Материалы ректорского совещания
Лауреат кинопремии «Ника» — доцент СПбГУ Александр Загоскин
Доцент кафедры мастерства художника кино и телевидения СПбГУ Александр Загоскин, заслуженный художник РФ, стал лауреатом кинематографической премии «Ника» в номинации «Лучшая работа художника. 2020 год» за работу художника-постановщика фильма «Серебряные коньки» (Доцент СПбГУ Александр Загоскин стал лауреатом кинопремии «Ника»). Александр Загоскин — член Союза художников и Союза кинематографистов, лауреат премий «Золотой орел» и «ТЭФИ».
На совещании было отмечено, что в работе над фильмом «Серебряные коньки» под руководством доцента А. А. Загоскина принимали участие выпускницы кафедры мастерства художника кино и телевидения СПбГУ Нина и Анна Кудрявцевы. В марте в Университете была проведена открытая встреча Александра Загоскина со студентами СПбГУ, на которой мастер рассказал о секретах художественного воплощения фильма «Серебряные коньки». Профессор И. Г. Уралов предложил организовать мастер-класс доцента А. А. Загоскина для студентов Университета.
Заседание Попечительского совета СПбГУ
26 апреля состоялось заседание Попечительского совета СПбГУ под руководством председателя совета Д. А. Медведева. Обсуждался вопрос о территории развития СПбГУ и научно-технологической долине (Видеозапись). Выступали ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов.
На ректорском совещании была отмечена успешная деятельность рабочих групп «Наука», «Образование» и др. Было представлено 1091 предложение универсантов по проекту территории развития СПбГУ, более 70 % этих предложений было учтено в ходе работы над проектом. Проектные работы будут завершены к концу 2021 года.
Соглашение о сотрудничестве между СПбГУ и Сбербанком
Уже сообщалось, что в ходе визита в СПбГУ президента, председателя правления Сбербанка Г. О. Грефа СПбГУ и Сбербанк заключили соглашение о сотрудничестве для совместной реализации образовательных, научных и просветительских проектов (Материалы ректорского совещания от 26.04.2021). В связи с вопросами универсантов, почему руководство СПбГУ предложило Сбербанку для поддержки проекты конкретных ученых и преподавателей, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев рассказал о том, как в течение почти полугода шла подготовка проекта соглашения. Еще в 2020 году по запросу Сбербанка была представлена полная информация о научной, образовательной, экспертной деятельности СПбГУ. После этого рабочая группа сотрудников Сбера отбирала проекты, которые Сбербанк готов поддержать, в том числе совместная образовательная программа в области педагогики для развития персонального подхода к обучению школьников, совместные инициативы в области искусственного интеллекта и когнитивных исследований, помощь в восстановлении Ботанического сада СПбГУ.
Утверждена Программа развития СПбГУ до 2030 года
26 апреля вышло распоряжение Правительства РФ № 1069-р об утверждении Программы развития СПбГУ до 2030 года. На ее реализацию в бюджете РФ на этот год выделено 1,3 млрд рублей. Эти средства лежат на счетах СПбГУ еще с середины декабря 2020 года, но они не могли расходоваться до утверждения программы развития университета.
Как известно, 10 июня 2020 года в аппарате Правительства РФ прошло совещание с руководителями подведомственных Правительству РФ учреждений, на котором ставилась в пример Высшая школа экономики, уже подготовившая к тому времени проект собственной программы развития. В этой связи протоколом указанного совещания № ОК-П8-10пр правительственным учреждениям предписывалось до 20 сентября 2020 года разработать программы развития, учитывающие обновленные национальные цели развития Российской Федерации (Материалы ректорского совещания от 15.06.2020).
