Материалы ректорского совещания
Позиции СПбГУ в мировых рейтингах университетов MosIUR и THE
На прошлой неделе были опубликованы очередные выпуски двух из четырех глобальных рейтингов университетов (QS, ARWU, THE, MosIUR), признаваемых в Российской Федерации при оценке глобальной конкурентоспособности высшего образования (реализация задач, поставленных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204).
«Три миссии университета»
В очередном выпуске мирового рейтинга университетов «Три миссии университета» (MosIUR 2021) (СПбГУ — на первом месте в Петербурге и в топ-40 лучших вузов мира в международном рейтинге «Три миссии университета») СПбГУ занимает 36 место. Детальная информация о достигнутых значениях отдельных показателей по каждому университету рейтинговым агентством РАЭКС не публикуется. По имеющейся аналитической информации, СПбГУ входит в топ-100 субрейтингов по группе критериев «Образование» (вес — 45 %) и «Университет и общество» (вес — 30 %), но не входит (как и все российские университеты) в топ-100 субрейтинга по группе критериев «Наука» (вес — 25 %).
По опубликованным аналитическим сведениям, продвижение СПбГУ в рейтинге по сравнению с прошлым годом обеспечено существенным ростом количества иностранных обучающихся, а также количества массовых открытых онлайн-курсов (с учетом их посещаемости) на ведущих платформах. Вместе с тем необходимо отметить традиционно низкие значения показателей, содержащих данные о финансировании (несмотря на то, что расчет ведется по паритету покупательной способности), а также низкое значение показателя количества подписчиков аккаунта Университета в социальных сетях — VK, Sina Weibo (сумма численности подписчиков в двух социальных сетях, где Университет имеет наибольшую аудиторию).
В топ-300 этого мирового рейтинга входят 11 российских университетов:
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (19 место)
- Санкт-Петербургский государственный университет (36 место)
- Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (44)
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (120)
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (145)
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (205)
- Национальный исследовательский Томский государственный университет (222)
- Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина (257)
- Университет ИТМО (270)
- Томский политехнический университет (289)
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (300)
Times Higher Education
В очередном выпуске мирового рейтинга университетов Times Higher Education (WUR THE 2022) СПбГУ сохранил свои позиции в группе 601–800 (СПбГУ сохранил свои позиции в рейтинге Times Higher Education). Динамика позиций СПбГУ по субрейтингам (по группам показателей) за последние семь лет представлена в таблице.
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | ||
Позиция в рейтинге | 401–500 | 401–500 | 401–500 | 501–600 | 601–800 | 601–800 | 601–800 | |
Количество университетов | 844 | 981 | 1103 | 1258 | 1397 | 1526 | 1662 | |
Teaching | 30 % | 99 | 109 | 107 | 115 | 137 | 139 | 164 |
Research | 30 % | 246 | 270 | 312 | 354 | 332 | 351 | 303 |
Citations | 30 % | 733 | 624 | 718 | 937 | 1111 | 1207 | 1399 |
Industry income | 2,5 % | 668 | 794 | 873 | 954 | 964 | 881 | 779 |
International outlook | 7,5 % | 550 | 634 | 649 | 710 | 784 | 771 | 799 |
Необходимо учитывать, что для расчета позиций в каждом выпуске рейтинга используются данные за предыдущие периоды. Так, для последнего выпуска THE WUR 2022 использовались собранные в 2021 году институциональные данные за 2019 год, для оценки публикационной активности взяты публикации, индексированные в Scopus, за период
Обращает на себя внимание отрицательная динамика по всем группам показателей за семилетний период, особенно заметная на фоне почти двукратного увеличения количества рейтингуемых университетов. На диаграмме 1 позиции СПбГУ на фоне характеристик распределения общей выборки университетов представлены черными точками (с указанием рейтингового балла). Для сравнения позиции МГУ представлены цветными точками.
Важно отметить, что по данным расчета рейтинга THE WUR 2022 только по показателям субрейтингов Teaching (30 %) и Research (30 %) позиция СПбГУ находится в первом квартиле, позиции по субрейтингам Industry Income (2,5 %) и International outlook (7,5 %) оказываются на уровне медианного значения, а позиция по субрейтингу Citations — в четвертом квартиле.
Существенно, что даже среди российских университетов СПбГУ может считаться одним из лидеров только по группам показателей Teaching и Research (см. диаграмму 2). По уровню цитируемости позиция СПбГУ находится на уровне медианы выборки российских университетов, входящих в рейтинг, а по субрейтингу Industrial Income расположена на границе третьего и четвертого квартилей, что не может расцениваться как позиция лидера.
Данные анализа показателей рейтинга THE WUR 2022 указывают на то, что для продвижения в этом рейтинге необходимо в среднесрочной перспективе обеспечить существенный рост качества научных публикаций, отражаемый показателем цитируемости, а также существенно увеличить объем финансирования предприятиями и организациями реального сектора экономики исследований и разработок, выполняемых в СПбГУ.
В ближайшее время система материального стимулирования публикационной активности научно-педагогических работников будет скорректирована с увеличением централизованной части доплат за публикационную активность, прежде всего в отношении оценки востребованности научных публикаций. Будут также разработаны меры стимулирования увеличения объема выполняемых грантов и договоров с финансированием от индустриальных партнеров СПбГУ.
