Материалы ректорского совещания
О позициях СПбГУ в ARWU-2022
19 июля были опубликованы данные Шанхайского предметного рейтинга Global Ranking of Academic Subjects 2022 (ARWU Subjects). Всего в 2022 году в рейтинг вошли более 2800 научно-образовательных организаций мира. Россия представлена 26 университетами: МГУ, СПбГУ, МФТИ, ВШЭ, НГУ, МИФИ, УрФУ, ТГУ, Сколтех, ИТМО, КФУ, СПбПУ, ТПУ и другими. Санкт-Петербургский университет вошел в сотню лучших университетов мира в области автоматизации и управления: группа
В рейтинге 2022 года СПбГУ представлен в шести из 54 направлений рейтинга по следующим областям научного знания:
- математика (группа
151–200) - науки о Земле (группа
401–500) - автоматизация и управление (группа
76–100) - металлургия
(151–200) - фармация и фармацевтические науки
(401–500) - бизнес-администрирование
(301–400)
Как отметил проректор по научной работе Сергей Микушев, в области математики, автоматизации и управления, фармации и фармацевтических наук показатели СПбГУ снизились по сравнению с 2021 годом, также в этом году Университет не вошел в рейтинг по области химических технологий (Chemical Engineering) и по области статистики (Statistics). Для включения в предметные рейтинги ARWU Subjects университеты отбираются по количеству публикаций в заданной предметной области за пять полных лет (период устанавливается ежегодно, для рейтинга 2022 года взят период
- Q1 — количество статей в журналах первого квартиля, по данным Web of Science
- CNCI — приведенный показатель цитирования CNCI, по данным InCites
- IC — доля статей, опубликованных с международной коллаборацией, по данным InCites
- TOP — количество статей, опубликованных в лучших научных журналах по перечню, определяемому по результатам опроса Shanghai Ranking’s Academic Excellence Survey; для области компьютерных наук учитываются конференции высокого уровня, для области фармацевтики учитываются не только оригинальные, но и обзорные статьи
- Award — приведенное количество сотрудников университета, получивших престижные профессиональные награды и премии, в заданной предметной области; итоговый балл формируется по значениям показателей с учетом весовых коэффициентов, установленных для каждой предметной области
Директорам институтов и деканам факультетов будет поручено представить предложения по необходимым мероприятиям в возглавляемых ими коллективах, направленным на продвижение СПбГУ в предметных рейтингах.
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило пять обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще десять зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения поступают преимущественно с вопросами о процедуре перевода и восстановления в СПбГУ.
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, за период с 24 февраля получены обращения от 234 заявителей с просьбой о переводе в СПбГУ из вузов следующих государств: Чехия, Германия, Польша, Израиль, ДНР, Румыния, Канада, США, Швейцария, Франция, Украина, Испания, Австрия, Италия, Латвия, ЛНР, Финляндия, Южная Корея, Литва, Венгрия, Бельгия, Греция, Великобритания, Словакия, Сингапур, Япония. За последнюю неделю зарегистрировано шесть обращений, организована планомерная работа с заявителями. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 434 и письмом Минобрнауки РФ от 01.03.2022 № МН-5/927-ДА: Санкт-Петербургский государственный университет принимает заявления о переводе граждан Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также российских граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины и прибывших на территорию Российской Федерации, а также российских граждан, изъявивших желание перевестись из иностранных образовательных организаций в государствах, которые входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №
Встречи руководителей учебно-научных подразделений СПбГУ со студенческим активом отложены до конца августа. Ведется плановая работа по проведению процедуры перевода и восстановления для всех категорий обучающихся в СПбГУ в установленный срок в августе 2022 года.
Об организации приема
9 августа были изданы приказы о зачислении в Санкт-Петербургский государственный университет на обучение по основным образовательным программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках основного этапа зачисления.
В целом, на обучение по программам бакалавриата и специалитета на бюджетные места для граждан Российской Федерации и лиц, имеющих равные с ними права, принято почти 2200 абитуриентов, включая лиц, зачисленных без вступительных испытаний (победители и призеры олимпиад), зачисленных на места в пределах особой квоты (инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа), целевой квоты (поступающие, заключившие договор о целевом обучении с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями с государственным или муниципальным участием), специальной квоты (дети военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов, принимающих или принимавших участие в специальной военной операции). Вопрос зачисления на приоритетном этапе обсуждался на ректорском совещании 1 августа.
Прием в СПбГУ на программы бакалавриата и специалитета на бюджетную основу обучения проведен в установленные Министерством науки и высшего образования сроки в полном объеме с заполнением контрольных цифр приема на 100 %. Вакантные бюджетные места отсутствует, дополнительный прием проводиться не будет.
