Материалы ректорского совещания
- Профессор П. К. Яблонский — почетный гражданин Санкт-Петербурга
- Учреждена премия имени профессора В. С. Ягьи
- Универсанты — лауреаты премий Правительства Санкт-Петербурга
- Ученые СПбГУ в марафоне «Новое знание»
- «Архитектура блокады» — лучший документальный фильм
- Использование цифрового портфолио в системе общего образования
- Мероприятия, состоявшиеся в рамках ДРРК
- Соглашения СПбГУ с иранскими партнерами
- О текущих проблемах организации учебного процесса
- Об обращении обучающейся СПбГУ
- Формат церемонии вручения дипломов выпускникам — комбинированный
- О программе «Приоритет-2030»
- Обращения участников конкурсного отбора на должности НПР
- Об исчезновении обучающегося
1. Профессор П. К. Яблонский — почетный гражданин Санкт-Петербурга
Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга избрали почетным гражданином города 2021 года декана медицинского факультета СПбГУ профессора П. К. Яблонского. Торжественная церемония вручения знаков отличия почетных граждан состоялась 27 мая, в День города (Декан медицинского факультета СПбГУ — почетный гражданин Санкт-Петербурга).
Коллеги поздравили профессора П. К. Яблонского с присвоением почетного звания. Н. М. Кропачев сказал: «Петр Казимирович и его коллеги по факультету всегда оказывали помощь универсантам. А в период пандемии эта помощь особенно важна. Сейчас на экране я вижу участников совещания, и практически всем Вы помогли в этот трудный год: им самим, их родственникам, коллегам по факультетам и институтам, управлениям, отделам и службам. Практически все универсанты, а порой и их родственники во время болезни (дома или в медицинском стационаре) находились под бдительным контролем П. К. Яблонского, Ю. Н. Федотова, С. Г. Щербака, В. А. Кащенко, С. Г. Обрезана, В. В. Стрижелецкого и их коллег-медиков. На своем личном опыте знаю, что, когда в мой дом пришла пандемия, именно С. Г. Щербак, Вы, С. Г. Обрезан и другие Ваши коллеги помогли нам справиться. Пандемия продолжается, и начинает сказываться эффект "привыкания к боли": рискованная работа наших врачей в условиях пандемии начинает восприниматься как сама собой разумеющаяся. Нет, это не само собой разумеющееся дело — это подвиг! Спасибо нашим медикам-универсантам за нашу жизнь и здоровье!»
2. Учреждена премия имени профессора В. С. Ягьи
26 мая принят проект постановления Закса «Об учреждении премии Законодательного собрания Санкт-Петербурга имени профессора В. С. Ягьи». Известный востоковед-африканист В. С. Ягья — один из основателей факультета международных отношений СПбГУ, многолетний заведующий кафедрой мировой политики, депутат Ленинградского городского совета народных депутатов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга первого-четвертого созывов, полномочный представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга по международным связям второго-четвертого созывов, полномочный представитель председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга по международным связям пятого-шестого созывов.
Премия будет присуждаться ежегодно, начиная с 2022 года. В первоначальной редакции постановления планировалось, что ректорат будет ежегодно выбирать трех лучших студентов-международников. Н. М. Кропачев предложил изменить правило определения лучших. Его предложение поддержала фракция «Единая Россия». И теперь лучшие студенты будут определяться в результате конкурса имени профессора В. С. Ягьи за создание научно-исследовательских работ по тематике «Мировая политика и актуальные вопросы глобального развития». В конкурсном отборе смогут принять участие обучающиеся любого направления подготовки / специальности. Размер премии — 50 тысяч рублей.
3. Универсанты — лауреаты премий Правительства Санкт-Петербурга
27 мая губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов вручил награды лауреатам премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области науки и техники (всего 20) и в области высшего и среднего профессионального образования (всего 46) (Ученые СПбГУ получили премии правительства Санкт-Петербурга). Среди награжденных шесть сотрудников СПбГУ:
- в номинации «Химические науки» премия имени Д. И. Менделеева — профессор С. П. Туник
- в номинации «Физиология и медицина» премия имени И. П. Павлова — профессор Т. В. Черниговская
- в номинации «Биологические науки» премия имени Н. И. Вавилова — профессор Е. В. Ермилова
- в номинации «Естественные и технические науки» премия имени Л. Эйлера — научный сотрудник С. А. Бондарев (один из шести награжденных молодых ученых)
- в номинации «Развитие инновационной деятельности в образовательной организации» — профессор Т. Ю. Голубева
- в номинации «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса, направленное на повышение качества подготовки специалистов» — доцент А. С. Аврутина
4. Ученые СПбГУ в марафоне «Новое знание»
Цель марафона — показать достижения России в различных областях. Участники имели возможность познакомиться с выдающимися представителями госуправления, культуры и искусства, науки, бизнеса и спорта. В программе мероприятий было более 100 дискуссий, лекций, интервью, открытых уроков и мастер-классов. Марафон прошел в восьми городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи, Владивостоке, Новосибирске, Калининграде. Все мероприятия транслировались на сайте российского общества «Знание». Там же опубликован фотобанк и видеозаписи прямых трансляций всех ключевых выступлений на площадках марафона.
5. «Архитектура блокады» — лучший документальный фильм
Созданный универсантами фильм «Архитектура блокады» получил приз как лучший документальный фильм на I Открытом российском кинофестивале патриотического кино «Малая земля» в Новороссийске.
Фильм вышел в 2020 году в рамках проекта «Сохраненная культура». Картина повествует о специалистах, помогавших защитить от обстрелов архитектурные памятники блокадного Ленинграда: архитекторах, инженерах, музейных работниках, художниках, альпинистах и других специалистах, которые занимались маскировкой зданий.
В работе над фильмом принимали участие несколько преподавателей и выпускников Университета. Автор идеи и продюсер фильма — доцент кафедры информационных систем в экономике СПбГУ, преподаватель кафедры государственного и административного права, управляющий партнер санкт-петербургского офиса международной юридической фирмы Dentons Виктор Наумов. Один из героев картины — его дед, Александр Наумов, известный советский архитектор, градостроитель, в годы блокады занимавший пост заместителя главного архитектора Ленинграда и руководивший маскировкой зданий. В работе над фильмом также участвовали российские архитекторы, братья Никита и Олег Явейны — сыновья выдающегося советского архитектора Игоря Явейна, о судьбе которого также повествует фильм.
