Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О взаимном признании онлайн-курсов СПбГУ и МГУ
В рамках развития стратегического договора о партнерстве между двумя университетами (см. Сотрудничество СПбГУ и МГУ) заключен договор о взаимном признании учебных онлайн-курсов, разработанных и читаемых в СПбГУ и МГУ (см. Материалы ректорского совещания от 13.07.2015, п. 3; от 23.11.2015, п. 1). Доступ к учебным онлайн-курсам, разработанным МГУ, обеспечивается на официальном сайте МГУ через единый вход (см. Центр развития электронных образовательных ресурсов). Пока онлайн-курсы СПбГУ разрозненны, но в соответствии с распоряжением проректора по учебно-методической работе на портале СПбГУ в едином разделе будет опубликован перечень наших онлайн-курсов. До 1 апреля в СПбГУ планируется провести учебно-методическую экспертизу онлайн-курсов МГУ для издания приказа о перечне онлайн-курсов МГУ, результаты прохождения которых будут засчитываться обучающимся СПбГУ.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 3 и 10); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 16); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 11); Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответ 1).
Приказом № 8200/1 от 02.11.2015 установлен порядок зачета в СПбГУ онлайн-курсов, разработанных в других вузах. Ключевым фактором для признания курсов является позиция вуза в рейтинге университетов мира. В перечень включены университеты, входящие в списки 300 лучших университетов мира из трех престижных международных вузовских рейтингов: Academic Ranking of World Universities, QS World University Rankings и The Times Higher Education World University Rankings. По заявлению обучающегося будет проводиться экспертиза, определяющая, как прослушанный онлайн-курс соотносится с учебным планом обучающегося по той образовательной программе, которую он осваивает в СПбГУ.
Еще раз о разделении административных и академических полномочий
В Виртуальную приемную поступают вопросы от заведующих кафедрами и лабораториями об административно-хозяйственных проблемах, с которыми сталкиваются научно-педагогические работники и учебно-вспомогательный персонал (где и как получить ключи от помещения, и др.). Радует, что в последнее время стало гораздо больше других примеров: когда работник сам обращается с вопросом или проблемой к должностному лицу, уполномоченному решать данные вопросы и проблемы (в том числе через Виртуальную приемную), а не к декану или заведующему кафедрой. Тогда вопрос решается оперативно. Обращаться напрямую — это единственный эффективный способ действий!
О ежедневных проверках температурного режима в общежитиях СПбГУ
В связи с понижением температуры было принято решение о том, что работники хозяйственных служб вместе с обучающимися проводят ежедневные выборочные проверки температурного режима в общежитиях. На портале СПбГУ в разделе «Открытый университет» ежедневно публикуется информация об этом мониторинге. Там же размещена информация о требованиях к температурно-влажностному режиму в помещениях разного назначения. Например, в жилых комнатах температура должна быть не ниже 18 градусов Цельсия. Студенты могут обратиться через Виртуальную приемную, чтобы проверка была проведена именно в той комнате, где они живут, в аудитории, библиотеке, лаборатории, где они занимаются. Меры будут приняты незамедлительно (см. Сколько я буду жить в холодной комнате?!).
Но студенты должны выполнять и свои обязанности, закрепленные в договоре найма жилья. Например, утепление окон в жилых комнатах общежитий — обязанность проживающих. Во время проверок температурного режима встречаются и парадоксальные ситуации. Например, студентка пожаловалась на то, что в комнате холодно. Когда проверяющие пришли в общежитие, ее дома не было. Пригласили соседку и, войдя в комнату, увидели, что открыта форточка! Оказалось, что студентка (та, которая жаловалась на холод в жилом помещении) уехала на праздники, открыв форточку. Температура в комнате, естественно, была низкой. В проверках температурного режима в общежитиях вместе с работниками хозяйственных служб ежедневно принимают участие 10–20 активных студентов, каждый день разные — но всегда те, кто заинтересован в защите интересов обучающихся. Гражданский контроль повышает доверие к результатам таких проверок и к качеству работы проверяющих.
См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответы 3, 4); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 12).
В СМИ недавно появилась информация со ссылкой на обращение уполномоченного по правам студентов в Петербурге Василия Михайлова о том, что студенты, проживающие в межвузовском студгородке, якобы замерзают, в том числе и студенты СПбГУ. В межвузовском студенческом городке проживают 8 обучающихся СПбГУ, которые по собственной инициативе по тем или иным личным причинам воспользовались этой возможностью. С каждым из этих студентов связались сотрудники управления по работе с молодежью и предложили переехать в общежития СПбГУ, где температурный режим соответствует установленным нормам. Опрошенные студенты сообщили, что жалоб на условия проживания в межвузовском студгородке нет, переезжать не планируют, но благодарны Университету за проявленную заботу.