В рамках приема на места для иностранных граждан в 2022 году Санкт-Петербургский государственный университет примет 1000 абитуриентов на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (квота Правительства Российской Федерации), а также планирует принять около 1000 иностранных граждан на договорную основу обучения.
При проведении СПбГУ самостоятельного отбора иностранных граждан на бюджетные места было получено более 5000 заявлений от иностранных абитуриентов, что почти на 20 % больше, чем в 2021 году, и на 30 % больше, чем в 2020 году.
По итогам приемной кампании прошлого года СПбГУ стал первым среди российских вузов по количеству заявлений, принятых от иностранных граждан; общий показатель конкурса на места в рамках квоты Правительства Российской Федерации (как по самостоятельному отбору, так и по линии Россотрудничества) составил около 21 000 на 1000 мест. Показатель 2022 года станет известен в конце августа.
Необходимо отметить, что для приема в 2022 году на бюджетные места для граждан Российской Федерации и лиц, имеющих равные с ними права, Санкт-Петербургский университет повысил минимальные баллы единого государственного экзамена, необходимые для допуска к участию в конкурсе: если в 2021 году в среднем минимальный балл составлял 65 баллов, то в 2022 году — 70 баллов.
По итогам приема в СПбГУ по сравнению с 2021 годом произошло незначительное снижение числа иногородних первокурсников: в 2021 году их доля составляла 74,5 %, в 2022 году составляет 68,6 % (снижение на 5,9 %). В ходе совещания первый проректор по молодежной политике и организации приема СПбГУ Александр Вячеславович Бабич отметил, что по информации, сообщенной на Совете ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по некоторым вузам Санкт-Петербурга произошло существенное сокращение числа иногородних первокурсников (например, в РГПУ имени А. И. Герцена в 2021 году среди первокурсников было 45 % петербуржцев, в 2022 году — более 60 % петербуржцев).
Также незначительно снизился средний балл единого государственного экзамена зачисленных на основные места в рамках контрольных цифр приема: в 2021 году — 93,1; в 2022 году — 90,7 (снижение на 2,4 балла). В 2016 году, например, средний балл составлял 90. При этом по информации, сообщенной на Совете ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, средний балл единого государственного экзамена в целом по вузам Санкт-Петербурга снизился с 79,6 балла в 2021 году до 77,4 балла в 2022 году (снижение на 2,2 балла).
Таким образом, средний балл единого государственного экзамена в СПбГУ в 2022 году на 13,3 балла больше среднего балла единого государственного экзамена по вузам Санкт-Петербурга.
В рамках приемной кампании 2022 года в СПбГУ было подано около 80 000 заявлений о приеме на программы бакалавриата (специалитета) на бюджетную основу обучения, из них 53 % — посредством суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» (далее — Суперсервис) Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в 2021 году через Суперсервис было подано около 10 % заявлений).
Этому факту можно было бы порадоваться, если бы работникам СПбГУ не пришлось вручную перепроверять десятки тысяч заявлений, поступивших посредством Суперсервиса.
В ходе приема Санкт-Петербургский государственный университет, как и все вузы страны, столкнулся со значительными сложностями при работе с Суперсервисом, в том числе связанными с отсутствием в Суперсервисе функционала для исполнения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2022 № 958 «О функционировании суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" в рамках приемной кампании 2022/23 учебного года».
- Отсутствие автоматической верификации и представления сведений о победителях и призерах олимпиад школьников в отношении всего объема поступающих, использующих особые права. Количество заявленных поступающими для проверки документов, подтверждающих их отдельные правовые статусы (победители и призеры всероссийских олимпиад школьников, победители и призеры иных олимпиад и др.), составило 2418.
- Отсутствие автоматизированной проверки информации о документе об образовании, в том числе о документе об образовании с отличием, а также информации об отсутствии у поступающего диплома бакалавра и диплома специалиста, на соответствие информации в федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (не реализовано до 21.07.2022). Количество заявленных поступающими для проверки аттестатов с отличием составило 13 620, дипломов о среднем профессиональном образовании с отличием — 79.
- Отсутствие информации об оценках, полученных поступающим во время обучения и включенных в документ об образовании.
- Отсутствие у поступающих возможности выставить в Суперсервисе отметку о подаче в конкретную образовательную организацию оригинала документа об образовании.
