Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О встрече с ректорами федеральных университетов
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев сообщил, что 13 декабря в СПбГУ состоялось совещание ректоров федеральных университетов, организованное Ассоциацией ведущих университетов России. На нем обсуждали ход реализации программ развития федеральных университетов и предварительные итоги совместной работы в рамках сетевых проектов федеральных вузов.
Основное внимание на встрече было уделено двум вопросам: академическому сотрудничеству федеральных университетов (в том числе коллективное использование научного оборудования и лабораторной базы, возможности обучения студентов в разных вузах одного уровня); информационному обеспечению образовательной и научной деятельности федеральных университетов (включая книжные и журнальные собрания библиотек, электронные информационные ресурсы).
Ректор поручил деканам познакомиться с программами развития федеральных университетов, основными направлениями их научных исследований и образовательными программами для того, чтобы развивать контакты с коллегами из других вузов России — в том числе в форме совместных исследований.
Решение банка ВТБ-24 о снижении комиссии
Проректор по экономическому развитию М. Н. Кудилинский сообщил, что:
- во-первых, в связи с окончанием срока действия договора по доверительному управлению имуществом Фонда управления целевым капиталом «Развитие СПбГУ», заключенного с управляющей компанией «Газпромбанк — управление активами», в конце сентябре-ноябре 2013 года состоялся открытый конкурс по выбору доверительного управляющего имуществом, составляющим целевой капитал Фонда управления целевым капиталом; в конкурсе приняли участие две управляющие компании: ЗАО «ВТБ капитал управление активами» и ЗАО «Газпромбанк — управление активами»; по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации победителем была определена управляющая компания ЗАО «ВТБ капитал управление активами», набравшая большее количество баллов, в том числе и по показателям, характеризующим рейтинг надежности, имеющая больший размер собственных средств и предложившая более низкий процент своего вознаграждения
- во-вторых, в связи с предложением ректора СПбГУ банком ВТБ-24 приняты решения
- об отмене комиссии за осуществление платежей в виде добровольных пожертвований в Фонд управления целевым капиталом «Развитие СПбГУ», осуществляемых через дистанционные каналы связи (устройства самообслуживания и СДБО «Телебанк»)
- о снижении комиссии за осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц в адрес СПбГУ за оказываемые услуги через кассы дополнительных офисов банка до 1,5 % от суммы перевода
Руководство банка ВТБ-24 предложило Университету рассмотреть возможность организации интернет-эквайринга на сайте СПбГУ за оказываемые услуги, а также в части приема добровольных пожертвований в Фонд управления целевым капиталом «Развитие СПбГУ» на следующих условиях (без учета комиссии интернет-провайдера):
- по картам банка ВТБ24 — 0,5 % от суммы транзакции
- по картам других банков — 2,1 % от суммы транзакции
М. Н. Кудилинский добавил, что с 25 декабря планируется запустить на сайте СПбГУ программу интернет-эквайринга. Это позволит напрямую, через интернет, переводить деньги с банковской карты — без долгого оформления «бумажных» документов.
Для сравнения М. Н. Кудилинский напомнил, что, в отличие от СПбГУ, в МГУ вопросы установления комиссии решаются децентрализовано, они разные для обучающихся разных факультетов и разных образовательных программ (причем на сайтах размещены прямые рекомендации пользоваться при перечислении средств услугами конкретных банков — а не по выбору плательщика, как в СПбГУ). Договоры об установлении пониженных размеров комиссий между банками и МГУ не заключались, и тарифы для обучающихся в МГУ выше, чем для обучающихся в СПбГУ (см. ответ М. Н. Кудилинского в «Виртуальной приемной СПбГУ» от 06.05.2013: О размере комиссии при оплате обучения в СПбГУ и МГУ).
Об объявлениях «сдать сертификат B2»
Поскольку многих студентов, подошедших к этапу итоговой аттестации, волнуют вопросы подтверждения компетенций, связанных с освоением иностранного языка, проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова напомнила, что на ректорском совещании недавно обсуждался случай: «на одной из кафедр» (как говорят студенты) вывесили объявление о том, что студенты обязаны «сдать сертификаты В2» (см. Материалы ректорского совещания от 02.12.2013, п. 3.2). Была проведена проверка, и этот факт подтвердился.