Директорам институтов и деканам факультетов поручено представить дополнительные предложения по системе мер стимулирования, направленных на улучшение позиций СПбГУ в мировых рейтингах университетов «Три миссии университета» и Times Higher Education.
В соответствии с ранее принятыми в СПбГУ решениями, результаты всех четырех признаваемых в РФ рейтингов учитываются при переводе в СПбГУ из другого вуза на выпускной курс нашего Университета, при организации зачета периодов обучения и результатов освоения онлайн-курсов, при отборе проектов академической мобильности и кандидатур экспертов в состав диссертационных советов, формируемых по правилам, установленным в СПбГУ, и др.
Сотрудничество СПбГУ и «Росатом — Международная сеть»
С 2018 года СПбГУ осуществляет образовательное сотрудничество с госкорпорацией «Росатом» в рамках реализации проекта госкорпорации «Международное сотрудничество в сфере ядерного образования», целью которого является:
- выполнение обязательства ГК «Росатом» в области обучения иностранных граждан и трансфера знаний на уровне высшего образования
- обеспечение создания необходимой образовательной инфраструктуры для подготовки кадров стран-партнеров по национальной ядерной программе Российской Федерации
- содействие созданию и развитию национальной системы ядерного образования стран-партнеров с использованием российских образовательных технологий
- популяризация российского инженерного ядерного образования и российских технологий за рубежом
С СПбГУ, как победителем конкурса подпроектов опорных вузов Росатома по созданию образовательного продукта для реализации указанных целей, был заключен долговременный контракт, предусматривающий три этапа его реализации
В контракте поставлена задача создания англоязычного образовательного продукта полного цикла: разработка и запуск англоязычной основной образовательной программы магистратуры в области ядерно-физических методов исследования для реализации в партнерстве с европейским вузом, относящимся к лидирующим образовательным организациям в этой области, а также создание двух дополнительных образовательных программ в целях поддержки и сопровождения реализации ООП (повышения квалификации преподавателей и общеобразовательной по подготовке иностранцев к поступлению на программу), обеспечивающих дополнительное финансирование программы, подготовку преподавательских кадров необходимой квалификации и «входную» подготовку абитуриентов-иностранцев для обучения на ООП.
За прошедшие два этапа реализации проекта были достигнуты следующие результаты.
- Разработан полный учебно-методический комплекс на английском языке и открыт прием на англоязычную магистерскую программу «Физика конденсированного состояния на исследовательских установках МЕГА-класса».
- Сформирован преподавательский состав по программе (более 70 % из них — преподаватели-практики, работающие на исследовательских установках МЕГА-класса, в основном — ПИЯФ).
- Проведена аттестация кадров по критерию «Преподавание на английском языке».
- Выбран академический партнер для совместной реализации программы — Технический университет Мюнхена, с которым ведется активное взаимодействие по подписанию серии соглашений (меморандума о долговременном сотрудничестве, соглашения о расширенном академическом обмене, о концепции совместной практики). Выбор Технического университета Мюнхена (ТУМ) в качестве приоритетного партнера был обусловлен прежде всего тем, что партнер имеет адекватную специализации нашей программы базу практик — Центр нейтронных исследований Майера-Лейбница (MLZ) с исследовательским реактором FRM 2. Кроме того, магистерская программа, которая реализуется в ТУМ, обладает сходными с программой СПбГУ характеристиками осваиваемых компетенций и результатов обучения, что позволит достаточно точно согласовать и адаптировать наши учебные планы.
- Заключены соглашения о практиках в сетевом формате (семь видов практик), предполагающие использование производственного потенциала трех партнеров (ОИЯИ, ПИЯФ, НИЦ КИ). В дальнейшем планируется расширение сети баз практик за счет подключения немецких организаций, имеющих договоры с ТУМ (в состав Центра нейтронных исследований входят ТУМ, Исследовательский центр Юлиха, Геймгольц центр).
- Сделаны закупки необходимого программного обеспечения, создан авторский коллектив, разработан и размещен на платформе «Открытое образование» онлайн-курс Neutron scattering methods: diffraction, spectroscopy, SANS, reflectometry (как онлайн-модуль в рамках программы).
- Разработан и утвержден план (дорожная карта) продвижения программы среди иностранных абитуриентов и на международном образовательном рынке в целом.
В настоящее время рабочей группой проекта решаются задачи третьего этапа сотрудничества.
- Находится на стадии завершения разработка и запуск дополнительной образовательной программы повышения квалификации преподавателей «Методика и технологии подготовки обучающихся в бакалавриате к дальнейшему обучению в магистратуре ядерно-физических направлений» для реализации в смешанном формате и общеобразовательной дополнительной образовательной программы для иностранцев «Подготовка к поступлению на магистерские программы СПбГУ в области ядерно-физических методов исследования (на английском языке)» для реализации в дистанционном формате.
- Проводятся мероприятия по трудоустройству выпускников, разрабатываются мероприятия по мониторингу трудоустройства выпускников.