- Длительная неработоспособность отдельного функционала Суперсервиса и разработанной уполномоченным федеральным государственным автономным научным учреждением системы взаимодействия (API) между информационной системой «Прием» СПбГУ и Суперсервисом, в результате чего в течение 32 дней (с 20.06.2022 по 21.07.2022) из 36 дней приема документов отсутствовала верификация полученных поступающими документов об образовании, а Санкт-Петербургский государственный университет не имел возможности передать в сервис приема полученные через информационную систему «Личный кабинет поступающего» СПбГУ заявления поступающих в значительном количестве.
Учитывая, помимо прочего, тот факт, что количество победителей и призеров олимпиад, подавших документы в Санкт-Петербургский государственный университет, существенно превышает такое количество в подавляющем большинстве вузов Российской Федерации, в вышеуказанных обстоятельствах функционирования Суперсервиса существенно возросла нагрузка на сотрудников СПбГУ, вынужденных перепроверять информацию, представленную поступающими, в ручном режиме, в том числе в сравнении с сотрудниками других образовательных организаций страны.
Необходимо также отметить, что в рамках приемной кампании 2022 года на основании Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21.08.2020 № 1076 (далее — Порядок приема), зачисление на места за счет бюджетных ассигнований в рамках основного этапа (после зачисления поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах особой квоты, целевой квоты, специальной квоты) проводилось в так называемую одну волну при необходимости подачи в образовательную организацию оригинала документа об образовании.
Также А. В. Бабич отметил, что в 2021 году зачисление в рамках основного этапа также проводилось в одну волну, однако, в отличие от текущего года, у поступающих не было обязанности представлять оригиналы документов об образовании.
По итогам приемной кампании 2021 года в рамках заседания Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета (Ассоциация ведущих университетов) было проведено обсуждение вопроса приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета, в ходе которого членами Ассоциации ведущих университетов поддержано мнение о том, что процедура зачисления поступающих в так называемую одну волну создала существенные трудности для поступающих, которые не могли реально оценивать свои шансы на поступление. Отмена второй волны зачисления создала существенное психологическое напряжение у поступающих и их родителей, и фактически означала отсутствие второго шанса у поступающих, единственной возможностью для которых оставалась только договорная основа обучения.
Указанные обстоятельства в текущем году в значительной степени были усилены требованием подачи оригинала документа об образовании для зачисления, вследствие чего значительное количество поступающих, имеющих высокие баллы единого государственного экзамена, не подало в сильные российские вузы оригиналы документов об образовании и заявления о согласии на зачисление из-за опасений не пройти по конкурсу и не поступить на бюджетные места ни в одну образовательную организацию.
Результатом зачисления на основном этапе в одну волну и требования представить оригинал документа об образовании стало снижение среднего балла ЕГЭ зачисленных в Санкт-Петербургский государственный университет на основные конкурсные места. В разрезе направлений подготовки и специальностей динамика среднего балла вступительных испытаний в 2022 году по сравнению с 2021 годом выглядит следующим образом.
Направление подготовки (специальность) |
Форма обучения |
2021 |
2022 |
Разность |
01.03.01 Математика |
очная |
97,2 |
94,5 |
-2,6 |
01.03.02 Прикладная математика и информатика |
очная |
93,1 |
89,8 |
-3,3 |
01.03.03 Механика и математическое моделирование |
очная |
90,5 |
87,2 |
-3,4 |
01.05.01 Фундаментальная математика и механика |
очная |
94,5 |
93 |
-1,5 |
02.03.01 Математика и компьютерные науки |
очная |
98,5 |
93 |
-5,5 |
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии |
очная |
92,6 |
87 |
-5,6 |
