере цифровых технологий и наукоемкой экономике», «Материалы высоких технологий» и «Цифровые технологии в химии».
«Чтобы узнать нюансы выбранной специальности, важно услышать мнение человека, который занимается своим делом профессионально. Мы стремимся делиться успехами и перспективами нашего университета и Передовой инженерной школы, чтобы помочь одаренным молодым людям стать высококвалифицированными специалистами и в будущем развивать технологический суверенитет России», — подчеркнул Вячеслав Владимирович Половков.