Компетенции будущего обсудили студенты, преподаватели и работодатели на Форуме труда

Дискуссионная панель «Компетенции будущего», организованная Ассоциацией выпускников СПбГУ на Санкт-Петербургском международном форуме труда, поставила перед участниками ряд острых вопросов: как меняется состав востребованных компетенций, готова ли к этим изменениям система образования и какие общие цели могут лежать в основе сотрудничества бизнеса и вузов.

Эксперты отметили, что требования к соискателям стали совсем другими. Так, и работодатели, и сами соискатели уже не считают знание иностранных языков конкурентным преимуществом — для большинства отраслей это теперь является стандартом. Меняется и отношение к IT-специальностям: стремительная роботизация и развитие искусственного интеллекта приводят к тому, что многие специальности в этой сфере очень скоро станут полностью автоматизированными.

При этом колоссальным спросом пользуются специалисты, владеющие знаниями из нескольких отраслей сразу: например, IT и биологии, аналитики и генетики. Как отметила вице-президент по HR, PR и корпоративному маркетингу компании Biocad Александра Глазкова, науки о будущем находятся сегодня на пике популярности и для достижения успеха здесь необходима кросс-дисциплинарная подготовка.

В числе ключевых трендов рынка эксперты СПбГУ назвали потребность в непрерывном образовании — по сути, оно должно стать привычным для каждого человека. Представители студенческого сообщества высказали ряд критических замечаний о направленности образовательных программ, однако мнения экспертов по этому поводу разделились. Как отметила академический директор программы бакалавриата по направлению «Менеджмент» СПбГУ Анна Веселова, далеко не все студенты готовят себя к предпринимательской деятельности — важно, что вуз дает необходимый фундамент, учит работе с информацией и критическому мышлению.

По инициативе модератора сессии, руководителя практики «Центр анализа данных», партнера компании «Экопси консалтинг» Григория Финкельштейна все участники мероприятия принимали участие в онлайн-голосовании по каждому из обсуждавшихся вопросов. Как показали результаты опроса, ожидания студентов, преподавателей и работодателей во многом схожи.

Студенты хотят научиться самостоятельно мыслить, познакомиться с опытом и идеями лидеров бизнеса, но при этом получить и преимущества академического образования: фундаментальные знания и возможность научной деятельности. Преподаватели и представители бизнеса в целом поддерживают их в этом стремлении. Развитие же компетенций, необходимых для успешной карьеры, все участники дискуссии считают прерогативой работодателей — через корпоративные университеты, взаимодействие с вузами и другие формы профориентации в процессе учебы.