О перечне иностранных образовательных организаций
Правительство РФ утвердило новый перечень иностранных образовательных организаций. В новый перечень вошли 213 иностранных вузов. Из него исключены французские университеты, поскольку Россия и Франция договорились взаимно признавать дипломы, в том числе документы о среднем и высшем образовании, о научной степени и звании (см. Материалы ректорского совещания от 06.07.2015, п. 7), и включен дополнительно ряд других вузов (c тремя из них у СПбГУ есть соглашения о сотрудничестве). В Университете принято решение, что периоды обучения наших студентов в иностранных образовательных организациях из этого перечня Правительства будут признаваться в СПбГУ.
О конкурсах на замещение должностей научно-педагогических работников
Активизируется деятельность кадровых квалификационных комиссий, их число растет (см. Материалы ректорского совещания от 21.12.2015, п. 3). В январе прошел 51 конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (но пока еще только трое — на альтернативной основе), во всех случаях решение ученых советов не противоречило решению кадровых квалификационных комиссий. Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев проинформировал директоров и деканов о том, что работники кадровой службы все чаще сталкиваются с тем, что показатели научно-педагогических работников Университета оказываются ниже требований, которые предъявляются к кандидатам на замещение этих должностей. В этом случае претенденты не допускаются к участию в конкурсе! За 2015 год таких случаев было более пятидесяти.
См. также: Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9).
В. В. Еремеев также подробно остановился на ситуации, когда на одном из заседаний ученых советов было вынесено отрицательное решение по претенденту на замещение должности старшего преподавателя (Н. Н. Пластининой) в безальтернативном случае.
О доплатах за публикационную активность в 2015 году
В Университете четыре года назад начали проводить конкурс доплат за публикационную активность. А в 2015 году был изменен порядок выплат. Подавать заявки стало не нужно (см. Приказ № 7949/1 от 22.10.2015 «О порядке расчёта доплат стимулирующего характера за научные публикации»). Доплаты рассчитываются и выплачиваются без конкурса в соответствии с установленными критериями тем научно-педагогическим работникам, которые представили сведения о своих идентификационных номерах в WoS и Scopus. При этом учитываются требования к публикационной активности каждого научно-педагогического работника, указанные в его трудовом договоре (см. Приказ № 6755/1 от 20.11.2014 «Об утверждении Положения о порядке установления работникам СПбГУ доплат стимулирующего характера в 2015 году за научные статьи и монографии, индексируемые в Web of Science и Scopus, и монографии на иностранных языках»). Выплата средств за публикационную активность в 2015 году была произведена в декабре.
Такой же порядок сохранится и при расчете доплат в 2016 году. Также будет проведен анализ полных списков научно-педагогических работников РФ по каждой области знаний, ранжированных по наукометрическим индексам, чтобы понять, какие места в этих списках занимают наши коллеги. При обращении сотрудника СПбГУ с вопросами о правильности расчетов его доплат будет проведена соответствующая проверка, и ее результаты сообщат работнику, обратившемуся с запросом (см. также: Материалы с приема граждан 16.02.2016, п. 1).
О средних зарплатах научно-педагогических работников СПбГУ
Проведен сравнительный анализ средних зарплат работников преподавательских и научных должностей в 2011–2015 годы. По некоторым категориям работников отмечен значительный рост средней заработной платы за эти годы. Например, к 2015 году средняя зарплата ассистента выросла до 44 тыс. рублей в месяц, младшего научного сотрудника — до 52, научного сотрудника — до 48. Средняя зарплата доцента в прошлом году выросла до 65 тыс. рублей в месяц, старшего научного сотрудника — до 61, профессора — до 102, ведущего научного сотрудника — до 101. Средняя зарплата научно-педагогических работников СПбГУ в 2015 году (66,5 тыс. руб. в месяц) в 1,5 раза выше средней зарплаты по Санкт-Петербургу. Для сравнения: в 2006 году средняя зарплата научно-педагогических работников СПбГУ была 18 тыс. рублей в месяц.
См. также: Материалы ректорского совещания от 04.04.2016, п. 2; Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответ 5); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 4); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 2, 3, 6); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 13); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 4–5).
Такой рост заработной платы был обеспечен в основном за счет бюджетных средств. Бюджет Университета подвергнется корректировкам в этом году по сравнению с ранее запланированными значениями. Однако эти корректировки не затронут заработной платы и стипендий. Общие объемы бюджетных средств, выделенных Университету на эти цели в 2016 году, будут не ниже, чем соответствующие объемы 2015 года. Задача увеличения зарплат — это вопрос активной деятельности самих работников по выполнению поставленных задач и по привлечению внешнего финансирования на научные исследования. Ведь показатели привлеченного финансирования (на НИР) в расчете на 1 научно-педагогического работника некоторых российских университетов в 10 раз превышают показатели СПбГУ.