Материалы ректорского совещания

№ 359
от 24.09.2018

Повестка совещания

    Совершенствование порядка аккредитации и лицензирования

    В мае состоялось совместное заседание Ассоциации ведущих университетов России и Ассоциации глобальных университетов. Обсуждались вопросы организации лицензирования, аккредитации высших учебных заведений, совершенствования системы контроля и оценки качества высшего образования в России (Материалы ректорского совещания от 14.05.2018). Участниками совещания было принято решение обратиться к президенту РФ В. В. Путину с предложениями по совершенствованию организации этой работы (Песков узнал об обращении 50 российских вузов к Путину из СМИ, Университеты хотят новых оценок, Ректоры пытаются сдержать каток аккредитации, Вузы выступили против Рособрнадзора). Теперь по поручению президента РФ распоряжением руководителя Рособрнадзора от 12.09.2018 № 1350-06 создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию системы государственной регламентации образовательной деятельности. В состав комиссии включен и ректор СПбГУ Н. М. Кропачев (Распоряжение). Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по совершенствованию системы контроля и оценки качества образования в РФ.

    О противодействии коррупции

    Для обеспечения выполнения Национального плана противодействия коррупции во всех вузах страны утверждены планы антикоррупционных мероприятий. В СПбГУ такой план утвержден приказом № 8303/1 от 22.08.2018. Директорам и деканам поручено направлять предложения и замечания для дальнейшего совершенствования работы в этом направлении.

    Во многом содержание нашего плана определяется тем, что Университет является мощным научным центром, способным к тщательному исследованию такого явления, как коррупция с научной точки зрения. Юристы, экономисты, социологи, психологи, политологи, представители других научных специальностей могут приложить свои усилия в этом направлении.

    На совещании вспомнили примеры бесхозяйственности, граничащей с коррупцией, широко распространенные в СПбГУ в 1990-е — в начале 2000-х годов. Тем, кто работал в Университете в эти годы, они хорошо известны. Достаточно упомянуть:

    Наверное, не случайно в 2006 году декан экономического факультета И. П. Бойко предложил ректору Университета срочно принять меры по предупреждению крупных хищений в СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 09.07.2012). Надежды предупредить некрупные хищения, видимо, не было.

    Эффективным инструментом противодействия коррупции была и остается гласность — политика открытости Университета. Уже многие годы детальная информация обо всех вышеуказанных нарушениях публикуется на портале Университета. В условиях, когда значительная часть университетского сообщества обновляется ежегодно, у всех должна быть возможность убедиться, что мы не просто не забыли об ошибках прошлого, но и предприняли и продолжаем принимать меры для того, чтобы не допускать подобного впредь.

    За последние годы в СПбГУ удалось выстроить систему, значительно затрудняющую использование служебных полномочий в личных корыстных интересах. Этому во многом способствовала политика последовательного разделения академических и финансово-хозяйственных полномочий на всех уровнях управления. Введен общественный контроль в сфере закупок, открыта рубрика на портале СПбГУ «Прошу нарушить правила!», работает Виртуальная приемная и многое другое. В действующим плане антикоррупционных мероприятий уже учтены практически все новейшие разработки в сфере противодействия коррупции, которые нашли отражение в Национальном плане.

    Во многом это объясняется тем, что еще в сентябре 2017 года на основе университетского опыта были подготовлены и направлены в правительство РФ предложения СПбГУ к проекту нового Национального плана — все предложенные в них мероприятия были приняты и вошли в итоговый документ. В частности в утвержденном Национальном плане нашли свое отражение следующие предложения Университета:

    • об организации и проведении общероссийских конкурсов социальной рекламы и иных материалов информационно-пропагандистского и просветительского характера о вреде коррупции
    • об организации регулярных социологических исследований среди всех социальных групп населения на тему «Проблемы коррупции в массовом сознании граждан России»
    • о проведении с участием Генеральной прокуратуры РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Счетной палаты РФ научных междисциплинарных исследований законодательства РФ о противодействии коррупции и практики его применения в части природы коррупции и форм ее проявления, содержания конфликта интересов и мер по его предупреждению, влияния этических и нравственных норм на соблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях проведения борьбы с коррупцией, анализа международного опыта борьбы с коррупцией

    Кроме того, еще в 2016 году в Университете по собственной инициативе реализовали более высокие стандарты в сфере противодействия коррупции — в сравнении с ранее установленными на уровне государства в качестве обязательных. Например, можно назвать расширение за счет собственного дополнительного списка СПбГУ круга подконтрольных в части доходов и расходов должностных лиц, обязанных представлять соответствующие сведения.

    В целях усиления контроля и предупреждения коррупционных проявлений при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности приказами от 09.03.2017 № 1972/1 «Об организации работы по согласованию и подписанию документов на закупку товаров, работ и услуг за счет средств СПбГУ, полученных от приносящей доход деятельности» и от 09.03.2017 № 1974/1 «О приоритетных способах закупок и ответственности за определение цены» установлено, что даже в тех случаях, когда законом допускается использование неконкурентных способов отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для нужд Санкт-Петербургского государственного университета, приоритетными являются конкурентные способы проведения закупок (конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений), а закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможна только на основании специального решения руководителя контрактной службы (или подчиненного ему работника) и при наличии письменного обоснования невозможности или нецелесообразности проведения конкурентных способов закупок (как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников). При этом установлена персональная ответственность за определение способа закупки.