02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем |
очная |
94,3 |
91,6 |
-2,7 |
03.03.01 Прикладные математика и физика |
очная |
90,9 |
83,6 |
-7,2 |
03.03.02 Физика |
очная |
86,6 |
83,6 |
-3,0 |
03.03.03 Радиофизика |
очная |
87,3 |
87,2 |
-0,1 |
03.05.01 Астрономия |
очная |
93,1 |
88,7 |
-4,4 |
04.03.01 Химия |
очная |
95,4 |
92,9 |
-2,5 |
04.03.02 Химия, физика и механика материалов |
очная |
89,9 |
89,2 |
-0,6 |
05.03.01 Геология |
очная |
85,2 |
79,7 |
-5,4 |
05.03.02 География |
очная |
88,7 |
81,9 |
-6,8 |
05.03.03 Картография и геоинформатика |
очная |
88,8 |
87,7 |
-1,2 |
05.03.04 Гидрометеорология |
очная |
89 |
78,8 |
-10,2 |
05.03.06 Экология и природопользование |
очная |
89,2 |
81,8 |
-7,5 |
06.03.01 Биология |
очная |
92,9 |
88,3 |
-4,7 |
06.03.02 Почвоведение |
очная |
79,8 |
82,9 |
3,2 |
09.03.03 Прикладная информатика |
очная |
95,5 |
97 |
1,5 |
09.03.04 Программная инженерия |
очная |
95,9 |
91,1 |
-4,9 |
21.03.01 Нефтегазовое дело |
очная |
80,6 |
82,2 |
1,6 |
21.03.02 Землеустройство и кадастры |
очная |
88,8 |
77 |
-11,8 |
31.05.01 Лечебное дело |
очная |
96,6 |
90,5 |
-6,1 |
31.05.03 Стоматология |
очная |
93 |
93 |
0 |
37.03.01 Психология |
очная |
85,9 |
85,4 |
-0,4 |
37.03.02 Конфликтология |
очная |
95,9 |
95,1 |
-0,8 |
37.05.01 Клиническая психология |
очная |
89,7 |
89,1 |
-0,7 |
37.05.02 Психология служебной деятельности |
очная |
84 |
82,4 |
-1,6 |
38.03.01 Экономика |
очная |
92 |
90,2 |
-1,8 |
38.03.02 Менеджмент |
очная |
93,2 |
91,6 |
-1,6 |
38.03.03 Управление персоналом |
очная |
87,3 |
88,4 |
1,1 |
38.03.04 Государственное и муниципальное управление |
очная |
93,2 |
92,9 |
-0,3 |
38.03.05 Бизнес-информатика |
очная |
92,8 |
90,7 |
-2,2 |
39.03.01 Социология |
очная |
94 |
91,2 |
-2,8 |
39.03.02 Социальная работа |
очная |
92,1 |
90,1 |
-2,0 |
40.03.01 Юриспруденция |
очная |
98 |
97 |
-1 |
41.03.04 Политология |
очная |
95,5 |
94,4 |
-1,1 |
41.03.05 Международные отношения |
очная |
96,3 |
95,1 |
-1,2 |
42.03.01 Реклама и связи с общественностью |
очная |
95,9 |
96,5 |
0,6 |
42.03.02 Журналистика |
очная |
98,5 |
98,6 |
0,1 |
42.03.02 Журналистика |
очно-заочная |
97,2 |
93,7 |
-3,5 |
43.03.02 Туризм |
очная |
81,4 |
91,1 |
9,6 |
45.03.01 Филология |
очная |
98,2 |
96,6 |
-1,6 |
45.03.02 Лингвистика |
очная |
97,6 |
94,4 |
-3,2 |
46.03.01 История |
очная |
94,6 |
95,9 |
1,3 |
47.03.01 Философия |
очная |
93,7 |
92,4 |
-1,3 |
47.03.03 Религиоведение |
очная |
93,8 |
93,8 |
0 |
49.03.01 Физическая культура |
очная |
75,7 |
80,4 |
4,7 |
50.03.01 Искусства и гуманитарные науки |
очная |
96,9 |
96,1 |
-0,8 |
50.03.03 История искусств |
очная |
97,6 |
92,7 |
-4,9 |
51.03.01 Культурология |
очная |
94,5 |
94,1 |
-0,4 |
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
очная |
93,6 |
92,7 |
-0,9 |
53.03.03 Вокальное искусство |
очная |
— |
89,2 |
— |
54.03.01 Дизайн |
очная |
88,1 |
88,2 |
0,1 |
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
очная |
84,8 |
83,6 |
-1,2 |
54.03.04 Реставрация |
очная |
86,2 |
88 |
1,8 |
54.05.02 Живопись |
очная |
92 |
95,8 |
3,8 |
58.03.01 Востоковедение и африканистика |
очная |
95,5 |
95,3 |
-0,2 |
В целом по СПбГУ |
93,1 |
90,7 |
-2,4 |
Следует отметить увеличение среднего балла по образовательным программам направлений подготовки «Почвоведение», «Прикладная информатика», «Нефтегазовое дело», «Управление персоналом», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Туризм», «История», «Физическая культура», «Дизайн», «Реставрация» и специальности «Живопись».
Ассоциацией ведущих университетов в феврале 2022 года было направлено письмо на имя министра науки и высшего образования Российской Федерации о целесообразности осуществлять прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета исключительно с применением Суперсервиса с постепенным отказом от использования информационных систем (личных кабинетов) образовательных организаций при условии совершенствования нормативно-правового регулирования процедур приема (в том числе Порядка приема) и информационно-технологического совершенствования самого Суперсервиса.
