Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Об имуществе Университета
В 2014 году во время инвентаризации имущества СПбГУ было обнаружено, что в соответствии с решением мирового судьи Лоухского района Республики Карелия 2012 года собственником плавательных средств СПбГУ, находящихся на острове Средний, является вовсе не СПбГУ, а ассистент кафедры океанологии СПбГУ Р. Е. Смагин. Из материалов дела следует, что в 2012 году состоялось заседание кафедры океанологии СПбГУ под председательством заведующего кафедрой В. В. Ионова, на котором было принято «решение» о «передаче» права собственности на плавательные средства, находящиеся на острове Средний, ассистенту Р. Е. Смагину как материально ответственному лицу. В материалах дела также имеется отметка о том, что ответчик (то есть кафедра!) с иском согласен и просит рассмотреть дело в его отсутствие. И мировой судья удовлетворил исковое заявление Р. Е. Смагина и принял решение о том, что собственником плавательных средств является Р. Е. Смагин, работавший тогда ассистентом в Университете (см. Материалы ректорского совещания от 29.06.2015, п. 3). Коллектив, конечно же, не имеет права распоряжаться ни личным имуществом членов коллектива кафедры (квартирами, машинами, банковскими счетами, лодками и самолетами), ни государственным имуществом Университета.
Начальник юридического управления Ю. В. Пенов подчеркнул, что приходилось доказывать очевидное — то, что собственником плавательных средств, находящихся на острове Средний, по-прежнему является Российская Федерация! Это было непросто, поскольку решение суда вступило в законную силу, прошло уже три года с момента вынесения решения. Университет подал ходатайство о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы. Решение Лоухского мирового суда было отменено. Рассмотрение дела удалось перенести в Василеостровский районный суд. В итоге Р. Е. Смагин отозвал свое исковое заявление. В оперативное управление Университета были возвращены плавательные средства, находящиеся на острове Средний. Все материалы будут переданы в правоохранительные органы (см. также: Материалы ректорского совещания от 11.07.2016, п. 5).
О правилах замещения должностей научно-педагогических работников
Изданы два приказа Минобрнауки РФ: от 23.06.2015 № 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу» и от 02.09.2015 № 937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса». В этих документах установлены общие правила для всех вузов при проведении конкурсов на должности научно-педагогических работников. Администрации СПбГУ удалось добиться закрепления в этих положениях для МГУ и СПбГУ права самостоятельно устанавливать правила организации и проведения конкурсных процедур на любые должности научно-педагогических работников.
Анализируя приказы Минобрнауки РФ, начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев сообщил об университетских правилах замещения должностей научно-педагогических работников:
В соответствии с Положениями Минобрнауки конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников проводится коллегиальным органом управления. В соответствии с Уставом СПбГУ таким органом является только Ученый совет СПбГУ. И если бы руководству Университета не удалось добиться того, чтобы ректоры СПбГУ и МГУ имели право самостоятельно устанавливать правила проведения конкурсов на должности, все конкурсы проводились бы только на заседаниях Ученого совета Университета! В Положении Университета «О порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ» предусмотрено расширение полномочий ученых советов институтов / факультетов, советов образовательных программ, кадровых комиссий институтов / факультетов. Положение предусматривает, что коллегиальное рассмотрение кандидатур претендентов на замещение должностей младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ассистента, старшего преподавателя, доцента проводится на заседаниях ученых советов институтов / факультетов.
В Положении Минобрнауки записано, что одновременно с заявлением об участии в конкурсе претендент представляет документы, подтверждающие отсутствие у него ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования (справка о судимости, сертификат о прививках и т. д.). В университетском Положении не требуется представления лишних документов. Упомянутые справки требуются только от тех, кто успешно прошел процедуру конкурсного отбора в СПбГУ.
Важная роль в Положении СПбГУ отводится кадровым квалификационным комиссиям. В настоящий момент уже утверждены составы 10 таких комиссий. Именно кадровые комиссии и советы образовательных программ должны взять на себя профессиональный анализ документов и характеристик претендентов. Поэтому работу по формированию кадровых квалификационных комиссий, советов образовательных программ (бакалаврских и магистерских) следует активно продолжать. Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк ждет от всех научных руководителей бакалаврских и магистерских программ соответствующие предложения.
