Единый образовательный стандарт СПбГУ: подготовка профессионалов для современной экономики

Сегодня для успешной деятельности в своей профессиональной сфере выпускники всех программ — от математики и физики до философии и живописи — должны обладать цифровыми компетенциями. В СПбГУ эту задачу решает единый самостоятельно утверждаемый образовательный стандарт (СУОС СПбГУ). О требованиях к каждой программе, а также о том, какое место обучение базовым компетенциям цифровой экономики занимает в образовательном процессе, рассказывает первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова.

Марина Юрьевна, что включает в себя единый образовательный стандарт СПбГУ? Когда и в связи с чем он был разработан?

Образовательный стандарт ― это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, то есть та минимальная планка, которая определяет, чему должны соответствовать все наши разнообразные и многочисленные основные образовательные программы. В 2017 году постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная программа «Цифровая экономика», в которой было заложено требование, предполагающее, что в ближайшее десятилетие программа обучения должна быть перестроена таким образом, чтобы все выпускники вузов владели базовыми компетенциями цифровой экономики. Но их определения там дано не было. Поэтому при создании Единого образовательного стандарта СПбГУ — 2018 мы сразу же постарались сформулировать универсальные компетенции по всем уровням образования с учетом требований цифровой экономики. И к сегодняшнему дню мы добились определенных результатов.

Важно отметить, что в основных образовательных программах сформулированы универсальные и профессиональные цифровые компетенции, которые формируются не только общеуниверситетской дисциплиной, реализуемой в электронном формате в Blackboard, в целом этому способствует общий системный подход, применяющийся к любой образовательной программе СПбГУ. Вы наверняка слышали о том, что в 2016 году Герман Греф уволил несколько сотен юристов Сбербанка — их работу теперь выполняют нейронные сети — и при этом сохранил сотрудников на тех позициях, которые не могут быть заменены искусственным интеллектом. Но они должны уметь работать с большими данными и элементами ИИ. В задачи Университета входит, чтобы наши выпускники, будь то дизайнеры, филологи и переводчики, специалисты в области журналистики, геологии или нефтегазового дела, легко решали профессиональные задачи такого уровня. Я уже не говорю про математиков, физиков и химиков, чья профессиональная деятельность часто связана с использованием компьютерных технологий.

Реализовать эту задачу можно в первую очередь за счет того, что в образовательных программах заложены элементы работы с информационными системами и технологиями. Кроме того, преподаватели должны быть готовы к запросу о подготовке компетентных для цифровой экономики специалистов. Конечно, этот запрос исходит не только со стороны профессиональных сообществ и наших потенциальных работодателей, но и со стороны студентов, которые в будущем хотят иметь высокий уровень подготовки и быть востребованными специалистами.

В условиях пандемии важность навыка уверенной работы в цифровой среде стала еще более значима. Как вы считаете, помог ли единый образовательный стандарт студентам приобрести необходимые умения для полноценного участия в учебной и научно-исследовательской деятельности в режиме самоизоляции?

Скорее, следует сказать, что пандемия послужила стимулом лучше осваивать все то, что предлагают наши образовательные программы и предполагает образовательный стандарт. И совершенно очевидно, что цифровые компетенции, которыми овладевают в ходе учебного процесса студенты всех программ, оказались еще более востребованными в период, когда мы ушли в виртуальную реальность, работая и обучаясь дистанционно.

Какие навыки включает в себя базовый уровень, который необходимо освоить всем студентам, в том числе и тем, чья будущая профессия в меньшей степени связана с использованием информационных технологий? Как был определен этот необходимый минимум?

В Университете разработкой универсальных компетенций, которые были включены в образовательный стандарт СПбГУ, занималась специальная рабочая группа. В ее состав вошли преподаватели образовательных программ практически всех направлений, а также внешние эксперты — специалисты в области своей профессиональной деятельности и цифровых технологий.

Нужно понимать, что требования, заложенные в единый образовательный стандарт СПбГУ, подразделяются на разные уровни. Базовый включает в себя универсальные компетенции — мы называем их минимальной цифровой грамотностью — и часто наши студенты уже обладают ими на довольно высоком уровне. Естественно, эти знания важно систематизировать и продолжить развивать, чтобы студенты овладели базовыми компетенциями цифровой экономики. Все это мы даем с помощью наших образовательных программ.

