По способностям и потребностям: студенты сами смогут решать, какие дисциплины им нужны в университете
Обновленный образовательный стандарт будет включать возможность выбора студентом собственной образовательной траектории. Об этом заявили эксперты в ходе заседания федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 «Юриспруденция», проходившего в Санкт-Петербургском университете.
Совсем недавно абитуриент, выбирая свою будущую профессию, мог быть уверен, что окончив вуз, он будет иметь достаточно знаний и навыков, актуальных для рынка труда, и можно сразу начинать работать. Но сейчас средства производства, коммуникации и технологии меняются стремительно. И теперь, обучаясь в университете по образовательной программе, расписанной на четыре года вперед, в момент выпуска можно оказаться с полным багажом знаний — правда, тех, которые сегодня уже не актуальны.
Законодатель реагирует на всеобщее ускорение изменением норм, регулирующих образование. Так, Государственной думой принят закон о пересмотре действующих механизмов формирования федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Теперь в образовательные стандарты разрешено и даже рекомендовано включать профессиональные компетенции из других предметных областей. Кроме того, студенты смогут одновременно получать сразу несколько квалификаций. Например, с получением высшего образования осваивать рабочие специальности. Первый проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова заметила, что это не так актуально для юриспруденции, но для сфер транспорта, строительства, инженерии — это очень своевременное и важное решение.
Сегодня идея персонализации образования реализуется с помощью выбора студентами места прохождения практики, тем курсовых и выпускных квалификационных работ, элективных дисциплин, самостоятельного освоения онлайн-курсов, разделения на функциональные группы при прохождении клинического обучения.
Кроме того, предполагается, что студенты смогут менять направление подготовки или программу обучения. О необходимости предоставления такой возможности в ходе Послания президента Федеральному собранию заявил президент РФ Владимир Путин.
Сейчас ведется работа над макетом федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 4.0). Этот стандарт должен логично встроиться в общую тенденцию индивидуализации и персонализации образования. По словам участников заседания, современная наука уже доказала, что у всех людей разный тип интеллекта, разная скорость освоения информации, разные предпочтения и склонности. Кроме того, стремительно меняется и рынок труда: востребованные еще вчера профессии сегодня оказываются устаревшими. Чтобы ответить на эти вызовы постоянно меняющегося мира, по словам экспертов, нужно либо бесконечно разрабатывать все новые и новые образовательные программы и стандарты, либо встроить индивидуальный образовательный маршрут в уже имеющиеся. Новый ФГОС как раз и будет содержать определенный объем дисциплин, которые студент сможет выбрать самостоятельно. Предполагается, что обучающийся получит свободу выбора около 30 % предметов. Остальные будут базовыми, обязательными для всех.
Сегодня вопрос, нужна ли образованию персонализация, уже не стоит. Качество наших результатов зависит от умения человека делать осознанный разумный выбор.
Профессор СПбГУ Елена Казакова
Вузы прогнозируют, что такой подход — дать студенту выбор, а значит, поделиться с ним и ответственностью за свою карьеру — приведет к большей самостоятельности и успешности выпускника, повысит его ценность и востребованность как специалиста.
Санкт-Петербургский университет, работая по собственным образовательным стандартам, опережающим федеральные, дает студентам некоторых направлений возможность уже сегодня выбирать свой собственный трек обучения. Так, например, в 2021 году открыт набор на новую магистерскую программу «Правовое сопровождение бизнеса». Это первая университетская программа по праву, студенты которой сами смогут формировать свою образовательную траекторию.
В числе обязательных дисциплин программы: корпоративное право, процессуальное право, механизм корпоративного управления трудом, конкурентное право, защита бизнеса в контрольно-надзорной деятельности. «Магистрант сможет выбрать образовательную траекторию в сфере разрешения экономических споров между предпринимателями, защиты прав и интересов бизнеса в публично-правовых спорах, обеспечения взаимодействия коммерческих организаций и предпринимателей с органами власти, правового сопровождения работы с персоналом организаций и других», — подвела итог заседания председатель ФУМО по юриспруденции, научный руководитель программы, профессор СПбГУ Нелли Дивеева.