Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Об общем собрании Ассоциации ведущих университетов
30 сентября в Москве состоялось очередное общее собрание членов Ассоциации ведущих университетов России. Участники общего собрания (руководители 42 ведущих вузов) единогласно избрали председателем АВУР на новый срок ректора СПбГУ Н. М. Кропачева. В период, прошедший со времени предыдущего общего собрания, четыре вуза подали заявки на вступление ассоциацию. По итогам рассмотрения заявок в члены АВУР были приняты два из четырех вузов: Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского и Финансовый университет при Правительстве РФ. А Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения и Белгородский государственный университет не получили поддержки всех членов АВУР (37 голосов «за» и пять «против») и потому, в соответствии с уставом АВУР, не были приняты в ассоциацию.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9).
О содержании бессрочного трудового контракта с профессором СПбГУ
Начальник Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев проанализировал предложения директоров и деканов об объеме требований к профессору, с которым будет заключаться бессрочный трудовой контракт (см. Материалы ректорского совещания от 14.09.2015, п. 5). Предложения касались оценки научной, педагогической и экспертной деятельности профессора:
- в оценку научной деятельности профессора предложено включить количество публикаций в журналах, индексируемых в WoS, Scopus и РИНЦ, за пять лет; цитирование статей в тех же базах данных за пять лет; средневзвешенный в данной области науки индекс цитирования статей автора; издание монографий (с оценкой каждой по рейтингу издательства и числу переизданий); руководство грантами и выполнение НИОКР; привлеченное финансирование (с учетом не только количества грантов, но и общего объема финансирования); полученные за три года международные и российские патенты, в которых правообладателем является Университет; наличие постдоков, работающих под руководством профессора; общая сумма доходов; участие в международных конференциях в качестве приглашенного докладчика и в качестве члена программного комитета конференции; наличие международных и российских премий за научную деятельность
- в оценку педагогической деятельности профессора предложено включить число учебных и методических пособий, переизданных более одного раза; наличие грифа Минобрнауки за пять (десять) лет; достижения студентов на конкурсах и олимпиадах международного уровня за пять лет; чтение курсов лекций, по которым ведутся работы по грантам и договорам; приглашение в качестве лектора в зарубежные университеты, которые входят в список 300 ведущих; чтение лекций на иностранном языке
- в оценку экспертной деятельности профессора предложено включить приглашение в ГАК вузов, которые входят в список 300 ведущих вузов мира; членство в советах ВАК, РФФИ и/или РГНФ; членство в организациях, которые проводят международные аккредитации; работа в качестве эксперта фонда, члена редколлегии или рецензента научного издания (как российского, так и международного) за три (пять) лет
В. В. Еремеев сообщил, что в течение недели можно дополнить эти предложения, обновить пороговые значения показателей.
В. В. Еремеев проинформировал также о том, что на вопрос о требованиях к претендентам на участие в конкурсах на должности научно-педагогических работников СПбГУ все директора и деканы придерживаются единой позиции: в конкурсах на должности научно-педагогических работников могут участвовать только те претенденты, которые обладают ученой степенью (кандидата наук или Ph. D.). Претенденты без ученой степени могут участвовать только в конкурсах на должности преподавателей-практиков. Это правило вступит в силу с 1 сентября 2016 года (см. также: Материалы ректорского совещания от 21.12.2015, п. 2; от 04.04.2016, п. 1).
Об освещении работы Комиссии по этике
Начальник Управления по связям с общественностью О. Л. Тульсанова проанализировала предложения директоров и деканов об освещении работы Комиссии по этике СПбГУ. Были предложения разместить ссылку на главной странице портала СПбГУ (сейчас страница Комиссии по этике находится через один клик — в разделе «Ученый совет»: Комиссия по этике). Были предложения рассылать решения Комиссии по этике на электронные адреса научно-педагогических работников СПбГУ (это будет реализовано). Были предложения давать ссылки на решения комиссии в разделе «Новости» в «Главном» (это уже делается). О. Л. Тульсанова подвела итог: информация о работе Комиссии по этике СПбГУ теперь будет еще более доступна для универсантов. Дополнительно будет организована рассылка решений Комиссии по этике на электронные адреса научно-педагогических работников Университета.
См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 12); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 6).