М. Ю. Лаврикова сообщила, что 18 ноября был издан приказ проректора по учебной работе № 4225/1 «О порядке подтверждения сформированности иноязычной коммуникативной компетенции», в котором указано, что студенты могут сдать в учебный отдел личное заявления о зачете результатов международных экзаменов, подтверждающих владение английским языком на уровне не ниже В2 Общеевропейской шкалы иноязычной коммуникативной компетенции. Сотрудник учебного отдела должен скопировать сертификат, а оригинал тут же вернуть студенту. В приказе первого проректора по учебной и научной работе И. А. Горлинского № 3534/1 от 08.10.2013 «О признании результатов международных экзаменов» перечислено, какие сертификаты (результаты каких международных экзаменов) признаются в СПбГУ.
Если сертификат удовлетворяет этим требованиям, то студент:
- освобождается от прохождения входного диагностического тестирования (если зачисленный на 1 курс бакалавриата или специалитета подал заявление и предъявил сертификат В2 до входного диагностического тестирования)
- освобождается от прохождения промежуточной аттестации по английскому языку
- допускается к итоговой государственной аттестации по специальности — без дополнительных проверок его знаний иностранного языка
Даже если студент предъявил сертификат В2 на первом курсе, сразу после поступления в СПбГУ, такого сертификата достаточно для итоговой аттестации по иностранному (английскому) языку. Вся информация, связанная со сдачей экзаменов по иностранному языку, имеется в учебных отделах — а не на кафедрах иностранного языка. М. Ю. Лаврикова поручила деканам во время их встреч со студсоветами факультетов разъяснять эти вопросы.
Ректор отметил, что логика преподавателей кафедр иностранного языка была неверная. Они убеждали студентов, что сертификат действителен всего два года, а потом им все равно надо будет сдавать университетский тест. Поэтому настоятельно рекомендовали ходить на занятия... Но это не так! Если студент сдал международный экзамен по английскому языку, и результат этого экзамена признается в СПбГУ, значит, этот студент уже имеет необходимую языковую компетенцию на уровне не ниже В2. И значит, дополнительно сдавать экзамен по английскому языку ему не нужно.
В СПбГУ растет количество студентов, которые имеют сертификат В2 уже при их зачислении на первый курс (например, среди студентов образовательной программы «Международные отношения» их порядка 20 %). Пора переходить на следующий уровень преподавания: предоставлять студентам возможность изучать второй иностранный язык или организовать занятия по освоению профессионального английского языка, о чем просят студенты с высоким уровнем владения иностранным языком. Эту задачу можно решить только совместными действиями филологов и преподавателей других образовательных программ. Ректор поручил проректору по учебной работе проработать схему действий, ориентируясь на то, что в следующем учебном году первокурсников, имеющих сертификат В», будет еще больше.
Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас отметила: члены студсовета Факультета психологии выражают беспокойство тем, что студенты-психологи плохо посещают занятия по иностранным языкам. Она объяснила этот факт низким уровнем знаний студентов. Ректор предложил декану Факультета психологии проанализировать ситуацию более тщательно — вместе с деканом Филологического факультета (см. также: Материалы ректорского совещания от 21.07.2014, п. 5).
Зарубежные стажировки студентов
М. Ю. Лаврикова напомнила, что в СПбГУ два раза в год проходят конкурсы о включенном обучении наших студентов в вузах-партнерах. Но пока не решена проблема перезачета дисциплин и учебных периодов, проведенных студентами в этих вузах. Она связана с тем, что порой имеется большая разница в учебных планах СПбГУ и вузов-партнеров. Поэтому иногда бывает так, что студент возвращается после стажировки — а у него образовалась большая задолженность... Этот вопрос должна рассмотреть комиссия по учебной работе Ученого совета СПбГУ. М. Ю. Лаврикова поручила деканам проанализировать ситуации по конкретным образовательным программам и направлять свои предложения в комиссию по учебной работе Ученого совета СПбГУ.
См. также: В кругу звездных друзей (ответы 6 и 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 15 и 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 3); За Нобелем (ответы 10–14).
Студенческий спортивный клуб СПбГУ принят в коллективные члены Ассоциации студенческих спортивных клубов России
М. Ю. Лаврикова напомнила, что в июне был зарегистрирован Студенческий спортивный Клуб СПбГУ. А недавно Студенческий спортивный клуб СПбГУ «Балтийские Орланы» был принят в коллективные члены Ассоциации студенческих спортивных клубов России. Это решение было принято координационным советом АССК 15 ноября 2013 года.