31 августа 2020 года на заседании Ученого совета СПбГУ был заслушан отчет о выполнении Программы развития СПбГУ до 2020 года и представлен проект новой Программы развития СПбГУ на 2021–2030 годы (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 31.08.2020). Проект неоднократно обсуждался на различных университетских площадках, от универсантов поступило более 100 конструктивных предложений по его совершенствованию. После рассмотрения проекта на заседании Ученого совета СПбГУ в установленном порядке он был направлен на согласование в Минфин России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Российскую академию наук и дополнительно — в Минздрав России. После прохождения всех ведомственных согласований Минобрнауки России внесло проект Программы развития СПбГУ до 2030 года на утверждение Правительству РФ.
Университет проделал огромную работу по подготовке проекта Программы развития, в которую были вовлечены все его сотрудники. У каждого была возможность внести свои предложения. Теперь у универсантов появилась возможность обеспечить выполнение в 2021 году утвержденных Правительством РФ индикаторов новой Программы развития СПбГУ на 2021–2030 годы.
Пока СПбГУ — единственный из вузов, подведомственных правительству, чья программа развития утверждена Правительством РФ; ни МГУ, ни РАНХиГС, ни ВШЭ еще не имеют собственных согласованных программ.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедший период в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 53 обращения от студентов и преподавателей (в том числе 20 вопросов учебно-методического характера), 31 обращение поступило на электронную почту проректора.
Обращения на различные темы: о формате проведения зачета, об отчислении, о формате проведения государственной итоговой аттестации (ГИА), о графике обучения в период с 1 по 10 мая, о возможности изменения темы выпускной квалификационной работы (ВКР) и НИР, о процедуре перевода и восстановления, об оформлении академического отпуска, о проведении зачета по элективной дисциплине «Английский язык», об информации, содержащейся в дипломе о профессиональной переподготовке, о перезачете дисциплин, о техническом сбое при написании экзамена, об онлайн-курсе по БЖД, о формате проведения ГИА по направлениям «Филология» и «Лингвистика», о проведении зачета с прокторингом, о проведении защиты ВКР по направлению «Журналистика» и шесть обращений о несогласии с результатами зачета по элективной дисциплине «Арбитражный процесс. Практикум».
На все заявления обучающихся своевременно подготовлены ответы должностных лиц, руководителей различных служб Университета и руководителей учебно-научных подразделений.
По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения. Было отмечено, что к первому проректору по учебной и методической работе обратилась группа обучающихся магистратуры по направлению «Журналистика» с просьбой о проведении защиты выпускной квалификационной работы в аудиторном формате с соблюдением необходимых противоэпидемических норм. При этом заявителями была отмечена необходимость организации процедуры защиты ВКР с применением средств видео-конференц-связи (ВКС) для иностранных обучающихся из Китая, Узбекистана и других стран — при сохранении проблем с въездом на территорию России обучающимся из этих государств.
Ответ заявителям дан на основании предложений директора Института ВШЖиМК А. С. Пую. В связи с необходимостью соблюдения противоэпидемических мер учебный процесс для обучающихся по направлению «Журналистика» в текущем весеннем семестре 2020/21 учебного года был организован с применением информационно-коммуникационных технологий. Соответственно, в том же формате организуется проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации по направлению «Журналистика». При этом всем обучающимся для участия в ГИА будет предоставлена возможность использования компьютерного оборудования в оснащенных аудиториях СПбГУ.
От семи обучающихся магистратуры по направлению «Юриспруденция» поступили обращения по результатам проведенного экзаменационной комиссией зачета по элективной дисциплине «Арбитражный процесс. Практикум». Обучающиеся посчитали, что преподавателями была нарушена методика оценивания и процедура проведения промежуточной аттестации. В объяснениях преподавателей — членов комиссии содержится развернутая аргументация правильности оценивания работ обучающихся в соответствии с методикой. Позиция преподавателей заслуживает поддержки. По результатам проведенной проверки процедурных нарушений также не выявлено. В самое ближайшее время всем обратившимся обучающимся будут направлены ответы.
Получена жалоба от обучающейся по направлению «Экономика» с просьбой провести проверку возможных нарушений при проведении пересдачи по предмету «Экономика предприятия». Проверка организована, председателю экзаменационной комиссии направлен запрос о представлении разъяснений.