Среди тех, кто участвовал в создании картины, — доктор исторических наук, профессор кафедры мировой экономики СПбГУ Никита Ломагин; выпускник СПбГУ, военный историк, научный сотрудник Артиллерийского музея Вячеслав Мосунов; архитектор, первый заместитель председателя КГИОП Санкт-Петербурга Александр Леонтьев; выпускница СПбГУ, историк искусства, начальник отдела систематизации, популяризации и хранения документированной информации об объектах культурного наследия КГИОП Санкт-Петербурга Юлия Бахарева; знаменитый альпинист, занимавшийся маскировкой зданий в блокадном Ленинграде, спортивный педагог, старейший в мире покоритель Северного полюса, почетный гражданин Санкт-Петербурга Михаил Бобров; выдающийся советский и российский скульптор, народный художник РСФСР, житель блокадного Ленинграда, фронтовик, автор множества военных памятников Григорий Ястребенецкий и другие выдающиеся специалисты, исследователи и современники военных лет. Автор сценария и режиссер картины — Максим Якубсон (Официальный сайт администрации и городской Думы муниципального образования город-герой Новороссийск: В Новороссийске завершился Первый открытый российский фестиваль патриотического кино «Малая Земля»).
Среди наград фильма — «Серебряный знак» Союза архитекторов России; специальный приз жюри «За сохранение исторической памяти» на XXV Международном фестивале «Радонеж» в Москве; высочайшая благодарность от главы Российского императорского дома; диплом Патриаршего совета по культуре.
6. Использование цифрового портфолио в системе общего образования
21 мая в СПбГУ прошло расширенное совещание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) на тему «Введение цифрового портфолио как средства фиксации индивидуальных достижений обучающихся в учебной и внеучебной деятельности». В ходе совещания представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также представители экспертного сообщества рассказали об опыте разработки подобных систем, которые могли бы учитываться вузами, в том числе и при отборе абитуриентов.
В рамках совещания ректор СПбГУ Н. М. Кропачев рассказал об опыте Университета по внедрению цифрового портфолио: начиная с приема в СПбГУ и заканчивая выпуском. В связи с опасениями коллег по поводу отсутствия федерального нормативного регулирования соответствующих вопросов он призвал не бояться. Действующее законодательство, действительно, не предписывает использование электронного портфолио, но оно и не запрещает внедрение инструментов цифрового портфолио. Ректор напомнил, что Университет еще в 1996 году создал электронную юридическую библиотеку, хотя в то время не было федеральных актов, регламентирующих работу с персональными данными читателей библиотек. Тогда декан факультета своим приказом до установления федеральных правил ввел, как тогда говорили, свои факультетские правила работы с персональными данными (Издательская группа «Закон»: «Так, право на 100 обусловиваетъ право на пять» // Юрфак СПбГУ размещает в свободном доступе дореволюционные исследования). Еще один пример: секвенирование крови человека, организация хранения результатов исследований в Биобанке, использование этих результатов в научно-исследовательской деятельности требовали создания юридических правил проведения всех этих видов работ. Пробелы в федеральном законодательстве были восполнены локальными нормативными актами Университета. Издание этих нормативных актов позволило нашим ученым начать активные научные исследования и при этом строго соблюдать права и законные интересы граждан (Приказ № 8025/1 от 03.08.2017 «О доступе к генетическим данным доноров»; Приказ № 4277/1 от 24.04.2019 «Об утверждении формы информированного добровольного согласия на забор, исследование и хранение образцов биологического материала»; Эксперт СПбГУ: генетическая информация человека может стать причиной для дискриминации). Как только были изданы соответствующие федеральные нормативно-правовые акты, Университет внес необходимые изменения в свои локальные акты.
Было подчеркнуто, что электронное портфолио имеет значение не только для обучающихся, но и для выпускников. Ректор Университета привел пример, когда выпускница Университета публично в социальных сетях обвинила преподавателя Университета в некорректном поведении по отношению к ней. Этот вопрос стал предметом рассмотрения комиссии по этике Университета, которая не нашла нарушений в действиях преподавателя и признала поведение выпускницы не соответствующим Кодексу универсанта. Информация о соответствующем решении комиссии по этике была включена в электронное портфолио этой выпускницы, и теперь любой потенциальный работодатель сможет через QR-код диплома увидеть эту информацию.
При обсуждении открытости электронного портфолио было подчеркнуто и то, что разрабатываются механизмы технических (программных) средств защиты персональных данных. Так, например, СПбГУ ведет работу по внедрению технологии блокчейна, которую планируется завершить к 1 октября 2021 года.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев сказал о том, что цифровые портфолио уже стали реальностью, и проведение совещания в стенах Университета не случайно, ведь СПбГУ — единственный вуз в стране, который столь успешно использует цифровые портфолио при оценке успехов студентов и преподавателей. При этом над внедрением системы цифрового портфолио работают во многих учебных заведениях, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
«Я считаю, было бы абсолютно ошибочно наблюдать за этим процессом и ничего не предпринимать. Весь мир сейчас занимается этим вопросом. Когда серьезные достижения учеников никак не учитываются, потому что не входят в рамки ЕГЭ, — это несправедливо», — заявил руководитель Рособрнадзора.
По его мнению, в создании цифровых портфолио заинтересованы сами школьники, студенты и выпускники, которые хотят, чтобы их достижения были учтены и вузом, и работодателями. Важно, чтобы данные не собирались ради данных, подчеркнул Анзор Музаев: «Не должно быть массива абсолютно ненужных дополнительных справок, сертификатов, порой фиктивных, которые никем не используются. Если мы что-то собрали, оно обязательно должно учитываться в дальнейшем, при начислении баллов, бонусов или каких-либо других поощрений».
СПбГУ является родоначальником проекта цифрового портфолио для студентов. Цифровое портфолио успешно применяется в СПбГУ с 2015 года, а на дипломах СПбГУ в 2016 году впервые появились QR-коды, позволяющие работодателям через личный кабинет выпускника узнать о его достижениях. Данные цифрового портфолио абитуриентов учитываются при проведении приема на все уровни образования (общее образование, среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и ординатура). Данные цифрового портфолио обучающихся учитываются при принятии решений о предоставлении студентам повышенной государственной академической стипендии, именных стипендий, грантов, путевок на базы отдыха и многих других решений. Важность цифрового портфолио признало Министерство просвещения РФ. С этого года аттестаты об основном и среднем общем образовании (как и дипломы СПбГУ) будут содержать двумерный матричный штриховой код.
«Любой работодатель, взяв в руки диплом СПбГУ, благодаря QR-коду может зайти в личный кабинет выпускника и увидеть там все достижения студента: участвовал ли он в работе студсовета, был ли волонтером, какие оценки получал, где проходил практику. Он также сможет прочитать выпускную квалификационную работу соискателя и рецензию на нее. Мы добились того, что работодатели оценивают наших выпускников, опираясь на огромный массив информации, который мы можем им предоставить», — подчеркнул Н. М. Кропачев.
И руководитель Рособрнадзора, и ректор СПбГУ отметили, что более широкое внедрение цифрового портфолио в школах России со временем может привести к постепенной замене ЕГЭ на цифровое портфолио.
