Вторая жизнь университетских предметов старины

За минувший учебный год студенты-реставраторы восстановили облик нескольких объектов исторического наследия СПбГУ.

Десюдепорты в Зеленой гостиной дома Набокова

Около десяти лет назад универсанты начали проводить музейную научную реставрацию в Зеленой гостиной дома Набокова. До революции стены помещения были обтянуты зеленой тканью, а потолок украшен лепкой и живописью. Впоследствии оригинальное убранство было скрыто под несколькими слоями белой краски. Расчисткой подлинной отделки в этом году занимались в рамках дипломных проектов выпускницы бакалавриата Полина Шаханова и Мария Уклеева.

Полина Шаханова, специализирующаяся на реставрации живописи, работала над десюдепортом (декоративным наддверным панно) юго-западного портала гостиной. Она устраняла деформации живописи центрального картуша и расчищала его от трех слоев малярной закраски — в результате открылся пейзаж в зеленой цветовой гамме с изображением деревьев и водоема. Затем девушка провела расчистку резного обрамления. Работы проводились скальпелем всухую. Труд занял около полугода — при том что ранее уже проводились частичные реставрационные работы.

«В Зеленой гостиной три подлинных дверных проема, каждый из которых завершен десюдепортом. Если их сравнивать, то на "моем" авторский красочный слой и фрагменты золочения на резном обрамлении сохранились лучше, чем на двух других. В центральном же картуше есть многочисленные утраты живописного красочного слоя, потому что перед тем, как покрасить, его поцарапали: сделали насечки, чтобы сцепление краски и древесины было лучше», — рассказала Полина Шаханова.

В ее планах — продолжить реставрацию десюдепорта, обучаясь в магистратуре.

Я бы хотела сделать проекты тонировок. Они позволят представить, как это все будет выглядеть, если восполнить утраты.

Выпускница СПбГУ Полина Шаханова

«Полное воссоздание нам не подходит, потому что надо видеть, что сделал автор, а что — реставратор. Для того чтобы издалека элемент выглядел как единое целое, а вблизи была видна реставрационная тонировка, применяются техники ретуши (например, тратеджио — полосками, или пуантель — точками)», — говорит выпускница. При этом она отметила, что восполнение утрат — предмет отдельного согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, поскольку здание и его интерьеры являются объектами исторического и культурного наследия федерального значения.

Двери Зеленой гостиной

Мария Уклеева одновременно с коллегой занималась реставрацией фрагментов дверного полотна. Расчистка дверей в стиле неорококо выполнялась ею преимущественно всухую: компрессы из растворителей, призванные размягчить четыре слоя малярной краски, применялись лишь в некоторых местах. Отметим, что роспись полотен, которым около 150 лет, велась мастером сразу по дереву: тонкий слой грунта есть только на центральной части. «В ходе работ по расчистке с авторским красочным слоем начались проблемы, поэтому параллельно его пришлось укреплять», — рассказала Мария. По ее словам, следующим этапом станет подведение реставрационного грунта. Также впереди — обсуждение с КГИОПом вопроса о тонировках.

Как отмечает руководитель образовательной программы «Реставрация» доцент Владимир Торбик, в доме Набокова сейчас ведутся работы и по реставрации лепной падуги (перехода между стеной и потолком) и плафона (потолка) Зеленой гостиной. Сам он имеет комбинированное декоративное убранство: часть была украшена лепными деталями, а свободное, фоновое пространство было заполнено живописью. В советское время вся лепнина, за исключением одного маленького фрагмента рамы, была срублена, а потолок закрашен побелкой в восемь слоев. Раскрытию авторской живописи плафона уже посвящено несколько дипломных проектов.

«Все расчистки в гостиной ведутся в основном механическим способом. Это настоящий египетский труд! Это тот оселок, на котором проверяется пригодность реставратора к профессии: способность к целеполаганию и умение концентрироваться на поставленной задаче. Сохранение оригинала возможно, только когда есть ясное понимание, с чем работает специалист в данную минуту», — комментирует Владимир Торбик.