О матчевых спортивных встречах СПбГУ — МГУ
М. Ю. Лаврикова сообщила, что прошел очередной этап спортивных соревнований между СПбГУ и МГУ. 30 ноября в товарищеском матче по боксу сборная СПбГУ победила со счетом 11:7. А в первых в новейшей истории товарищеских встречах сборных команд по волейболу МГУ и СПбГУ, который прошли 30 ноября и 1 декабря в Москве, наши спортсмены победили в обеих играх с общим счетом 2:0. Наши регбисты, к сожалению, в этом году проиграли соперникам из МГУ, но зато в прошлом году одержали победу с убедительным счетом 34:3.
Правила формирования перечня рецензируемых научных изданий
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что опубликован проект приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о правилах формирования перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». В нем указано, что этот перечень Минобрнауки формирует на основе рекомендаций ВАК. Издание включается в перечень, если оно само или его переводная версия входит хотя бы в одну из систем цитирования Web of Science или Scopus — это один вариант. Если это условие не выполнено, то есть второй вариант: необходимо соблюдение ряда критериев (периодичности, обязательного рецензирования, регистрации в РИНЦ, аннотирования статей, подписки и др.).
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 2, 10 и 11); Он был первым (ответ 15); Из России с дипломом (ответ 4); Правила жизни Университета (ответы 7 и 11); Университету кризис не страшен (ответы 7–8).
И. А. Горлинский подчеркнул, что Минобрнауки на основе представления ВАК установит минимальный импакт-фактор и будет анализировать импакт-факторы научных журналов за последние два года. Первый проректор по учебной и научной работе поручил деканам присылать предложения, связанные с дальнейшим изданием серий «Вестника СПбГУ» и их вхождением в перечень рецензируемых научных изданий Минобрнауки.
Новое лицензионное соглашение с Elsevier
И. А. Горлинский сообщил, что 13 декабря в Университете открыт доступ к архивным коллекциям компании Elsevier. Теперь сотрудники, студенты и аспиранты Университета имеют доступ ко всем номерам журналов издательства Elsevier, начиная с 1823 года по настоящее время.
Текущая подписка журналов этого издательства (порядка 2500 наименований) обеспечивала доступ к номерам журналов с начала 2000 года И. А. Горлинский рассказал, что был проведен опрос среди универсантов о расширении электронных баз данных. Новое уникальное соглашение на приобретение архивных коллекций Elsevier было заключено с учетом всех пожеланий СПбГУ. Уникальность его в том, что теперь Университет обладает полными коллекциями изданий Elsevier (21 архивные коллекции и 1478 научных журналов). И. А. Горлинский подчеркнул: такими возможностями не обладает и, как утверждают представители компании Elsevier, не будет обладать ни один из университетов России. Так выразилось особое отношение Elsevier к активности СПбГУ в развитии электронных ресурсов.
Премия Европейской академии — молодому ученому из СПбГУ
Декан Химического факультета И. А. Балова сообщила, что в конкурсе на соискание премий Европейской академии для молодых ученых победил ассистент кафедры физической органической химии СПбГУ кандидат химических наук Павел Гущин. Эту престижную награду он получил за цикл работ, опубликованных в журналах Американского химического общества. И. А. Балова отметила, что конкурс был сложный, в нем рассматривались публикации в журналах с высоким импакт-фактором, которые оценивались пятью независимыми иностранными рецензентами, а также учитывалось мнение специальной комиссии Клуба российских членов Европейской академии.
До него эту премию получали сотрудники СПбГУ: доцент Н. А. Бокач (2003) и профессор С. В. Кривовичев (2004). Оба позже стали лауреатами премии Президента РФ для молодых ученых (соответственно, в 2013 и 2009 годах).
Ректор заметил, что перед 28-летним ассистентом Павлом Гущиным вполне можно ставить задачу защитить собственную ученую степень доктора наук СПбГУ по химии. И возможно, это будет первая докторская степень СПбГУ. И. А. Балова ответила, что не только Павел, но и другие молодые химики готовятся к таким защитам.
О премии «Юрист года»
Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва напомнила, что 3 декабря праздновался День юриста. В этом году премию «Юрист года» в номинации «За вклад в юридическую науку» получили сотрудники СПбГУ: профессор А. И. Александров, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики, профессор В. А. Мусин, заведующий кафедрой гражданского процесса, и профессор кафедры уголовного права В. С. Прохоров (см. также: От качества юридического образования зависит будущее России, ответы 1–2).