- С 1 сентября 2021 года по образовательной программе запланировано проведение ряда мероприятий внутренней независимой оценки качества образования в целях подготовки к международной аккредитации англоязычной магистерской программы «Физика конденсированного состояния на исследовательских установках МЕГА-класса» по критериям ESG (Европейские стандарты и руководства по обеспечению и гарантиям качества образования).
По результатам приема в 2021 году на программу «Физика конденсированного состояния на исследовательских установках МЕГА-класса» зачислено десять иностранных граждан из Германии, Индии, Китая, Египта, Сирии, Турции, Ганы, Пакистана. Также на программу зачислено семь граждан Российской Федерации.
О работе ФУМО, которые возглавляют представители СПбГУ
Представители СПбГУ являются председателями ФУМО:
- 37.00.00 «Психологические науки» (А. В. Шаболтас, декан факультета психологии СПбГУ)
- 40.00.00 «Юриспруденция» (Н. И. Дивеева, профессор кафедры трудового права и охраны труда СПбГУ)
- 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (Е. И. Казакова, директор Института педагогики СПбГУ)
- 58.00.00 «Востоковедение и африканистика» (М. Б. Пиотровский, декан восточного факультета СПбГУ)
и заместителями председателей ФУМО:
- 02.00.00 «Компьютерные и информационные науки» (А. Н. Терехов, профессор кафедры системного программирования СПбГУ)
- 06.00.00 «Биологические науки» (И. А. Тихонович, декан биологического факультета СПбГУ)
- 38.00.00 «Экономика и управление» (Ю. В. Федотов, доцент кафедры операционного менеджмента СПбГУ)
- 39.00.00 «Социология и социальная работа» (Н. Г. Скворцов, декан факультета социологии СПбГУ)
- 41.00.00 «Политические науки и регионоведение» (А. В. Курочкин, декан факультета политологии СПбГУ)
- 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» (А. С. Пую, директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ)
- 47.00.00 «Философия, этика и религиоведение» (Н. В. Кузнецов, директор Института философии СПбГУ)
На протяжении 2020/21 учебного года деятельность ФУМО и их взаимодействие с Министерством науки и высшего образования (МНВО) были достаточно интенсивными. ФУМО продолжают выступать экспертными площадками для обсуждения процессов модернизации системы образования.
Практически члены всех ФУМО участвовали в разработке и внесении изменений в формулировки новых компетенций, которые были утверждены приказом МНВО РФ от 26 ноября 2020 года № 1456 «О внесении изменений во ФГОС» (вступили в силу с 1 сентября 2021 года):
- УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
- УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
- УК-10. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
По поручению департамента государственной политики в сфере ВО в соответствии с рекомендациями рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины представители ФУМО принимали участие в работе по внесению изменений в формулировку универсальной компетенции уровней бакалавриата и специалитета, направленной на формирование инклюзивных (дефектологических) компетенций (ее планируется ввести во ФГОС 4).
Представители ФУМО в составе рабочей группы участвовали в реализации поручения президента РФ (подпункт «д» пункт 1 перечня поручений от 31 декабря 2020 года № Пр-2242 по итогам конференции «Путешествие в мир интеллекта») о необходимости актуализации ОПОП по специальностям и направлениям подготовки, связанным с разработкой и развитием технологий искусственного интеллекта, а также необходимости разработки модулей в области информационных технологий и развития технологий искусственного интеллекта в непрофильных направлениях подготовки.
Члены ФУМО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (председатель ФУМО — профессор Е. И. Казакова, директор Института педагогики СПбГУ) разработали методические рекомендации по организации воспитательной работы для образовательных организаций высшего образования РФ.
В рамках исполнения поручений президента РФ по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета РФ и Совета при президенте РФ по науке и образованию от 28 марта 2020 года № Пр-589 Министерство науки и высшего образования с привлечением членов ФУМО ведет работу по пересмотру перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования с учетом мер по их укрупнению. Цель оптимизации перечня направлений подготовки: привести его в соответствие с актуальными и перспективными запросами рынка труда, приоритетными направлениями научно-технологического развития.
В процессе совещаний МНВО и вузовского сообщества большинство членов различных ФУМО высказали мнение, что проект перечня нельзя признать должным образом проработанным, он требует дополнительного обсуждения. По мнению представителей различных ФУМО, в перечне не определены цели изменений, не поставлены задачи, приводящие к достижению этих целей, не зафиксированы результаты, которых необходимо достичь в ходе реформы. В проекте отсутствует единый методологический подход, не продуман подход к наименованию квалификаций по уровню обучения «Магистратура». Представители некоторых ФУМО предложили при формулировке квалификаций в перечне предусмотреть возможность присвоения выпускникам различных образовательных программ по одному и тому же направлению квалификацию «Магистр соответствующего направления» (например, «Магистр экономики») и «Магистр наук» (например, «Магистр экономических наук»).