Возьмем, к примеру, одну из универсальных компетенций, которые осваиваются в бакалавриате, — УКБ-10. Она подразумевает, что выпускник должен быть «способен понимать сущность и значение информации в развитии общества, использовать основные методы получения и работы с информацией с учетом современных технологий цифровой экономики и информационной безопасности». Как мы ее формируем? Для этого была разработана дисциплина, которую обучающиеся бакалавриата осваивают в электронном формате в системе Blackboard. Кроме того, в образовательных программах предусмотрены специальные дисциплины, обучающие работе в электронных информационных системах, которые востребованы в соответствующей области профессиональной деятельности.

При этом нужно учитывать, что для работы в отдельных областях цифровой экономики, требуются и профессиональные компетенции: современному финансисту, маркетологу или юристу для работы уже недостаточно минимальной цифровой культуры. Единый образовательный стандарт СПбГУ нацелен на то, чтобы решать задачу получения студентами умения работы с информацией и развития навыков, которые нужны для работы в профессиональной сфере, с этой целью формулируются и формируются профессиональные цифровые компетенции.

Согласно единому образовательному стандарту СПбГУ, обучающиеся всех образовательных программ, независимо от направления подготовки, должны уметь работать с информацией в своей сфере деятельности. Отличается ли обучение цифровым компетенциям, например, бакалавра и аспиранта?

Да, конечно, и различия здесь довольно заметны. Для каждого уровня в нашем стандарте указаны свои формулировки, причем требования постепенно нарастают. Соответственно, и в базовых курсах, отвечающих за формирование этих компетенций, заложено постепенное углубление в задачи, которые стоят перед обучающимися: в бакалавриате они минимальны, в магистратуре выше и еще выше в аспирантуре. Это можно увидеть даже по названию дисциплин. Например, если в бакалавриате студенты осваивают просто «Цифровую культуру», то в магистратуре уже «Цифровую культуру и технологии безопасности», а в аспирантуре — «Цифровые трансформации в современном цифровом обществе», которая предполагает более глубокое понимание того, как цифровые технологии влияют на профессиональную научную деятельность.

Как измеряется уровень освоения цифровых компетенций у студентов?

Как обычно, с помощью зачетов и экзаменов, которые сдаются по соответствующим дисциплинам. Принципы самоконтроля у нас существуют не только в освоении цифровых компетенций, это обычная методология обучения, которая сейчас используется в любой дисциплине с активным внедрением элементов электронного обучения. Примеру тому может служить любой онлайн-курс СПбГУ. Обучающиеся, так же как и преподаватель, могут отслеживать успеваемость — и в этом состоит отличие электронного обучения от занятий в аудитории, когда, например, оценкой доклада или выступления на семинаре становится устная похвала преподавателя. Может быть, это хорошо с психологической точки зрения, но совершенно не доказывает, что конкретный обучающийся хорошо понял и освоил материал. А в процессе освоения онлайн-курса все результаты фиксируются и формируется так называемый цифровой след, по которому студент понимает, справляется он с дисциплиной или нет.

Будет ли СПбГУ заниматься развитием цифровых навыков преподавателей и что планируется для этого делать?

Сергей Микушев: «Вынужденный дистанционный формат работы открыл перед вузом новое "окно возможностей"»

Мы постоянно над этим работаем. Думаю, мы вполне справились с задачей организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в прошлом семестре, поскольку у нас были возможности использования в учебном процессе различных информационных систем. В СПбГУ есть своя электронная образовательная среда, в которой происходит все, что связано с процессом обучения, поэтому преподаватель обязан как минимум владеть цифровыми инструментами обучения. Но помимо этого он должен уметь пользоваться всеми информационными системами и технологиями, которые связаны с его профессиональной деятельностью, чтобы он смог учить этому студентов. Эти требования мы предъявляем к научно-педагогическим работникам в первую очередь.

Мы предоставляем возможность повысить квалификацию всем желающим преподавателям и регулярно задаем директорам и деканам вопрос о том, кого они хотели бы направить на курсы. К тому же мы получаем обратную связь от студентов и регулярно проводим опросы о качестве образования.

При разработке образовательных программ мы задаем требования к преподавателям, которым они должны соответствовать. Таким образом, создается поступательное движение: если уровень требований к цифровым компетенциям в образовательных программах повышается, это означает, что у нас должны быть преподаватели, способные вести эти занятия. Соответственно, необходимо предоставить возможность повысить квалификацию тем, кто не соответствует установленной планке. Все ресурсы для этого у нас есть.