Об информации из ежедневного мониторинга СМИ
О. Л. Тульсанова представила результаты анализа предложений директоров и деканов по организации мониторинга СМИ — о той информации, которую они хотели бы получать в ежедневном мониторинге СМИ (см. Материалы ректорского совещания от 07.09.2015, п. 7). Директор Института философии С. И. Дудник, декан Медицинского факультета П. К. Яблонский высказали предложение проводить мониторинг силами коллектива Факультета (конечно же, если кто-либо из преподавателей хотел бы поменять свою академическую позицию на работу в коллективе Управления по связям с общественностью, он смог бы это сделать — надо лишь обратиться с соответствующим заявлением в Управление кадров СПбГУ). Декан Юридического факультета Н. Ю. Рассказова предложила заключить договоры со СМИ о поставке новостей (автор предложения не знала, что в этом нет необходимости, — полные тексты сообщений СМИ публикуются в Интернете, они и включаются в ежедневные обзоры СМИ). Декан Факультета политологии С. Г. Еремеев предложил включать в обзоры СМИ и отклики в социальных сетях (это уже делается). Декан Факультета ПМ — ПУ Л. А. Петросян предложил использовать программу аналитического обзора СМИ, которую разработали члены коллектива ПМ — ПУ (предложение, естественно, принимается, в ближайшее время будет организована встреча сотрудников УСО с разработчиками программы)… О. Л. Тульсанова поблагодарила директоров и деканов за их предложения, но при этом отметила, что, судя по некоторым предложениям, далеко не все директора и деканы в действительности читают обзоры ежедневного мониторинга СМИ.
Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас поблагодарила сотрудников коллектива УСО за высокое качество ежедневного мониторинга СМИ. И. о. ректора И. А. Дементьев отметил, что у директоров, деканов, заведующих кафедрами теперь есть хороший источник информации о работе коллективов кафедр, факультетов, институтов и они должны эффективно использовать эту информацию в своей работе. Со своей стороны сотрудники коллектива Главного управления по организации работы с персоналом будут внимательно анализировать эффективность использования этой информации деканами и заведующими кафедрами: предпринимают ли они конкретные действия по результатам мониторинга СМИ?
О развитии российско-китайских образовательных программ
Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова напомнила, что у китайских вузов и студентов велик интерес к сотрудничеству с российскими вузами, есть заинтересованность в развитии совместных программ (в том числе — по модели двух дипломов). Кроме того, многие китайские вузы находятся выше СПбГУ в мировых рейтингах, в Университете стоит задача повышения качества обучения иностранных студентов. М. Ю. Лаврикова проанализировала предложения директоров и деканов по развитию совместных российско-китайских образовательных программ и отдельных дисциплин (см. Материалы ректорского совещания от 07.09.2015, п. 1). Директора и деканы представили предложения о подготовке совместных образовательных программ по направлениям «История», «Живопись и дизайн», «Юриспруденция», «Философия», «Социология». Есть также конкретные предложения о разработке отдельных дисциплин в рамках реализуемых образовательных программ СПбГУ.
В ближайшее время необходимо разработать образовательные программы и дисциплины, ориентированные на углубленное изучение Китая и реализуемые в сотрудничестве с ведущими китайскими вузами. Этот шаг позволит расширить спектр образовательных возможностей, предлагаемых СПбГУ в том числе иностранным студентам.
Об электронном расписании преподавателей
Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк сообщила о преимуществах дополнительного сервиса на портале СПбГУ — электронного расписания преподавателей. Она продемонстрировала собравшимся, как действует сервис: вводится ФИО преподавателя — и появляется список (по дням недели и часам) всех лекций и других занятий конкретного преподавателя. Это удобно для Управления кадров: можно вести учет педагогической нагрузки каждого преподавателя, учитывать эти данные при решении вопроса о перераспределении нагрузки на время командировки преподавателя. Удобно для службы безопасности: не нужны специальные списки для допуска преподавателей на рабочие места. Удобно для хозяйственных служб: можно отслеживать оборудование рабочих мест и его износ. Удобно для руководителей: можно планировать совещания с участием преподавателей в свободные для них часы… Первый проректор по учебной и учебно-методической работе обратила внимание участников совещания на то, что ранее использовавшиеся варианты электронного расписания учитывали главным образом интересы студентов, а преподаватель мог ориентироваться в нем только по номерам учебных групп. Новый формат призван обеспечить большее удобство работы с ним и преподавателю.