В СПбГУ ближайшим шагом в этом направлении станет появление цифрового портфолио в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ (Академическая гимназия СПбГУ станет первой российской школой, которая введет цифровое портфолио для всех обучающихся). Система, которую начнут поэтапно запускать уже через три месяца, позволит как родителям, так и преподавателям отслеживать все изменения в профиле ученика, а технология блокчейна поможет предотвратить любые попытки фальсификации данных, а также ограничит доступ к информации для посторонних лиц. СПбГУ готов бесплатно поделиться своими наработками в этой области с другими организациями и помочь с внедрением системы.
«Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ станет первой в России школой, которая полностью перейдет на систему цифрового портфолио обучающихся, — рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема А. В. Бабич. — Она позволит аккумулировать информацию об успеваемости, достижениях в учебной и научной деятельности, внеучебных успехах, а также о результатах участия в олимпиадах и конкурсах». Несмотря на то, что наш Университет пока осуществляет прием именно по результатам ЕГЭ, он уделяет особое внимание учету индивидуальных достижений поступающих, которые зачастую играют решающую роль в конкурсных ситуациях (Презентация «Цифровое портфолио»).
Директор Института педагогики СПбГУ, научный руководитель программы «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» ПАО «Сбербанк», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Е. И. Казакова сказала, что абсолютно удовлетворена использованием цифрового портфолио в Университете и считает его инструментом «справедливой, разумной и гуманистической направленности».
«Современная реальность навсегда сплавлена с цифровой, мы теперь живем именно в таком мире. И здесь ключевой фигурой становится сам человек: его субъектная позиция, индивидуальность, активность, включенность в жизнь и понимание правил. Это не мы учим ребенка, это он учится. И по мере взросления школьник начинает понимать собственную ответственность за свои образовательные шаги. Это он формирует свое цифровое портфолио как совокупность достижений. Оно же станет для него сигналом для осмысления жизненного пути и образовательного выбора. При этом цифровое портфолио нельзя резко принять во всей стране, без осмысления учителями процесса приобретения ребенком его культуры ничего не получится», — считает Е. И. Казакова.
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО Т. В. Черниговская также убеждена, что огромную важность сегодня приобретает подготовка учителей, которые часто оказываются не готовы грамотно использовать все цифровые возможности современного мира. «Цифровое портфолио способно показать родителю, учителю и самому ребенку, как все идет. Это очень серьезная помощь, которую мы не должны упустить», — сказала она.
7. Мероприятия, состоявшиеся в рамках ДРРК
21 мая прошел семинар специалистов рабочей группы «Экономика, торговля и ресурсы». Тема заседания — «План сотрудничества России и Республики Корея в сфере чистой энергии и в области онлайн-платформ». В мероприятии с приветственным словом выступили председатели координационных комитетов ДРРК Н. М. Кропачев и Ли Кюхён, штатный заместитель председателя Национальной федерации предпринимателей Республики Корея Квон Тхэсин, генеральный консул Республики Корея в Санкт-Петербурге Квон Донг Сок (Чистая энергия и развитие онлайн-платформ: ДРРК провел заседание рабочей группы «Экономика, торговля и ресурсы»).
В ходе мероприятия были рассмотрены актуальные вопросы современного общества: цифровизация и экологичность. Эксперты России и Республики Корея представили доклады, в которых наглядно была продемонстрирована ситуация в каждой из стран. Штатный заместитель председателя Национальной федерации предпринимателей Республики Корея Квон Тхэсин заметил, что наши страны должны значительно расширить горизонты партнерства, вплоть до инноваций и здравоохранения — сфер, которые принято считать перспективными направлениями в эпоху энергетической трансформации.
Первая сессия была посвящена сотрудничеству в области зеленой энергетики. Модератором с российской стороны выступил заместитель ректора СПбГУ по международной деятельности С. В. Андрюшин, с корейской — руководитель рабочей группы «Экономика, торговля и ресурсы» Чхэ Ук. В ходе первой сессии были представлены доклады доцента ИТМО В. А. Воронова на тему «Тяжелая ноша легкого водорода», старшего научного сотрудника Корейского института исследований в сфере энергетической экономики Ян Ыйсока о возможностях сотрудничества России и Республики Корея в сфере водородной энергетики, а также научного руководителя ФГБУ «ВНИИ Экология» А. А. Соловьянова на тему «О роли возобновляемых источников энергии для достижения целей устойчивого развития».
Вторая часть семинара была посвящена вопросам российско-корейского сотрудничества в области развития онлайн-платформ. Ее модератором выступила ведущий научный сотрудник лаборатории азиатских экономических исследований СПбГУ, доцент Е. В. Соколовская. В условиях четвертой промышленной революции онлайн-платформы воздействуют на развитие рынка: появляются новые модели ведения бизнеса, которые позволяют уменьшать издержки и повышать производительность. Кроме того, в условиях пандемии коронавируса роль онлайн-платформ существенно возросла как на национальном уровне, так и на международном.
Доклады представили научный сотрудник Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (KOTRA) Пак Чивон, профессор СПбГУ С. А. Белозеров, доцент СПбГУ Е. В. Соколовская, доцент СПбГУ М. К. Ценжарик, руководитель Корейского морского института Ли Сону и доцент НИУ ВШЭ В. В. Вишнякова.
После каждой из двух сессий была проведена общая дискуссия. Обсуждались вопросы водородной энергии, ее производства и экологичности, а также поставок газа в Республику Корея. Кроме того, обсуждались вопросы, связанные с fintech. Участники отметили, что в качестве ключевой цели сотрудничества России и Республики Корея на рынке fintech стоит выделить совершенствование условий для его развития. Условия должны позволять создавать и коммерциализировать конкурентоспособные финансовые продукты с учетом вызовов четвертой промышленной революции, а также последствий пандемии COVID-19, изменивших характер производства, распределения и потребления в экономике. Этого можно достичь за счет стратегического сотрудничества — в частности, в рамках реализации Giga-KOREAProject, генерального плана развития интеллектуального информационного общества, и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на
Кроме докладчиков и дискуссантов, в мероприятии участвовали слушатели и гости из различных вузов страны. Некоторые участники обменялись контактами для продолжения дальнейшего диалога.
28 мая состоялся форум ректоров ведущих университетов России и Республики Корея. С приветственным словом выступили председатели координационных комитетов ДРРК Н. М. Кропачев и Ли Кюхён, ректор СВФУ имени М. К. Аммосова А. Н. Николаев, ректор Университета иностранных языков Хангук, председатель Корейского совета по университетскому образованию Ким Инчхоль, посол Российской Федерации в Республике Корея А. Б. Кулик и посол Республики Корея в Российской Федерации Ли Сок Пэ.
