Материалы ректорского совещания

№ 52
от 26.03.2012

Повестка совещания

    Об участии обучающихся и сотрудников в обсуждении и решении вопросов жизни Университета

    И. о. ректора И. А. Горлинский сообщил, что активная политика вовлечения обучающихся и сотрудников в обсуждение и решение вопросов жизни Университета проводится как минимум год. Он напомнил основные формы участия представительных органов студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в обсуждении и решении основных вопросов жизни Университета:

    • представители студентов и профкома преподавателей и сотрудников входят в состав Ученого совета СПбГУ
    • представители студсоветов факультетов включены в состав ученых советов всех факультетов
    • представители студсоветов факультетов включены в состав всех комиссий по переводу и восстановлению
    • представители студсоветов, обоих профкомов, совета молодых ученых, совета ветеранов включаются в комиссии по подготовке конкурсной документации, конкурсные комиссии, комиссии по приемке работ и услуг
    • представитель совета молодых ученых включен в состав приемной комиссии СПбГУ
    • представители студсоветов факультетов включены в состав методических комиссий ученых советов факультетов
    • представители СНО факультетов включены в состав научных комиссий ученых советов факультетов
    • представитель совета молодых ученых Университета включен в состав экспертной комиссии СПбГУ
    • представители совета молодых ученых СПбГУ включены в состав редколлегий «Вестника Санкт-Петербургского университета»
    • представители студсоветов, советов молодых ученых могут принимать участие в приеме соответственно студентов и молодых ученых, которые проводят деканы факультетов, проректоры и ректор Университета

    Такая работа с представительными органами обучающихся и сотрудников, безусловно, необходима, но еще не все области нашей жизни охвачены такими системами обратных связей и участия универсантов в принятии решений по вопросам деятельности СПбГУ. В продолжение этой темы и. о. ректора предложил обсудить несколько новых шагов:

    1. создать при проректорах по направлениям библиотечные советы, которые могли бы вырабатывать предложения по совершенствованию работы по библиотечному обслуживанию студентов, аспирантов и сотрудников. В состав таких советов можно было бы включить: представителя библиотеки, представителя учебно-методической комиссии и представителя научной комиссии факультета, представителя студсовета факультета, представителя совета молодых ученых факультета
    2. создать при проректорах по направлениям советы по хозяйственным вопросам, которые могли бы вырабатывать предложения по совершенствованию работы по хозяйственному обслуживанию зданий и сооружений (организации питания, работе гардероба, службы безопасности, уборке помещений, организации мелкого ремонта и др.). В состав совета могли бы войти: представитель студенческого совета, представитель профкома студентов и аспирантов, представитель профкома сотрудников, представитель управления ректората по обслуживанию зданий и сооружений

    И. А. Горлинский попросил деканов в течение недели представить предложения по расширению форм участия представительных органов студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в процессе обсуждения и принятия решений по вопросам жизни Университета.

    И. о. декана Факультета журналистики Л. П. Громова заметила, что открытость Университета — это хорошо, но останется ли у студентов время для учебы. Или они только общественной работой будут заниматься и делать карьеру? И. А. Горлинский ответил, что студенты не должны заниматься общественной работой вместо занятий. Но надо дать им возможность хотя бы раз в полгода принимать участие в совещаниях, на которых обсуждаться состояние учебных аудиторий, общежитий, обеспеченность библиотечными и иными ресурсами, нужными для учебы. Речь вовсе не идет о том, чтобы вырастить «освобожденных секретарей комитета комсомола». Чувство меры должно быть определяющим. Но нельзя закрывать возможность студентам и работникам не только быть информированными, но и высказывать свои взгляды на все вопросы жизни Университета.

    Декан Факультета ПМ — ПУ Л. А. Петросян подчеркнул, что вопрос инфраструктуры имеет большое значение, особенно важны вопросы сохранения помещений после ремонта. Если студент будет чувствовать себя хозяином в Университете, то он будет заботиться о состоянии аудиторий, общежитий. И. А. Горлинский согласился: одна из целей — добиться понимания того, что Университет — это наш общий дом. И еще важно, чтобы обучающиеся понимали реальное положение дел и знали, что сколько стоит. Тогда от них можно будет ждать заботы и конструктивных предложений (Материалы ректорских совещаний от 01.07.2013, п. 1; от 18.03.2013, п. 4, от 02.04.2012, п. 9; Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4   «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4-6, 8).

    Действенная система борьбы с плагиатом

    И. А. Горлинский сообщил, что Университет получил в свое распоряжение мощную систему антиплагиата — модуль внедряемой в СПбГУ системы Blackboard. Она проводит не только формальный, но и более сложный семантический анализ текстовых совпадений. Ее нельзя обмануть популярными способами — например, когда вместо русской буквы «С» вставляется латинская «С» (это разные компьютерные кодировки, и многие системы антиплагиата сдаются…).

