Николай Курганов: «Значительная часть истории нашей страны и Петербурга связана с наследием Университета»
В Санкт-Петербургском университете недавно открылся Центр по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия, который объединил специалистов разных областей. О том, что позволяет сегодня сохранять культурное наследие и почему это важно, рассказал директор центра, старший преподаватель СПбГУ Николай Курганов (кафедра реставрации).
Николай Сергеевич, расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания Центра по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия в Санкт-Петербургском университете?
Созданный в СПбГУ центр развивает уже сложившиеся связи между специалистами Университета, которые так или иначе занимаются решением вопросов сохранения культурного наследия и работают в различных подразделениях Университета. Таких специалистов в СПбГУ много, поэтому с инициативой создания нового подразделения, которое будет заниматься объектами культурного наследия и проблемой их сохранения, выступил первый заместитель декана факультета искусств СПбГУ заслуженный художник России, профессор Иван Уралов.
Конечно, мы говорим не только о реставрации скульптур и сохранении исторических интерьеров в зданиях Санкт-Петербургского университета, но и о работе с многочисленными музейными коллекциями, реализации многочисленных проектов по актуализации культурного наследия как внутри СПбГУ, так и за его пределами, а также волонтерских инициативных проектах.
Так, реставраторы СПбГУ провели большую работу по восстановлению скульптур и бюстов ученых в знаменитом коридоре здания Двенадцати коллегий — большой и значимый для Университета проект, который, с одной стороны, показал профессионализм специалистов, с другой — стал важным для всех, кто проходит по этому коридору — студентов, преподавателей, гостей СПбГУ.
На кафедре реставрации СПбГУ был реализован проект по сохранению памятников в местах захоронений знаменитых универсантов. Разработанные в Университете методические подходы к оценке состояния памятника и необходимым процедурам консервации щадящими методами позволили очистить памятники от загрязнений и предохранить их от дальнейшего разрушения.
Еще один значимый проект — раскрытие оригинальной живописи в Зеленой гостиной Музея В. В. Набокова СПбГУ. Эта работа развернулась для нас в интереснейшее многоплановое исследование. Под многочисленными слоями советской хозяйственной краски удалось найти оригинальную интерьерную живопись, которой были украшены интерьеры дома, где семья Набоковых встречалась и принимала гостей. Благодаря кропотливому реставрационному раскрытию, проведенному в течение нескольких лет, мы смогли увидеть композиции на потолочном плафоне и дверях.
И в этой работе важен именно междисциплинарный подход: в исследование интерьеров музея большой вклад внесли специалисты Научного парка СПбГУ — благодаря изучению материалов на современном оборудовании нам удалось лучше понять, какие материалы использовались художниками для украшения этого интерьера при его создании. Только представьте — сегодня стало возможно достоверно определить состав красок, которые использовали при создании живописи интерьера на рубеже XIX—ХХ веков! В этой междисциплинарной работе мы смогли лучше изучить «тот самый» цвет Зеленой гостиной: для его создания использовалась краска, которая называлась «парижская зелень» или «швейнфуртская зелень» на основе ацетат-арсенита меди. Интересно, что эту краску любили использовать также импрессионисты в своих работах.
Чем именно будут заниматься специалисты центра, в каких направлениях работать?
Сегодня в Университете уже реализуются проекты в области сохранения, актуализации и реставрации объектов культурного наследия. Можно, пожалуй, выделить основные направления, но мы не планируем ограничиваться лишь ими. Это архитектурные проекты, реставрация и исследование объектов культурного наследия, в том числе с использованием методов естественных наук, применением современных цифровых технологий, а также разработка музейных концепций и дизайн-проектирование в музеях и исторических местах.
Руководят направлениями работы центра специалисты, имеющие богатый опыт работы. Среди них — заведующий кафедрой реставрации СПбГУ Владимир Торбик, доцент СПбГУ Антонина Никонова (кафедра музейного дела и охраны памятников), реализовавшие немало проектов, направленных на реставрацию, музейное проектирование и актуализацию культурного наследия, как в стенах Университета, так и за его пределами. Кроме того, внимание специалистов направлено не только на реставрацию, но и на создание нового — например, руководитель образовательной программы «Дизайн среды» Евгения Петрашень занимается проектом создания арт-резиденции Университета.
Стоит отметить, что работа с объектами культурного наследия сегодня невозможна без использования современного оборудования и технологий. Так, руководитель кафедры прикладной информатики в области гуманитарных исследований СПбГУ Николай Борисов внес значительный вклад в создание цифровых проектов, среди которых хотелось бы особенно отметить мультимедийную систему реконструкции росписи Спаса-на-Нередице — уникального памятника домонгольского зодчества древнерусского Новгорода, который внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Живопись церкви была в значительной мере утрачена в период Великой Отечественной войны, уцелело около 15 % первоначальных фресок. Эти фрагменты были установлены на свои места в процессе кропотливых реставрационных работ, проводимых в прошлом веке, однако в архивах сохранились материалы обмеров, копии древних фресок, акварели Леонида Браиловского, исполненные в 1904 году. В рамках проекта СПбГУ «Нередица — связь времен», поддержанного грантом Российского гуманитарного научного фонда, художники кафедры живописи СПбГУ выполнили полноразмерную реконструкцию утраченных фресок, а IT-специалисты кафедры прикладной информатики в области гуманитарных исследований СПбГУ создали виртуальную реконструкцию этих фресок. Проект высоко оценило экспертное сообщество, 3D-модели были представлены в выставочных залах Москвы и Санкт-Петербурга.