В рамках форума ректоров прошли две сессии: пленарная и практическая. В пленарной сессии приняли участие ректоры и проректоры 18 российских вузов и организаций и десяти корейских вузов. Тема — «Задачи университетского образования в эпоху коронавируса» (Ректор СПбГУ выступил на VIII Форуме ректоров ведущих университетов России и Республики Корея).
Участники поделились успехами работы.
- Университет Корё организовал проведение зимней школы и курсов по корейскому языку в дистанционном формате.
- СПбГУ на протяжении 2020 ковидного года совместно с китайскими и европейскими партнерами создал Всемирный союз массовых открытых онлайн-курсов (СПбГУ — соучредитель и первый представитель России во Всемирном союзе массовых открытых онлайн-курсов), одним из первых предложил помощь и бесплатно открыл доступ ко всем своим онлайн-курсам для студентов других вузов с возможностью перезачета дисциплин («Своевременно и перспективно»: как онлайн-курсы СПбГУ помогают удаленно учиться студентам других вузов), открыл представительство в Италии (СПбГУ открыл представительство в Италии), заложил камень совместного кампуса в Китае (СПбГУ и Харбинский политехнический университет начали строительство совместного кампуса в Китае) и продолжал проводить летние и зимние школы в онлайн-режиме (В Университете состоялась международная Летняя школа перевода).
- МФТИ и KAIST (Корейский институт передовых технологий) запустили программу совместного дистанционного образования. С 2015 по 2019 год эта программа проводилась в очном формате (с посещением корейских предприятий и производств), с 2020 года программа проводится в онлайн-формате.
- Многие из вузов запустили ряд онлайн-программ для студентов на различных платформах.
- В МГЛУ проводят занятия, которые совместно ведут преподаватели из России и преподаватели из Республики Корея. В период с 2020 года до настоящего времени Университет подготовил к изданию корейско-английско-русский словарь медицинских терминов.
- Университет иностранных языков Хангук также издал корейско-английско-русский словарь медицинских терминов.
- РУДН планирует провести летне-осеннюю школу для молодежи с упором на тему медицины и вирусологии.
- В ИГУ проводят занятия по сравнительному изучению права России и Республики Корея.
- САФУ разрабатывает научно-технический парк Digital Arctic. В рамках парка планируется запуск онлайн-курсов.
Практическая сессия прошла впервые в рамках форума ректоров, в закрытом формате. Сессия была посвящена теме «План двустороннего сотрудничества в области медицины и образования в постковидный период». От каждой стороны приняло участие по десять специалистов в области медицины, вакцинации и иммунологии. В частности, с российской стороны прочитали доклады специалисты, принимающие участие в разработке таких вакцин, как «Спутник V», «ЭпивакКорона», «КовиВак». В конце сессии состоялась оживленная дискуссия.
По итогам форума ректоров со стороны СВФУ было предложено провести специальную сессию 1 октября на тему «Российско-корейские исследовательские проекты: перспективы реализации». В рамках специальной сессии предполагается работа в четырех подгруппах:
- Клеточные технологии и исследования метагеномики
- Исследование климатической декосистемы северных регионов
- Арктические исследования
- Алтаистика
Кроме того, предложено в ближайшее время провести
IX форум ректоров будет принимать Университет Корё.
8. Соглашения СПбГУ с иранскими партнерами
26 мая состоялась церемония подписания соглашений СПбГУ с иранскими партнерами. Соглашения подписали ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, ректор Тегеранского университета профессор Нили и президент Института ИРАС, бывший посол Ирана в России, профессор СПбГУ Санаи. Соглашения предусматривают открытие представительства СПбГУ в Тегеранском университете и представительства Тегеранского университета в СПбГУ, а также создание энциклопедии по иранистике (СПбГУ укрепляет отношения с Тегеранским университетом).
Представительство СПбГУ не является юридическим лицом, это проект, целью которого является продвижение образовательных и научных проектов, развитие экспортного потенциала российского образования, популяризации русского языка и культуры за рубежом. В настоящее время проект реализуется в Республике Корея, КНР, Испании, Италии, США, Греции. Основные направления деятельности представительства: организация совместных научно-исследовательских и образовательных проектов; проведение научных конференций, семинаров, публичных лекций известных российских ученых и общественных деятелей, а также организация культурных мероприятий; продвижение русского языка, истории и культуры; организация тематических летних школ; создание Центра русского языка; проведение олимпиады по русскому языку как иностранному для иностранных студентов и школьников; проведение видеомостов для студентов и ученых; проведение дней открытых дверей СПбГУ с целью информирования иностранных студентов и ученых об образовательных программах, перспективных научных исследованиях и культурных мероприятиях, проходящих в СПбГУ, и др.
Также между СПбГУ и Институтом ИРАС (изучение Ирана и Евразии) было заключено соглашение о создании энциклопедии по иранистике. Это совместный проект ИРАС, СПбГУ и Исследовательского центра по гуманитарным наукам при Министерстве науки Ирана, целью которого является создание надежного, постоянно обновляемого источника научно-популярного характера об Иране, полной и живой картины Ирана на русском языке для представления русскоязычной аудитории, проживающей в любой точке мира.
9. О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедший период в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 68 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 26 вопросов учебно-методического характера), 51 обращение поступило на электронную почту проректора.
Обращения на различные темы: о процедуре перевода и восстановления, о получении статусных справок и учебно-методической документации, о формате церемонии вручения дипломов выпускникам 2021 года, о сроках загрузки рецензий на ВКР в систему Blackboard, о расписании промежуточной аттестации, о формате обучения, об использовании системы онлайн-прокторинга, об оплате обучения, о возможности получения диплома СПбГУ с отличием, о предоставлении возможности пересдачи, о проблемах при сдаче зачета по онлайн-курсу, о процедуре проведения зачета с комиссией, о сохранении формата обучения с использованием ИКТ, о незачете в электронной зачетной книжке и пр. По всем обращениям обучающихся проводятся проверки при участии сотрудников различных служб Университета.
По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения. Например, к первому проректору по учебной и методической работе обратился родитель одного из обучающихся по направлению «Психология». По мнению заявителя, обучение с применением информационных-коммуникационных технологий без общения с преподавателями вживую не может восполнить знания, которые обучающиеся могли бы получить в аудиторном формате.
Был направлен ответ о том, что в настоящее время обучающиеся СПбГУ, зачисленные на обучение по очной форме, продолжают осваивать образовательные программы в очной форме. С учетом необходимости обеспечения при организации учебного процесса соблюдения Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования от 29.07.2020, утвержденных главным государственным санитарным врачом России, с 01.09.2020 учебные занятия в Университете осуществляются в смешанном формате, сочетающем традиционные аудиторные занятия, удаленные занятия с применением ИКТ и гибридную форму. На основании предложения декана факультета психологии учебные дисциплины по направлению «Психология» в весеннем семестре 2020/21 учебного года проходят полностью с использованием информационно-коммуникационных технологий. Актуальная информация о формате проведения занятий размещается в Электронном расписании.