Е. Г. Бабелюк сообщила, что электронное расписание будет дорабатываться: в него будут заноситься сведения о занятости всего аудиторного фонда СПбГУ. Например, о научных мероприятиях — из приказов проректора по научной работе, о публичных мероприятиях — из приказов пресс-секретаря СПбГУ. Аудитории для заседаний диссоветов, учебно-методических и научных комиссий тоже будут бронироваться — по заявкам председателей, которые следует направлять через СЭД «Дело» начальнику службы организационного обеспечения учебных программ В. В. Самсонову (Е. Г. Бабелюк представила участникам совещания начальника службы). В ответ на вопросы директоров и деканов проректор еще раз подчеркнула, что весь аудиторный фонд Университета (в том числе залы ученых советов, актовые залы и пр.) будут использоваться для нужд всего Университета, с единым учетом в общем электронном расписании использования аудиторного фонда СПбГУ (см. также: Материалы ректорского совещания от 09.11.2015, п. 8).
О взаимодействии с работодателями
М. Ю. Лаврикова напомнила о необходимости постоянной экспертизы образовательных программ СПбГУ заинтересованными работодателями и представителями профессиональных сообществ. Академическая политика Университета ориентируется на их запросы, на их профессиональное мнение. Они устанавливают правила игры на рынке труда, поэтому работодатели активно приглашаются в Университет для того, чтобы стать членами учебно-методических и научных комиссий, председателями и членами ГАК. Важны их оценка качества образовательных программ Университета (в СПбГУ реализуется больше тысячи основных и дополнительных образовательных программ) и участие в разработке новых программ. Рабочие контакты с работодателями и профессиональными сообществами должны постоянно расширяться. И эту задачу должны более активно решать директора, деканы, руководители образовательных программ.
См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13 и 14); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3).
Опыт СПбГУ используют в Верховном суде РФ
О. Л. Тульсанова сообщила, что успешный опыт СПбГУ (см. разделы «Прошу нарушить правила» и «Обращения к ректору») находит поддержку на разных уровнях. Например, на портале Верховного суда РФ стали публиковать внепроцессуальные обращения с просьбами «оказать особое внимание» тому или иному судебному разбирательству. На портале ВС теперь публикуют письма с обращениями на имя председателя и заместителя председателя ВС РФ.
Об итогах очередного рейтинга ТНЕ
И. о. ректора И. А. Дементьев проанализировал результаты движения СПбГУ и других российских вузов в рейтинге университетов мира ТНЕ. Он отметил, что в этом году по сравнению с прошлым СПбГУ удалось существенно повысить важные показатели: качество обучения (на 45 %), качество исследований (на 74 %). В то же время пока остаются невысокими другие показатели: отношение количества докторов наук к общему числу научно-педагогических работников, количество публикаций в расчете на одного научно-педагогического работника, показатель цитирования. Хотя эти показатели растут, но у вузов-конкурентов они растут значительно быстрее. В этом году в рейтинг ТНЕ вошли семь российских вузов, Санкт-Петербургский государственный университет попал в группу 401–500.
И. А. Дементьев сравнил динамику показателей ученых СПбГУ и Казанского федерального университета за последние два года (в сферах «Искусство и гуманитарные науки», «Экономика и финансы», «Социальные науки» и др.), чтобы продемонстрировать возможности изменения, направления приложения усилий.
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 2, 4); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 1); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 1–5); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 2); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 1 и 6).
И. о. ректора назвал меры, которые предпринимаются для того, чтобы стимулировать активность научно-педагогических работников:
- годовая премия директоров и деканов будет зависеть от значения показателей коллектива и от динамики этих показателей
- будут учитываться личные достижения директоров и деканов (в том числе наукометрические показатели)
- годовая премия каждого коллектива будет зависеть от значения показателей коллектива и от динамики этих показателей
- перечень журналов, входящих в WoS и Scopus, по каждому научному направлению должны сформировать председатели научных комиссий
- с 01.01.2016 финансирование новых НИР из средств Университета будет производиться только при наличии внешнего софинансирования