Сохраняя отпечаток времени: в СПбГУ прошел вечер докладов студентов‑реставраторов
В СПбГУ прошел вечер докладов студентов-реставраторов СПбГУ, посвященный результатам проектов по сохранению культурно значимых объектов России. Мероприятие было организовано в рамках выставки-конкурса изобразительного искусства «Пушкинский Петербург».
Консультант первого проректора по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Егор Лукьяненко, открывая заседание, отметил роль Университета в сохранении исторических и культурных достопримечательностей. «Университет — это глобальное экспертное сообщество, которое успешно реализует проекты в самых разнообразных областях. В том числе наши студенты и преподаватели вносят неоценимый вклад в сохранение достояния Санкт‑Петербурга и Университета как неотъемлемой его части», — сказал Егор Лукьяненко.
В 2022 году в СПбГУ открылся Центр по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия, который развивает уже сложившиеся связи между специалистами Университета.
Студенты образовательной программы «Реставрация объектов изобразительного и прикладного искусства» СПбГУ Анастасия Сказочкина, Алина Шелудешева, Варвара Титенко, Инга Гукова, Юлия Воронина, Виктория Данилова и Варвара Тюрина вместе со специалистами реставрационной мастерской «Наследие» показали восстановленную малую копию одного из самых узнаваемых памятников Петербурга — «Медный всадник». «Эта скульптура как минимум с конца XIX находится в стенах Университета. Мы проделали огромную работу по ее реставрации: расчистили поверхность гипса и бронзы от загрязнений и следов предыдущих ремонтных работ, склеили разошедшиеся части постамента, устранили места трещин и укрепили их, на поверхность статуэтки нанесли консервационное покрытие», — рассказали будущие реставраторы.
Обучающиеся третьего курса программы «Реставрация объектов изобразительного и прикладного искусства» СПбГУ Анна Глазунова и Инга Гукова представили доклад об истории спасения мраморного торса — ценной скульптуры «Фигура танцовщицы, касающаяся пальцем подбородка». В ходе проведенного студентами исследования выяснилось, что обнаруженный монумент создал известный итальянский скульптор Антонио Канова и он являлся элементом убранства усадьбы Сергиевка. Сейчас скульптура находится на реставрации, в которой принимают участие студенты Университета.
На мероприятии присутствовал член совета директоров корпорации развития Санкт‑Петербурга, председатель правления санкт‑петербургского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Русское музыкальное общество» Дмитрий Чагин, который является инициатором и заказчиком реставрации мраморного торса. Дмитрий Алексеевич рассказал об истории обнаружения артефакта, а также о своей любви к объектам культурного наследия в целом.
Приобретение мраморного торса — это удивительное стечение обстоятельств. Моя дочь с пяти лет занимается балетом, и после очередного спектакля я очень воодушевился и начал листать в поисковике информацию о постановке — и внезапно натыкаюсь на объявление о продаже скульптуры. И меня это очень заинтересовало, так как в детстве я мечтал стать искусствоведом.
Член совета директоров корпорации развития Санкт‑Петербурга, председатель правления санкт‑петербургского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Русское музыкальное общество» Дмитрий Чагин
Студенты СПбГУ представили и другие проекты: итог реставрации белокаменной закладной плиты XVIII века на фасаде Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, горельефного портрета Е. П. Корчагиной‑Александровской и барельефного портрета А. С. Грибоедова.
Подвела итог вечера заместитель генерального директора ООО «Реставрационная мастерская "Наследие"», преподаватель СПбГУ Христина Шумилова (кафедра реставрации). Она подчеркнула, что реставрация подразумевает взаимодействие не только ученых из разных областей, но и представителей государства, духовенства, местного сообщества. Путем диалога и осознания важности сохранения культурных объектов можно спасти еще больше артефактов истории.