Петербургский исторический форум: эксперты СПбГУ помогают регионам в сохранении исторической памяти
Какие исторические исследования сегодня востребованы в разных городах страны? Как историческая память превращается в политический инструмент, с помощью которого страны коллективного Запада формируют негативный нарратив в отношении России? Эти и другие вопросы осветили в своих докладах участники первого пленарного заседания III Петербургского исторического форума «Историческая наука: взгляд из XXI века».
Первый проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Сергеевна Ярмош представила доклад «Современный университет: Санкт‑Петербургский государственный университет и его стратегическое развитие», в котором рассказала о перспективах, открывающихся во взаимодействии с вузами разных субъектов Российской Федерации.
Ректор СПбГУ: «Задача сильных вузов — помогать всей стране»
Как сообщила проректор, СПбГУ взял курс на социально‑экономическое развитие регионов России еще в конце 2019 года, когда партнеры Университета ориентировались преимущественно на зарубежные контакты. Но эксперты Санкт‑Петербургского университета стремились работать с региональными вузами, учреждениями культуры и научными организациями, для которых были необходимы открытые ресурсы Научного парка СПбГУ, возможность проведения совместных исследований на безвозмездной основе. Тогда такое решение казалось совершенно новым, а в 2023 году по итогам защиты программы на федеральном уровне Университет продемонстрировал убедительное присутствие в 31 субъекте Российской Федерации.
Мы говорим не просто о соглашениях, которые подписаны и сложены в папку, а о конкретных проектах, над которыми работает команда специалистов — кадровых, исследовательских, просветительских. И сегодня нас ставят в пример. Помогать регионам и стране — это одна из главных задач Санкт‑Петербургского университета.
Первый проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош
Значительную роль в поддержке регионов в последние годы играет экспертная деятельность СПбГУ, и ученые‑историки являются одними из флагманов экспертно‑аналитической работы. Они выполняют около третьей части всех заключений, которые готовятся в Университете в течение года. Одними из приоритетных тем экспертизы являются пропаганда нацистской символики, оскорбление памяти ветеранов, осквернение символов воинской славы и отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала. Также историки изучают случаи распространения ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, оправдания идеологии фашизма, отрицания роли Советского Союза в разгроме нацистской Германии и участия в блокаде Ленинграда финских формирований.
«Огромная экспертно‑аналитическая работа, ежедневно проводимая учеными Института истории СПбГУ, стоящими на страже исторической памяти, позволяет сохранить в информационном шуме нашей цифровой эпохи те базовые ценности, которые Университет продолжает свято хранить», — отметила проректор СПбГУ.
Не менее важную работу ведет Университет совместно с партнерами по исполнению указа президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809, утверждающего основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей. Приведение в соответствии с ними всего законодательства РФ происходит в рамках деятельности консорциума, который был организован совместно с РГГУ. К этой деятельности оказались привлечены 14 вузов‑партнеров, а также представители коллективов практически всех факультетов и институтов Университета. Кроме того, этой зимой эксперты СПбГУ начали работу по выполнению указа президента России от 08.05.2024 г. № 314 об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения, и ученые‑историки находят творческие подходы к решению этого вопроса.
Участником III Петербургского исторического форума стала руководитель Национального центра исторической памяти при президенте Российской Федерации Елена Петровна Малышева. Она отметила, что сегодня историческая память прочно вошла в повседневную жизнь, став политической конструкцией и одним из фундаментальных элементов самоидентичности, к которому Россия обращалась на протяжении всей своей истории. Но в последние годы западными странами на государственном уровне широко используется технология создания нарративов, формирующих историческую память граждан в необходимом для них ключе.
Сегодня, когда мы говорим об особой актуальности исторической памяти, мы должны признать ее намеренное использование для создания кризиса, изменения с ее помощью коллективного сознания.
Руководитель Национального центра исторической памяти при президенте Российской Федерации Елена Малышева
«Мы можем признавать политизацию исторической памяти или не соглашаться с этим, но факт остается фактом. И если научное сообщество, мы с вами сейчас не включимся в создание принципиального мнения, понимания, что такое историческая память, в формирование методологической основы, то это сделают другие и нам останется только удивляться, что она не соответствует нашим научным представлениям», ― отметила Елена Малышева.
В качестве примера руководитель Национального центра исторической памяти при президенте России привела несколько документов, изданных Европарламентом. Так, например, в резолюции «О важности памяти о Холокосте, антисемитизме и расизме», изданной в 2005 году, пять пунктов посвящены нацистской Германии, а остальные четыре ― Советскому Союзу. Именно с этого периода практически во всех документах начинает говориться о тоталитаризме, и это создает общий концепт исторической памяти на Западе. В документе, вышедшем в 2009 году, 23 августа провозглашается единым днем памяти жертв сталинизма и нацизма. А в резолюции 2019 года и вовсе содержится прямое указание на то, что для отпора российской информационной войне, ведущейся против демократической Европы, необходима консолидация сил.
Сегодня историческая память ― это обязательная категория практически всех стратегических документов РФ, начиная с Конституции и стратегии национальной безопасности, заканчивая указом президента об утверждении основ традиционных российских ценностей. Однако, как заметила Елена Малышева, введение в стратегические документы этого понятия не сопровождается дефиницией и пояснением о том, что оно означает. По мнению эксперта, отсутствие консолидированного понимания того, что такое историческая память, бросает вызов научному сообществу, поскольку в связи с этим наблюдается замена понятий и появление представления о ней как об исключительно политической конструкции.
«Должна быть верифицированная научная база того, что сегодня называется исторической памятью, и она полностью находится в ваших руках, ― обратилась к участникам форума Елена Малышева. ― Мы высоко оцениваем ленинградскую/петербургскую историческую школу и подписание соглашения о совместной работе СПбГУ и Национального центра исторической памяти. Позиция центра заключается в том, что в основе исторической памяти должно лежать глубочайшее научное, академическое знание».
Также на первом пленарном заседании Петербургского исторического форума выступили академик‑секретарь отделения историко‑филологических наук РАН, президент Российского государственного гуманитарного университета академик РАН Ефим Иосифович Пивовар, представивший доклад «Академическая и историческая наука сегодня. Достижения, проблемы, вызовы и перспективы дальнейших исследований», а об истории и современности исторического факультета МГУ рассказал его декан академик Российской академии образования Лев Сергеевич Белоусов.