В Положении Минобрнауки зафиксировано (п. 18), что должность педагогического работника объявляется вакантной, если в течение 30 дней со дня принятия решения по конкурсу лицо, впервые успешно прошедшее конкурс на замещение данной должности в организации, не заключило трудовой договор по собственной инициативе. В Положении СПбГУ (п. 1.6) устанавливается, что срочный трудовой договор, заключенный с НПР, прекращается с истечением срока его действия в соответствии со статьей 77 ТК, то есть после завершения конкурсного отбора заключается новый договор. Поэтому срок, который отводится на заключение трудового договора с НПР, тоже имеется, но он не конкретизирован, а определяется из принципа разумности и объективной необходимости. По истечении этого срока должность также объявляется вакантной.
И. о. ректора И. А. Дементьев отметил, что решением ректора СПбГУ в положении «О порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ» статус решений, принятых при рассмотрении вопросов о замещении должностей научно-педагогических работников учеными советами институтов / факультетов признан равным статусу Ученого совета СПбГУ. Этот же статус принятия окончательного решения по кадровым вопросам в некоторых случаях уже придан отдельным научно-педагогическим работникам (когда они принимают решение о приглашении на работу в СПбГУ постдока) и может быть придан кадровым квалификационным комиссиям и советам образовательных программ (пока такого права — принимать окончательные решения — у них нет).
Например, в случае победы кандидата N в конкурсе на альтернативной основе, проведенном на заседании Ученого совета Университета, администрация СПбГУ может вести переговоры о заключении трудового договора только с ним. А если стороны (кандидат N и администрация) не придут к согласию и договор не будет заключен, то администрация должна будет объявлять новый конкурс на должность (хотя на вакантную должность может быть временно назначен любой претендент, даже не участвовавший в конкурсе). Поскольку ученый совет института / факультета, совет образовательной программы, кадровая комиссия являются совещательными коллегиальными органами, а не органами управления Университетом, решения этих органов в этой части не имеют такой же силы, как решение Ученого совета Университета.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 8–9).
Но, как известно, еще в 2013–2014 годы ректор говорил на заседаниях Ученого совета Университета и на ректорских совещаниях (см. Материалы ректорского совещания от 08.12.2014, п. 4; от 29.12.2014, п. 3; от 09.12.2013, п. 7), что, если удастся добиться закрепления в приказе министра образования и науки (и с этим решением согласится министр юстиции), то тогда он найдет правовое решение, которое позволит рассматривать кадровые вопросы на заседаниях ученых советов институтов / факультетов, советов образовательных программ и кадровых комиссий. Такое решение найдено (см. Материалы ректорского совещания от 02.02.2015, п. 7). Ректор придал большую силу решениям ученых советов институтов / факультетов, обязав начальника главного управления по организации работы с персоналом относиться к решениям ученых советов институтов / факультетов не как к решениям совещательных органов. В Положении о конкурсе в СПбГУ прямо сказано, что по результатам итогового голосования на соответствующем ученом совете трудовой договор с победителем (именно с победителем) заключается уполномоченным должностным лицом. Такой же статус решением ректора придается в СПбГУ и решениям отдельных научно-педагогических работников (научных руководителей постдоков). То есть предоставленное ректорам СПбГУ и МГУ право самостоятельно устанавливать правила проведения конкурсов в СПбГУ и в МГУ ректор нашего Университета использует в полном объеме для повышения эффективности принимаемых в Университете кадровых решений, подчеркнул И. А. Дементьев. Он предложил всем желающим направлять начальнику главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву предложения по повышению эффективности правил проведения конкурсов в СПбГУ.