Во взаимосвязи с разработкой перечня на совещании в РАНХиГС 23 июня 2021 года обсуждались вопросы разработки макета нового ФГОС 4. По мнению МНВО, образовательные стандарты нового поколения должны носить характер рамочный, позволяющий вузам реализовывать различные профили обучения. В рамках совещания были озвучены основные принципы формирования ФГОС 4: ФГОС должен содержать требования, которые в совокупности обеспечивают условия для достижения качества образовательного результата, ФГОС должен быть «клиентоцентричным», то есть формироваться с позиции обучающегося, требования ФГОС должны обеспечивать опережающую подготовку кадров (формироваться «из будущего»).
Один из важных вопросов, обсуждаемых на площадках ФУМО, касается выполнения поручения президента РФ: «предусмотреть для студентов, осваивающих образовательные программы высшего образования, возможность выбора направлений подготовки, начиная с третьего года обучения» (подпункт «б» пункта 1 перечня поручений по реализации Послания президента РФ Федеральному собранию от 15 января 2020 года ММ-П13-441).
По мнению членов ФУМО по УГСН «Юриспруденция», построение индивидуальных образовательных траекторий для студентов после второго курса обучения может строиться по трем направлениям, два из которых допустимы в рамках ныне действующего законодательства:
- приобретение необходимых современных, востребованных компетенций без смены образовательной программы (через выбор обучающих моделей, элективных курсов, дополнительного профессионального обучения)
- через так называемые майноры (дополнительные профили) — учебные циклы в рамках образовательных программ бакалавриата, представляющие дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению
- получение фундаментальной подготовки со сменой образовательной программы в рамках смежных направлений (организационная и правовая модель для такого рода перестроений в России пока отсутствует)
Члены ФУМО по УГСН «Востоковедение и африканистика» высказывали отрицательную позицию относительно возможности перехода на схему 2+2 года, объяснив это тем, что языковая подготовка в рамках их образовательных программ должна реализовываться с самого начала обучения, а не на третьем курсе.
С учетом разнообразия направлений подготовки, реализуемых в системе высшего образования РФ, их специфики, научных традиций и существенного отличия в требованиях теоретического и практического рода, предъявляемых к выпускникам, дискуссия с участием представителей ФУМО по этой и другим темам продолжается.
На ректорском совещании отдельно был обсужден вопрос значения правовых основ и этических требований к профессиональной деятельности. По мнению ректора Н. М. Кропачева, положения ФГОС не должны сводиться к требованию знания правовых основ и этических требований профессиональной деятельности. Студент должен не только знать, но и разделять действующие этические и правовые профессиональные требования. Такую позицию поддержали А. В. Шаболтас, декан факультета психологии, руководитель ФУМО «Психологические науки»; Е. И. Казакова, директор Института педагогики, руководитель ФУМО «Образование и педагогические науки»; Н. В. Кузнецов, директор Института философии, заместитель председателя ФУМО «Философия, этика и религиоведение»; А. С. Пую, директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», заместитель председателя ФУМО «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело»; первый проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова.
По итогам обсуждения вопроса на ректорском совещании ректор поручил первому проректору по учебной работе М. Ю. Лавриковой провести совещание с участием председателей и заместителей председателей ФУМО и обсудить:
- вопросы разработки ФГОС четвертого поколения, в которую уже вовлечены члены ФУМО «Образование и педагогические науки»
- формулировки во ФГОС правовых и этических требований к профессиональной деятельности
Начало нового учебного года: распределение педагогических поручений
В соответствии с требованием размещения расписания на сайте образовательной организации до начала учебного года, расписание по всем образовательным программам на осенний семестр 2021/22 учебного года размещено на сайте СПбГУ 30 августа.
По состоянию на 27 августа распределенная педагогическая нагрузка составила 94,3 % строк (видов учебных занятий по дисциплинам). В соответствии с решением ректорского совещания 16.08.21, не распределенная по состоянию на 27 августа педагогическая нагрузка была распределена между деканами / директорами или заведующими кафедрами, которые обеспечивают замену занятий. Происходит ежедневный мониторинг и постепенно строки педагогической нагрузки заполняются Ф. И. О. преподавателей.
Работа по распределению педагогических поручений и их отражению в расписании занятий по образовательным программам продолжается. После оформления всех необходимых документов и внесению данных в систему SAP формируется соответствующее педпоручение и в расписание вносится Ф. И. О. преподавателя, реализующего конкретные дисциплины. Часто на одну дисциплину может требоваться закрепление нескольких преподавателей по разным видам занятий, прежде всего практиков в той или иной профессиональной сфере, что принципиально важно для качественной практической подготовки обучающихся по каждой образовательной программе. Сроки внесения в расписание необходимых изменений по кандидатурам преподавателей напрямую зависят от сроков представления и оформления всех необходимых документов и внесения данных в соответствующие ИС.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедший период в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 76 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 30 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы), 32 обращения зарегистрированы в картотеке обращений обучающихся.
Обращения на различные темы: о возможности перевода в СПбГУ, о получении сведений об образовательной программе, о ВКР, о предоставлении академического отпуска, о въезде иностранных обучающихся на территорию РФ, о сроках размещения результатов заседания ЦКПиВ, о расписании занятий, о сроках проведения пересдачи, о распределении на группы в соответствии с уровнем знаний, о въезде иностранного обучающегося на территорию РФ, запросы статусных справок, о сохранении формата обучения с ИКТ, о возможности обучения в удаленном формате, о предоставлении индивидуального учебного плана, об обучении с использованием ИКТ иностранных обучающихся, о расписании, о выходе из академического отпуска.
