Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Прием на программы СПбГУ — 2018
1 октября объявлен прием на 320 образовательных программ СПбГУ на 2018 год, опубликованы правила приема абитуриентов. Предварительно с директорами институтов и деканами факультетов подробно обсуждался перечень образовательных программ, их названия, форма вступительных испытаний, минимальные баллы ЕГЭ по каждому предмету. В соответствии с запросами рынка труда существенно обновлен портфель образовательных программ, прежде всего магистратуры. Открыт прием на новые программы: в бакалавриате и специалитете — четыре, в магистратуре — 32, в аспирантуре — три. В контрольных цифрах приема в СПбГУ на 2018/19 учебный год увеличено количество мест на договорную основу обучения. Для поступающих на программы бакалавриата и специалитета предусмотрена возможность подачи заявлений о приеме в электронно-цифровой форме через личный кабинет поступающего на официальном сайте Университета.
Вступительные испытания на большинство образовательных программ магистратуры СПбГУ (около 80 %) в 2018 году будут проходить в форме конкурса документов (портфолио). Для привлечения выпускников бакалавриата других вузов необходимо демонстрировать уникальность магистерских программ Университета. На совещании обсуждались способы и формы привлечения внимания абитуриентов к образовательным программам СПбГУ (в том числе научные конференции, круглые столы, онлайн-курсы, участие работников СПбГУ в деятельности ГЭК в других вузах, студенческие олимпиады и пр.) (Ректор СПбГУ Кропачев: «В России всего 5% населения понимает смысл нормативных актов», ответ 10, Ректорский прием, ответ 1, Построить страну «одних уст», ответ 7).
Участие СПбГУ в конкурсе, направленном на развитие онлайн-образования
СПбГУ был одним из вузов — основателей Национальной платформы открытого образования в России. Еще в 2014 году на ректорском совещании говорилось о том, что результаты освоения онлайн-курсов будут засчитываться как результаты прохождения промежуточной аттестации в вузе (Материалы ректорского совещания от 29.12.2014). Однако первый онлайн-курс в СПбГУ был разработан и размещен на Национальной платформе открытого образования только в сентябре 2015 года («История России»). К этому времени у других вузов — ВШЭ, МГУ, СПбПУ, ИТМО, МФТИ, УРФУ, МИСИС — было разработано и размещено семь, шесть, пять, четыре, четыре, четыре и три курса соответственно.
К 1 сентября 2016 года было разработано и размещено на Национальной платформе открытого образования: у ВШЭ — 24 курса, у МГУ и ИТМО — по 15, у СПбПУ, МФТИ и УРФУ — по 14, у МИСИС — 12, а у СПбГУ — один. Также, кроме присутствия на Национальной платформе открытого образования, вузы создавали и размещали онлайн-курсы и на других образовательных платформах, в том числе и международных. Так, например, лидер рынка онлайн-образования ВШЭ к концу 2016 года представил слушателям более 80 онлайн-курсов, а МГУ — более 40.
Сейчас можно говорить о том, что в СПбГУ реализуется масштабный проект по созданию онлайн-курсов. Согласно производственному плану, в этом, 2017 году, планируется создать около 50 уникальных онлайн-курсов. Так, уже сейчас на Национальной платформе открытого образования представлено 37 онлайн-курсов, на международной платформе Coursera — 13 онлайн-курсов СПбГУ, а до конца 2017 года планируется разместить более 40, в числе которых специализации по «Спортивному программированию», «Практике анализа экономических данных», «Русскому языку как иностранному». В общей сложности к весенней сессии 2018 года СПбГУ представит слушателям образовательных платформ более 70 уникальных онлайн-курсов.
Выход на рынок онлайн-образования такого большого количества курсов по разным направлениям подготовки дает возможность показать потенциал и преимущества образования в СПбГУ, расширить сетевое взаимодействие с вузами, позволив множеству обучающихся использовать онлайн-курсы СПбГУ для перезачета дисциплин в своих вузах. В сравнении с другими вузами, которые производят до 25–30 курсов в год, СПбГУ в настоящее время совершает прорыв, тем самым обеспечивая себе возможность в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции в области онлайн-образования как в российском сегменте, так и среди российских вузов на международной платформе Coursera. Параллельно с производством онлайн-курсов реализуются новые процедуры экспертизы этих курсов и встраивания их в образовательный процесс.
