Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
«Реюнион-2018»
17 февраля на новой сцене Мариинского театра (Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 34) прошла третья глобальная встреча универсантов «Реюнион-2018». В ней приняли участие 1,5 тысячи выпускников, студентов и преподавателей СПбГУ. Приветственную телеграмму участникам Реюниона-2018 направил президент РФ, выпускник Университета В. В. Путин. Перед выпускниками выступил ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. В этом году сессии Реюниона были посвящены участию выпускников в жизни Университета, новым возможностям СПбГУ, искусственному интеллекту, цифровой экономике, персонализированной медицине, развитию северных городов, новым форматам искусства, а также бизнесу, культуре и моде по-азиатски. Перед выпускниками СПбГУ и ЛГУ выступили известные ученые, бизнесмены, деятели искусства — в жизни многих из них Университет сыграл значительную роль.
В программе Реюниона особое место занимает общее собрание Ассоциации выпускников СПбГУ: на нем подводят итоги года и утверждают планы развития на следующий период. За три года Ассоциация выпускников СПбГУ объединила уже 33 тысячи универсантов из 68 стран мира (их средний возраст — 35 лет). Клубы выпускников СПбГУ сегодня работают в 18 странах мира. В лектории Ассоциации успешно прошли 23 встречи с выдающимися универсантами. Ассоциация выпускников активно развивает сотрудничество с Университетом: проводит стипендиальную программу для талантливых студентов (60 именных стипендиатов, 11 направлений подготовки), менторскую программу с участием выпускников — представителей работодателей (работают 72 пары «наставник — студент»), грантовую программу (выделено шесть первых грантов для ученых СПбГУ). Выпускники с помощью ассоциации активно помогают деятельности Университета (общая сумма поддержки за год — 58 миллионов рублей), привлечено к сотрудничеству 78 компаний-партнеров (Николай Кропачев: компетенцию выпускников ВУЗа должен определять работодатель, Ректорский прием, ответы 5, 7 и 8, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 4).
Опыт СПбГУ по экспорту образования
15 февраля в Сочи на Российском инвестиционном форуме в рамках круглого стола «Экспорт российского образования: новые вызовы и стратегия на будущее» первым проректором по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк был сделан доклад «Использование созданных в Российской Федерации условий по экспорту образования. Опыт Санкт-Петербургского государственного университета».
На совещании было охарактеризовано несколько конкурентных преимуществ СПбГУ в экспорте образования:
- диплом собственного образца, признаваемый государством
- сотрудничество с работодателями (в том числе иностранными компаниями), представители которых активно работают в советах образовательных программ, ГЭК и УМК, что позволило СПбГУ стать лучшим в России и занять 20 место в мире в рейтинге QS Graduate Employability Rankings по показателю, отражающему участие работодателей в жизни вуза
- 30 действующих сертификатов о международной аккредитации ряда образовательных программ СПбГУ
- качество и загруженность оборудования Научного парка СПбГУ, его доступность не только для ученых Университета, но и для внешних пользователей
- представительские офисы СПбГУ в Республике Корея и КНР, 58 центров в 28 странах мира — от Аргентины до Японии
- около 70 онлайн-курсов СПбГУ, представляющих программы Университета в России и за рубежом на образовательных платформах «Открытое образование», Coursera, Stepik
- междисциплинарные образовательные программы, которые привлекают иностранных студентов (например, на программе «Международная торговая система» обучаются студенты из семи стран: Канады, Индии, Ирана, Колумбии, Болгарии, Литвы, Пакистана)
- открытые научные конкурсы: за последние несколько лет в СПбГУ приехали около 400 ученых, в том числе из-за рубежа, которые активно публикуют результаты своих исследований в ведущих международных научных журналах (Победители конкурса мегагрантов)
Директорам и деканам дано поручение: направлять предложения о том, какие направления по экспорту образования следует развивать (Шекспир online, Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 8, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответ 3).
Все ли подали заявки на учебные дисциплины?
Со 2 по 26 февраля научно-педагогические работники Университета и других организаций вновь могут подать заявки на учебные дисциплины, которые они хотели бы преподавать в Университете в следующем учебном году, — на электронном сервисе самозаписи на дисциплины. По данным на 19 февраля, 835 преподавателей уже подали свои заявки, причем около 20 из них — заявки сотрудников других организаций. Самыми активными были работники коллективов факультетов иностранных языков, философского, математико-механического, филологического, ПМ-ПУ, физического. Нет заявок от стоматологов, мало заявок от медиков, менеджеров, искусствоведов, химиков. Анализ причин отсутствия заявок от работников Университета еще предстоит провести, тем более что уже в следующем году самозапись преподавателя на дисциплины будет учитываться при проведении конкурсных процедур. А этой весной учебная нагрузка преподавателей на следующий учебный год будет распределяться с учетом тех заявок, которые были поданы.
Как оказалось, при формировании заявок с помощью электронного сервиса было допущено большое количество ошибок. В связи с этим обсуждалась необходимость повышения квалификации научно-педагогических работников для работы в информационных системах СПбГУ (регистрация и постоянная проверка своих авторских профилей в базах WoS CC, Scopus и РИНЦ, пополняющийся перечень и правильное название статей в системе Pure СПбГУ, сведения о читаемых курсах в ИС «Образование» и др.). На основе этой информации, вводимой научно-педагогическими работниками самостоятельно, формируются списки представления работников на доплаты за публикационную активность, за учебную и учебно-методическую работу.