Вопросы о формате обучения в новом 2021/22 учебном году, о расписании продолжают поступать. На все вопросы своевременно направляются ответы о том, что в соответствии с приказом от 13.08.2021 № 7991/1 «О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году» в целях поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечения защиты жизни и здоровья обучающихся и профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь Методическими рекомендациями Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования, утвержденными главным государственным санитарным врачом России 29.07.2020 (MP 3.1/2.1.0205-20), а также приказами СПбГУ от 03.08.2020 № 6991/1 «Об организации выполнения Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования», от 28.08.2020 № 7516/1 «О реализации основных образовательных программ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», с учетом текущей эпидемиологической ситуации в СПбГУ установлен смешанный формат обучения в 2021/22 учебном году, сочетающий аудиторные занятия и обучение с применением информационно-коммуникационных технологий, при котором потоковые занятия проводятся удаленно с использованием информационно-коммуникационных технологий, а занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия) — в аудиторном формате.
В соответствии с п. 2.2.3 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденных приказом от 29.01.2016 № 470/1, расписание учебных занятий составляется на период обучения и доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем до 31 августа перед началом осеннего семестра каждого учебного года и не позднее, чем за три календарных дня перед началом весеннего семестра каждого учебного года путем размещения на информационных стендах учебного отдела и на сайте Университета.
Начало обучения в СПбГУ — с 01.09.2021. Актуальная информация о формате и дате начала проведения занятий (в аудиторном формате и с использованием информационно-коммуникационных технологий) по каждой образовательной программе отражается в Электронном расписании. Вся необходимая информация об организации учебного процесса доводится до обучающихся.
Ответы на поступившие обращения об изменении формата обучения на полностью удаленный формат или об увеличении объема аудиторных занятий рассматриваются и на них будет дан ответ в соответствии с установленными правилами на основании приказа от 13.08.2021 № 7991/1 «О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году».
По информации руководителей учебно-научных подразделениях, занятия проходят по расписанию, в смешанном формате. На факультете иностранных языков обеспечена реализация учебного процесса в 2021/22 учебном году с соблюдением наполняемости групп. Налажена работа по организации постоянного сопровождения обучающихся в форме регулярных (запланированных) и внеплановых (по мере возникновения необходимости и обращений со стороны обучающихся) индивидуальных и групповых консультаций, в том числе с применением ИКТ. Организовано начало входного тестирования по английскому языку в удаленном форме с применением ИКТ.
На почту декана факультета международных отношений поступили обращения от студентов-первокурсников по поводу расписания занятий, въезда в РФ, подключения к тем или иным занятиям в дистанционном формате, а также налаживания коммуникации между студентами-первокурсниками и руководителями образовательных программ. На вопросы подготовлены ответы со ссылками на материалы Виртуальной приемной.
Руководители некоторых учебно-научных подразделений за прошедшую неделю встречи с представителями студсоветов не проводили.
Состоялась встреча директора Института истории с председателем студсовета, в ходе которой председатель студсовета от имени студентов обращался с просьбой перевести занятия в удаленный формат, мотивируя это тем, что не все иностранные обучающиеся могут своевременно вернуться в Россию.
Поступило обращение к директору Института наук о Земле от представителя студсовета по поводу вопросов с расписанием на осенний семестр, так как обучающиеся некоторых программ в сентябре находятся на выездных практиках. Сообщалось, что иностранным студентам разрешен въезд. Иностранным и иногородним студентам необходимо прибыть к месту обучения в соответствии с учебными планами основных образовательных программ.
О ходе приема в СПбГУ
Продолжается прием на обучение по программам магистратуры, реализуемым в очно-заочной форме, на места по договорам об оказании платных образовательных услуг. Прием документов будет вестись до 10.09.2021, приказы о зачислении будут изданы 23.09.2021.
В рамках приема на обучение иностранных граждан в настоящее время совместно с Минобрнауки России завершается работа по оформлению иностранным гражданам, успешно прошедшим отборочные мероприятия и рекомендованным к обучению, необходимых для зачисления документов: формирование направлений на обучение, визовых указаний и приказов о зачислении иностранных граждан, по которым уже получены направления со стороны Министерства науки и высшего образования РФ (места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета).
Отмечено, что в социальных сетях распространяется не соответствующая действительности информация о том, что Университет не обеспечивает поселение иностранных граждан (О возможностях размещения иностранных студентов; Каков порядок зачисления и поселения иностранных студентов в СПбГУ?).