    В план антикоррупционных мероприятий СПбГУ внесены коррективы в части установления требования о необходимости повышения квалификации работников СПбГУ, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, а также требования об организации обучения лиц, впервые принятых на работу в СПбГУ на должности, включенные в указанный перечень должностей, — по образовательным программам в области противодействия коррупции.

    Также речь зашла о сотрудниках РЭО № 4 УГИ СПбГУ, недавно задержанных по подозрению в получении взятки. Уголовное дело было возбуждено следственными органами СК России по Санкт-Петербургу по материалам ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при активном взаимодействии с руководством Санкт-Петербургского государственного университета (В Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело о получении взятки). Всем универсантам напомнили о необходимости незамедлительно сообщать о любых нарушениях антикоррупционного законодательства.

    А также о том, что согласно действующим приказам должностные лица СПбГУ, принимающие разного рода работы у подрядчика, обязаны привлекать представителей общественности, студсоветов и профсоюза к проверке качества выполненных работ. Двое предполагаемых взяточников периодически не выполняли указанное требование, что не могло не привлечь внимание к их деятельности. К слову, сразу после их задержания один из руководителей смежной службы, который также периодически не выполнял требование приказа о привлечении представителей общественности к приемке работ, уже уволился из Университета. Однако это не означает, что результаты его работы в связи с этим не будут проверяться.

    Результаты работы мегалабораторий

    За десять лет в Университете созданы 20 исследовательских коллективов — на средства мегагрантов Правительства РФ (11) и крупных грантов СПбГУ (9). Эти мегалаборатории, созданные на конкурсной основе, работают в рамках приоритетных направлений Программы развития СПбГУ, в том числе «Биомедицина и здоровье человека» (8), «Нанотехнологии и материаловедение» (5), «Информационные системы и технологии» (3), «Экология и рациональное природопользование» (2), «Социальные исследования и технологии» (1), «Управленческие кадры и технологии» (1).

    На совещании были проанализированы результаты их работы. В этих коллективах 510 научно-педагогических работников: 374 человека — в лабораториях, открытых на средства мегагрантов правительства РФ, и 136 — в лабораториях, открытых на средства крупных грантов СПбГУ. Возрастной состав: 70 % коллективов — молодые ученые до 40 лет. Всего Университет получил 1,2 млрд рублей из федерального бюджета для создания 11 лабораторий. Примерно столько же сам Университет потратил на крупные гранты. Деньги на развитие мегалабораторий выделяются по годам. Ведется строгая отчетность по результатам и качеству исследовательской работы. Руководители лабораторий привлекли около 400 миллионов рублей внешнего финансирования (в том числе от индустриальных партнеров). Полученные средства расходовались: 64 % — на зарплату сотрудников, 27 % — на оборудование и расходные материалы, 9 % — на командировки.

    Только за 2017 год учеными, работающими в мегалабораториях, опубликовано 273 научные статьи в ведущих мировых научных журналах, из них более 100 (36 %) — в журналах первого квартиля (Q1) в соответствующих предметных областях (а в целом по Университету за тот же период доля статей в Q1 — около 20 %). Возглавляют университетские лаборатории ведущие ученые с мировым именем, их индекс Хирша: 111 — у Стивена О’Брайена (генетика, биомедицина), 101 — у Иегуды Шенфельда (медицина), 90 — у Руслана Валиева (материаловедение), 71 — у Детлефа Банеманна (химия), 67 — у Павла Певзнера (биоинформатика), 57 — у Арто Уртти (фармакология), 54 — у Евгения Чулкова (физика), 50 — у Алексея Кавокина (физика), 45 — у Елены Григоренко (когнитивные науки), 41 — у Валентина Ананикова (химия), 37 — у Юрия Чернова (биология), 34 — у Юрия Штырова (когнитивные науки), 33 — у Йорна Тиде (науки о Земле), 28 — у Николая Скрынникова (биофизика), 21 — у Фредерика ван дер Плоега (экономика), 17 — у Станислава Смирнова (математика), 16 — у Лилак Накум (менеджмент), 12 — у Дипендры Прасада (математика), 9 — у Питера Кивисто (социология), 8 — у Александра Кныша (востоковедение). Успех лабораторий объясняется тем, что они работают в сфере междисциплинарных исследований и трансфера технологий. Все тематики соответствуют трендам развития современной науки.