Представляется необходимым ввести систему зачисления по заранее сформированным приоритетам, а именно: поступающий при подаче заявления о приеме ранжирует образовательные организации, указывая, в какую организацию он бы хотел быть зачисленным в первую очередь, в какую — во вторую очередь и т. д. Аналогичным образом поступающий производит ранжирование образовательных программ.
Подробное описание данной модели и ее правовое обоснование были приведены в научной статье: Бабич А. В., Линская Ю. В., Кропачев Н. М. (2021) «Право на доступ к высшему образованию: административно-правовой аспект». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 12(4),
При обеспечении работы всех образовательных организаций высшего образования в Суперсервисе представляется целесообразным в рамках приема на бюджетную основу обучения представление поступающими согласий на зачисление (без представления оригиналов документов об образовании) в рамках одной динамической волны с учетом следующих условий:
- длительность динамической волны представления согласий на зачисление составляет 20 календарных дней, отсчет которых начинается с фиксированного времени размещения в Суперсервисе конкурсных списков по всем конкурсам во все образовательные организации
- поступающий посредством Суперсервиса автоматизированным способом уведомляется о прохождении по конкурсу (конкурсам) в одну или несколько образовательных организаций, факт прохождения по конкурсу также отражается в конкурсном списке
- поступающий в течение двух календарных дней с момента получения уведомления о прохождении по конкурсу (приглашения от образовательной организации) в отношении каждого конкурса, по которому он проходит, может совершить путем клика по кнопке в интерфейсе Суперсервиса одно из следующих действий:
- согласиться на зачисление и отказаться от участия во всех других конкурсах, в которых поступающий принимал участие, вне зависимости от того, проходит ли поступающий по данным конкурсам на момент совершения действия
- согласиться на зачисление и отказаться от участия только в тех конкурсах, по которым поступающий проходит на момент совершения действия
- отказаться от зачисления по конкретному конкурсу
- поступающий, не совершивший в течение двух календарных дней ни одно из вышеуказанных действий, рассматривается как согласившийся на зачисление по наиболее приоритетному для себя конкурсу из тех, по которым он проходит, и отказавшийся от участия в других, менее приоритетных конкурсах, по которым поступающий проходит на момент истечения двух календарных дней после получения уведомления о прохождении по конкретному конкурсу, в отношении которого не совершено никаких действий
- по истечении 20 календарных дней с момента размещения конкурсных списков все поступающие, проходящие хотя бы по одному конкурсу, рассматриваются как согласившиеся на обучение по тому или иному конкурсу за исключением ситуации, при которой поступающий по каждому конкурсу, по которому он проходит, отказался от зачисления
- ситуация, при которой поступающий проходит хотя бы по одному конкурсу и желает учиться на местах за счет бюджетных ассигнований, но не зачисляется на обучение, исключена вне зависимости от того, совершал поступающий действия по подаче согласия на зачисление (клику по кнопке в интерфейсе Суперсервиса) или нет
Предложенный механизм организации зачисления поступающих на программы бакалавриата (специалитета) на бюджетную основу обучения, к сожалению, в настоящее время не реализован.
А. В. Бабич подчеркнул: действующее же нормативно-правовое регулирование не обеспечивает реализацию конституционного права граждан на получение образования в том вузе, в котором они хотят и могут обучаться в соответствии со своими реальными способностями, подтвержденными результатами единого государственного экзамена.
Таким образом, нормативное регламентирование процедур приема ставит под угрозу возможность получения абитуриентами качественного высшего образования.
Ввиду отсутствия у абитуриентов и их родителей реальной возможности объективно оценить свои шансы на поступление, а также принятия решения по подаче оригинала аттестата и согласия на зачисление в состоянии практически полной неопределенности процедура поступления с неизбежностью заставляет поступающих либо существенно рисковать, либо поступать в менее интересные для них вузы.
При этом позволить себе риск имеют возможность в основном те поступающие и их родители, которые могут в случае не поступления на бюджетную основу оплатить обучение, поскольку при поступлении в одну волну второго шанса у абитуриента просто нет.
А. В. Бабич выразил надежду на то, что экспертное мнение ведущих университетов России будет услышано и нормативное регулирование процедуры приема на следующий год будет изменено.
