Социологи СПбГУ выяснили, что удерживает молодежь в регионах
В рамках сотрудничества Санкт-Петербургского университета с регионами в целях их социально-экономического развития Центр социологических и интернет-исследований провел базовое исследование образовательных и трудовых траекторий молодежи города Рыбинска. Полученные данные и составленные на их основе рекомендации планируется использовать при дальнейшем стратегическом планировании городского развития.
Результаты исследования позволили выявить основные факторы, влияющие на выстраивание индивидуальных траекторий, а также сформировать перечень потребностей молодежи Рыбинска, связанных с инфраструктурой города и наличием различных видов досуга.
День молодежи в России будет отмечаться в последнюю субботу июня
Администрация города Рыбинска обратилась в Центр социологических и интернет-исследований СПбГУ с запросом: узнать, почему молодежь все реже выбирает Рыбинск в качестве места построения своего будущего и предпочитает уезжать в другие города и регионы. Заказчику важно было узнать, насколько отличаются оценки возможностей, представленных в городе, у местных жителей и у приезжей молодежи. Также социологов СПбГУ попросили уточнить, каким образом ближайшее окружение молодых людей влияет на их выбор дальнейшей образовательной и карьерной траекторий.
Исследования молодежи являются одним из основных направлений деятельности Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ. Эксперты регулярно проводят как прикладные, так и теоретико-ориентированные исследования, связанные с изучением молодежи, разрабатывают и апробируют авторские методики сбора данных, что позволяет существенно сократить сроки подготовки необходимого инструментария. При этом в каждом исследовании учитываются пожелания заказчика и специфика региона, в котором оно проводится.
«Затронутая в рамках исследования проблема является очень широкой, ― рассказала руководитель центра Майя Русакова. ― Она включает в себя проверку множества гипотез о роли тех или иных факторов в процессе выбора молодыми людьми дальнейших способов получения образования и выстраивания карьеры. Поэтому исследовательская группа предложила использовать сочетание нескольких социологических методов сбора данных: количественного ― анкетного онлайн-опроса, а также качественного ― групповых фокусированных интервью с представителями молодежи города. Такое сочетание методов позволяет получить наиболее полную и разностороннюю картину изучаемого явления, а также эффективнее интерпретировать статистические данные».
МЭР запускает серию программ по развитию предпринимательских навыков у молодежи
Другой особенностью подготовки исследования стала его генеральная совокупность. Ключевыми респондентами являлись сами представители молодежи, что позволило социологам получить информацию из первых уст. По законодательству РФ молодежью считаются граждане в возрасте от 14 до 35 лет ― очень широкая возрастная группа, включающая в себя людей с абсолютно разным жизненным опытом. В связи с этим у социологов СПбГУ возникла необходимость разбить молодежь на более мелкие подгруппы и адаптировать анкету и гайд группового интервью под особенности их представителей. Так, были разработаны три анкеты: для учащихся 8–11 классов школ, для студентов колледжей и вуза, а также для молодежи 24–35 лет, основную часть занятости которой составляет работа. В них отличались социально-демографический блок вопросов, вопросы о профиле предпочитаемой или выбранной специальности, об уровне осведомленности и удовлетворенности образовательными и карьерными возможностями, представленными в Рыбинске.
Несмотря на внушительный объем работы и сжатые сроки, исследование было реализовано за месяц под ключ. После согласования технического задания и разработанного инструментария представители исследовательской группы посетили Рыбинск и самостоятельно провели сбор данных при содействии администрации города: опрос проводился в школах, колледжах и вузе города, а также в некоторых организациях.
2050
человек приняли участие в опросе. Из них 1988 участвовали в анкетном опросе, а 62 ― в групповых фокусированных интервью.
По словам Майи Русаковой, региональные исследования молодежи позволяют не только получить ответ на конкретный вопрос заказчика, но и понять взгляд молодежи на различные аспекты жизни в их городе: какие запросы у них существуют к городской администрации и какие потребности, связанные с базовой инфраструктурой, организацией досуга. Также возможно выявить системные проблемы, наблюдаемые в сферах образования, трудоустройства, во взаимодействии между различными сторонами рынка труда. «Становятся доступными и точечные выводы — например, какие профориентационные мероприятия наиболее актуальны для молодежи региона, каких именно не хватает образовательных программ, ― пояснила социолог. ― Решение узкоспециализированных запросов гораздо легче встроить в существующий календарь мероприятий города, проще реализовать, а для молодежи такие изменения будут более заметными, чем постепенные системные трансформации. Чем больше их замечают молодые люди, тем выше их уровень лояльности».
Ученый рассказала, что в настоящий момент существует высокий спрос на прикладные исследования молодежи. Многие регионы сталкиваются с образовательной и трудовой миграцией молодежи, растет актуальность исследований, направленных на выявление фактора, влияющего на отток молодежи.
По результатам проведенного в Рыбинске исследования социологи СПбГУ не выявили какого-либо единственного фактора, который оказывал бы наиболее сильное влияние. На формирование образовательных и карьерных траекторий воздействует множественно связанных между собой причин. Одна из них ― общий уровень удовлетворенности жизнью в городе, который складывается из качества базовой инфраструктуры, эстетической составляющей города, уровня безопасности в нем, социальных и досуговых возможностей. В то же время не меньшее влияние оказывают сформированные у молодых людей социальные связи, финансовое положение их семей, предпочитаемый профиль образования и стиль жизни. Не все из этих факторов администрация города или кто-либо еще может учесть и на них повлиять.
Еще одним наблюдением, сделанным в ходе реализации исследования в Рыбинске, стала необходимость рассматривать наблюдаемые явления не с точки зрения негатива (например, определять, что заставляет молодежь уехать), а, скорее, с ракурса привлекательных черт города, усиление которых может способствовать удержанию молодежи в регионе или привлечению молодых людей из других населенных пунктов.
Очень часто исследователи обращают внимание на людей, которые уезжают из региона, и при этом не замечают тех, кто выбирает город в качестве точки миграции, кого привлекают стороны жизни города, не востребованные у уезжающей молодежи. Исследование социологов СПбГУ позволило обратить внимание на этот аспект.
«В целом у нас осталось очень позитивное впечатление от проведенного исследования. Рыбинск ― очень уютный город. Таким его делает не только красота старинной архитектуры и величие Волги, но и люди, которые в нем живут, ― отметила Майя Русакова. ― Мы получили удовольствие и от общения с администрацией Рыбинска, и от взаимодействия с самой молодежью города, очень веселой, креативной и рассудительной. Исследование дало возможность познакомиться с городом, в который хочется вернуться, и подарило огромное количество впечатлений. Надеемся, что в дальнейшем сотрудничество нашего центра и города Рыбинска продолжится».