Процедура зачисления иностранных граждан, поступающих по гослинии, предполагает обязательное наличие направления Министерства науки и высшего образования РФ, без которого иностранные граждане не могут быть зачислены в Университет. Направления Минобрнауки присылает в Университет вплоть до середины декабря. При этом бывают случаи, когда рекомендованные к обучению в Университете абитуриенты, не получают направления от Минобрнауки. В прошлом году таких абитуриентов было около десяти человек, при этом некоторые из них фактически въехали на территорию Российской Федерации и находились в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем у каждого поступающего по гослинии есть Личный кабинет в информационно-аналитической системе Министерства науки и высшего образования РФ. В этом Личном кабинете поступающий видит свой текущий статус. Когда он прошел конкурсный отбор в вузе и был рекомендован к обучению, в Личном кабинете значился статус «Одобрен вузом». Когда Министерство науки и высшего образования РФ одобрило данного кандидата и оформило на него направление на обучение, в Личном кабинете появляется статус «Направлен». Таким образом, въезд на обучение до получения официального направления со стороны Минобрнауки осуществляется иностранным абитуриентом с пониманием того, что его кандидатура может быть и не отобрана для обучения.
При этом в целях обеспечения прав иностранных граждан Университет осуществляет поселение всех иностранных граждан, рекомендованных к зачислению в Университет. Таким образом, даже те иностранные граждане, на которых Министерством науки и высшего образования РФ еще не оформлено направление на обучение, при наличии у них желания проживать в жилом фонде Университета, обеспечиваются гостевыми местами в общежитиях СПбГУ.
В этой связи отмечалось, что лица, распространяющие в социальных сетях ложную информацию по данному вопросу, не только показывают свою полную некомпетентность в вопросе, о котором они говорят, но и наносят урон деловой репутации Университета.
Рабочая программа воспитания в СПбГУ и календарный план воспитательной работы на 2021/22 учебный год
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 №
Также Федеральным законом от 31.07.2020 №
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 №
В настоящее время в Университете разработаны и утверждены рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы на 2021/22 учебный год. Эти проекты были подготовлены в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России и на основании примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы в образовательной организации высшего образования, разработанных Минобрнауки России.
Разработкой методических рекомендаций занималась рабочая группа Минобрнауки России по формированию предложений для реализации ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся», председателем которой была заместитель министра науки и высшего образования РФ Е. С. Дружинина, а заместителем председателя — директор Института педагогики СПбГУ Е. И. Казакова. В состав рабочей группы были включены представители органов государственной власти, образовательных организаций высшего образования, Российской академии образования и общественных организаций: Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», Российского союза молодежи, Студенческого координационного совета профсоюзов. Соответствующие рекомендации Минобрнауки России сформированы с учетом мнения Рособрнадзора, который является федеральным государственным органом, уполномоченным на проведение проверок соблюдения законодательства в сфере образования, а также на проведение процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности.
В календарный план воспитательной работы на 2021/22 учебный год были включены ранее сформированные с участием студентов планы и перечни внеучебных мероприятий и традиционные мероприятия в культурно-массовой, спортивной и физкультурно-оздоровительной сфере. Проводимые мероприятия в календарном плане, согласно рекомендациям Минобрнауки России, распределены по модулям: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, культурно-просветительское, научно-образовательное, профессионально-трудовое, экологическое, физическое воспитание. Проекты рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы были одобрены постоянной комиссией по учебно-методической работе Ученого совета СПбГУ.
При наличии предложений по совершенствованию указанных документов все желающие могут направлять соответствующие замечания и предложения на электронную почту: urm@spbu.ru. Поступившие предложения будут учитываться при совершенствовании указанной учебно-методической документации.
Организация работы по предупреждению распространения COVID-19 при въезде иностранных обучающихся на территорию России
В соответствии с протоколом заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 27 августа 2021 года № 18кв, утвержден новый алгоритм организации работы в отношении иностранных обучающихся, прибывающих в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательных организациях высшего образования и в профессиональных образовательных организациях, предусматривающий въезд иностранных обучающихся в целях обучения из всех иностранных государств, вне зависимости от возобновления с ними авиасообщения.
Алгоритм, утвержденный оперативным штабом, предусматривает следующее.
- Образовательные организации должны подготовить инфраструктуру для обеспечения обучающимся режима самоизоляции в случае необходимости (если ПЦР-тест после прибытия в РФ еще не готов или показал положительный результат). В СПбГУ предусмотрены соответствующие места для обсервации в общежитиях № 13 (ул. Ботаническая, д. 66/4) и № 19 (ул. Капитанская, д. 3).
- Образовательные организации должны подготовить списки иностранных обучающихся, планирующих прибытие на территорию РФ. По этим спискам вуз подает сведения на портал «Госуслуги», а также направляет ходатайства на оказание визовой поддержки для обучающихся в территориальные органы МВД, а Минобрнауки России — в МИД. В настоящее время в СПбГУ организовано информирование обучающихся посредством официального портала (Актуальная информация для иностранных граждан; О текущем порядке въезда иностранных обучающихся на территорию Российской Федерации), социальных сетей и почтовой рассылки о новом порядке въезда иностранных граждан в РФ с целью учебы. В настоящее время в соответствии с поступающими от иностранных студентов уведомлениями о намерении въезда в РФ организована и ведется работа по приему заявок на въезд в РФ и по подготовке визовых приглашений. Для въезда на территорию Российской Федерации иностранные обучающиеся должны уведомить об этом Университет через Личный кабинет обучающегося путем заполнения формы заявки «Въезд на территорию РФ» для последующей передачи сведений сотрудниками Университета на портал «Госуслуги».