Необходимо отметить, что после завершения приема оригиналов документов об образовании и заявлений о согласии на зачисление в рамках основного этапа в средствах массовой информации были опубликованы статьи, касающиеся итогов приема в вузы. К сожалению, в ряде таких статей содержались недостоверные сведения. Так, в одном из петербургских интернет-изданий вышла статья, упомянутая впоследствии 184 раза и имеющая суммарную аудиторию 1 917 448 просмотров, где было:
- «констатировано огромное падение проходного балла» (понятие «проходной балл» в законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах отсутствует, его использование для оценки качества приема и востребованности образовательных программ вуза является манипуляцией, поскольку такой балл зависит от стечения сложно прогнозируемых обстоятельств, для оценки качества приема используется средний балл зачисленных, а не «проходной балл»)
- указано, что «в этом году вторую волну отменили» (не соответствует действительности: вторая волна зачисления на основном этапе отсутствовала и в 2021 году), «не занятые места с квот перекинули в общий конкурс в самый последний момент» (не соответствует действительности: все поступающие на места в пределах особой квоты и целевой квоты зачислены 30 июля)
Подобные статьи в средствах массовой информации вводят читателей в заблуждение и не отражают реальной ситуации при приеме в российские вузы на обучение по программам бакалавриата и специалитета.
В отношении приема в Санкт-Петербургский государственный университет на другие уровни образования, а также на программы бакалавриата и специалитета на платную основу обучения можно отметить следующее.
Продолжается прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета на места по договорам об оказании платных образовательных услуг, по программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам среднего профессионального образования. Приказы о зачислении будут изданы:
- 15 августа — на программу среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело»
- 16 августа — на программы бакалавриата и специалитета на места по договорам об оказании платных образовательных услуг
- 17 августа — на программы магистратуры, реализуемые в очной форме
- 18 августа — на программы среднего профессионального образования по специальности «Физическая культура» на места за счет бюджетных ассигнований
- 19 августа — на программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре; программы ординатуры на места за счет бюджетных ассигнований; программы среднего профессионального образования по специальности «Физическая культура» на места по договорам об оказании платных образовательных услуг
- 20 августа — на программы ординатуры на места по договорам об оказании платных образовательных услуг
- 22 сентября — на программы магистратуры, реализуемые в очно-заочной форме
Завершился прием на обучение по программам основного общего и среднего общего образования (Специализированный учебно-научный центр — Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета), приказы о зачислении изданы 5 августа. На обучение зачислено более 200 человек, в том числе 16 победителей и призеров олимпиад школьников.
Представленная А. В. Бабичем информация вызвала среди коллег широкую дискуссию. Выступающие подчеркивали, что действующие в этом году правила приема ограничили школьников всей страны в праве на поступление в лучшие университеты страны. Они были фактически вынуждены поступать в ближайшие вузы, которые не всегда оказываются сильными. По словам ректора СПбГУ, необходимо повышать качество образования в высших учебных заведениях субъектов РФ до высокого уровня. Вот тогда тем фактом, что абитуриенты остались учиться и работать в своих регионах, можно будет гордиться.
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская отметила, что сложившийся порядок приема является грубейшим нарушением прав абитуриентов, и задала вопрос, кто будет нести за него ответственность. Н. М. Кропачев ответил, что основной задачей должен быть не поиск виновных, а изменение правил приема в вузы.
Два студента СПбГУ победили в международной олимпиаде по математике IMC-2022
Математики Санкт-Петербургского университета одержали победу в индивидуальном зачете самой престижной студенческой олимпиады по математике IMC-2022.
Только двум обучающимся СПбГУ из более чем 600 участников олимпиады удалось решить все предложенные задачи на максимальный балл. Абсолютными победителями соревнования (Grand Grand First Prize) стали Иван Гайдай-Турлов и Александр Гребенников, занявший в прошлом году второе место. Алексей Львов и Михаил Ложкин также были отмечены высшей наградой соревнования (Grand First Prize), получив по 72 балла из 80 возможных.
В международной студенческой олимпиаде по математике приняли участие 664 студента из более чем 50 стран. Во время состязания участникам предлагалось решить восемь задач, относящихся к линейной алгебре, комбинаторике, анализу, теории вероятностей и теории чисел.
О международной деятельности
На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорских совещаний от 14.03.2022; от 04.07.2022; от 11.07.2022; от 18.07.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
Об участии СПбГУ в Глобальном форуме корееведения в Сеуле
4 августа в Сеуле прошел Глобальный форум корееведения (2022 KF Global Korean Studies Forum), организованный Корейским фондом и приуроченный к
В работе форума приняли участие представители ведущих высших учебных заведений со всего мира: из Северной и Южной Америки, Африки, Австралии, Европы и Азии. Российскую Федерацию представлял заведующий кафедрой корееведения СПбГУ, профессор Сергей Курбанов. Он выступил с докладом «Достижения и перспективы корееведения в России».
