Материалы ректорского совещания

№ 332
от 05.02.2018

Повестка совещания

    Какие образовательные программы предлагает СПбГУ?

    СПбГУ реализует образовательные программы всех уровней образования.

    По уровню общего образования:

    • основное общее образование (8–9 классы)
    • среднее общее образование (10–11 классы)

    по уровню профессионального образования:

    • среднее профессиональное образование
    • высшее образование первого уровня — бакалавриат
    • высшее образование второго уровня — специалитет, магистратура
    • высшее образование третьего уровня — подготовка кадров высшей квалификации (программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программы ординатуры)

    по подвидам дополнительного образования:

    • дополнительное образование детей и взрослых
    • дополнительное профессиональное образование

    Для приема в 2019 году разрабатываются новые программы по третьему уровню высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации — программы ассистентуры-стажировки.

    Основные образовательные программы (ООП) по уровням общего образования и среднего профессионального образования реализуются в Университете в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. А программы высшего образования реализуются в соответствии с самостоятельно утверждаемыми образовательными стандартами СПбГУ.

    Ежегодно портфель основных образовательных программ структурно меняется в соответствии с приоритетными направлениями в рамках Программы развития СПбГУ — в зависимости от потребностей экономики, запросов работодателей и рынка труда в целом, геополитических интересов и других факторов. Если в 2008 году в Университете было менее 200 основных образовательных программ, то в 2017/18 учебном году реализуется 398 основных образовательных программ. За этот же период почти в 20 раз выросло число дополнительных образовательных программ (теперь их более 1000). Постоянно лицензируются новые направления подготовки, за последние четыре года получены лицензии на 16 направлений.

    Основной прирост в портфеле ООП составляют программы магистратуры: например, в 2018 году открыт прием на шесть новых программ в бакалавриате и специалитете, на 50 программ — в магистратуре и на три — в аспирантуре. С 2016 года изменения в структуре портфеля ООП также связаны с прохождением профессионально-общественной аккредитации и международных аккредитаций. В ближайшее время все ООП должны пройти профессионально-общественную аккредитацию.

    Разработаны и планируются для приема 2018 года новые ООП в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»:

    • Системный анализ и прикладные компьютерные технологии (бакалавриат)
    • Социологические исследования в цифровом обществе (бакалавриат)
    • Управление бизнесом в цифровой экономике (магистратура)
    • Цифровая экономика (магистратура)
    • Биоинформатика (магистратура)
    • Цифровые технологии и системы (магистратура)
    • Фундаментальные и прикладные аспекты наноматериалов и нанотехнологий (магистратура)
    • Системный анализ и информационно-экспертные системы (магистратура)

    новые ООП инженерной направленности:

    • Системный анализ и информационно-экспертные системы (магистратура)
    • Ядерная физика и технологии (магистратура)
    • Фундаментальные и прикладные аспекты наноматериалов и нанотехнологий (магистратура);

    новые инновационные ООП:

    • Genius: педагог для талантливых школьников (магистратура)
    • Биоинформатика (магистратура).

    Объединение ресурсов Университета (На пути к единому Университету: проректоры по направлениям, Почему нет «занятий на факультете»?) позволило открывать междисциплинарные основные образовательные программы. Если в 2008 году таких программ было менее десяти, то только за последние три года открыто 34 новые междисциплинарные программы бакалавриата и магистратуры (На пути к единому Университету: проректоры по направлениям, глава «Расписание»).

    Разрабатываются новые ООП, преподаваемые на иностранных языках (полностью или частично). За последние три года произошел наибольший прирост основных образовательных программ на двух языках (русском и английском — 135), только на английском языке — 14, а также на трех языках — русском, английском и китайском (пять). Также есть программы, которые реализуются на немецком языке (две), и на итальянском / испанском / французском (Ректор СПбГУ Кропачев: «В России всего 5% населения понимает смысл нормативных актов», ответ 10, Построить страну «одних уст», ответ 7, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 8).

    Новый размер МРОТ и повышение заработной платы

    C 1 января 2018 года (согласно Федеральному закону от 28.12.2017 № 421-ФЗ) в России повышен минимальный размер оплаты труда, теперь он составляет 9489 рублей в месяц. Во исполнение этого закона для универсантов, чья заработная плата по трудовому договору меньше этой суммы, размер зарплаты на полную ставку будет повышен до размера МРОТ.