Празднование 230-летия университетской библиотеки
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин напомнил, что 13 декабря Университет отпраздновал 230-летие книжного собрания СПбГУ и день рождения Научной библиотеки имени М. Горького. В Актовом зале СПбГУ прошло торжественное собрание и конференция, посвященные этому событию.
История книжного собрания университетской библиотеки начинается в 1783 году, когда императрица Екатерина II подарила первой в России Учительской семинарии 1100 томов из собрания книг русского библиофила XVIII века П. Ф. Жукова. С тех пор эта коллекция пополнялась из самых разных источников — сегодня в Научной библиотеке имени М. Горького СПбГУ хранятся более 200 личных книжных коллекций университетских профессоров и выдающихся деятелей русской науки и культуры (нередко с их личными пометками и записями), дары зарубежных коллег — ученых знаменитых европейских университетов, меценатов, легендарных выпускников СПбГУ и многое другое.
Общий фонд Научной библиотеки СПбГУ составляет более 7 миллионов изданий. Не менее значима и подписка на электронные ресурсы, приблизившаяся к «топовым» университетам мира. Сегодня это самый большой университетский информационный центр в России как по книжному собранию, так и по доступным электронным ресурсам. Благодаря последнему приобретению СПбГУ — архивам компании Elsevier — наш университетский ресурс уже занимает достойное место среди всех ведущих библиотек России.
О визитах международных делегаций
А. А. Заварзин сообщил, что 13 декабря состоялась встреча первого проректора по учебной и научной работе И. А. Горлинского с делегацией Университета Адена (Йемен). Стороны обсудили возможности сотрудничества между университетами, отношения которых начали складываться еще в советское время, а также договорились об обмене студентами, интересующимися российской и арабской культурами. Йемен — страна исторического наследия, и многие годы российские археологи работали на ее территории. Йемен занимает особое место в истории развития арабского мира, а это вызывает интерес не только у наших студентов-восточников, но и у международников, политологов, экономистов. В течение трех месяцев СПбГУ и Университет Адена подготовят проект договора о сотрудничестве и программу реализации договоренностей.
13 декабря СПбГУ посетила делегация посольства Египет, которая преподнесла в дар СПбГУ бюст шейха Мохамеда Айяда Эт-Тантави, первого в Российской империи преподавателя арабского языка, ординарного профессора Петербургского императорского университета. При приеме дара обсуждался вопрос об установке бюста на территории Главного городка СПбГУ. В качестве варианта рассматривается пространство рядом с бюстом выдающемуся востоковеду А. А. Валидову. А. А. Заварзин попросил деканов представить предложения в отношении места размещения бюста с перспективой размещения последующих скульптурных изображений выдающихся универсантов прошлого.
Еще раз об индивидуальных трудовых контрактах
В связи с информацией начальника управления кадров СПбГУ о динамике численности конкурсов на должности НПР СПбГУ с альтернативными кандидатурами ректор еще раз обратился к вопросу об индивидуальных контрактах. И подчеркнул, что к числу основных вопросов, которые следует обсуждать в процессе переговоров с преподавателями, относятся вопросы содержательные: объем работы претендента на должность и его заработная плата.
См.также: Материалы ректорского совещания от 09.02.2015, п. 3; Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (ответ 2); Честность и открытост (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 6); Университету кризис не страшен (ответы 8–9).
Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас поделилась с деканами опытом обсуждения трудовых договоров, который за несколько лет наработан в коллективе Факультета психологии. Она подчеркнула, что в коллективе психологов в свое время, еще при декане Л. А. Цветковой, выработалась практика заключения контрактов различной продолжительности в зависимости от критериев, выработанных в коллективе. Эта практика последовательно реализуется все последние годы. С точки зрения наших психологов, реализация принципа индивидуального подхода к планированию деятельности конкретных сотрудников и оценке эффективности имеет важное регулирующее и стимулирующее значение. Поэтому А. В. Шаболтас обратилась к деканам с предложением внимательнее подходить к вопросам обсуждения условий контрактов с НПР, не предлагать одни и те же условия, например, сроки контракта «всем одинаково, без какой-либо дифференциации», как это порой бывает на заседании Ученого совета СПбГУ.