Корейский фонд — это некоммерческая организация, созданная в 1991 году и занимающаяся вопросами общественной дипломатии. Фонд осуществляет различные проекты по обмену между Южной Кореей и зарубежными странами для развития взаимопонимания. В СПбГУ при его поддержке реализован проект «Корейский уголок».
О проведении встречи с представителями университета Мухаммадиах Маланг (Индонезия)
10 июля в формате онлайн состоялась встреча представителей Санкт-Петербургского государственного университета с представителями университета Мухаммадиах Маланг из Индонезии. Со стороны потенциальных партнеров участвовали более 15 человек во главе с господином Прийо Исванто, советником ректора по международным отношениям университета Мухаммадиах Маланг.
В ходе совещания участники провели презентации своих университетов, обсудили возможные варианты сотрудничества. В данный момент соглашение о сотрудничестве между университетами находится на стадии согласования. Также стороны договорились начать партнерство посредством предоставления доступа к онлайн-курсам на английском языке и обсудили возможность реализации программ по обмену студентами после установления взаимовыгодного сотрудничества.
О визите обучающихся Мариупольского государственного университета в СПбГУ
В первый день, в рамках знакомства с Санкт-Петербургским университетом, студенты Мариупольского государственного университета посетили Музей истории СПбГУ, Ботанический сад СПбГУ, Музей-архив Д. И. Менделеева, а также Музей В. В. Набокова СПбГУ. Знакомство студентов с Университетом началось с обзорной экскурсии по зданию Двенадцати коллегий и временной экспозиции Музея истории СПбГУ. Сотрудники музея рассказали гостям об истории основания Университета, а также познакомили с историей зданий, расположенных во дворах Университета. Далее делегация направилась на экскурсию по открытому грунту Ботанического сада, где директор сада А. В. Халлинг рассказал студентам Мариупольского государственного университета об истории сада и познакомил с его обитателями. Экскурсия по главному зданию Университета завершилась посещением квартиры Д. И. Менделеева в здании Двенадцати коллегий. В конце экскурсии ребята записали благодарность в книгу отзывов, отметив, как бережно сохранен кабинет известного химика и сколько нового из истории его жизни они смогли узнать.
Далее делегация отправилась в Музей В. В. Набокова СПбГУ, где гостям представилась возможность ознакомиться с выставочным проектом музея «Передвижники или другая жизнь насекомых», куратор выставки А. В. Ратникова представила студентам проект и рассказала об экспонируемой коллекции витражной бижутерии Оксаны Островской и о ювелирных украшениях современных художников. Сотрудники музея провели экскурсию по основной экспозиции музея, что вызвало глубочайший интерес гостей к теме жизни и творчества писателя. Отдельный разговор состоялся про сам Санкт-Петербург, посещение которого для всех гостей произошло впервые.
На второй день делегация направилась в Петергоф. Целью визита стало знакомство с Научным парком СПбГУ. Сотрудники центра провели для гостей экскурсию по Научному парку СПбГУ и познакомили их с возможностями четырех ресурсных центров: РОЦ «Физика», РЦ «Оптические и лазерные методы исследования вещества», РЦ «Биобанк» и РЦ «Развитие молекулярных и клеточных технологий». В рамках экскурсионного тура студенты смогли познакомиться с ультрасовременным, высокотехнологичным оборудованием центров, увидеть, как проводят различные анализы и эксперименты. По завершении знакомства с Научным парком СПбГУ ребята сообщили, что «попали в кино» и не могли предположить, что в реальности существуют такие современные центры.
В завершение визита представители Приемной комиссии СПбГУ организовали презентацию Университета, а также ответили на все интересующие гостей вопросы о поступлении и переводе в СПбГУ на сегодняшний день.
О заседании межведомственной рабочей группы по формированию и актуализации «белого» списка научных журналов
5 августа прошло первое заседание межведомственной рабочей группы по формированию «белого» списка научных журналов РФ. Рабочая группа сформирована под председательством заместителя министра науки и высшего образования. В ее состав вошла директор Издательства СПбГУ Елена Викторовна Лебёдкина.
Цель формирования национального «белого» списка научных журналов: «отвязаться» от международных баз данных при оценке научной результативности, создать свой список журналов, сохранив при этом международную видимость публикаций российских ученых.
По сути, работа по формированию «белого» списка разбивается на несколько этапов. На первом этапе будет сформирован основной каталог журналов «белого» списка, в основу которого войдут журналы из трех баз: Scopus, WoS и RSCI. По предварительной оценке, он будет насчитывать примерно
Работа группы будет вестись в несколько этапов:
- формирование критериев и формата «белого» списка
- формирование критериев для их рейтингования
- утверждение собственно рейтингового списка
14 октября предполагается утверждение и публикация «белого» списка журналов РФ (БС) в открытом доступе. Итоговое утверждение ранжированного «белого» списка планируется завершить 20 декабря 2022 года — с ежегодной его актуализацией.