    В 2018 году прекращено целевое финансирование трех лабораторий (лаборатория «Транснационализм и миграционные процессы», руководитель — П. Дж. Кивисто; лаборатория «Эффективность экономики и окружающая среда», руководитель — Ф. ван дер Плоег и Центр российских многонациональных компаний и растущих рынков, руководитель — Л. Накум), руководители которых не выполнили своих обязательств перед Университетом (взятых ими по условиям конкурсов крупных грантов СПбГУ) по привлечению внешнего финансирования и по числу публикаций в научных журналах высокого уровня. Эти лаборатории продолжают работать, но теперь они финансируются на общих условиях, как и другие лаборатории СПбГУ: будут ежегодно участвовать во внешних научных конкурсах и в открытых конкурсах, которые проводит СПбГУ.

    На совещании было отмечено также, что коллективы мегалабораторий пока недостаточно интегрированы в университетскую жизнь, порой действуют автономно. Членов коллективов этих лабораторий мало приглашают для участия в научных конференциях, проводимых в СПбГУ, и они нередко проводят свои конференции тоже обособленно. Некоторые из участников совещания отметили, что научные коллективы факультетов и институтов должны быть лучше информированы о работе мегалабораторий. Было принято решение вводить членов этих коллективов в состав учебно-методических и научных комиссий, ученых советов институтов и факультетов, привлекать к работе ГЭК и к организации защит ВКР. А также приглашать их участвовать в кадровых конкурсах на должности научно-педагогических работников СПбГУ. Все эти меры должны послужить созданию единого научного и образовательного пространства Университета.

    Проверка знания локальных актов СПбГУ

    В Университете регулярно проводится тестирование научно-педагогических работников на знание законодательства Российской Федерации об образовании, а также локальных нормативных актов СПбГУ — в основном участников кадровых конкурсов (Материалы ректорского совещания от 09.07.2018).

    От директоров и деканов поступили содержательные предложения, в которых признается необходимость знания научно-педагогическими работниками основ законодательства Российской Федерации об образовании и локальных нормативных актов СПбГУ. Положительную оценку получила практика включения во все приказы по СПбГУ (в отличие от опыта издания приказов в других вузах) пункта с указанием должностного лица, которое обязано отвечать на возникшие в связи с изданием локального акта вопросы. Результаты тестирования предложено использовать, в том числе, для разработки мероприятий по повышению уровня юридической грамотности научно-педагогических работников. Само тестирование целесообразно проводить после завершения конкурсных процедур, а результат учитывать при определении срока очередной аттестации.

    О повышении эффективности трудовых договоров

    Декан юридического факультета С. А. Белов выступил с предложением: в трудовых договорах с научно-педагогическими работниками обязательства по ведению научной работы формулировать настолько конкретно, насколько это возможно и необходимо, исходя из результативности научных исследований конкретного работника. В настоящее время условия трудовых договоров предполагают проведение научных исследований с публикацией их результатов. Несколько лет назад при заключении договоров стал определяться уровень журнала, в котором должны быть опубликованы результаты (базы цитирований РИНЦ, WoS, Scopus, затем — ядро РИНЦ, WoS Core Collection, позже — квартили по этим базам данных). Однако тематика научных исследований и соответствующих публикаций, если она не определялась условиями грантов и иных конкурсов, всегда оставалась на усмотрении самих научно-педагогических работников. В то же время Университет в своей научной политике должен способствовать развитию научных исследований в тех областях, которые являются актуальными не только с точки зрения глобальных и национальных научных приоритетов, но и исходя из потребностей своего собственного развития. А это означает необходимость учета этих обстоятельств при определении тематики будущих научных исследований научно-педагогических работников.

    Разумеется, речь не идет о том, чтобы заставлять ученых, которые успешно и активно публикуются в высокорейтинговых журналах, менять тематику своих исследований. Принятие к публикации в подобных журналах само по себе свидетельствует об актуальности и востребованности их исследований. Но, к сожалению, этим могут похвастаться далеко не все научно-педагогические работники. В такой ситуации, задавая тематику исследований, Университет помогает выбрать тематику нужную и актуальную.

    Вполне естественно, что работодатель, нанимая работника, определяет общую тематику (соответствующую приоритетным направлениям образовательного и научного развития вуза), по которой работнику поручается подготовка статьи. Конкретную тему, предмет статьи и лежащего в основе такой статьи исследования научно-педагогические работники могут выбирать самостоятельно, в том числе с учетом перспективных мест публикации. Это вполне правомерно, если в обязанности работника входит научная работа.

    Памятная табличка и вандализм

    После реставрации фасада здания по адресу: 22-я линия, д. 7 памятная табличка с надписью «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» была возвращена на прежнее место (Материалы ректорского совещания от 03.09.2018). К сожалению, спустя считанные дни после завершения ремонтных работ неизвестные лица похитили памятный знак, вырвав его из стены и повредив при этом только что отремонтированный фасад здания. Расследованием инцидента занимаются правоохранительные органы.

    При этом в СМИ эпизодически появляется недостоверная информация о том, что табличку, якобы, строители замазали при ремонте или что сотрудники Университета просто решили демонтировать эту табличку. Участники ректорского совещания Т. Т. Зайнуллин, И. А. Балова, Т. В. Черниговская, С. А. Белов выразили свое возмущение подобными публикациями и призвали привлекать к ответу лиц, инициирующих распространение ложной и клеветнической информации об Университете.