Собственные стандарты в образовании вуза — залог успешности выпускника

В Санкт-Петербургском университете ведется непрерывная работа по актуализации собственного образовательного стандарта. За последние десять лет он стал уникальным и инновационным для российского высшего образования.

Санкт-Петербургский университет получил право на создание собственных образовательных стандартов в 2008 году. Президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт‑Петербургском государственном университете».

«Это уникальная и очень важная для нас возможность, — подчеркнула Марина Лаврикова, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ. — В основе любой образовательной деятельности должны лежать обязательные требования, гарантирующие качество этого образования. Именно право разрабатывать собственные стандарты СПбГУ позволяет нам реализовать нашу университетскую уникальность — быть на шаг впереди и учитывать в образовании самые современные запросы».

В СПбГУ собственный образовательный стандарт распространяется на все образовательные программы высшего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт применяется при обучении по программам общего и среднего образования в Академической гимназии и по программам среднего профессионального образования в Колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии и в Медицинском колледже.

Разработчики, работавшие над новым образовательным стандартом СПбГУ, рассказывают, что в масштабах всей страны, на федеральном уровне реагировать на общественные, технологические и культурные изменения получается медленнее, чем в отдельно взятом вузе.

Поэтому, даже несмотря на то что мы очень большая корпорация, прийти к общему пониманию и ввести в стандарт новые требования мы можем значительно быстрее и проще, чем это происходит в масштабах всей страны.

Первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова

Студенты, поступившие на обучение по программам Университета, начиная с 2008 года, с момента присуждения СПбГУ особого статуса, начали учиться по стандартам высшего образования СПбГУ.

Второе поколение стандартов в СПбГУ появилось в 2011 году. В отличие от предыдущих, они были уровневыми: «бакалавриат», «специалитет», «магистратура», позже в 2014 году — «подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре», «ординатура». Каждый стандарт соответствующего уровня имел общую базовую часть, формирующую общекультурные компетенции и отдельные приложения (кроме аспирантуры) по направлениям / специальностям.

В 2018 году преобразования в системе федеральных государственных образовательных стандартов еще не завершились, а в СПбГУ уже появился новый, современный во всех отношениях собственный образовательный стандарт. Это стандарт уже не по направлениям подготовки, а сквозной для всех уровней высшего образования и всех направлений, реализуемых в СПбГУ, — единый образовательный стандарт. Инновационность стандарта, помимо формы, еще и в том, что Университет установил сверх универсальных компетенций из ФГОС собственные универсальные компетенции, опередившие в своих формулировках компетенции из ФГОС.

Марина Лаврикова рассказала, что при разработке был учтен федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС 3++). В разработке компетенций для всей страны, и универсальных, и профессиональных, активно участвовали эксперты Университета. «Потом многое из того, что было нашими преподавателями-экспертами придумано для федеральных стандартов, оказалось слишком инновационным и не прошло, а внутри СПбГУ мы смогли воспользоваться этими разработками», — заметила Марина Юрьевна.

Весной этого года в образовательный стандарт СПбГУ были внесены изменения в формулировки коммуникативных компетенций: теперь обязательным условием является способность выпускника СПбГУ представлять сведения о профессиональной деятельности на языке, понятном неспециалистам, взаимодействовать с представителями различных культур, в том числе в сферах обязательного использования государственного языка РФ.

По словам Сергея Белова, директора НИИ проблем государственного языка, декана юридического факультета СПбГУ, важнее научить студента не подстраиваться под стили языка, а добиваться взаимопонимания в коммуникации. Цель этих изменений — обновить стандарт таким образом, чтобы универсант был способен общаться в разных коммуникативных ситуациях, с людьми разных профессий и разного уровня образования.

Это большая проблема, когда специалист не может объяснить, в чем заключается результат его работы, неспециалисту простым языком. Например, юристы часто говорят, что если рассказывать о чем-то неюридическими терминами, это теряет юридический смысл, но это неверная позиция.

Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов

По его словам, результаты труда научных и экспертных сообществ должны быть доступны гражданам, особенно когда дело касается социально значимых сфер: понятность и доступность информации обеспечивает российское законодательство.

Сегодня приобрести коммуникативные компетенции универсантам помогает в том числе клиническое обучение — в рамках работы в Социологической, Юридической, Психологической и других клиниках СПбГУ они встречаются с реальными клиентами. Во время этой практики студенты выходят во внешнюю среду и выводят общение в поле общей коммуникации, формируют умение общаться и доносить информацию до граждан, не владеющих специальными знаниями. Такая «репетиция» самостоятельной работы под контролем опытных преподавателей формирует не только важный профессиональный опыт, но и культуру устного и письменного языка.

Эксперты, разрабатывающие образовательный стандарт, также говорят, что развивать многие навыки в СПбГУ гораздо проще, чем в специализированных вузах, по причине его мультидисциплинарности — в СПбГУ сконцентрирован интеллектуальный потенциал из всевозможных областей знаний.

В 2019 году в учебные планы всех образовательных программ включен онлайн-курс по эффективной коммуникации: по программам бакалавриата — «Язык эффективной коммуникации», по программа специалитета и магистратуры — «Язык эффективной коммуникации в цифровом обществе» и по программам ординатуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре — «Язык эффективной коммуникации в профессиональном общении»; они также направлены на формирование нужных компетенций, в том числе в интернет-среде, на которую сегодня приходится большой процент всех деловых контактов.

Также в списке компетенций выпускника СПбГУ: способность осуществлять деловую профессионально ориентированную коммуникацию на иностранном языке; использовать основные методы получения и работы с информацией с учетом современных технологий цифровой экономики и информационной безопасности; принимать решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, в том числе финансовых, и многие другие.

Эксперты отметили: это уникальный университетский набор компетенций, в федеральных стандартах эти требования пока не отражены. «Наш последний стандарт идет на опережение. В этом его преимущество», — подчеркнула Марина Лаврикова.

Разработка и совершенствование образовательных стандартов — это методически сложная работа. То, какими компетенциями, универсальными и профессиональными, будет на выходе обладать выпускник СПбГУ, а значит, насколько он будет успешен после обучения, не определяет только набор дисциплин. «Это объективно необходимая задача — учить ребят по-новому, и эти новые подходы сплетены в насыщенный различными возможностями учебный процесс», — отметила первый проректор по учебной и методической работе.