В этот же период планируется создание базы данных мировых научных изданий. Вице-президент Российской академии наук, председатель научно-издательского совета РАН Алексей Ремович Хохлов отметил, что по статистике число публикаций российских статей в международных журналах в 2022 году практически соответствует числу публикаций прошлого года, что показывает, что иностранные журналы в целом продолжают сотрудничество с российскими учеными. Так, по данным Scopus у СПбГУ в 2021 году — 4656 публикаций, а в 2022 году по состоянию на начало августа — 2111.
О Постановлении Правительства Российской Федерации
28 июля опубликовано Постановление Правительства РФ № 1344, согласно которому Санкт-Петербургский университет вошел в перечень заказчиков, являющихся стороной контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обеспечения федеральных нужд.
СПбГУ стал участником просветительского онлайн-проекта «Диалог с культурой»
СПбГУ принял участие в первом вебинаре из цикла «Диалог с культурой», организованном Донецким республиканским художественным музеем для сотрудников учреждений культуры. Эксперты Университета поделились опытом создания выставок в онлайн-пространстве и ответили на вопросы коллег. Участниками встречи стали 38 сотрудников музеев, библиотек и отделов культуры городских администраций.
В рамках вебинара «Организация виртуальной выставки: от идеи до воплощения», подготовленного совместно с Санкт-Петербургским университетом, специалист по экспозиционной работе Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ Екатерина Станюкович-Денисова рассказала об особенностях представления экспозиций на различных цифровых платформах. В качестве примера она предложила рассмотреть историю создания выставки «Живая женская живопись», в которую вошли около сотни работ 20 ленинградских и петербургских художниц. Ее открытие было признано ярким культурным событием марта 2022 года в Санкт-Петербурге, а благодаря использованию виртуального формата картины стали доступны для самой широкой аудитории.
Участники вебинара выразили огромную заинтересованность в образовательной и научно-методической поддержке со стороны Университета, а также в развитии сотрудничества с его музеями и Научной библиотекой. В настоящее время Санкт-Петербургский университет работает над созданием проекта соглашения с Донецким республиканским художественным музеем, в рамках которого предполагается участие в научных конференциях и совместная их организация, а также обмен художественными выставками. Так, сотрудники музея и универсанты уже приступили к подготовке онлайн-выставки «Пейзаж в творчестве ленинградских художников 1960–80-х годов из коллекции Донецкого республиканского художественного музея». Также участники вебинара выразили желание принять участие во II Международном петербургском историческом форуме, запланированном на октябрь 2022 года.
О публичном представлении информации о спонсорах и других лицах, которые вносят вклад в развитие СПбГУ
В 2008 году для поддержки различных проектов и инициатив был образован фонд управления целевым капиталом «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета». За это время более 1700 меценатов приняли участие в развитии фонда, общий объем капиталов превысил 1054 млн рублей.
Санкт-Петербургский государственный университет с большой благодарностью и особым вниманием относится к оказанию спонсорской поддержки со стороны меценатов и на регулярной основе проводит работу по информационному освещению такой помощи. Так, 5 августа в здании на
В ходе совещания Дмитрий Эдуардович Шишмаков отметил, что на сегодняшний день существуют 23 адресные программы фонда, которые позволяют каждому жертвователю выбрать наиболее близкую и актуальную для себя программу поддержки Университета. Меценатами могут выступать как физические, так и юридические лица.
С подробной информацией о деятельности Эндаумент-фонда СПбГУ, а также с возможностью совершения благотворительного взноса можно ознакомиться по ссылке.
О кадровых изменениях
Первым проректором по цифровой трансформации и информационной безопасности назначен Владимир Андреевич Старостенко, ранее работавший директором Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ.
Заместитель первого проректора по коммерциализации, начальник Управления маркетинга Дмитрий Эдуардович Шишмаков переведен на должность начальника Управления маркетинга и медиакоммуникаций.
Директором Центра экспертиз назначен профессор СПбГУ Александр Дмитриевич Назаров. Антон Владимирович Попов, ранее занимавший эту должность, назначен заместителем проректора по организации работы с персоналом СПбГУ Владимира Валерьевича Еремеева.
Директору Издательства СПбГУ Елене Викторовне Лебёдкиной переданы в подчинение Управление экспозиций и коллекций и Научная библиотека с сохранением издательства.