О роли профессиональных сообществ в формировании контрольных цифр приема в вузы
Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк проинформировала о роли профессиональных сообществ в формировании предложений для Министерства образования и науки РФ на установление контрольных цифр приема в вузы. Она отметила, что в приказе Минобрнауки РФ от 02.10.2015 № 1102 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, других главных распорядителей средств федерального бюджета, общероссийских объединений работодателей и иных организаций, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, представляющих предложения о контрольных цифрах приема по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам ординатуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» содержится перечень органов и организаций, предложения которых Минобрнауки России в обязательном порядке учитывает при определении общего объема контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В перечень входят федеральные органы исполнительной власти (Министерства здравоохранения, связи и массовых коммуникаций, культуры, образования и науки, транспорта и др., федеальные агентства), государственные корпорации (Роскосмос, Росатом, ОАО «Роснано»), а также общероссийские объединения работодателей и объединения (ассоциации) вузов (Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента, Ассоциация классических университетов России, Ассоциация юристов России, Ассоциация защиты информации, Общество социальных наук, Российская ассоциация политических наук и др.). Минобрнауки России определяет объемные показатели контрольных цифр приема, учитывая предложения вышеуказанных органов и организаций. Далее Минобрнауки России проводится открытый конкурс между вузами на распределение контрольных цифр приема.
См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13 и 14); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3 и 22).
Е. Г. Бабелюк отметила, что есть и другие общероссийские профессиональные объединения и организации (например, РОПРЯЛ, Союз журналистов или Русское химическое общество), которых нет в министерском перечне, но которые тоже могли бы влиять на формирование контрольных цифр приема в своих сферах образования, направлениях подготовки. Проректор поручила директорам и деканам проанализировать, какие общественные организации, профессиональные ассоциации, объединения работодателей могут включиться в процесс определения необходимости подготовки кадров для своей отрасли, и наладить с ними партнерские отношения.
О приемной кампании СПбГУ 2016 года
Е. Г. Бабелюк сообщила, что контрольные цифры приема в СПбГУ в 2016 году установлены с учетом соотношения объемов подготовки по уровням образования, утвержденного в Программе развития СПбГУ, и характеристики направлений подготовки (в том числе и среднего балла ЕГЭ зачисленных абитуриентов).
Приказом Минобрнауки РФ от 14.10.2015 № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», который вступает в силу 16 ноября 2015 г., определены те правила, по которым все образовательные организации, реализующие программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, должны будут проводить прием в 2016 году и в последующие годы.
Основную информацию о приеме 2016 года СПбГУ разместит 16 ноября 2015 года на странице Приемной комиссии. В этом году прием в бакалавриат и в магистратуру объявляется одновременно. Е. Г. Бабелюк проинформировала о повышении требований Университета к абитуриентам в приемной кампании 2016 года.
- В адрес проректора по учебно-методической работе поступило много заявок на открытие новых магистерских программ. Не по всем из них приемная комиссия СПбГУ сможет выделить бюджетные места.
- Увеличены цифры минимального количества баллов ЕГЭ для того, чтобы победители и призеры школьных олимпиад могли воспользоваться льготой при поступлении в СПбГУ (например, было минимум 65 баллов — теперь стало минимум 75). Такая мера снижает вероятность приема абитуриентов, получивших дипломы в результате недобросовестного проведения олимпиад.
- Изменен учет индивидуальных достижений. В 2015 году у абитуриентов была возможность получить дополнительные баллы (до 10) за научные, учебные, спортивные достижения и еще плюс 10 баллов за школьное сочинение. Теперь баллы за сочинение начисляются, если сочинение будет реально проверено приемной комиссией вуза. При этом общее количество баллов за индивидуальные достижения не может быть больше 10 баллов. Дополнительно введен учет диплома о среднем профессиональном образовании с отличием — как одно из индивидуальных достижений.
- Прием документов на программы магистратуры будет проводиться до 10 августа, вступительные испытания в магистратуру — во второй половине августа.
См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 1); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 1); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 9–11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 11–14).
Об использовании имени Университета
Начальник управления по связям с общественностью О. Л. Тульсанова сообщила, что в специальном разделе портала СПбГУ «Фирменный стиль» имеются разработанные дизайнерами шаблоны для оформления плакатов, афиш, объявлений о мероприятиях, проводимых в Университете, таблички, стрелки, указатели, бейджи и пр. Именно здесь следует брать образцы для оформления полиграфической продукции. Указаны правила использования имени Университета в печатной продукции (плакатах, афишах, книгах). Все мероприятия, проводимые в СПбГУ, организуются сотрудниками Университета и должны быть оформлены в едином университетском фирменном стиле.
