Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Об учебных дисциплинах на иностранных языках
На выпускных курсах бакалавриата и специалитета 156 учебных дисциплин в рамках 103 образовательных программ СПбГУ будут реализовываться на иностранном языке. Это было сделано в соответствии с решениями учебно-методических комиссий, в состав каждой из которых входят представители работодателей. СПбГУ уже несколько лет выпускает бакалавров, которые владеют английским языком на уровне не ниже В2. Но если раньше успешность освоения этой компетенции проверялась только во время итоговой аттестации, то с этого года студенты выпускных курсов Университета будут на деле доказывать, что владеют иностранным языком на должном уровне в ходе освоения одной из дисциплин.
Кроме того, введение учебных дисциплин на иностранных языках привлекательно для студентов — граждан зарубежных стран и будет способствовать развитию академической мобильности. Более того, именно количество иностранных обучающихся является важным критерием для оценки того или иного вуза в таких мировых рейтингах университетов, как QS World University Rankings.
Стоит отметить, что и количество дисциплин, преподаваемых в Университете на иностранных языках, растет с каждым годом. Уже сегодня такие дисциплины включены в учебные планы не только выпускных курсов по всем направлениям подготовки и специальностям, но и реализуются для студентов второго и третьего курсов, обучающихся по некоторым образовательным программам СПбГУ.
Об организации научных исследований и обеспечении полноты информации о результатах
Для повышения эффективности использования немалых материальных и технических ресурсов (современного научного оборудования), научных электронных ресурсов (см. Научная библиотека имени М. Горького), которые за последнее время созданы в Университете для обеспечения научно-исследовательской деятельности, а также для защиты создаваемой интеллектуальной собственности Университета, разрабатывается порядок учета плановых научных работ в служебных заданиях и в трудовом договоре с научно-педагогическим работником. Директорам и деканам поручено представить предложения по этим вопросам.
Кроме того, для оценки наукометрических показателей работников (в том числе при расчете стимулирующих выплат) в Университете используются данные, которые извлекаются напрямую из информационных баз WoS CC, Scopus и РИНЦ с использованием соответствующих авторских идентификаторов (ResearcherID, ScopusID, ORCID, SPIN-код). Поэтому важное значение имеет актуальность и полнота информации о работнике СПбГУ в этих базах данных. С учетом разнообразия требований различных издательств по написанию фамилий и должностей уровень ответственности научно-педагогических работников по обеспечению соответствия информации о публикациях с идентификаторами работников трудно переоценить. Поэтому обязанность работников по поддержанию актуальности и полноты этой информации будет закреплена в локальных актах Университета.
См. также: Михаил Ковальчук о научном парке СПбГУ; Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 1–4); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 4); Правила жизни университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 7 и 11); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 7–8); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016, ответы 5 и 9).
Решение вопросов о финансировании научных исследований, поездок, конференций из средств СПбГУ, об установлении доплат за научные публикации, а также об участии того или иного научно-педагогического работника в других стимулирующих мероприятиях будет приниматься на основе тех данных о научной активности, которые работник предоставит в Управление кадров. Если работник не предоставил данные о своих авторских идентификаторах или данные окажутся недостоверными, то он не будет допущен к участию в конкурсах и других стимулирующих мероприятиях Университета. Если работник предоставил неполные сведения, то будет учитываться только та информация, которую он сообщил. Каждый научно-педагогический работник СПбГУ обязан самостоятельно отвечать за своевременную актуализацию и полноту информации о своей исследовательской деятельности в каждой из информационных баз. Будет и дальше реализовываться общее правило: если сотрудник не выполняет свои обязанности, то он будет привлекаться к дисциплинарной ответственности, и ему будет ограничиваться доступ к ресурсам Университета.
О рассмотрении кандидатур на замещение должностей научно-педагогических работников на заседаниях коллегиальных органов
Рассмотрение кандидатур на замещение должностей НПР на заседаниях ученых советов институтов и факультетов СПбГУ в некоторых случаях происходит без детального обсуждения претендентов. К примеру, их показатели не сравнивают с результатами деятельности работников других российских организаций в соответствующих областях, как это происходит на заседаниях Ученого совета СПбГУ (см. Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 21.12.2015 и от 25.01.2016). Если эта ситуация не изменится, полномочия по решению кадровых вопросов могут быть переданы Ученому совету Университета или кадровым квалификационным комиссиям.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (Российская газета, 29 мая 2014, ответ 2); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 2); Правила жизни университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 6); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 8–9).
В настоящее время созданы и активно работают практически все кадровые квалификационные комиссии. На должности технических секретарей назначены сотрудники кадровой службы Университета. Поскольку решения кадровых квалификационных комиссий играют важную роль в процедуре избрания научно-педагогических работников, а протоколы заседаний имеют юридическую силу, начальнику Организационного управления поручено организовать сбор и хранение этих документов.
Предложения об объектах для территории развития Университета
От сотрудников СПбГУ продолжают поступать предложения об объектах для территории развития Университета (см. Материалы ректорского совещания от 24.02.2016, п. 6). Среди них — предложения о возможности создания промышленных помещений для производства новой, интеллектуально емкой, продукции. И. о. ректора И. А. Дементьев, проводивший ректорское совещание, подчеркнул, что предложенные администрацией Петербурга территории могут не вместить в себя все необходимые объекты территории развития, поэтому в числе прочих рассматриваются варианты размещения территории развития в Ленинградской области (см. Материалы ректорского совещания от 09.03.2016, п. 6).
В этой связи декан Факультета стоматологии и медицинских технологий Ю. А. Щербук обратил внимание собравшихся на законопроект «О технологической долине», который почему-то связывают с МГУ имени М. В. Ломоносова.
По словам исполняющего обязанности директора Центра экспертиз СПбГУ В. А. Лопатина, в законопроекте, опубликованном Минэкономразвития РФ для общественного обсуждения, нет упоминания МГУ и институтов РАН. Хотя в пояснительной записке указывается, что создание технологической долины предполагается на юго-западе Москвы с использованием ресурсов МГУ имени М. В. Ломоносова и институтов РАН, что и вводит всех в заблуждение.
В. А. Лопатин пояснил, что по запросу Минэкономразвития РФ в СПбГУ в настоящее время готовится экспертное заключение на данный законопроект. К проекту есть замечания юридико-технического характера, которые могут быть устранены без существенного изменения текста. Однако концептуальных сомнений в необходимости этого закона нет.
Закон о технологической долине разработан как универсальный и предполагает возможность соответствующего правового регулирования на неопределенном количестве территорий в РФ. Границы таких территорий утверждаются Правительством Российской Федерации.
См. также: Материалы ректорского совещания от 11.04.2016, п. 11; Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответы 1–2); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 15); Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки» (Университетская книга, 2 апреля 2016 , ответ 11).
Этот закон должен повысить эффективность управления государственным имуществом при решении проблем ликвидации отставания РФ в создании и использовании современных производственных технологий. В соответствии с текстом проекта при использовании государственного имущества в инвестиционных проектах гарантом публичных (государственных) интересов выступает Правительство Российской Федерации.