Поступил вопрос от аспиранта по вопросу утверждения расписания промежуточной аттестации для первого курса аспирантуры по направлению «Филология». Заявитель интересовался, в какие сроки появится утвержденное расписание. Следует ли считать, что дату проведения экзамена перенесут в том случае, если расписание не появится в день проведения экзамена и аспирантам не пришлют никаких уведомлений.
Дан ответ о том, что в соответствии с Правилами обучения по программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, реализуемым в СПбГУ приказом от 30.08.2018 № 8577/1 (с последующими изменениями и дополнениями), далее — Правила обучения, расписание промежуточной аттестации и расписание ликвидации академической задолженности составляются и утверждаются заместителями начальника учебного управления и доводятся до сведения аспирантов, ординаторов и преподавателей путем размещения на портале Университета. Расписание промежуточной аттестации в группе, к которой относится заявитель, утверждено распоряжением заместителя начальника учебного управления по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология от 21.05.2021 № 2003/1р и своевременно опубликовано на портале в Электронном расписании. Промежуточная аттестация предусмотрена с 07.06.2021.
От обучающегося бакалавриата по направлению «Нефтегазовое дело» поступило обращение по результатам проведенного экзаменационной комиссией зачета по дисциплине «Литология». По словам обучающегося, преподавателями была нарушена методика оценивания и процедура проведения промежуточной аттестации. В ходе проверки были получены объяснения от членов комиссии, в которых представлена развернутая аргументация соблюдения методики оценивания работ обучающегося в соответствии с рабочей программой дисциплины «Литология». Позиция членов комиссии признана обоснованной. По результатам проведенной проверки процедурных нарушений также не выявлено.
От семи обучающихся магистратуры по направлению «Юриспруденция» 28.04.2021 поступили обращения по результатам проведенного экзаменационной комиссией зачета по элективной дисциплине «Арбитражный процесс. Практикум», о чем было упомянуто в материалах ректорского совещания от 11.05.2021. Обучающимся своевременно были направлены ответы на их ранее направленные заявления с развернутой аргументацией правильности оценивания работ в соответствии с методикой, основанной на объяснениях преподавателей, а также на результатах проведенной проверки соблюдения всех процедур.
21 мая на электронную почту первому проректору по учебной и методической работе пришло обращение от студентов магистратуры по направлению «Философия» о том, что они получили письма от специалиста учебного отдела по направлению «Философия», в котором сообщалось о необходимости пересдать зачет по онлайн-курсу «Теория и практика противодействия коррупционному поведению и проявлениям экстремизма» (далее — онлайн-курс) в связи с возникшим «техническим сбоем». Студенты обратили внимание на сроки публикации расписания пересдач, установленных Правилами обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете.
По результатам проведенной по обращению проверки было установлено отсутствие нарушений правил при составлении расписания. Сообщение студентам специалист учебного управления направил ошибочно ввиду отсутствия по состоянию на 21.05.2021 результатов сдачи зачета по онлайн-курсу и наличия обращений о техническом сбое при сдаче зачетов по онлайн-курсам от студентов. Благодаря своевременному обращению студентов удалось быстро разобраться в сложившейся ситуации. От студентов поступило сообщение об отзыве заявления, так как проблема решена полностью, начальник учебного отдела принес извинения студентам.
В адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило обращение от магистранта второго курса по направлению «Филология» с жалобой на прохождение зачета с применением прокторинга.
В рамках рассмотрения обращения обучающейся проведена проверка, по итогам которой установлено, что при прохождении итогового тестирования по онлайн-курсам «Управление бизнесом» от 27.04.2021 и «Противодействие коррупции и экстремизму» от 28.04.2021 проктором компании, оказывающей СПбГУ услуги прокторинга, выявлены нарушения процедуры прохождения итогового тестирования, а именно: недостаточная освещенность помещения при прохождении тестирования 27.04.2021, что повлекло невозможность определения фиксации взгляда ввиду затемнения части лица и невозможность идентификации личности (плохо видна фотография на паспорте), а также при прохождении тестирования 28.04.2021 был зафиксирован систематический увод взгляда вниз.
При этом, как уже неоднократно сообщалось в ответах на подобные обращения и в материалах ректорских совещаний, информация и инструкции по настройке и оборудованию рабочего места направляются обучающимся не менее чем за день перед прохождением итогового тестирования по онлайн-курсу, а также непосредственно перед началом итоговой аттестации по онлайн-курсу, где обучающийся на стартовой странице теста должен ознакомиться и согласиться с правилами прохождения итогового теста с использованием системы прокторинга. Дополнительно правила прохождения тестирования с использованием прокторинга размещены на платформе «Открытое образование».
Таким образом, обучающийся должен до прохождения зачета / экзамена в формате тестирования в рамках онлайн-курса на соответствующей электронной платформе ознакомиться с правилами итоговой аттестации по онлайн-курсу с использованием прокторинга, а также может заблаговременно проверить исправность оборудования и заранее провести тестовое подключение. Кроме того, в ходе итоговой аттестации он должен выполнять требования процедуры тестирования. При отсутствии необходимого оборудования обучающиеся могут сдавать зачет в формате онлайн, используя оборудование в аудиториях СПбГУ.
Еще раз обращалось внимание обучающихся на то, что для успешного прохождения итогового тестирования нужно добросовестно выполнять зачетное задание, соблюдать технологические условия и не списывать!
После 24.05.2021 обучающиеся четырех групп по направлению «История» обратились с просьбой изменить аудиторный формат сдачи экзаменов летней промежуточной аттестации 2020/21 учебного года на формат с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Большинство экзаменов летней промежуточной аттестации 2020/21 учебного года у указанных групп будет проходить в удаленном формате. Обращения были рассмотрены. Директор Института истории А. Х. Даудов предложил удовлетворить заявления и изменить формат промежуточной аттестации. Формат был изменен.
В адрес первого проректора по учебной и методической работе 24.05.21 поступило обращение научного руководителя обучающегося бакалавриата по направлению «Философия». Преподавателю оперативно был предоставлен доступ к собранию MS Teams, в котором 26.04.2021 проходила защита обучающегося. При проведении защит ВКР в удаленном формате научные руководители и рецензенты подключаются к процедуре защиты. Модерацию удаленных защит в информационной системе осуществляют координаторы.
По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, завершение учебного семестра (оставшиеся занятия, зачеты, промежуточная аттестация) проходит в установленном формате (с применением ИКТ или в смешанном) в соответствии с расписанием.
Несколькими преподавателями-юристами 14.05.21 был отмечен сбой в работе электронного расписания (из расписания исчезли семинарские занятия). Благодаря своевременному обращению удалось быстро разобраться в сложившейся ситуации. Действительно, 14.05.2021 был установлен технический сбой в ИС «Электронное расписание». После обращения в УСИТ проблема была решена, и 15.05.2021 все работало в штатном режиме.