В июне 2017 года Министерство образования и науки РФ объявило конкурс грантов, направленных на реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Заявки принимались по восьми лотам:
- Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-курсов
- Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов
- Разработка и апробация системы доступа к онлайн-курсам по принципу одного окна с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио
- Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области создания онлайн-курсов
- Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области экспертизы онлайн-курсов
- Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области использования онлайн-курсов
- Создание регионального центра компетенций в области онлайн-обучения
- Продвижение технологий онлайн-обучения и информационное сопровождение приоритетного проекта
Известны лоты конкурса и ежегодный объем бюджетных ассигнований, выделяемых Минобрнауки России на предоставление грантов, по годам.
- Лот № 1.1 «Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-курсов». Общая сумма гранта — 90 миллионов рублей, в том числе в 2017 году — 80 миллионов рублей, в 2018 году — 10 миллионов рублей. Победитель — УРФУ
- Лот № 1.2 «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов». Общая сумма гранта — 30 миллионов рублей, в том числе в 2017 году — 25 миллионов рублей, в 2018 году — пять миллионов рублей. Победитель — ВШЭ
- Лот № 2.1 «Разработка и апробация системы доступа к онлайн-курсам по принципу одного окна с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио». Общая сумма гранта — 175 миллионов рублей, в том числе в 2017 году — 130 миллионов рублей, в 2018 году — 45 миллионов рублей. Победитель — ИТМО
- Лот № 3.1 «Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области создания онлайн-курсов». Общая сумма гранта — 15 миллионов рублей, в том числе в 2017 году — десять миллионов рублей, в 2018 году — пять миллионов рублей. Победитель — МФТИ
- Лот № 3.2 «Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области экспертизы онлайн-курсов». Общая сумма гранта — 15 миллионов рублей, в том числе в 2017 году — десять миллионов рублей, в 2018 году — пять миллионов рублей. Победитель — РАНХиГС
- Лот № 3.3 «Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области использования онлайн-курсов». Общая сумма гранта — 15 миллионов рублей, в том числе в 2017 году — десять миллионов рублей, в 2018 году — пять миллионов рублей. Победитель — УРФУ
- Лот № 3.4 «Создание регионального центра компетенций в области онлайн-обучения». Общая сумма гранта — 22 миллиона рублей, в том числе в 2017 году — десять миллионов рублей, в 2018 году — семь миллионов рублей, в 2019 году — пять миллионов рублей. Победители — Томский государственный университет, Поволжский государственный технологический университет, Московский государственный университет (центр на базе филиала в Крыму), Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Тульский государственный университет, Балтийский университет имени И. Канта, Тюменский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Лот № 4.1 «Продвижение технологий онлайн-обучения и информационное сопровождение приоритетного проекта». Общая сумма гранта — 135 миллионов рублей, в том числе в 2017 году — 35 миллионов рублей, в 2018 году — 50 миллионов рублей, в 2019 году — 50 миллионов рублей. Победитель — МИСИС
СПбГУ участвовал в двух лотах этого конкурса грантов — 3.1 и 3.4, но показал невысокие результаты. Ключевым критерием для сравнения заявок вузов в этом конкурсе было количество онлайн-курсов, уже разработанных преподавателями вуза на момент подачи заявки. На дату проведения конкурса результаты работы преподавателей СПбГУ значительно проигрывали результатам работы преподавателей из таких вузов, как ВШЭ, СПбПУ, ИТМО, МФТИ, УРФУ. Наши преподаватели проиграли в конкурсе и в результате потеряли серьезное финансирование(За Нобелем, ответы 10–13, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответы 2–4, Николай Кропачев: будущее образования — в открытости и междисциплинарности, ответ 7).
Составы ученых советов институтов и факультетов
В состав ученых советов практически всех учебно-научных подразделений включены представители коллектива факультета иностранных языков и студенческих советов институтов и факультетов (Материалы ректорского совещания от 03.04.2017). Также недавно состоялись конференции по выборам новых составов ученых советов Института химии, факультета социологии и биологического факультета.
Директорам и деканам, председателям ученых советов институтов и факультетов, дано поручение: провести встречи с новыми членами ученых советов, обсудить с ними их новые возможности, инструменты влияния на университетскую жизнь, на решение задач, стоящих перед Университетом.
Организация работы с музейными экспозициями и коллекциями СПбГУ
Для того чтобы огромный университетский корабль уверенно двигался вперед, необходимо знать, сколько в Университете сотрудников, кто именно работает в Университете, и на каких должностях? Какая зарплата у этих сотрудников? Сколько в Университете зданий и земельных участков? Сколько оборудования, и какого именно? В каком состоянии находится это оборудование? Обеспечено ли оно расходными материалами? Сколько в Университете книг, и каких именно? В каком состоянии они находятся?
Вплоть до 2008 года вся совокупность этой информации не была кому-либо известна (Электронные сервисы СПбГУ в образовательной деятельности: прошлое и настоящее, Аренда университетского имущества: прошлое и настоящее).