    Единый кампус СПбГУ: поиск вариантов в Санкт-Петербурге

    Рабочая группа, созданная губернатором Санкт-Петербурга из представителей законодательной и исполнительной городской власти и Университета для поиска вариантов размещения в Санкт-Петербурге единого кампуса СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 15.01.2018), активно работает. Уже предложено для рассмотрения семь вариантов размещения кампуса в разных частях города: в районе станции Горская, в Кронштадте, в Приморском районе, на намывных территориях на севере Васильевского острова, в городе Пушкине около вокзала и в Пушкинском районе, в районе Ропшинского шоссе около кампуса СПбГУ «Михайловская дача». Список предложений не исчерпан. Интерес к этому вопросу проявляют и частные лица, крупные землевладельцы. Некоторые из них готовы бесплатно предоставить Университету участки земли под строительство кампуса. Все предложения будут рассмотрены рабочей группой (Материалы ректорского совещания от 12.02.2018, п. 9; Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 11, Ректорский прием, ответы 2 и 3, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 6).

    Как оформлять заявки на финансирование НИР и НИОКТР?

    Утвержден регламент оформления заявок на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы с использованием системы Pure. Это касается подачи заявок на работы с финансированием за счет СПбГУ или (и) за счет внешних по отношению к СПбГУ источников, а также планируемых к выполнению в порядке инициативы работников СПбГУ без специально выделяемого финансирования (Приказ № 549/1 от 31.01.2018).

    Регламент поможет сократить время на подготовку заявок, сократить количество ошибок при оформлении заявок. Появится возможность предварительного анализа заявок, сравнения, выделения близких заявок и их объединения, формирования новых заявок междисциплинарной направленности и получения за счет этого конкурентных преимуществ, а также возможность более точного планирования и учета расходов Университета на эти работы.

    Уникальное исследовательское оборудование — для всех

    После обращения руководителя научно-исследовательского коллектива в Университете было поставлено на учет уникальное исследовательское оборудование, созданное учеными СПбГУ и не имеющее промышленных аналогов. Этот исследовательский стенд был создан для реализации научных задач в области исследования состояний вещества группы ученых-физиков, однако не была оформлена необходимая документация, позволяющая поставить оборудование на учет, расходовать средства на его ремонт и модернизацию, а также позволяющая другим ученым узнать о наличии и возможностях оборудования и получить к нему доступ для своих исследований. Если оборудование ломалось, то единственным источником средств для его ремонта могли стать только средства грантов, полученных членами небольшого коллектива. Оборудование существовало фактически (нынешняя оценочная стоимость — около 15 млн рублей), но упоминать его в научных статьях было невозможно, учитывать при общей оценке исследовательского оборудования Университета нельзя, оценивать затраты на содержание тоже невозможно.

    Прежде чем поставить на учет этот исследовательский стенд потребовалась работа квалифицированных специалистов (как ученых, так и администраторов). Были созданы описания и технические паспорта на все приборы, руководства по эксплуатации, описание исследовательских методик... Доступ к этому исследовательскому стенду теперь имеют все ученые — без каких-либо барьеров (Собрать разбросанное и использовать).

    В Университете имеются и другие исследовательские установки, созданные учеными. На портале СПбГУ, на странице «Оборудование Научного парка» будет создан раздел «Исследовательские стенды» с описанием такого оборудования. Появление этого раздела и информации о составе уникального научного оборудования — очередной шаг на пути снижения барьеров перед научно-педагогическими работниками для доступа к исследовательской инфраструктуре (Научный парк: на пути в завтрашний день, На пути к единому Университету: проректоры по направлениям). Директорам и деканам, всем научно-педагогическим работникам было рекомендовано обращаться с предложениями по постановке на учет исследовательских стендов («Университету кризис не страшен», ответы 7–8, Сделать из хорошего — отличный, ответ 2–4, Николай Кропачев: будущее образования — в открытости и междисциплинарности, ответ 7).

    Как снять барьеры для доступа работников к ресурсам и возможностям Университета?

    В ходе визита в Университет делегации Федеральной антимонопольной службы во главе с ее руководителем И. Ю. Артемьевым был представлен опыт работы СПбГУ по обеспечению справедливого, на открытой конкурсной основе доступа научно-педагогических работников к ресурсам и возможностям Университета.