- Администрации регионов должны будут обеспечить вакцинацию иностранных обучающихся. Обязательным условием остается сдача ПЦР-теста. После прибытия в РФ иностранный студент в течение 72 часов должен сдать анализ на COVID-19 методом ПЦР. У тех студентов, которые находятся на обсервации в общежитиях № 13 (ул. Ботаническая, д. 66/4) и № 19 (ул. Капитанская, д. 3), забор материала проводят медицинские работники СПбГУ. Иностранные студенты, которые не проживают в общежитиях Университета, должны самостоятельно обратиться в лаборатории, имеющие лицензию на такое исследование. До получения результатов обучающиеся должны соблюдать режим самоизоляции вне зависимости от места проживания. При этом работники СПбГУ осуществляют необходимое информирование, сопровождение и поддержку иностранных обучающихся по этим вопросам.
Участие ученых СПбГУ в проекте по изучению SARS-CoV-2
Директор Клиники высоких медицинских технологий СПбГУ Ю. Н. Федотов рассказал об участии сотрудников СПбГУ в масштабном проекте по изучению SARS-CoV-2 у хирургических пациентов. В международном проекте приняли участие 15025 специалистов из 122 стран — небывалое число авторов научных статей. Одна из статей опубликована в престижном журнале British Journal of Surgery, относящемся к первому квартилю журналов в области хирургии. Один из выводов исследования: вакцинация поможет избежать более 58000 связанных с коронавирусом смертей в год.
Целью исследователей было определить: как COVID влияет на результаты хирургического вмешательства и как минимизировать риск инфицирования при плановых операциях. В течение первой волны около 70 % плановых операций в мире (28 миллионов) было отложено или отменено. Установлено, что COVID-19, перенесенный до или после операции, увеличивает вероятность послеоперационной смертности.
Но почему же из 122 стран мира? Чтобы эффективнее искать ответы на множество вопросов, касающихся подготовки и проведения хирургических операций и постоперационных мероприятий в условиях пандемии COVID-19, ученые из 122 стран объединились в неформальное сообщество COVIDSurg Collaborative. Среди участников сообщества — как молодые специалисты, так и многочисленные ученые с мировым именем. Среди них — 20 сотрудников и обучающихся СПбГУ (16 сотрудников Клиники высоких медицинский технологий СПбГУ, аспирант, ординатор и два студента медицинского факультета нашего Университета). Шесть научных групп работали в клинических отделениях сердечно-сосудистой хирургии, урологии, травматологии, гинекологии, эндокринной хирургии и общей хирургии клиники СПбГУ (Вакцинация от COVID-19 перед операцией может помочь избежать 58 000 смертей в год).
Деятельность сообщества COVIDSurg Collaborative заключается в сборе важной для практической хирургии информации, включая различного рода статистику наблюдений за пациентами (проанализированы данные 140 тысяч пациентов из 116 стран). Есть специальная группа из 35 молодых исследователей из Великобритании, Германии, Швеции, США и других стран, которые обобщают информацию и готовят публикации в очень престижных журналах. Одна из статей сообщества, например, вышла в журнале The Lancet, импакт-фактор которого вдвое выше, чем у Science и Nature. Кроме этой публикации, есть и три другие в журналах Q1.
Согласно результатам, опубликованным в журналах Anaesthesia и British Journal of Surgery, основные выводы исследования следующие.
- Наиболее безопасным сроком для планирования операции является не менее семи недель после перенесенной SARS-CoV-2. Выполнение операции в более ранние сроки увеличивает риск летальности и легочных осложнений в течение первых 30 дней после операции более чем в два раза.
- Пациентов, которым планируется хирургическое вмешательство, следует вакцинировать в приоритетном порядке. В группе наиболее уязвимых — пожилые люди старше 70 лет, их следует вакцинировать в первую очередь. Вакцинация пациентов перед плановыми операциями, по подсчетам исследователей, позволит избежать более 58 тысяч COVID-ассоциированных смертей в год.
Директор института ВШЖиМК А. С. Пую сообщил, что британский издательский дом Routledge Taylor & Francis Group выпустил коллективную монографию COVID-19 in International Media. Global Pandemic Perspectives. В книгу вошла глава, посвященная освещению темы COVID-19 русскоязычными пользователями социальных сетей из Китая и Италии. Исследование «Блогеры против паники: русскоязычные инстаграм-блогеры из Китая и Италии освещают тему COVID-19» было выполнено доцентами СПбГУ Анной Смоляровой и Екатериной Шарковой и старшим преподавателем Тамарой Громовой. Глава стала результатом исследования цифровой коммуникации в условиях пандемии (Ученые СПбГУ опубликовали исследование цифровой коммуникации в условиях пандемии в международной коллективной монографии). В книгу также вошли главы, подготовленные учеными из Китая, США, Великобритании, Новой Зеландии, Испании, Турции, Вьетнама, Сербии, Индонезии, Кипра.