В Университете отсутствовали и единые правила сбора и хранения информации, и единые информационные системы. Данные собирались вручную, и от того, насколько точно исполнители понимали запрос, напрямую зависело качество полученной информации. Например, только к 2011 году удалось устранить дублирование кадровой информации и перестать дважды учитывать одного и того же сотрудника, оформленного по внутривузовскому совместительству на полставки. Университетское оборудование «стояло на учете» у материально ответственных лиц, давно уже покинувших этот мир (подробнее об университетской жизни в 1990-х — начале 2000-х читайте на портале СПбГУ в материалах раздела «Перезагрузка».
Масштабная работа по инвентаризации имущества Университета продолжается до сих пор. Постепенно возвращаются в университетский оборот «приватизированные» редкие книги и научное оборудование (Злой умысел или преступная халатность?, Собрать разбросанное и использовать). Постепенно собирается информация и об уникальных университетских коллекциях. В настоящее время уже выявлено более трех миллионов единиц хранения. Собрание Университета — крупнейшая университетская коллекция страны. Предметный диапазон экспонатов крайне обширен и включает все категории движимых памятников.
Активный мониторинг состояния коллекций в СПбГУ, проведенный в 2016 году, позволил обнаружить неизвестные ранее предметы, а также определить первоочередные меры по организации их хранения, описания, а также доступа к этим коллекциям универсантов и внешних пользователей. В СПбГУ долгие годы отсутствовали локальные нормативные акты, позволяющие эффективно организовать и систематично проводить такую работу, определить формы учетной документации и порядок ведения учета коллекций, порядок доступа к ним и их использования в различных целях, как универсантами, так и сторонними пользователями. Это привело к отсутствию единых стандартов учета и документации коллекций, которые являются государственной собственностью. Большая часть коллекций не опубликована и мало используется в учебно-образовательной деятельности, так как малодоступна не только физически, но и информационно. Задача: сделать экспонаты доступными для универсантов, ученых России и мира, широкого круга посетителей, включить использование музейных коллекций в образовательный процесс.
Для организации работы с музейными коллекциями СПбГУ разрабатываются локальные нормативные акты Университета. Без такого правового обеспечения невозможно сегодня привлечение дополнительного финансирования для дальнейшего развития музейных коллекций. Структура управления экспозициями и коллекциями СПбГУ, объединившая ранее разрозненные коллективы, включает пять отделов (в том числе отдел естественнонаучных коллекций). Готовится внесение изменений в Устав СПбГУ: «деятельность по учету, хранению и использованию коллекций в соответствии с уставом СПбГУ» как одно из основных направлений деятельности Университета.
Обширный коллекционный фонд и современные потребности его использования в образовательной практике и научных исследованиях ставят перед СПбГУ задачу полномасштабного применения современной компьютерной техники и информационных технологий. В связи с этим в СПбГУ принято решение о создании единого центра оцифровки коллекций. Необходимо провести сохранную оцифровку, каталогизацию и описание коллекций по единым стандартам, принятым в соответствующих областях знания. По предварительным оценкам, около 30 % самых старых и ценных коллекционных предметов, включая архивные материалы, находится в рискованных условиях сохранности разной степени и требует охранной оцифровки с последующей реставрацией. Планируется создание онлайн-каталога коллекций СПбГУ, связанного с базой данных коллекций СПбГУ.
Сегодняшние условия хранения коллекций СПбГУ снижают эффективность их использования, сохранения и обеспечения доступа к ним широкой публики и специалистов с целью развития образования и просвещения, создают высокие риски для здоровья и безопасности персонала и посетителей. Все коллекции Университета хранятся в неспециализированных, неприспособленных для этого помещениях. Средний показатель плотности хранения коллекций СПбГУ составляет до 350–400 единиц хранения на один квадратный метр в фондохранилищах. Это более чем в шесть раз выше, чем общий показатель по плотности хранения в музеях РФ даже в 2001 году (63 единицы хранения на один квадратный метр). Существуют крайне высокие риски утраты ценнейших материалов и раритетов коллекций Университета.
В настоящее время ведется разработка комплексной программы развития системы хранения коллекций в СПбГУ, которая будет включать: оптимизацию использования имеющихся фондохранилищ за счет профессионального оборудования (противопожарные системы, системы безопасности и контроля доступа, хранительское оборудование, оборудование климат-контроля); использование современных методов и материалов для стационарной хранительской упаковки, обеспечение климатических условий хранения. Анализируются возможности выделения дополнительных помещений для хранения коллекций, обеспечения их специализированным оборудованием для хранения коллекций разных типов, а также системами поддержания температурно-влажностного режима, охранной и пожарной безопасности.