    Систему Blackboard начинают внедрять в Университете (Итоги заседания Ученого совета от 26.03.2012), она позволяет работать с формируемыми базами данных (можно просмотреть, к примеру, все курсовые или все диссертации, иные текстовые данные), со всеми источниками сети Интернет, а также и с закрытыми для Интернета текстовыми базами. Планируется к 1 сентября 2012 года выйти на общеуниверситетский регламент, чтобы начать полноценное использование этой системы. Там, где эта работа проводилась раньше, все базы данных уже собраны, и они будут использованы для новой системы в масштабах всего Университета. Пробное использование уже ведется в образовательном процессе. Анализ показывает, что система очень мощная.

    Советник ректора профессор Р. А. Эварестов предложил найти форму, чтобы деканов и других заинтересованных пользователей познакомить на практике с этой системой. Он спросил, где она уже работает. И. А. Горлинский ответил, что инициатором внедрения системы Blackboard были преподаватели коллектива Факультета менеджмента. Сейчас эту систему применяют преподаватели и научные сотрудники коллективов Факультетов международных отношений, экономического, политологии, свободных искусств и наук и др. Будет создан университетский регламент. Таким образом, этот инструмент будет вручен всем, кто должен или захочет его использовать. Будут проведены семинары для деканов, для членов и председателей диссертационных советов и т. д. Эта система позволяет заниматься профилактикой плагиата, что тоже очень важно. В любой момент любой текст может быть просканирован на предмет совпадений — с выдачей списка совпадений и источников.

    Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас спросила о том, что, видимо, будут разработаны и меры воздействия в случае обнаружения плагиата. И. А. Горлинский ответил утвердительно. Надо будет разработать не только регламент использования системы, но и правила, как действовать в случае, когда выявлены совпадения. Но это очень тонкий момент. Не может быть унификации при решении вопроса о возможном плагиате. И. А. Горлинский попросил тех деканов, которые уже имеют опыт использования систем антиплагиата, подробно описать его в форме служебной или аналитической записки в адрес первого проректора по учебной и научной работе («QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответы 2-4, Николай Кропачев: будущее образования — в открытости и междисциплинарности, ответ 7).

    О Перечне ведущих рецензируемых научных журналов

    Проректор по научной работе Н.Г. Скворцов сообщил, что Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК) решением президиума ВАК от 02.03.2012 ввела Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. В этом Перечне есть «Вестник Санкт-Петербургского университета» — с серии 1 («Математика. Механика. Астрономия») до серии 14 («Право»). Пока туда не вошли серия 15 («Искусствоведение») и 16 («Психология. Педагогика»), в этих сериях вышли только по четыре выпуска журналов. В Перечень включены и другие журналы, которые издаются силами СПбГУ: «Российский журнал менеджмента», «Журнал социологии и социальной антропологии» и «Политическая экспертиза».

    Идет работа по повышению значимости нашего «Вестника…» в научной жизни России. Он выходит в бумажном формате, плюс на сайте публикуются содержание и краткое описание статей на русском и английском языках. Но этого мало. Предпринят ряд мер: обновлены редколлегии всех серий, в них включены ведущие ученые, в том числе иностранные. В редколлегии включают также представителей совета молодых ученых. Но цитируемость статей журнала пока недостаточная, нет серьезного повышения рейтинга и импакт-фактора журнала.

    Проректор Н. Г. Скворцов сообщил также, что 5 марта состоялся семинар для деканов и заместителей деканов по научной работе, где шла речь о создании репозитория публикаций СПбГУ (архива открытого доступа). Директор отраслевого отдела (менеджмент) библиотеки СПбГУ Е. А. Косарева рассказала об опыте создания подобного архива. СПбГУ зарегистрирован в международной системе архивов открытого доступа, но там пока размещена только одна коллекция: публикации ученых коллектива ВШМ. Она включает статьи «Вестника СПбГУ», серия 8 (Менеджмент), «Российского журнала менеджмента», доклады на конференциях и другие публикации ученых ВШМ, что делает их доступными для поиска любыми библиографическими системами.

    Участники семинара решили развивать эту систему во всех коллективах факультетов СПбГУ, чтобы повысить цитируемость публикаций работников СПбГУ. Изучается возможность установки необходимого программного обеспечения на централизованных серверах СПбГУ и механизма предоставления доступа сотрудников, которые будут назначены ответственными за размещение материалов в архиве. Планируется разворачивание системы в течение 2012 года с возможной интеграцией этого архива с базой данных публикаций ИАС НИД. Это повысит использование статей «Вестника СПбГУ» и повысит его рейтинг.

    Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва спросила, как в репозитории решается вопрос с авторскими правами. Н. Г. Скворцов ответил: если речь идет о «Вестнике…», то вопрос проще. А если кто-то захочет опубликовать статью из этой базы в другом, не университетском издании, то надо будет пройти необходимые юридические процедуры.

    Узаконить несанкционированные перепланировки и реконструкции помещений

    Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев сообщил, что в 2010–2011 годах по указанию ректора была организована инвентаризация всех зданий. В ходе этой проверки были выявлены несанкционированные перепланировки и реконструкции помещений, которые проводились после 1995 года почти всеми лицами, кто распоряжался денежными средствами Университета по доверенности ректора. Во многих случаях затронуты несущие конструкции, а также возводились внутренние перегородки. Подробная информация о перепланировках в части университетских зданий приведена в таблицах.

    Теперь эти перепланировки надо легализовать и узаконить или привести помещения в первоначальное состояние. Такая работа ведется последние два года. Было принято решение, что постепенно, в ходе очередных ремонтных работ будет производиться экспертиза несущих конструкций, будет составлен проект и можно будет в текущем порядке перепланировки легализовать или привести помещения в первоначальное положение.

    Ближайший этап — общежития № 8 и № 12, на очереди еще несколько зданий. Исходили из того, что проведенные перепланировки в основном нужны, и надо их закрепить законным образом. Г. С. Васильев попросил деканов сообщить, если кто-то из них видит, что потребности учебного и научного процесса изменились, и планировки помещений следует изменить. От проректоров по направлениям за год и три месяца предложений об изменении пока не поступало (материалы ректорских совещаний от 13.07.2015, п. 6; от 02.03.2015, п. 1, от 02.04.2012, п. 3; «Университету кризис не страшен», ответ 2, 4, 5, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 6).

    Заявления в адрес ректора о новых ставках

    И. А. Горлинский сообщил, что на имя ректора часто поступают заявления от уважаемых профессоров с просьбой увеличить ставку для сотрудника (перевести с 0,25 на целую), потому что он талантливый, сильный, способный ученый и т. д. Недавно один из профессоров Университета прислал ректору письмо о том, что его молодой коллега защитил диссертацию, он талантлив, имеет 5 публикаций в соавторстве, и что если СПбГУ хочет повышать уровень работников, то для этого человека надо создать ставку младшего научного сотрудника.

    Кадровая проблема касается здесь должностей, на которые в Университете проводится конкурсный отбор, пояснил И. А. Горлинский. И для того, чтобы какой-то сотрудник получил работу, он должен участвовать в конкурсе. Других способов отбора талантливых, перспективных и пр. нет и быть не может. Нет смысла обращаться к администраторам, включая ректора, чтобы для кого-то точечно создавались особые условия. Если работник действительно талантлив и перспективен, то ему можно только пожелать участвовать в конкурсах, которые постоянно проводятся, а условия публикуют теперь на сайте Университета (Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 10, Сделать из хорошего – отличный, ответ 4-5).

    О сотрудничестве с ВТБ24

    И. А. Горлинский сообщил, что 22 марта подписано соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургским государственным университетом и банком ВТБ-24. Этот договор регулирует прохождение студентами СПбГУ практики на базе филиала ВТБ-24 в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Договор также дает возможность банку включать в свой кадровый резерв наиболее одаренных студентов, а студентам СПбГУ позволяет заранее, еще до завершения образования, планировать свою карьеру.

    Достигнута также договоренность об использовании банком возможностей экспертизы СПбГУ, а также о том, что специалисты банка ВТБ-24 станут внешними экспертами всех тех образовательных программ, по которым обучаются студенты, проходящие практику в этом банке. Университет проводит политику экспертизы со стороны потенциальных работодателей. И теперь каждый год будет направлять в банк компетентностно-ориентированные планы для участия представителей ВТБ-24 в их анализе.

    Разное

    И. А. Горлинский сообщил, что 22 марта состоялась отчетно-выборная конференция Совета ветеранов войны, труда и военной службы СПбГУ, председателем совета избран И. П. Зиновьев. Совет ветеранов всегда выступал, как одна из представительных организации Университета, мнение которой всегда учитывалось при принятия общественно значимых решений. Взаимодействие администрации СПбГУ и совета ветеранов — пример эффективного сотрудничества с представительными организациями Университета.

    Проректор Е. Г. Бабелюк сообщила, что на прошлой неделе направила деканам по электронной почте каталог образовательных программ бакалавриата 2012 года. Он будет опубликован — есть еще два дня, чтобы внести необходимые изменения, дополнить имеющуюся информацию (о профессорах, об истории Университета и т. д.).