О председателях ГЭК других вузов
В. В. Еремеев напомнил, что в Университет традиционно поступают запросы на согласование кандидатур из числа научно-педагогических работников СПбГУ для участия в заседаниях государственных аттестационных и экзаменационных комиссий в качестве председателей. Практика кажется устоявшейся и привычной, поэтому процедура за много лет свелась к формальному согласию для «галочки». Необходимо менять требования к нашим коллегам, выполняющим роль эксперта — председателя ГЭК.
См. также: Материалы ректорского совещания от 16.11.2015, п. 5; Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13–14); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3 и 22).
В. В. Еремеев проинформировал о порядке направления научно-педагогических работников СПбГУ на работу председателями ГЭК других вузов. В настоящее время с каждым кандидатом в председатели ГЭК проводятся разъяснительные беседы сотрудниками ГУОРП и выдается короткая форма обратной связи (для заполнения ее по результатам заседаний). Участие работников СПбГУ в заседаниях ставится на контроль со сроком в конце июня.
О возможности заочного голосования членов Ученого совета СПбГУ
Заместитель председателя Ученого совета СПбГУ И. А. Горлинский напомнил, что на заседании 26 октября председательствующий первый проректор И. А. Дементьев сообщил о необходимости проведения заочного голосования членов Ученого совета СПбГУ по вопросу выдвижения научно-педагогических работников СПбГУ на гранты Президента РФ ведущим научным школам. И. А. Горлинский сообщил о результатах тестирования возможностей корпоративной электронной почты для проведения такого заочного голосования (в соответствии с п. 68 Устава СПбГУ). Всем членам Ученого совета СПбГУ было направлено письмо — но получены только 76 ответов (из 130). Этого недостаточно для кворума, отметил И. А. Горлинский.
Директорам и деканам будет разослана табличка с данными тестирования. Среди них были и парадоксальные: почта доставлена, прочитана — а ответа нет! Проверка будет продолжена в течение ближайших 2–3 дней — на следующее письмо нужно будет ответить в течение суток. Если кворума не будет, то придется проводить внеочередное заседание Ученого совета СПбГУ в неурочный день (см. также: Материалы ректорского совещания от 16.11.2015, п. 11).
О возможностях электронного расписания
Е. Г. Бабелюк напомнила, что недавно в электронном расписании был введен новый сервис — расписание преподавателей (см. Материалы ректорского совещания от 05.10.2015, п. 6). А теперь в электронное расписание СПбГУ вводятся две новые функции, относящиеся ко внеучебным мероприятиям. Отдельно выделили «Научные мероприятия», а все остальные собрали в раздел «Афиша мероприятий». Есть функция «поиск» — можно найти, когда, например, проходит научная конференция, заседание ученого совета факультета или заседание диссертационного совета. Внеучебные мероприятия можно искать как по названию, так и по календарю.
Обе таблицы будут заполняться в соответствии с приказами о проведении мероприятий. Если мероприятия нет в электронном расписании, то аудитория считается свободной. Очень важен вопрос своевременной подготовки приказов: тогда хозяйственная и IT-службы смогут обеспечить проведение мероприятия, а сотрудники управления по связям с общественностью подготовить анонсы, чтобы участники и гости мероприятия узнали о нем вовремя.
Е. Г. Бабелюк обратила внимание собравшихся на то, что с 1 декабря все научные, внеучебные и другие мероприятия во всех аудиториях Университета будут отражаться в едином электронном расписании. Это удобно: зная почасовую загрузку аудиторий во всех зданиях Университета, при необходимости диспетчеры могут оперативно найти свободную аудиторию и перенести, например, какое-то заседание в соседнее здание, а не отменять его и не переносить на другое время. Но, подчеркнула проректор, любой перенос будет происходить только через сайт, через страницу «Электронное расписание». Точно так же, как с 1 сентября 2015 года изменения в расписании учебных занятий СПбГУ не могут происходить вне электронного расписания.
Отвечая на вопросы участников совещания, Е. Г. Бабелюк сообщила, что рубрикатор разделов расписания будет совершенствоваться. Появится информация о спортивных объектах и спортивных мероприятиях.