Биоинформатики СПбГУ — первые российские ученые, получившие грант фонда Чан — Цукерберга
В сентябре были подведены итоги конкурсного отбора на финансовую поддержку проектов международного фонда Chan Zuckerberg Initiative по программе Essential Open Source Software for Science (CZI EOSS). По его результатам коллектив лаборатории «Центр алгоритмической биотехнологии» СПбГУ получил грант CZI EOSSS на развитие своих проектов SPAdes и QUAST (программ с открытым исходным кодом для биомедицинских исследований).
СПбГУ стал первой в России организацией, чья заявка по программе EOSS была поддержана фондом Chan Zuckerberg Initiative. Всего за историю существования этой программной инициативы (с июня 2019 года) фонд поддержал 121 проект, где среди победителей в основном были представлены заявки ведущих мировых университетов и известных научных организаций Северной Америки и Европы — Стэнфорд, Гарвард, Бостонский университет, Бёркли, MIT, Королевский технический институт Стокгольма и другие. В 2021 году финансирование получили всего 35 проектов.
Конкурс на грантовую поддержку по программе CZI EOSS проводится ежегодно, в отборе участвуют коллективы исследователей научных и образовательных организаций всего мира. Максимальный размер финансовой поддержки проекта может достигать 100000 долларов в год. Гранты рассчитаны на два года и выделяются организации для целевых расходов по проекту (компенсация затрат участников коллектива, оплата командировок, приобретение оборудования). Важными критериями отбора являются не только наукометрические показатели членов коллектива, их компетенции и предшествующий опыт, но и оценка роли и влияния разрабатываемого программного обеспечения с открытым исходным кодом для научного сообщества, их ценности и решающего значения в качестве критически важного инструмента для современных научных исследований, развития биологии и медицины. Также эксперты оценивают зрелость разрабатываемого программного решения, его соответствие самым современным подходам к разработкам с открытым исходным кодом, полезность и востребованность программы (количество пользователей и динамика его роста).
Поддержка фонда Chan Zuckerberg Initiative проектов «Центра алгоритмической биотехнологии» СПбГУ — уникальный для российской научной инфраструктуры прецедент. Впервые отечественные научные сервисы (программные инструменты), востребованные десятками тысяч пользователей по всему миру, получают признание на мировом уровне. Грант фонда Чан — Цукерберга является признанием значимости для мировой науки пакета программ, созданных учеными СПбГУ (Биоинформатики СПбГУ первыми из российских ученых получили грант Фонда Цукерберга).
Грант будет выдан на два года, а его сумма составит около 150 000 долларов. Деньги поступят в Санкт-Петербургский государственный университет и будут потрачены исключительно на расходы в рамках работ по проекту.
«Спасенные книги из подвала: эпилог» — 15 лет вахтовой работы сотрудников СПбГУ
На главном портале СПбГУ опубликован материал «Спасенные книги из подвала: эпилог», ставший заключительным в серии публикаций о спасении и сохранении книг, в том числе имеющих историческую, культурную и научную ценность, от последствий разрухи и ненадлежащего хранения на протяжении десятилетий.
Многолетняя история спасения университетских книг завершилась в июле 2021 года перемещением более 100 тысяч изданий из фонда отраслевого отдела «Филология» Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ из полуподвальных помещений здания по адресу: Университетская наб., д. 7—9о. Работы по разбору, перемещению, санитарно-гигиенической обработке с применением химических реактивов проводились силами сотрудников библиотеки без малого 15 лет (Перезагрузка: Лечебница для книг).
Книги оказались в подвале в 1999 году: на основании приказа ректора (от 21.10.1999 № 809/1) 411977 книг библиотеки филологического факультета (это объем фонда на 1 января 1999 года) было вывезено из помещений общей площадью почти 1000 кв. метров здания по адресу:
В январе 2002 года в помещениях подвала в результате аварии системы отопления произошла протечка горячей воды. Сильному намоканию подверглись складированные на полу книги и журналы. Как стало понятно позже, никаких мер по их спасению не было принято. Спасенная часть научного фонда изданий по направлению «Филология» стала вновь доступна читателям после
За последние годы на портале СПбГУ было опубликовано несколько материалов о спасении книг: библиотечные фонды складировались ненадлежащим образом в различных зданиях Университета, и далеко не всегда работа по возвращению книг читателям имела положительные результаты. Несмотря на то, что за последнее десятилетие в пользование читателям возвращено более миллиона изданий, невозможно сказать, какое количество изданий из фондов нашей библиотеки было утрачено, погибло и было похищено из-за преступной бесхозяйственности, которая долгие годы процветала в Университете.
Подробнее об истории спасения книг можно прочитать в материалах на портале СПбГУ:
- Книги, возвращенные читателям
- Перезагрузка: Лечебница для книг
- Перезагрузка: Нам удалось остановить беспредел
- Перезагрузка: Злой умысел или преступная халатность?
- Библиотекари СПбГУ сохраняют уникальные книжные фонды России
- Книги, возвращенные читателям: «Балканская филология. Проблемы и результаты»
- Книги, которых больше нет в Библиотеке Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей
- Персональное пространство и комфорт для работы: директор библиотеки СПбГУ о реорганизации книжных фондов в Петергофе
- Спасенные книги из подвала: эпилог