Объективная информация и справедливая конкуренция
Один из основных инструментов обеспечения справедливой конкуренции — наличие объективной и полной информации о результатах деятельности и достижениях университетских ученых (Материалы ректорского совещания от 05.02.2018). Сейчас для этого используются промышленные информационные системы, имеющие прямую связь с источниками первичной информации, в том числе с международными базами данных, индексирующими научные публикации, — как, например, система Pure СПбГУ. Именно в этих системах сегодня производится сбор и анализ информации, необходимой для принятия решений. Было отмечено, что универсанты оказываются в ситуации конкуренции с внешними претендентами и в научных конкурсах (Материалы ректорского совещания от 12.02.2018), и при формировании заявок на преподавание учебных дисциплин. И вполне вероятно, что в этой конкурентной борьбе будут побеждать работники других вузов и научных организаций, как это уже происходит в конкурсах на получение университетского финансирования на проведение научных исследований.
Сегодня многие начинают осознавать: открытость процедур и прозрачность правил исключают несправедливый доступ к ресурсам. Доступ к университетским ресурсам — научному оборудованию, электронным научным ресурсам, служебному жилью, финансированию научных исследований, командировок, участию в разработке онлайн-курсов — постепенно перестает зависеть от научной степени или звания, стажа работы, занимаемой научно-педагогической должности. В Университете все меньше возможностей читать курсы лекций по рукописным записям десятилетней давности и проводить научные исследования, результаты которых не принимаются к публикации в ведущих научных журналах. От каждого научно-педагогического работника требуется соответствовать новому уровню конкуренции и выигрывать! Необходимо регулярно подтверждать свою «историю успеха» (объемами внешнего финансирования по новым грантам, результатами исследований в международных журналах первого-второго квартилей в своей сфере знаний, положительными отзывами при анкетировании студентов и т. п.). Именно достойный уровень и качество работы ученого (а не срок его работы) являются гарантией работы в Университете, доступа к университетским ресурсам.
Некоторые научно-педагогические работники все еще обращаются к проректорам с вопросом: что делает руководство Университета, чтобы обеспечить защиту давно работающего в Университете преподавателя от конкуренции? И ответ парадоксально прост: лучшая защита — это вовсе не закрытость и безальтернативность конкурсов, а созданные в Университете возможности добиваться высоких результатов. В Университете уже привыкли, что средства на научную деятельность распределяются исключительно на конкурсной основе в соответствии с показателями ученых, подавших заявки. Распределение учебных курсов тоже будет происходить по показателям претендентов.
Директорам и деканам дано поручение: направлять предложения с формулировками возможных требований к преподавателям, претендующим на чтение общих и специальных курсов (Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответы 2 и 6, Николай Кропачев: будущее образования — в открытости и междисциплинарности, ответ 7).
В сотрудничестве с Президентской библиотекой
Совместная работа в рамках соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина продолжается по следующим направлениям.
В 2017 году на основании согласованных списков было подготовлено и направлено на оцифровку 553 издания из фондов Научной библиотеки СПбГУ (в том числе 405 печатных книг и периодических изданий и 148 литографированных изданий, представляющих собой лекции профессоров Санкт-Петербургского университета конца XIX — начала XX вв.). В настоящий момент все издания возвращены в фонд по месту хранения. По результатам этой работы из Президентской библиотеки поступили электронные копии этих документов. Университет сэкономил за год 8 миллионов 295 тысяч рублей, поскольку оцифровка этих изданий происходит за счет Президентской библиотеки.
В 2017 году было передано 342 издания из фондов Научной библиотеки СПбГУ для экспонирования на четырех тематических выставках Президентской библиотеки:
- «К 100-летию революции 1917 года в России»
- «90-летию Ленинградской области и 80-летию Вологодской области»
- «Охранять природу — значит охранять Родину»
- «"Спасающий меч революции": чекист в жизни, кино и литературе»
Подбор изданий осуществлялся на основании запросов, поступивших в СПбГУ. При экспонировании указывалось, что местом хранения документов является Научная библиотека имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Посещаемость Президентской библиотеки высока, до 492 тысяч посетителей в год. И все они могли на выставках увидеть издания из Университета.
В 2018 году продолжается работа по передаче книг из фондов Научной библиотеки СПбГУ на выставки. В настоящий момент идет подбор изданий для экспонирования на двух тематических выставках Президентской библиотеки. На основании поступивших запросов подготовлено 62 издания. Директорам и деканам было поручено направлять предложения по формированию списка изданий для оцифровки.
Единый кампус СПбГУ: новые варианты
В адрес рабочей группы, созданной губернатором Санкт-Петербурга из представителей законодательной и исполнительной городской власти и Университета для поиска вариантов размещения в Санкт-Петербурге единого кампуса СПбГУ, поступают новые предложения. Например, предложение от одного из депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга: рассмотреть территорию рядом с Пулковской обсерваторией. Каждое такое предложение вызывает необходимость сложной технической проработки и проверки, чтобы определить насколько оно удовлетворяет требованиям общей структуры единого кампуса СПбГУ, которая была разработана созданной по поручению председателя правительства РФ межведомственной рабочей группой (Ректорский прием, ответы 2 и 3, Сделать из хорошего — отличный, ответ 9–14).
Какие научные результаты будем демонстрировать?
26 февраля в рамках празднования дня рождения СПбГУ будет проведена научная конференция «Территория прорыва», демонстрирующая результаты работы коллективов Университета за прошедший год, и выставка достижений в области науки, технологий, культуры и искусства.
В связи с этим обсуждались результаты научной работы универсантов. В качестве примера реализации одного из ключевых направлений исследований в Университете «Биомедицина и здоровье человека» напомнили о разработанных специалистами СПбГУ технологиях генетической диагностики и о том, как генетики Университета в сотрудничестве с врачами Петербурга помогли конкретной семье. Такие научные события формируют позитивный имидж Университета.