Поступили вопросы от нескольких обучающихся-экономистов по прохождению государственного экзамена о том, что не все материалы и ответы сохранялись в Blackboard. Проблема возникла у обучающихся при некорректном использовании текстового редактора и браузера. Получив разъяснения специалистов службы технической поддержки, студенты сдали экзамен, апелляций не поступило.
В чат декана факультета международных отношений в MS Teams поступило несколько писем от студентов первого курса бакалавриата по поводу доступа к итоговому тесту по рекомендованному онлайн-курсу СПбГУ «Всеобщая история, часть 2», размещенному на платформе «Открытое образование». Доступ к итоговому тесту был открыт своевременно. Однако информация о предварительных результатах прокторинга поступала на корпоративную почту студентов раньше, чем приходила соответствующая информация в учебное управление. Из-за этого некоторые студенты начинали обращаться, не дождавшись информации о результатах сдаваемого зачета.
О подобной ситуации уже шла речь на предыдущем ректорском совещании (Материалы ректорского совещания от 17.05.2021). В настоящее время подобные сообщения от системы прокторинга, которые носят предварительный характер и не являются информацией о получении или неполучении зачета, не рассылаются обучающимся СПбГУ. Информация о результатах сдачи зачета размещается сотрудниками учебного управления после сверки всех данных в электронной зачетной книжке в Личном кабинете обучающегося.
Также на почту декана факультета международных отношений пришел вопрос от студента первого курса бакалавриата о том, каковы условия получения «красного» диплома. В своем ответе декан указала, что условия получения диплома с отличием для всех студентов СПбГУ (вне зависимости от факультета) едины, и предложила ознакомиться с ответом на данный вопрос проректора М. Ю. Лавриковой от 11.08.2020 в Виртуальной приемной СПбГУ (Об условиях выдачи диплома с отличием).
По информации от директора Института наук о Земле, студенты выпускного курса обращаются за разъяснениями к координаторам ГЭК по вопросам, на которые координаторы не могут ответить. Обращалось внимание на то, что по вопросам проведения ГИА (так же, как и по другим учебным вопросам) студентам необходимо обращаться к начальникам учебных отделов и / или в Виртуальную приемную СПбГУ.
Отмечалось, что подготовка ГИА была начата заблаговременно с учетом сохраняющихся противоэпидемических требований. В целях организации проведения государственной итоговой аттестации в Университете изданы локальные акты:
- приказ от 20.04.2021 № 3777/1 «Об организации проведения государственной итоговой аттестации в 2021 году», в котором определен формат (аудиторный, смешанный или удаленный с использованием ИКТ) проведения ГИА (защит ВКР и / или государственных экзаменов) по соответствующим направлениям подготовки;
- приказ от 11.05.2021 № 4740/1 «Об утверждении регламента проведения государственной итоговой аттестации в 2021 году», которым определены основные требования процедуры и организационно-технических условий проведения ГИА, в зависимости от формата.
Требования проведения ГИА в традиционном аудиторном формате предусмотрены главой 9 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете и дополнительной регламентации не требуют.
Для помощи всем участникам при проведении государственных экзаменов и защит ВКР с применением ИКТ или в смешанном формате специальной рабочей группой, включающей преподавателей и представителей различных управлений СПбГУ, на основе локальных нормативных актов СПбГУ и упомянутого выше регламента были разработаны инструкции с учетом особенностей процедур и направлений (письменных или устных экзаменов, для удаленных или смешанных условий проведения и т. д.). Участникам ГИА (студентам, председателям и членам ГЭК, координаторам) инструкции по проведению ГИА были адресно разосланы.
До начала проведения государственной итоговой аттестации первым проректором по УМР с участием членов рабочей группы по разработке регламента ГИА, начальников управлений было проведено установочное совещание с руководителями учебно-научных подразделений, а также отдельное совещание / вебинар с координаторами ГЭК. В ходе этих совещаний были даны разъяснения по процедуре ГИА и давались ответы на все возникшие вопросы по регламенту.
На этапе подготовки ГИА и проработки регламента в ходе первых тестирований предложенных сценариев удаленного проведения экзаменов и защит были зафиксированы различные технические условия, которые помогли выявить многообразие особенностей, с которыми могут столкнуться обучающиеся и члены ГЭК, и принять соответствующие решения с целью усовершенствования разработанных документов. В процедурах учтено обязательное обеспечение требований устойчивости, контролируемости, независимости и доступности систем для всех участников.
С целью проверки возможностей прохождения аттестации, адаптации к работе с использованием ИКТ, а также решения организационных вопросов для обучающихся были организованы тестовые сессии подключения к системе прокторинга (используемой при удаленном проведении письменных компьютерных государственных экзаменов) и круглосуточный доступ в специальную службу ServiceDesk для получения консультаций и индивидуальной настройки оборудования. Также в процессе итоговой аттестации обеспечивается постоянное консультационное сопровождение координаторов ГИА в MS Teams.
В период с 17 по 27 мая прошли защиты ВКР у 528 обучающихся бакалавриата и магистратуры:
Направление | Бакалавриат | Магистратура | Общий итог |
Журналистика и массовые коммуникации | 90 | 46 | 136 |
Науки о Земле | 18 | 60 | 78 |
История | - | 15 | 15 |
Математика и механика | 37 | 16 | 53 |
Процессы управления | - | 44 | 44 |
Социология | - | 9 | 9 |
Философия | 28 | - | 28 |
Экономика | 47 | 118 | 165 |
Общий итог | 220 | 308 | 528 |
За время проведения защит ВКР прошли заседания 68 государственных экзаменационных комиссий (ГЭК):
Направление | Количество ГЭК |
Журналистика и массовые коммуникации | 14 |
Науки о Земле | 14 |
История | 2 |
Математика и механика | 10 |
Процессы управления | 7 |
Социология | 1 |
Философия | 4 |
Экономика | 16 |
Всего | 68 |
Из 528 защитивших ВКР получили оценки «отлично» — 360 человек (68,2 %), «хорошо» — 137 человек (25,9 %), «удовлетворительно» — 30 человек (5,7 %), неудовлетворительная оценка одна (0,2 %):
Направление | Неудовлетворительно | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | Общий итог | ||||
Бакалавриат | Магистратура | Бакалавриат | Магистратура | Бакалавриат | Магистратура | Бакалавриат | Магистратура | ||
Журналистика и массовые коммуникации | - | - | 8 | 5 | 19 | 18 | 63 | 23 | 136 |
Науки о Земле | - | - | 3 | 3 | 2 | 12 | 13 | 45 | 78 |
История | - | 1 | - | 1 | - | 3 | - | 10 | 15 |
Математика и механика | - | - | 1 | - | 5 | 2 | 31 | 14 | 53 |
Процессы управления | - | - | - | 3 | - | 7 | - | 34 | 44 |
Социология | - | - | - | - | - | 4 | - | 5 | 9 |
Философия | - | - | 1 | - | 6 | - | 21 | - | 28 |
Экономика | - | - | 2 | 3 | 19 | 40 | 26 | 75 | 165 |
1 | 30 | 137 | 360 | 528 |
За период с 17 по 27 мая прошли государственные экзамены у обучающихся:
- бакалавриата по направлениям «Экономика», «Юриспруденция», «Международные отношения», «Психология», «Свободные искусства и науки»
- магистратуры по направлениям «Политология», «География», «Психология», «Юриспруденция»
От обучающихся поступило 32 заявления в апелляционные комиссии по результатам сдачи государственных экзаменов: 4 — от обучающихся в бакалавриате по направлению «Экономика», 2 — от обучающихся бакалавриата по направлению «Международные отношения», 18 — от обучающихся магистратуры по направлению «Юриспруденция» и 8 — от обучающихся по направлению «Психология». Апелляции находятся на рассмотрении.
Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. Обсуждались вопросы организации проведения промежуточной и итоговой аттестации, организации учебного процесса в конце мая.
В ходе встречи декана факультета социологии со студенческим советом студенты сообщили, что в расписании не указаны даты проведения итогового тестирования по онлайн-курсам «Цифровая культура» (первый курс) и «Основы противодействия коррупции и экстремизму» (второй курс). Декан ответил, что расписание проведения итогового тестирования будет доведено до сведения обучающихся 27.05.2021. Зачеты назначены и опубликованы в Электронном расписании: «Цифровая культура» — 10 и 18 июня, «Основы противодействия коррупции и экстремизму» — 11 и 22 июня.
Декан также указал на санитарно-профилактические меры при проведении защит ВКР в смешанном формате:
- обучающиеся, участвующие в аудиторной защите ВКР, разделены на группы численностью не более десяти человек (соответственно, численность студентов, находящихся в аудитории во время защиты, не должна быть более десяти человек)
- для проведения защит ВКР определены самые большие аудитории — № 304 и № 329, в один из дней — дополнительно аудитория № 324 (их размеры дают возможность обеспечить необходимую социальную дистанцию)
- все участники процедуры защиты (обучающиеся, члены ГЭК) обязаны соблюдать масочный режим
- контроль за соблюдением санитарно-профилактических правил осуществляют сотрудники учебного отдела
На встрече директора Института философии со студенческим советом обучающихся прозвучал вопрос о решении технических проблем, возникающих с загрузкой курсовых работ в систему Blackboard. Дано разъяснение, что преподаватели создают соответствующий «курс» в системе Blackboard, доступный академической группе, в нем есть опция по загрузке файлов. Узнать фамилию и контакты ответственного преподавателя по каждому направлению и курсу можно у сотрудников учебного отдела.
В ходе встречи исполняющего обязанности декана филологического факультета с председателем студсовета факультета и обучающимися четвертого курса бакалавриата обсуждался вопрос о зачете по дисциплине в формате онлайн-курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением системы прокторинга. Обучающиеся письменно обратились с вопросом о результатах зачета к начальнику Учебного управления Н. Г. Бойко.
В связи с этим и другими обращениями проведена проверка. Установлено, что при проведении итогового тестирования по результатам освоения онлайн-курса «Основы безопасности жизнедеятельности» участились случаи выставления отрицательного заключения прокторинга. Проведен анализ ситуации с целью выявления причин. Выяснилось, что на записях процедуры итогового тестирования видны систематические уводы взгляда (зачастую на смартфон, где содержатся ответы на вопросы, ранее скопированные студентами).
Авторским коллективом преподавателей под руководством И. В. Свитнева был обновлен банк вопросов итогового теста по онлайн-курсу. Подготовленные задания соответствуют тематикам, включенным в онлайн-курс в ходе обучения по дисциплине, в том числе в дополнительные учебные материалы онлайн-курса. Дополнительно по результатам обращений И. В. Свитнев провел консультацию для студентов-филологов, где были даны ответы на вопросы по материалам онлайн-курса.
Подобные вопросы уже обсуждались на предыдущем ректорском совещании 17.05.2021 (Материалы ректорского совещания от 17.05.2021). Еще раз напомнили, что система идентификации обучающегося и мониторинга процедуры проведения итогового теста (прокторинга) направлена именно на предотвращение злоупотребления со стороны обучающихся возможностями списывания, которые возникают при онлайн-формате зачета и нахождении сдающего вне контролируемых аудиторий Университета.
При проводимой профессиональными прокторами оценке видеозаписей проведения тестирования на онлайн-курсах (в рамках оказания СПбГУ соответствующей услуги) выявленные факты нарушения требований являются основанием для выставления отрицательного статуса прокторинга. При проведении проверки видеозаписи тестирования проктор отслеживает зафиксированную протоколом процедуру и оценивает по комплексу действия обучающегося, которые могут свидетельствовать о списывании.
При наличии технических проблем обучающиеся могут оперативно обратиться на электронную почту технической поддержки: support.online@spbu.ru. Кроме того, в случае проблем с наличием оборудования или сбоев, связанных с прохождением зачета по любому онлайн-курсу, включенному в учебный план, обучающиеся могут обратиться к сотрудникам учебного отдела по своему направлению подготовки, чтобы пройти промежуточную аттестацию в оснащенных компьютерами аудиториях СПбГУ.
10. Об обращении обучающейся СПбГУ
Обучающаяся СПбГУ обратилась с жалобой на преподавателей, а также высказала свои претензии по поводу качества магистерской программы. На основании обращения студентки заместитель ректора по безопасности Е. П. Шарыгина направила соответствующее обращение в правоохранительные органы. Проводится и внутренняя проверка по жалобе студентки.
11. Формат церемонии вручения дипломов выпускникам — комбинированный
Церемонии вручения дипломов в 2021 году будут проходить в комбинированном формате в Актовом зале здания Двенадцати коллегий с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При проведении торжественной церемонии вручения дипломов будет организовано украшение зала, смонтировано необходимое световое оборудование, проведена профессиональная разноракурсовая видеосъемка и видеотрансляция на портале СПбГУ, а также предоставлена возможность для фотографирования выпускников на открытом воздухе. Мантии и шапочки-конфедератки не будут использоваться в связи с санитарно-эпидемиологическими ограничениями. В один день планируется проводить церемонию вручения дипломов только выпускникам одного направления обучения.
Решение о количестве выпускников, которые смогут очно принять участие в торжественной церемонии, будет приниматься исходя из текущей эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге и действующих ограничений по количеству участников массовых мероприятий, в том числе в соответствии с предписаниями территориального Роспотребнадзора и региональных властей.