Группа обучающихся по направлению «Филология» обратилась с просьбой о проведении занятий и промежуточной аттестации с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Первый заместитель декана филологического факультета В. П. Казаков предложил просьбу обучающихся удовлетворить. Принятое решение будет отражено в расписании группы, а заявителям дан соответствующий ответ.
Традиционно в период сессии от обучающихся поступают обращения с вопросами о прохождении аттестации по дисциплинам, которые реализуются в формате онлайн-курсов. Самые распространенные из них:
- установление причин выставления отрицательного прокторинга
- проблемы доступа к итоговому тестированию
- проблемы с используемым оборудованием при подключении (не подключается камера, отсутствует видео и т. п.)
- наличие сбоев непосредственно в процессе тестирования (например, внезапное прекращение экзамена) и т. п.
Причины этих обращений зачастую связаны с наличием технических проблем, появившихся из-за медленного интернет-соединения, невыполнения обучающимися минимальных технических требований, предъявляемых платформой «Экзамус», или нарушением процедуры прохождения тестирования самим обучающимся.
Отдельные сложности при прохождении итогового тестирования есть у иностранных студентов, находящихся в КНР, в связи с наличием системы фильтрации содержимого Интернета в Китае.
Сотрудники Центра развития электронных образовательных ресурсов (ЦРЭОР) СПбГУ осуществляют техническую поддержку обучающихся по электронной почте support.online@spbu.ru, на которой организовано дежурство. Также сотрудники ЦРЭОР СПбГУ в индивидуальном порядке помогают решать проблемы с техподдержкой платформы «Открытое образование» и системы «Экзамус». За день на адрес технической поддержки ЦРЭОР может поступать до 300 писем (при большом количестве проходящих в один день тестирований), по которым оперативно даются ответы.
На ректорском совещании в очередной раз обращалось внимание обучающихся на инструкции о прохождении аттестации по онлайн-курсам, которые предварительно рассылаются и которым необходимо следовать, напоминалось о необходимости выполнять требования платформы и системы прокторинга.
Так, информация по настройке и оборудованию рабочего места, содержащая минимальные технические требования к компьютерному оборудованию и требования к помещению (уровень освещенности, отсутствие посторонних предметов и т. п.), направляется обучающимся заранее, не менее чем за день до прохождения итогового тестирования по онлайн-курсу. Также непосредственно перед началом аттестации по онлайн-курсу обучающийся на стартовой странице должен ознакомиться и согласиться с правилами прохождения итогового теста с использованием системы прокторинга «Экзамус», что подтверждается нажатием соответствующей кнопки. Правила прохождения тестирования с использованием прокторинга «Экзамус» также размещены на платформе «Открытое образование» и доступны обучающемуся с момента начала обучения на курсе.
Таким образом, обучающийся обязан ознакомиться с правилами прохождения итоговой аттестации по онлайн-курсу с использованием прокторинга «Экзамус», а также может заблаговременно проверить исправность оборудования и заранее провести тестовое подключение в целях минимизации технических сбоев в процессе прохождения итогового теста.
По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, обучение проходит в обычном режиме, согласно расписанию — с применением информационно-коммуникационных технологий и в смешанном формате. Возникающие проблемы решаются в установленном порядке.
От студентов-международников выпускных курсов вновь поступали обращения об отмене госэкзаменов. Развернутый ответ о том, что в настоящее время нет оснований для отмены государственных экзаменов, уже дан и размещен в Виртуальной приемной СПбГУ. Вместе с тем опасения студентов стали предметом тщательного анализа и обсуждения на совещаниях декана факультета с заведующими кафедрами, на встречах со студентами-выпускниками и активом студсовета 26 и 28 апреля. В общей сложности в этих встречах приняли участие более 150 студентов.
Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. Обсуждались вопросы о проведении государственных экзаменов, о мерах, которые будут приняты для подготовки студентов выпускных курсов к госэкзаменам, о проведении выставки работ обучающихся, об организации питания, а также предложения об увеличении количества занятий, проводимых в аудиторном формате. Некоторые руководители учебно-научных подразделений встречи со студсоветами за прошедшую неделю не проводили.
Онлайн-школа СПбГУ
С 2018 года СПбГУ реализует уникальный образовательный проект «Онлайн-школа», в рамках которого иностранные школьники на безвозмездной основе дистанционно обучаются по программам российской школы. Идея реализации проекта возникла в связи с ограничением возможности получения образования на русском языке в странах Балтии. В первый учебный год занятия проводились для 70 школьников 11–12 классов из Риги, Даугавпилса, Резекне, Юрмалы (Латвийская республика). Занятия проводились по трем предметам: русскому языку, литературе, истории России.
В 2019/20 учебном году, помимо Латвии, занятия проводились в Эстонии, Казахстане, Испании. В том учебном году количество слушателей онлайн-школы СПбГУ увеличилось до 150 человек.
В 2020/21 учебном году СПбГУ проводит занятия также для школьников 6–12 классов. География проекта расширена до шести стран (Латвия, Эстония, Испания, Киргизия Казахстан и Узбекистан), а количество слушателей увеличилось до 1400 человек (по сравнению с 2018 годом показатель вырос в 20 раз: Более 1000 зарубежных школьников начали обучение в рамках проекта «Онлайн-школа СПбГУ»). Также была расширена линейка предметов обучения, и сейчас она включает девять предметов: обществознание, биология, физика, география, история, русский язык, литература, математика, химия.
Занятия, как и в предыдущие годы, проводятся с октября по май каждую субботу. Последнее занятие курса в этом году запланировано на 29 мая. Записи всех уроков в рамках проекта находятся в общем доступе и размещаются на специальном Youtube-канале (Презентация).
Этот проект реализуется силами работников Центра языкового тестирования с привлечением преподавателей СПбГУ, работающих с нашими гимназистами из Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева. Финансовое обеспечение проекта осуществляется за счет средств СПбГУ, заработанных в рамках проведения языкового тестирования.
Кадровый конкурс для сопровождения международного центра мирового уровня
Для сопровождения проекта «Центр мирового уровня — Международный математический институт имени Л. Эйлера» (Материалы ректорского совещания от 09.09.2019) в СПбГУ в ближайшее время будет объявлен кадровый конкурс с целью подбора специалиста Управления научных исследований. На совещании обращалось внимание на основные требования к кандидату: доброжелательность, обучаемость, правильное целеполагание, нацеленность на достижение результата. В состав конкурсной комиссии для рассмотрения кандидатур на замещение указанной должности в случае наличия желания будет включен представитель коллектива Международного математического института имени Л. Эйлера.
Доступность портала СПбГУ для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статьей 29 Федерального закона «Об образовании в РФ» установлено, что образовательная организация формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о ее деятельности. Одним из таких ресурсов является сайт Санкт-Петербургского университета (spbu.ru). Помимо Федерального закона «Об образовании в РФ», структура обязательной к размещению информации изложена в приказе Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 и в методических рекомендациях. В числе прочих в них прописано обязательное требование о наличии на сайте версии для слабовидящих.
Сайт СПбГУ имеет версию для слабовидящих, которая доступна при нажатии одноименной кнопки внизу страницы. В ней предусмотрено изменение размера шрифта, цвета фона, а также интервала между буквами.
В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ была проведена работа по анализу доступности современной цифровой образовательной среды (ЦОС) для лиц с ограниченными возможностями здоровья. По итогам этого анализа в 2020 году были разработаны и направлены рекомендации, одна из которых — о необходимости адаптировать сайт Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и разместить на нем информацию о наличии доступного для лиц с ОВЗ оборудования.
В апреле сайт Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ переведен на корпоративный шаблон, в котором доступна версия для слабовидящих, а также опубликована необходимая информация для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эта информация также содержится в подразделе «Доступная среда» на сайте СПбГУ.