В прошлом году завершились работы по реставрации некоторых предметов из естественно-научных коллекций музейного фонда СПбГУ. Были отреставрированы слепки с черепов древних ящеров из Палеонтологического музея и сделаны их виртуальные трехмерные модели. Мне кажется, реставрация естественно-научных коллекций — это перспективное направление работы, которое важно развивать.
Сейчас ведутся работы по раскрытию и консервации настенной живописи в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы совместно с Санкт-Петербургской художественно-промышленной академией имени А. Л. Штиглица. Это очень кропотливая работа реставраторов, которые сантиметр за сантиметром постепенно раскрывают лики святых, сохранившиеся под малярной краской. При этом на всех этапах проведения работ мы используем научные методы: предварительная инфракрасная рефлектография позволяет провести анализ произведений без их разрушения, контроль за раскрытием проводится с помощью ультрафиолетовой флуоресценции, а для изучения состава красок используется оптическая молекулярная спектроскопия.
Но мы бы не хотели ограничиваться работой только с материальными объектами культурного наследия, будь то памятники, скульптуры, картины, музейные экспонаты или интерьеры архитектурных сооружений. В Санкт-Петербургском университете много специалистов в области искусствоведения, истории музыки, культурологии, и в части культурного наследия, мне кажется, стоит не забывать и про нематериальное, к которому относятся устные традиции, обычаи и обряды, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами, а также исполнительские искусства и наследие творческих школ. Все это также является направлением работы Центра по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия СПбГУ.
Прямо сейчас ведется работа над проектом «Музыкальная археология» под руководством доцента СПбГУ Галины Жуковой (кафедры органа, клавесина и карильона). Это попытка изучения, реконструкции и дешифровки музыкального наследия Древнего Египта по материалам музыковедов и археологов. Также мы готовим к запуску проект «Гении места» — серию комплексных культурно-просветительских мероприятий, посвященных наследию выдающихся универсантов, творчество которых оказало значительное влияние на формирование национального культурного кода. Среди таких мероприятий — концерты, литературные и музыкальные вечера, тематические экскурсии в исторических интерьерах Университета.
Сегодня вопросы сохранения объектов культурного наследия как никогда актуальны. В чем уникальность созданного в СПбГУ центра, какие задачи он сможет решать?
Мы с вами живем в городе, центральная часть которого признана объектом наследия ЮНЕСКО. Санкт-Петербург — уникальный по своей архитектуре, культуре и истории город, а Санкт-Петербургский университет располагается в зданиях-памятниках, многие из которых являются объектами культурного наследия. Значительная часть истории нашего города и нашей страны связана с наследием Университета и историей, творившейся в его зданиях. Также Университет обладает интереснейшими коллекциями музейных предметов, создававшимися на протяжении нескольких веков. Поэтому нам всегда есть над чем работать для Университета, города и страны.
Все знают, что Университет — это глобальное экспертное сообщество, которое может помогать реализовывать социально-значимые проекты. А работа с памятниками культурного наследия, безусловно, такой проект — важный для всех.
У нас есть возможность создавать команды специалистов, обладающих компетенциями в самых разных направлениях и, что очень важно, имеющих большой опыт реализованных проектов. Центр использует этот экспертный потенциал СПбГУ, привлекает дизайнеров, художников, специалистов, занимающихся реставрацией или музейным проектированием, а также исследовательские группы — химиков, физиков и других специалистов, работающих на базе Научного парка СПбГУ, для изучения исторических материалов методами естественных наук, этот подход существенно помогает в проведении реставрационных работ и удивительным образом объединяет естественно-научный и гуманитарный подходы.
Сотрудничество таких уникальных экспертов на базе центра позволит обратить внимание общественности на вопросы актуализации, реставрации и сохранения многочисленных памятников культурного наследия и выработать подходы для этой работы, которую хочется сделать системной. Сюда относятся и разработка проектов реконструкции и предложений по новому использованию исторических зданий, и привлечение инвесторов для реализации проектов, а также работа над различными грантами, привлечение бюджетного финансирования.
Благодаря центру появляется возможность наладить и систематизировать взаимодействие между коллективами СПбГУ, которые работают в направлении сохранения культурного наследия, и заинтересованными сторонами: работодателями, фондами, благотворительными организациями, потенциальными партнерами и инвесторами.
Кому и как может помочь центр культурного наследия?
Заинтересованными сторонами могут выступать музеи нашего города и других регионов, если для них важно участие специалистов с современными компетенциями и опытом, готовых заниматься музейным и реставрационным проектированием, а также самими работами. Обратиться к специалистам центра могут любые организации, являющиеся собственниками или использующие объекты исторического и культурного наследия, при работе с такими объектами возможен только индивидуальный подход.
Также мы планируем развивать сотрудничество с фондами, принимающими участие в сохранении культурного наследия, и с государственными органами власти. Для нас и для меня как руководителя очень важно попытаться выстроить работу, отладить механизм сотрудничества Университета со сторонними пользователями и заинтересованными организациями с одной большой целью — сохранение многочисленных объектов культурного наследия, которыми стоит гордиться.