    Участникам ректорского совещания был представлен опыт работы по созданию условий для развития справедливой конкуренции в вузе. Не секрет, что в 1990-х — начале 2000-х годов в Университете доступ для универсантов практически ко всем университетским ресурсам стал ограничен и определялся личным знакомством, а порой даже просто «деловыми отношениями» с тем, кто являлся фактическим «собственником» этих ресурсов. Университетские помещения и аудитории, базы практик, а также комнаты в общежитиях стали факультетскими или кафедральными, оборудование, автомобили и лодки считались (Как сберечь движимое имущество СПбГУ?) практически частной собственностью сотрудников. Даже уровень заработной платы определялся не качеством и объемом работы, а личными отношениями с руководителями структурных подразделений. Все университетские ресурсы были розданы и разобраны должностными лицами разного уровня. Достаточно вспомнить, что генеральных доверенностей на распоряжение всем имуществом Университета было роздано более 100, и даже учета этих доверенностей никто не вел (Электронные сервисы СПбГУ в образовательной деятельности: прошлое и настоящее). Все те ресурсы, которые необходимы для выполнения образовательной и исследовательской деятельности, оказались «за закрытой дверью» из-за:

    • отсутствия четких публичных правил и процедур
    • непрозрачных решений руководителей разного уровня
    • сложившейся практики обязательного получения научно-педагогическими работниками излишних согласований, в том числе заведующим кафедрой и / или деканом факультета, для реализации практически любых инициатив и решений
    • информационных ограничений (отсутствия актуальной информации о конкурсах, вакансиях, возможностях и т. п.)
    • псевдособственности на исследовательское оборудование, книжный и аудиторный фонд
    • недоступности внешней экспертизы и подмены ее внутренним согласованием
    • отсутствия инструментов для разрешения конфликтных ситуаций этического характера

    Сегодня в Университете созданы базовые официальные правила, которые регламентируют условия доступа ко всем основным ресурсам СПбГУ (финансовым, информационным, исследовательским, кадровым и др.):

    • открытый конкурс на замещение должностей (публичная конкуренция: пробные лекции и доклады; официальный перечень основных требований к кандидату; основные условия труда — в объявлении о конкурсе)
    • переговоры при заключении трудового договора (срок договора: от года до бессрочного; показатели эффективности и уровень фиксированной оплаты; служебное жилье)

    За последние годы в Университете стало нормой уважительное отношение к правилам университетской жизни и их соблюдение. Не случайно популярный раздел портала СПбГУ «Прошу нарушить правила!» в последнее время нечасто пополняется новыми примерами попыток нарушить правила университетской жизни. А ведь еще совсем недавно ученые советы факультетов, комиссии Ученого совета СПбГУ, да и сам Ученый совет Университета легко могли принять решение «не исполнять на территории Университета приказы министра образования РФ», решение «о не распространении действия закона о высшем образовании и закона о послевузовском образовании на территории ведущего и старейшего университета России», решение «о невыполнении требований статьи Бюджетного кодекса РФ» и т. д. и т. п.

    Сегодня в Университете созданы и основные инструменты обеспечения справедливой конкуренции:

    • формирование коллегиальных органов по профессиональному, а не по структурно-организационному принципу
    • обеспечение права на рассмотрение заявок и предложений в равных условиях
    • обеспечение права на обжалование любых решений
    • обязательная внешняя экспертиза любых заявок и проектов научно-педагогических работников
    • право на рассмотрение вопросов комиссией по этике
    • обязательная публикация результатов работы (решений коллегиальных органов, решений должностных лиц, отчетов о приемах граждан, диссертаций и т. п.)
    • открытость информации о деятельности всех работников и должностных лиц Университета на портале СПбГУ
    • интегрированные информационные системы
    • гарантированное право на самовыдвижение (на замещение должности, в состав диссертационных советов, в состав любых рабочих групп и комиссий)

    Опыт работы руководства Университета по расширению прав научно-педагогических работников в вузе был недавно представлен на Первом профессорском форуме в Москве. Выступление первого проректора по экономике СПбГУ Е. Г. Черновой вызвало большой интерес присутствующих на форуме представителей вузов из 65 регионов РФ.

    Санкт-Петербургский университет и Федеральная антимонопольная служба России заключили соглашение о сотрудничестве в экспертной, научной и образовательной сфере. По словам главы ФАС И. Ю. Артемьева, уникальный для России положительный опыт Университета по созданию справедливой конкурентной среды может быть успешно использован в различных областях. Университет получил приглашение стать основным партнером ФАС при реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ № 618 от 21.12.2017.

    В СПбГУ также состоялось первое заседание совета образовательной программы магистратуры «Правовая защита экономической конкуренции» под председательством руководителя ФАС И. Ю. Артемьева. Совет предложил включить тематику развития конкуренции в состав всех образовательных программ Университета. Сегодня это один из трендов развития российской экономики. Развитие конкуренции должно стать предметом исследований и анализа не только юристов, экономистов и менеджеров, но и других специалистов (Материалы ректорского совещания от 19.02.2018, п. 4).