При благоприятном развитии эпидемиологической ситуации выпускные церемонии будут состоять из двух частей. В первой части будет организовано вручение дипломов выпускникам-отличникам при участии директоров институтов и деканов факультетов (или уполномоченных ими лиц), ограниченного числа приглашенных преподавателей и почетных гостей. Церемония будет транслироваться на портале СПбГУ для просмотра всеми желающими. В ходе второй части будет осуществлена выдача дипломов зарегистрировавшимся на церемонию выпускникам по заранее установленному графику. Выпускники без сопровождающих лиц по очереди проходят в Актовый зал, получают диплом от директора института, декана факультета или уполномоченных ими лиц и будут иметь возможность на сцене сфотографироваться с дипломом.
Студенты, которые не имеют возможности прийти на церемонию, смогут посмотреть трансляцию на портале СПбГУ и получить свой диплом у сотрудников учебного отдела позднее.
При неблагоприятном развитии эпидемиологической ситуации в первой части церемонии в Актовом зале будет организовано в дистанционном формате с использованием информационно-телекоммуникационных технологий выступление деканов факультетов, директоров институтов или уполномоченных ими лиц с видеотрансляцией на портале СПбГУ. После торжественных речей и напутственных слов начинается вторая часть церемонии: поочередная выдача дипломов зарегистрировавшимся на церемонию выпускникам в Актовом зале по заранее установленному графику.
Итоговые сценарии церемоний для каждого направления обучения будут составлены с учетом традиций, сложившихся в учебных коллективах. Информация будет своевременно доведена до сведения выпускников 2021 года и размещена на портале Университета.
12. О программе «Приоритет-2030»
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2021 года № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» утверждены:
- правила проведения отбора университетов для оказания поддержки программ их развития в рамках реализации программы «Приоритет-2030»
- правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития университетов
Грант включает:
а) базовую часть на увеличение вклада университета в социально-экономическое развитие субъектов РФ и реализацию новых творческих, социально-гуманитарных проектов; минимальный размер базовой части гранта — 100 млн рублей в год; предельный размер ежегодно устанавливается комиссией
б) специальную часть:
- на развитие университетов, обеспечивающих проведение прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок
- на развитие университетов, обеспечивающих социально-экономическое развитие территорий, укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и реальной сферы
Отбор вузов для предоставления одной из специальных частей гранта проводится по двум направлениям:
- исследовательское лидерство — проведение прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции, наращивание кадрового потенциала
- территориальное и / или отраслевое лидерство — социально-экономическое развитие территорий
Программа «Приоритет 2030» ориентирована на масштабную поддержку отраслевых и региональных вузов, программы развития которых должны быть направлены на достижение национальных целей развития РФ на период до 2030 года, сбалансированное пространственное развитие страны, обеспечение качественного высшего образования в регионах. Направление заявки от СПбГУ на участие в конкурсном отборе в качестве претендента на получение гранта не планируется.
Вместе с тем (согласно п. 6 правил предоставления грантов) университеты как получатели грантов вправе в последующем предоставлять указанные средства иным юридическим лицам — участникам консорциума, сформированного в соответствии с п. 7 правил проведения отбора. В настоящее время ведется обсуждение вхождения в консорциумы, головной организацией которых являются региональные партнеры, с целью участия СПбГУ в программе «Приоритет-2030».
СПбГУ имеет опыт формирования и успешной реализации собственных программ развития, программ сетевого сотрудничества, а также реализует проект по созданию научно-образовательного кластера «Менделеев» в целях создания сетевого партнерства с вузами из других регионов, благодаря которому вузы-партнеры могут воспользоваться материально-технической высокотехнологической базой и интеллектуальным потенциалом нашего Университета в том числе для повышения качества собственных научных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров для своего региона.
СПбГУ как координатор научно-образовательного кластера «Менделеев» осуществляет методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности программы, участникам кластера предоставляется доступ к уникальным кадровым и материально-техническом ресурсам СПбГУ на условиях партнерских соглашений.
13. Обращения участников конкурсного отбора на должности НПР
Были рассмотрены обращения участников конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников (о переносе рассмотрения вопроса на заседание Ученого совета СПбГУ, о сроке трудового договора, о заключении соглашения о научном сотрудничестве).
От одного из участников конкурсного отбора на должность доцента поступило заявление о переносе принятия окончательного решения о победителе конкурса на заседание Ученого совета СПбГУ. Вместе с тем заявление было написано после проведения заседания ученого совета факультета математики и компьютерных наук, на котором уже было принято решение о победителе. Понятно, что удовлетворение поданного заявления ведет не просто к изменению процедуры, что допустимо по Положению о порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ, а к отмене принятого на законных основаниях решения ученого совета факультета, что недопустимо (О переносе голосования по конкурсу на замещение должности ППС на заседание Ученого совета СПбГУ).
В Виртуальную приемную поступило обращение от победителя конкурса на должность профессора. В нем содержится вопрос о причинах заключения с ним дополнительного соглашения к трудовому договору на один год. Разъяснялось, что срок трудового договора определяется исходя из результатов выполнения условий предыдущего договора. При прохождении конкурса в 2019 году с преподавателем был заключен договор на два года. Вместе с тем анализ выполнения работником обязательств показал, что вместо четырех статей, проиндексированных в базах WoS CC и Scopus, опубликовано только три. Поэтому срок вновь заключаемого трудового договора сокращен на один год.
Зарегистрировано письмо одного из профессоров-историков, участника альтернативного конкурса на должность профессора, в котором автор, опираясь на результат голосования на заседании квалификационной кадровой комиссии, единогласно не рекомендовавшей его к избранию, а также на результат рассмотрения на заседании ученого совета Института истории (за кандидатуру — 1, против — 12) делает вывод о бесперспективности получения необходимого для избрания числа голосов на заседании Ученого совета СПбГУ. Вместе с тем, если Ученый совет примет решение не в пользу заявителя и с ним 30.06.2021 будут прекращены трудовые отношения, то (с учетом его публикационной активности, а также его работы над книгой о репрессированных историках ЛГУ) можно рассмотреть вопрос о заключении соглашения о научном сотрудничестве, предусматривающем при определенных обязательствах со стороны профессора оставить для него возможность посещать библиотеку, сохранить доступ к электронным ресурсам и т. д. (Куда уходят с должностей научно-педагогических работников?).
14. Об исчезновении обучающегося
20 мая к коменданту одного из общежитий обратились студенты, которые выразили обеспокоенность в связи с тем, что их знакомый ранним утром покинул общежитие и перестал выходить на связь. На место были незамедлительно вызваны сотрудники ОМВД России по Петродворцовому району г. Санкт-Петербурга. К сожалению, до настоящего времени информации о местонахождении обучающегося нет.