Кафедра из здания Двенадцати коллегий

Если сегодня рабочим местом преподавателя чаще всего служит компьютерный стол, то в XIX веке лекции читались с кафедры. Прекрасный образец этого предмета мебели сохранили преподаватели-зоологи. Реставрация кафедры стала дипломным проектом выпускницы бакалавриата Марины Шевцовой. По признанию студентки, при первом осмотре ничего интересного она в ней не увидела: вся красота скрывалась под наслоениями серой масляной краски. Однако уже в процессе расчистки стало очевидно, что это очень редкий и дорогостоящий предмет: кафедра была отделана шпоном красного дерева высшего сорта, называемого «пламя» (при покрытии лаком порода приобретает ярко выраженный бордово-красный цвет, а игра текстуры — рисунка древесины — похожа на языки пламени).

Работы заняли три месяца. Первым шагом стала химическая и механическая расчистка от наслоений масляной краски. После были восполнены утраты шпона в местах выбоин и сколов и проведена реставрация резьбы, большая часть которой не сохранилась, а та, что осталась, была серьезно повреждена. Также были демонтированы полка и подиум, которые были добавлены кем-то позднее и не соответствовали историческому облику кафедры.

«Предмет прожил целый век, и мы должны с уважением относиться к этому периоду его жизни. Поэтому проведены только самые основные консервативные укрепления и операции. Что-то намеренно оставили — например, потертости массива. Консервация — очень тонкая вещь, нельзя увлекаться и делать из предмета новодел, — рассказала Марина. — И хотя работать было в прямом и переносном смысле тяжело (массивную кафедру высотой более метра приходилось часто переворачивать), я очень довольна результатом. Все усилия того стоили, объект просто прекрасен: такую дорогостоящую и интересную мебель увидишь нечасто».

Портреты основоположников физиологии

С просьбой о восстановлении портретов основоположников физиологической науки к Владимиру Торбику обратился почетный профессор СПбГУ, нейрофизиолог Александр Ноздрачев. Реставрация была приурочена к памятной для петербургских физиологов дате — столетию Физиологического общества имени И. П. Павлова. Картины были написаны в 1965 году по заказу директора Института физиологии ЛГУ профессора Иосифа Ивановича Грачева. Авторами стали художники Леонид Мурзин и Петр Кипарисов, мастера живописно-скульптурного комбината Ленинградского отделения Союза художников.

Реставрацию за время обучения в магистратуре провела Наталья Царева. Портреты, на которых изображены основоположник физиологии и эмбриологии Уильям Гарвей, создатель русской физиологической школы Иван Сеченов, основатель науки о высшей нервной деятельности Иван Павлов, автор учения о парабиозе Николай Введенский, а также Рене Декарт, стоявший у истоков рефлексологии, были в относительно хорошем состоянии: местами полотна были загрязнены, на них имелись прорывы и провисания холста.

Портрет же создателя учения о доминанте Алексея Ухтомского был, по словам Натальи, деформирован гораздо сильнее: часть изображения была загнута на подрамник, верхний слой живописи местами отставал. Магистрантка провела укрепление грунта и красочного слоя, устранила проколы холста, подвела реставрационные кромки, а также заменила подрамник и провела тонировку полотна. Сегодня восстановленные портреты в подновленных рамах занимают достойное место в мемориальной аудитории.

От студентов, которые специализируются на реставрации предметов декоративно-прикладного искусства, монументальной живописи и мебели, не отстают и их коллеги — реставраторы скульптуры. Так, в течение нескольких лет силами универсантов проводится мониторинг состояния и восстановление памятников на захоронениях ученых СПбГУ на городских кладбищах. Весной были начаты работы по реставрации гипсовых скульптур и бюстов ученых: уже отреставрированы статуи химика Александра Бутлерова и геолога и почвоведа Василия Докучаева, расположенные в коридоре здания Двенадцати коллегий. А магистрантка Александра Пашина в этом году запустила проект «Волонтеры-реставраторы Санкт-Петербурга», посвященный обучению всех желающих основам профилактического ухода за городскими памятниками.